О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВАРИЙ СТРОЯЩИХСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Письмо. Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России). 27.11.97 БЕ-19-42/16

                   О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВАРИЙ
                     СТРОЯЩИХСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ
                         ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

                                ПИСЬМО

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

                          27 ноября 1997 г.
                            N БЕ-19-42/16

                                 (Д)


     Госстроем России  проведены  обобщение  и  анализ  причин  аварий
зданий  и сооружений,  произошедших на территории Российской Федерации
за 10 месяцев текущего года. Как показывает практика, профилактические
меры  по предотвращению аварий,  обеспечению безопасности возводимых и
эксплуатируемых объектов, принимаемые органами исполнительной власти и
органами   надзора,   а   также   строительными   и  эксплуатационными
организациями,    предприятиями    и    объединениями,     оказываются
недостаточными. Число аварий не снижается, тяжесть их увеличивается.
     Так, в  г.Москве  в  сентябре  т.г.  из-за  недопустимо   низкого
качества  строительно-монтажных работ обрушилась часть торцевой секции
строящегося многоэтажного крупнопанельного жилого дома по Мичуринскому
проспекту.
     По результатам предварительного расследования основными причинами
аварии  явились  нарушения,  допущенные  при  выполнении  стыков  плит
перекрытия  в  местах  их  опирания  на  поперечные  стены,  возможная
неравномерная  осадка фундаментной плиты здания,  вызванная длительным
воздействием атмосферных осадков на грунты отрытого рядом котлована, а
также невыполнение мероприятий по обеспечению прочности и устойчивости
смонтированных   конструктивных   элементов   на   период    временной
приостановки работ.
     При наличии перечисленных нарушений подрядная организация  должна
была  быть лишена лицензии на осуществление строительной деятельности,
однако это не было своевременно сделано.
     Отрицательно сказались   на  качестве  строительства  дома  также
использование  неквалифицированных  рабочих  и  ИТР  на  ответственных
работах  по  монтажу  конструкций,  крайне неудовлетворительная работа
авторского и технического надзора.
     Инспекцией г.Москвы   неоднократно   отмечался   низкий   уровень
качества работ, выполняемых на этом объекте. В ходе строительства было
выдано  14  предписаний  по  фактам  выявленных  дефектов и нарушений.
Однако  из-за  недостаточной  требовательности  работников   Инспекции
отмеченные недостатки своевременно устранены не были, предписания были
строителями проигнорированы, что также способствовало обрушению.
     В результате     рассмотрения     причин    аварии    последовало
расформирование   генподрядного   треста,    аннулирование    лицензии
строительного   концерна.  Правительством  г.Москвы  приняты  меры  по
укреплению   руководства   городской   Инспекции   Госархстройнадзора,
повышению  эффективности работы органов лицензирования,  сертификации,
авторского и технического надзора.
     Катастрофические последствия  повлекла  за собой авария на здании
казармы Томского высшего  военно-командного  училища  связи,  жертвами
которой стали 12 человек - курсантов этого училища.
     Обрушение перекрытий 3-этажного кирпичного здания, построенного в
1955  году,  произошло  в результате разрушения кирпичных столбов,  на
которые опирались конструкции перекрытий.  Как показало расследование,
прочность   кирпичной  кладки  столбов  и  раствора  в  ней  оказалась
значительно  ниже  проектной,   армирование   кирпичных   столбов   не
производилось и не было предусмотрено проектом.
     В период  эксплуатации  здания  при  обследовании  состояния  его
несущих  конструкций  неоднократно  отмечалось  наличие  деформаций  в
кирпичной кладке стен,  однако необходимые меры  по  их  устранению  и
предотвращению  не  принимались.  Пренебрегла  служба  эксплуатации  и
требованиями приказа Минобороны России об  осуществлении  контроля  за
техническим состоянием зданий и обеспечении их надежности.
     Всего за 10 месяцев т.г.  уже зарегистрировано 18  аварий,  5  из
которых произошли в Ростовской области, 3 - в Ставропольском крае, 2 -
в Республике Алтай,  по одной  -  в  Кабардино-Балкарской  Республике,
Республике Саха (Якутия),  Красноярском крае, Кемеровской, Мурманской,
Саратовской,  Томской  областях  и  в  городе  Москве.  В   результате
перечисленных аварий погибло 14 и травмировано 44 человека.
     Основными причинами аварий,  как и  в  предыдущие  годы,  явились
грубые   нарушения  правил  технической  эксплуатации  зданий,  низкое
качество   выполняемых   строительно-монтажных   работ,   производимых
строительных  материалов,  конструкций  и изделий,  ошибки в проектах,
необеспечение  прочности  и  устойчивости  временно   приостановленных
строительством объектов.
     Как правило,  неудовлетворительно  осуществлялся  на   строящихся
объектах  технический  надзор  заказчика  и авторский надзор проектных
организаций,  работники которых практически не контролировали качество
выполняемых работ.
     Отрицательным фактором,  влияющим на аварийность,  является также
недостаточная     требовательность     должностных     лиц     органов
Госархстройнадзора,  лицензионных центров,  жилищных инспекций в части
обеспечения прочности,  устойчивости, безопасности как строящихся, так
и эксплуатируемых зданий и сооружений.
     Учитывая огромный  материальный  и  социальный  ущерб,  наносимый
государству в результате аварий зданий и сооружений,  Госстрой  России
поручает:
     1. Органам       Госархстройнадзора       России,       Инспекции
Госархстройнадзора   Минобороны   России,   муниципальным   инспекциям
архитектурно-строительного надзора:
     провести в  IV  квартале 1997 года - I квартале 1998 года целевые
проверки на всех строящихся (в  том  числе  временно  приостановленных
строительством)  зданиях  и  сооружениях  по  определению технического
состояния несущих и ограждающих  строительных  конструкций  и  принять
необходимые  меры по обеспечению участниками строительства прочности и
устойчивости объектов.  Результаты проверок и  информацию  о  принятых
мерах направить в Главную инспекцию Госархстройнадзора;
     в случаях  неисполнения  участниками  строительства   предписаний
инспекторов Госархстройнадзора и муниципальных инспекций, использовать
всю полноту предоставленных законодательством полномочий;
     осуществить  в  установленном  приказом    Минстроя   России   от
12 марта  1997  года  N  17-34  порядке  профессиональную   аттестацию
работников     органов     Госархстройнадзора     и     муниципального
архитектурно-строительного  надзора  в  соответствии  с  утверждаемыми
графиками.
     2. Органам лицензирования:
     производить выдачу   лицензий   на   осуществление   строительной
деятельности в строгом соответствии с действующим Положением, исключив
субъективизм  и  ужесточив  требования  к  организациям   при   выдаче
лицензий,  независимо от их организационно-правовых форм. Не допускать
формализма при рассмотрении вопросов о  приостановлении  действия  или
аннулировании  лицензий  за  правонарушения в области строительства по
представлениям органов Госархстройнадзора.
     3. Органам   по   сертификации   в   строительстве   организовать
постоянный   инспекционный   контроль   за  соблюдением  установленных
требований  при  производстве  сертифицированной  продукции  и   услуг
(работ)  в  строительстве,  привлекая для участия в этой работе органы
надзора, лицензирования, специализированные предприятия и строительные
лаборатории.
     Госстрой России   также   предлагает   соответствующим    органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления,  министерствам  и  ведомствам  Российской   Федерации,
строительным   и   эксплуатационным   организациям,   предприятиям   и
объединениям:
     осуществлять расследование   причин   каждой   аварии  в  строгом
соответствии с утвержденным  Минстроем  России  Положением  о  порядке
расследования   причин   аварий  зданий  и  сооружений,  их  частей  и
конструктивных элементов на территории Российской Федерации:
     обеспечить на  всех  строящихся  объектах функционирование систем
входного,    операционного    и    приемочного    контроля    качества
строительно-монтажных    работ,    контроля    качества   строительных
материалов,  конструкций  и  изделий  в  соответствии  с  требованиями
нормативных документов;
     повысить действенность   технического   надзора    заказчика    и
авторского  надзора  проектных  организаций  с  проведением,  в случае
необходимости,  обучения и  аттестации  работников,  занятых  в  сфере
контроля за качеством строительства;
     провести сертификацию  систем   контроля   качества   действующих
предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, а
также сертификацию строительных  материалов,  конструкций  и  изделий,
связанных с обеспечением несущей способности зданий и сооружений;
     определить перечень   эксплуатируемых   предприятий,   зданий   и
сооружений,   наиболее   опасных  с  точки  зрения  состояния  несущих
строительных конструкций,  организовать их техническое обследование  и
последующее выполнение выданных рекомендаций.

                                               Е.В. Басин