Без названия. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 06.11.97 03-1-09/16


                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           6 ноября 1997 г.
                             N 03-1-09/16

                                 (Д)


                                            Начальнику Государственной
                                      налоговой инспекции по г. Москве
                                                          Чернику Д.Г.

     Государственная налоговая служба Российской Федерации рассмотрела
Ваше  письмо от 26.08.97 N 13-07/20171 о применении финансовых санкций
(включая  штрафы)  к  налогоплательщикам,   допустившим   неправильное
исчисление   (завышение)  сумм  налога  на  добавленную  стоимость  по
покупным материальным ресурсам, отражаемым по дебетовым оборотам счета
68 "Расчеты с бюджетом" и сообщает следующее.
     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации  и  арбитражные  суды
субъектов   Российской   Федерации   при   рассмотрении   вопросов   о
правильности применения  законодательства  по  налогу  на  добавленную
стоимость   в   ряде   случаев   принимают  решения  без  достаточного
экономического и налогового обоснования  позиции  своих  решений.  Это
существенным  образом  деформирует  сложившуюся  многолетнюю  практику
налоговых отношений по взиманию  налога  на  добавленную  стоимость  и
применению финансовых санкций.
     В частности,  одним  из  таких  принципиально   важных   вопросов
является   применение   финансовых   санкций   к   налогоплательщикам,
допустившим  неправильное  исчисление  (завышение)  сумм   налога   на
добавленную  стоимость  по покупным материальным ресурсам,  возмещение
которых производится за счет бюджета.
     Позиция государственных  налоговых  и финансовых органов основана
на самой экономической сути налога на добавленную стоимость и  исходит
из  того,  что добавленная стоимость определяется в виде разницы между
стоимостью  реализованных  товаров,  работ  и   услуг   и   стоимостью
материальных затрат,  отнесенных на издержки производства и обращения,
что   и  отражено в статье 1 Закона Российской Федерации  от  06.12.91
N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
     Это положение в полной мере подтверждено также статьей  5  Закона
Российской  Федерации  от  27.12.91  N  2118-1  "Об  основах налоговой
системы   в   Российской   Федерации",   согласно   которой   объектом
налогообложения   по   этому  налогу  является  добавленная  стоимость
продукции, работ и услуг, определяемая в вышеуказанном порядке.
     Сумма налога   на  добавленную  стоимость,  подлежащая  взносу  в
бюджет,  определяется как разница между суммами налога, полученными от
покупателей  за  реализованные им товары (работы,  услуги),  и суммами
налога,  фактически уплаченными поставщикам  за  материальные  ресурсы
(работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства
и обращения.
     Именно эта  экономическая  суть  налога  на добавленную стоимость
отражена через конкретный механизм его исчисления и уплаты  в  бюджет,
предусмотренный  пунктом  2  статьи  7  Закона Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1.
     Единой правовой   нормой,   предусматривающей   меры   финансовой
ответственности    налогоплательщиков    за    нарушения    налогового
законодательства,  является  статья  13 Закона Российской Федерации от
27.12.91  N  2118-1  "Об  основах  налоговой  системы   в   Российской
Федерации", подпунктом "а" которой предусмотрено, что налогоплательщик
несет ответственность в виде взыскания суммы налога за  иной  сокрытый
или  неучтенный  объект  налогообложения  и  штрафа  в размере этой же
суммы.
     Основываясь на   этой  норме,  Государственная  налоговая  служба
Российской Федерации письмом от 29.10.93 N ВЗ-4-05/169н "О  применении
штрафных   санкций  за  занижение  (сокрытие)  налога  на  добавленную
стоимость, подлежащего взносу в бюджет", согласованным с Министерством
финансов  Российской  Федерации  и  зарегистрированным  в Министерстве
юстиции Российской Федерации  09.11.93  (регистрационный  номер  392),
дала   указания  государственным  налоговым  инспекциям  по  субъектам
Российской Федерации  о  применении  к  налогоплательщикам  финансовых
санкций  в  соответствии  с  подпунктом  "а" пункта 1 статьи 13 Закона
Российской Федерации  от  27.12.91  N  2118-1  "Об  основах  налоговой
системы  в Российской Федерации" как за занижение налога,  отражаемого
по  реализации  готовой  продукции,  так  и  за  завышение  налога  по
закупаемым материальным ресурсам.
     Однако эта  правомерная  позиция по существу вопроса не встретила
понимания у Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и отдельных
арбитражных судов,  несмотря на неоднократное обсуждение ее с участием
заинтересованных сторон.
     Позицию Государственной налоговой службы Российской Федерации  по
этому  вопросу  полностью  разделяет  Министерство финансов Российской
Федерации (С.Д.Шаталов).
     Учитывая изложенное,  Государственная налоговая служба Российской
Федерации в настоящее время предпринимает очередную попытку  обращения
на  имя  Председателя  Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации
Яковлева   В.Ф.   с   изложением   всех   аргументов,   обосновывающих
правомерность нашей позиции.
     Этими обстоятельствами   и   объясняется    столь    затянувшаяся
неопределенность  в  понимании  прав  налоговых  органов  относительно
применения (неприменения) финансовых санкций  к  налогоплательщику  за
завышение входного налога на добавленную стоимость.

     Государственный советник
     налоговой службы I ранга                      В.А. Зверховский