О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА РОЗЫСК ЛИЦ, ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 19 ноября 1997 г. N СУ-143 (НЦПИ) Преступления, связанные с уклонениями от военной службы, занимают доминирующее положение в структуре преступности в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации. Практика надзорной деятельности военных прокуроров указывает на то, что розыск лиц, уклоняющихся от военной службы, достигает необходимой эффективности там, где надлежащим образом организована работа органов дознания по сигналам о совершенных уклонениях; обеспечивается высокое качество проверки обоснованности возбуждения уголовных дел; своевременно возбуждаются и направляются в военную прокуратуру уголовные дела; энергично, с достаточной полнотой проводятся первоначальные следственные действия и активный розыск отсутствующего по месту службы ("по горячим следам"). Оперативность розыска зависит от эффективной и качественной работы следственного аппарата военных прокуратур, полноты и своевременности надзора за исполнением законодательства, направленного на розыск уклоняющихся от службы лиц. Однако далеко не во всех прокуратурах эта работа соответствует предъявляемым требованиям. В целях улучшения положения дел в вопросах осуществления уголовного преследования за преступления против порядка прохождения военной службы и прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на розыск лиц, обвиняемых в их совершении, требую: 1. Военным прокурорам округов, флотов, ФПС, РВСН, Московскому городскому военному прокурору обеспечить: 1.1. Систематическое совершенствование у подчиненного прокурорско - следственного состава организационных и методических навыков следственной и розыскной работы, прокурорского надзора за исполнением требований законодательства, направленного на розыск обвиняемых; оперативного и действенного реагирования на нарушения, выявленные в этой сфере, как это предусмотрено Приказами Генерального прокурора 1997 г. N 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" и N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью". С этой целью организовать в подчиненных прокуратурах углубленное изучение Федеральных законов "Об оперативно - розыскной деятельности", "О милиции", Приказа МВД РФ 1993 г. N 213 ДСП, которым утверждены "Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел" и "Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения", указаний ГВП N 01696 от 15 августа 1962 года, совместных указаний ГВП и МВД N 1/4636/СУ-1277 от 24 ноября 1990 года, совместного письма руководителей ГВП, МО РФ и МВД РФ от 1 - 4 июня 1994 г. N СУ-138, директивы Генерального штаба ВС РФ от 9 марта 1996 г. N ДГШ-8 и других нормативных актов, регламентирующих оперативно - розыскную деятельность уполномоченных на ее проведение органов. 1.2. Усилить контроль со стороны отделов надзора военных прокуратур окружного звена за состоянием розыскной деятельности в прокуратурах гарнизонов и, в частности: а) пресекать преждевременное (до истечения срока, предусмотренного частью 3 статьи 195 УПК РСФСР, и до выполнения всех возможных в отсутствие обвиняемого следственных действий) приостановление производства предварительного следствия по уголовным делам; б) особое внимание уделять проверке полноты исследования версий о гибели отсутствующего военнослужащего; в) искоренять формализм при планировании розыскных мероприятий, пассивность следователей военных прокуратур в организации выполнения имеющихся планов розыска и военных прокуроров при осуществлении надзора за законностью объявленного розыска; г) при выявлении фактов возвращения органами внутренних дел военным прокурорам ненадлежаще оформленных материалов, направлявшихся для организации розыска и заведения оперативно - розыскных дел, проводить служебные расследования с целью выяснения причин низкого качества документов и решения вопроса об ответственности допустивших нарушения работников; д) не реже одного раза в год анализировать недочеты и нарушения, выявляемые в деятельности органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам данной категории, обобщать и распространять передовой опыт, приобретаемый и накапливаемый в прокуратурах, имеющих наиболее высокие показатели в розыске скрывшихся обвиняемых; е) в целях совершенствования координации деятельности по розыску с органами внутренних дел, в докладах о работе военных прокуратур в истекшем году, представляемых в Главную военную прокуратуру в соответствии с п. 2 ч. III Приказа ГВП 1997 г. N 120, излагать сведения о фактах необоснованного возврата органами внутренних дел направлявшихся им для организации розыска материалов, а также о мерах, принятых по этим фактам руководителями отделов (региональных управлений, министерств внутренних дел) в связи с прокурорским реагированием. 2. Прокурорам гарнизонов и объединений: а) Осуществлять прокурорский надзор за исполнением законодательства, направленного на розыск лиц, обвиняемых в нарушении порядка прохождения военной службы, непрерывно и последовательно с момента получения сигнала об уклонении от службы и до утверждения обвинительного заключения по уголовному делу. б) Надзорную деятельность в воинских частях сосредоточить на своевременном выявлении незаконно отсутствующих на службе военнослужащих и причин, способствующих распространению среди них уклонений. С этой целью: 2.1. Вносить командованию документы прокурорского реагирования, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению уклонений от военной службы, и об устранении нарушений уголовно - процессуального закона, допускаемых органами дознания, незамедлительно после их обнаружения. Исключить примиренческое отношение к нарушениям, допускаемым поднадзорными органами дознания. 2.2. Посредством прокурорского реагирования добиваться исключения в деятельности поднадзорных органов дознания: а) несвоевременных докладов об уклонениях, совершенных военнослужащими; б) низкого качества проведения доследственных проверок и нарушения сроков, предусмотренных статьей 109 УПК РСФСР и вытекающих из диспозиции статьи 337 УК РФ; в) несвоевременного возбуждения уголовных дел о преступлениях данной категории и сокрытия последних командованием; г) несвоевременной передачи уголовных дел в военные прокуратуры и пассивности в розыске скрывшихся военнослужащих. 2.3. С момента получения сообщения об исчезновении из воинской части (о неявке в срок на службу без уважительных причин) военнослужащего, на стадии проверки, проводящейся в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР, следует: а) контролировать обращение командования в органы внутренних дел по месту дислокации воинской части с заявлением о безвестном исчезновении военнослужащего; б) привлекать органы военного управления и внутренних дел, действующие по месту жительства скрывшегося до призыва, к выяснению положения дел в его семье, к оперативному выявлению обстоятельств, декриминализирующих совершенное уклонение; в) обеспечить квалифицированное разъяснение близким скрывшегося военнослужащего юридических последствий совершенного им деяния, необходимость его незамедлительного (после прибытия домой) обращения в ближайшее медицинское учреждение с целью производства освидетельствования и к ближайшему военному прокурору (военному комиссару, военному коменданту гарнизона, руководителю органа внутренних дел или в местный орган государственной власти или самоуправления) с сообщением о своем местонахождении и причинах оставления места службы. 2.4. При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания: а) в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьями 116 и 211 УПК РСФСР, давать органу дознания письменные указания о выполнении следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий, направленных на: установление и проверку возможных мотивов совершенных уклонений от военной службы, в том числе об антиуставных проявлениях и стечении иных тяжелых обстоятельств; данных, характеризующих личность скрывшегося военнослужащего, состояние его здоровья; сведений, позволяющих составить его словесный портрет; мест, в которых возможно его сокрытие (для чего использовать возможности, предусмотренные ч. 2 ст. 168 УПК РСФСР); версий о гибели, нахождении в качестве заложника, в лечебном учреждении, в состоянии, не позволяющем сообщить о себе необходимые сведения, о пребывании в местах лишения свободы, о перемене гражданства (наличии до призыва гражданства иного государства), изменении семейного положения и, соответственно, имени, фамилии и т.п.; б) стремиться к получению сведений, необходимых и достаточных для объявления розыска скрывшегося военнослужащего, на стадии дознания по уголовному делу. 2.5. При изучении уголовных дел, поступающих от органов дознания: а) уделять повышенное внимание проверке и оценке достаточности оснований для их возбуждения, особенно в отношении военнослужащих, не явившихся в установленный срок из отпуска, из лечебного учреждения и т.п.; б) пресекать неполноту дознаний, применяя как меры реагирования, упомянутые выше, так и предусмотренные частью 2 статьи 113 УПК РСФСР, - в процессе решения вопроса о наличии в действиях (бездействии) органа дознания, нарушившего уголовно - процессуальный закон, признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 285, 293 УК РФ. Для этого по всем фактам несвоевременного возбуждения уголовных дел проводить проверки, которые завершать принятием решений, предусмотренных статьями 109, 112, 113 УПК РСФСР. 2.6. Копии постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении командиров воинских частей, не выполнивших надлежащим образом обязанности, возлагаемые на них как на орган дознания, представлять вместе с соответствующими материалами для проверки обоснованности принятых решений вышестоящим военным прокурорам. 2.7. Активизировать практику проведения надзорных проверок параллельно с расследованием уголовных дел об уклонениях от военной службы. Обеспечивать обязательное участие в них следователей, принявших уголовное дело об уклонении к производству, используя составление следователями проектов представлений как одну из форм совершенствования профессиональной подготовки. Представления, имевшие наибольший положительный эффект в укреплении правопорядка, с копиями ответов командования о результатах их рассмотрения, вышестоящим прокурорам представлять в ГВП с указанием фамилии исполнителя представления. 2.8. Осуществляя надзор за производством предварительного следствия, не допускать его приостановления до завершения отработки следователем всех типичных следственных версий, в том числе о возможной гибели отсутствующего военнослужащего. 2.9. Не санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу к лицам, не возвратившимся в срок к месту службы из отпуска (лечебного учреждения и т.п.) и не совершившим иных преступлений, до подтверждения материалами уголовных дел фактов их убытия установленным порядком к постоянному месту службы, одновременного исключения следственным путем (в ходе дознания) обстоятельств, декриминализирующих уклонение, а также при наличии в уголовном деле доказательств применения к отсутствующему военнослужащему антиуставных мер воздействия сослуживцами или командованием. 2.10. При оформлении процессуальных документов об объявлении розыска исключить санкционирование этапирования разыскиваемых военнослужащих к месту дислокации оставленной ими части, если отсутствуют доказательства совершения ими по месту службы иных преступлений. 2.11. Осуществляя надзор за розыскной деятельностью по уголовным делам, приостановленным на основании п. 1 ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР, не реже одного раза в квартал (т.е. не менее четырех раз в год) проверять ход исполнения планов оперативно - розыскных мероприятий, составленных следователями, с производством в них об этом отметок о выявленных недочетах и данных, в связи с проверкой, указаниях. 2.12. В военных прокуратурах гарнизонов (объединений) обеспечить учет и контроль исполнения поручений о розыске и задержании военнослужащих, поступающих в копиях из других военных прокуратур (в соответствии с п. 3.6 настоящего указания). При непоступлении в месячный срок информации об их исполнении из органов милиции направлять письменные напоминания об этом. 3. Следователям: 3.1. В срок не более 3 дней с момента принятия к производству уголовного дела об уклонении от военной службы, возбужденного с нарушением процессуальных сроков, представлять военным прокурорам гарнизонов (объединений) проекты представлений, подлежащих внесению командованию, вышестоящему по отношению к органу дознания, нарушившему закон. 3.2. Обеспечивать при производстве предварительного следствия: а) незамедлительный квалифицированный осмотр территории воинской части и ее ближайших окрестностей, здания казармы, спального помещения, рабочего места, кладовой подразделения, закрепленной за исчезнувшим военнослужащим техники и т.д. с целью возможного обнаружения его трупа, останков, следов насилия, документов (писем, предсмертной записки, образцов его почерка, фотографий), выявления ненадлежащих бытовых условий в подразделении и других фактических данных, имеющих значение для установления истины по делу; б) тщательную проверку информации, представленной в уголовном деле органом дознания, с целью преодоления возможных проявлений круговой поруки в подразделении и стремления должностных лиц воинской части скрыть истинные причины, обусловившие оставление части военнослужащим, которые могут проявляться в однотипных, недетализированных показаниях свидетелей и т.п. образом. 3.3. При наличии достаточных оснований, а также сведений о личности скрывшегося военнослужащего объявлять розыск до истечения срока, предусмотренного статьей 195 УПК РСФСР. 3.4. Обеспечить точное соответствие процессуальных и учетно - справочных документов, оформляемых при объявлении розыска обвиняемого, формам, предусмотренным приложениями к "Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел" и "Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения", введенными согласованным с Генеральной прокуратурой Приказом Министра внутренних дел РФ 1993 г. N 213 ДСП. 3.5. По уголовным делам, приостановленным производством на основании п. 1 ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР, иметь информацию о том, за каким конкретным работником органа внутренних дел (его должность, звание, фамилию, инициалы, номер телефона) закреплено заведенное оперативно - розыскное дело (ОРД) и сведения о самом ОРД (его номер, наличие дубликата в другом органе внутренних дел, данные о переадресовке ОРД в другой ОВД, об объявлении федерального розыска и т.д.). Не реже одного раза в квартал координировать с указанным работником план оперативно - розыскных мероприятий, приобщая к уголовному делу справки органа внутренних дел о результатах (об их отсутствии) проводимой им оперативно - розыскной деятельности. 3.6. При объявлении розыска уклоняющихся от службы лиц незамедлительно направлять в органы милиции (в копиях соответствующим военным прокурорам гарнизонов и объединений - для контроля) по местам их жительства до призыва (а также родителей и иных объективно установленных связей) отдельные поручения в порядке ст. 132 УПК РСФСР о розыске и задержании военнослужащих. К поручениям прилагать постановления о привлечении в качестве обвиняемого, применении меры пресечения, об объявлении розыска, справку о личности разыскиваемого, его фотографии и санкционированные судом или в порядке, установленном федеральным законом, постановления о производстве обысков по месту жительства родителей и других родственников. В поручениях излагать просьбу сообщить о результатах их исполнения инициатору и военным прокурорам гарнизонов (объединений), которым направлены их копии. При задержании разыскиваемого лица телеграфом сообщать об этом и отмене розыска в соответствующие подразделения органов внутренних дел и военным прокурорам, которым направлялись в копиях отдельные поручения. 4. Военным прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в воинских частях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, иметь в виду: 4.1. В части 2 сноски 1 к п. 2.2 главы 1 раздела 1 Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел указано, что "розыск военнослужащих, самовольно оставивших части российских войск за границей, осуществляется органами военной юстиции и дознания совместно с местными правоохранительными органами". 4.2. Деятельность по организации розыска военнослужащих, уклонившихся от прохождения службы в воинских частях, дислоцированных за границей, должна определяться следующим: 4.2.1. В случае оставления военнослужащим воинской части военный прокурор гарнизона должен: а) обеспечить организацию розыска в соответствии с изложенным выше требованием Инструкции, то есть проконтролировать обращение командования воинской части в органы внутренних дел страны пребывания; б) немедленно после возбуждения уголовного дела представить через ВП окружного звена в ГВП просьбу об оказании правовой помощи в розыске скрывшегося военнослужащего и о его выдаче, подлежащую направлению в правоохранительные органы страны пребывания в соответствии с Конвенцией Государств Содружества 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"; в) при наличии достаточных оснований полагать, что скрывшийся из воинской части военнослужащий достиг территории России, материалы, предусмотренные упомянутой выше Инструкцией, с сопроводительным письмом за подписью военного прокурора через ВП окружного звена следует направить в ГУУР МВД РФ для переадресовки органу внутренних дел, обслуживающему территорию, где следствием выявлено наибольшее количество связей обвиняемого, и заведения там дубликата розыскного дела. 4.2.2. В случае невозвращения военнослужащего в воинскую часть из России в материалах, направляемых в ГУУР МВД РФ, и в сопроводительном письме к ним должны излагаться доказательства того, что обвиняемый действительно убыл на территорию России и не покидал ее после командировки, отпуска или лечения. При отсутствии таковых - действовать так же, как и в случае оставления военнослужащим части, дислоцированной за рубежом. 4.3. В справке о личности разыскиваемого и в сопроводительных документах к направляемым в ГУУР МВД РФ материалам необходимо излагать перечень мер, принимавшихся к розыску обвиняемого на территории страны пребывания, наименование органа внутренних дел, в который обращались командование и военный прокурор с сообщением об исчезновении военнослужащего, номер заведенного там в связи с их обращением розыскного дела или материалов проверки, а при их отсутствии, по возможности, причины отказа в этом местных органов МВД. 5. Военным прокурорам окружного звена направить настоящее указание всем подчиненным военным прокурорам, обеспечив контроль его исполнения. 6. Контроль за выполнением указания возложить на заместителя Главного военного прокурора. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, генерал-лейтенант юстиции Ю.Г. ДЕМИН 19 ноября 1997 г. N СУ-143 |