ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 6 ноября 1997 г. N 03-1-09/16 (Д) Начальнику Государственной налоговой инспекции по г. Москве Чернику Д.Г. Государственная налоговая служба Российской Федерации рассмотрела Ваше письмо от 26.08.97 N 13-07/20171 о применении финансовых санкций (включая штрафы) к налогоплательщикам, допустившим неправильное исчисление (завышение) сумм налога на добавленную стоимость по покупным материальным ресурсам, отражаемым по дебетовым оборотам счета 68 "Расчеты с бюджетом" и сообщает следующее. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации при рассмотрении вопросов о правильности применения законодательства по налогу на добавленную стоимость в ряде случаев принимают решения без достаточного экономического и налогового обоснования позиции своих решений. Это существенным образом деформирует сложившуюся многолетнюю практику налоговых отношений по взиманию налога на добавленную стоимость и применению финансовых санкций. В частности, одним из таких принципиально важных вопросов является применение финансовых санкций к налогоплательщикам, допустившим неправильное исчисление (завышение) сумм налога на добавленную стоимость по покупным материальным ресурсам, возмещение которых производится за счет бюджета. Позиция государственных налоговых и финансовых органов основана на самой экономической сути налога на добавленную стоимость и исходит из того, что добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения, что и отражено в статье 1 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Это положение в полной мере подтверждено также статьей 5 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой объектом налогообложения по этому налогу является добавленная стоимость продукции, работ и услуг, определяемая в вышеуказанном порядке. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Именно эта экономическая суть налога на добавленную стоимость отражена через конкретный механизм его исчисления и уплаты в бюджет, предусмотренный пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1. Единой правовой нормой, предусматривающей меры финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства, является статья 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", подпунктом "а" которой предусмотрено, что налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере этой же суммы. Основываясь на этой норме, Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом от 29.10.93 N ВЗ-4-05/169н "О применении штрафных санкций за занижение (сокрытие) налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет", согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.11.93 (регистрационный номер 392), дала указания государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации о применении к налогоплательщикам финансовых санкций в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как за занижение налога, отражаемого по реализации готовой продукции, так и за завышение налога по закупаемым материальным ресурсам. Однако эта правомерная позиция по существу вопроса не встретила понимания у Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и отдельных арбитражных судов, несмотря на неоднократное обсуждение ее с участием заинтересованных сторон. Позицию Государственной налоговой службы Российской Федерации по этому вопросу полностью разделяет Министерство финансов Российской Федерации (С.Д.Шаталов). Учитывая изложенное, Государственная налоговая служба Российской Федерации в настоящее время предпринимает очередную попытку обращения на имя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф. с изложением всех аргументов, обосновывающих правомерность нашей позиции. Этими обстоятельствами и объясняется столь затянувшаяся неопределенность в понимании прав налоговых органов относительно применения (неприменения) финансовых санкций к налогоплательщику за завышение входного налога на добавленную стоимость. Государственный советник налоговой службы I ранга В.А. Зверховский |