О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ" РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 18 декабря 1997 г. N 2550/22 (БМОО 98-3) В целях совершенствования механизма управления реализацией федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1996 года N 1062, Минобразование России и президиум Российской академии наук решили: 1. Возложить оперативное руководство и контроль за ходом реализации Программы на Министерство общего и профессионального образования РФ (Тихонова А. Н.). 2. Утвердить: Положение о дирекции Программы (приложение 1); Положение о конкурсе проектов (приложение 2); Положение об экспертизе проектов (приложение 3). 3. Определить генеральным подрядчиком по реализации заданий, предусмотренных Программой, Центр содействия интеграции высшего образования и фундаментальной науки (Центр "Интеграция"). 4. Управлению научно-исследовательских работ Минобразования России (Суворинову А. В.) в месячный срок подготовить проект государственного контракта с Центром "Интеграция" (Шориным В. П.) на выполнение работ по Программе и представить на утверждение руководству Минобразования России и президиума Российской академии наук. 5. Признать утратившими силу пункты 3 и 4 совместного решения Минобразования России и президиума Российской академии наук от 31 января 1997 г. N 164/2 (сноска 1). _________________________ Сноска 1. См.: Бюллетень Минобразования России, 1997, N 3, с. 1. И. о. Министра общего и профессионального образования РФ В. Жураковский Президент Российской академии наук Ю. Осипов академик Приложение N 1 к решению Минобразования России и президиума Российской Академии Наук от 18 декабря 1997 года N 2550/22 ПОЛОЖЕНИЕ о дирекции федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" Дирекция федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуются - Дирекция Программы, Программа) создается и функционирует с целью текущего управления Программой. Нормативной основой деятельности Дирекции Программы являются постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594, от 9 сентября 1996 г. N 1062, законодательные акты РФ в области науки и образования, ведомственные нормативные материалы государственных заказчиков Программы и других федеральных органов по вопросам, связанным с реализацией Программы, а также настоящее Положение. Персональный состав Дирекции Программы формируется из ведущих ученых и специалистов, представляющих государственных заказчиков Программы, и утверждается совместным решением государственных заказчиков. Основными направлениями и задачами деятельности Дирекции Программы являются: организация заседаний Совета Программы, включая подготовку материалов, требующих рассмотрения Советом Программы; подготовка предложений по проблематике конкурсов проектов и объему их ресурсного обеспечения; объявление о конкурсе проектов в средствах массовой информации, изданиях Минобразования России и Российской академии наук; прием проектов-заявок и предварительная их экспертиза в соответствии с требованиями Положения о конкурсе проектов; анализ и обобщение материалов проектов-заявок участников Программы; формирование состава коллективных и индивидуальных экспертов, привлекаемых к экспертизе проектов; организация рассмотрения поступивших проектов-заявок, включая их экспертизу; подготовка на основе результатов экспертизы предложений по распределению проектов по группам приоритетности их реализации и объемам финансирования с правом последующего уточнения предварительных показателей; уточнение головных исполнителей проектов-победителей и сроков заключения контрактов; анализ и обобщение информации о ходе выполнения проектов и подготовка сводных отчетов по Программе в целом и по каждому из направлений с оценкой их социальной и экономической эффективности и научной значимости; проведение конференций и семинаров по проблематике Программы; подготовка предложений и рекомендаций по механизму реализации Программы в условиях сокращения ресурсов; организация разработки материалов по нормативно-правовому обеспечению Программы. Руководство Дирекцией Программы осуществляется директором и исполнительным директором Программы, назначенными совместным решением государственных заказчиков. Директором Программы является первый заместитель Министра общего и профессионального образования РФ, ответственный за выполнение Программы, а исполнительным директором - представитель Российской академии наук, назначенные совместным решением генеральных заказчиков. Дирекция Программы подотчетна Совету Программы. Дирекция Программы не является юридическим лицом, и ее члены осуществляют свою деятельность на общественных началах. Приложение N 1 к решению Минобразования России и президиума Российской Академии Наук от 18 декабря 1997 года N 2550/22 ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе проектов федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" 1. Общие принципы проведения конкурса проектов Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа, ФЦП "Интеграция") представляет собой комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации учебных, научных, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задачи по повышению качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны. Проекты включаются в Программу на конкурсной основе. Конкурс проводится по устанавливаемым Советом Программы программным мероприятиям, информация о которых ежегодно публикуется по решению Совета в средствах массовой информации. Состав программных мероприятий на каждый год определяется Советом Программы исходя из размеров бюджетного финансирования с учетом анализа выполнения мероприятий предыдущего года и необходимости вовлечения в реализацию мероприятий Программы максимально широкого круга организаций науки и высшей школы. К участию в конкурсе допускаются проекты, представленные высшими учебными заведениями, подведомственными Минобразованию России и другим министерствам и ведомствам РФ, научно-исследовательскими организациями Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академии образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) и Российской академии архитектуры и строительства (РААиС), государственными научными центрами (ГНЦ), при этом число участников каждого проекта не ограничивается. Обязательным условием является участие в проекте как минимум двух участников: одного вуза и одной академической организации или ГНЦ. Независимо от количества участников проекта из их числа по взаимному согласию должен быть выделен один - научная организация или вуз, который будет являться головным исполнителем проекта, осуществляющим в дальнейшем взаимодействие по этому проекту с Советом и дирекцией Программы и несущим ответственность за его выполнение. Для координации работ по проекту головной исполнитель назначает из числа ведущих ученых координатора проекта. Проект на конкурс представляется головным исполнителем. К конкурсу не допускаются: проекты, не соответствующие объявленным программным мероприятиям; проекты, оформленные не по правилам; проекты, участники которых не соответствуют вышеуказанным требованиям; проекты, направленные на конкурс после объявленного срока. 2. Представление проектов на конкурс Проекты представляются в качестве конкурсной заявки в дирекцию Программы заказным письмом или нарочным по адресу: 113833, Москва, ул. Люсиновская, 51, коми. 434. Телефоны для справок: (095) 237-54-84, 236-97-24. В пакет документов, представленных на конкурс, должны входить: печатный вариант проекта-заявки в 4 экземплярах; электронный вариант проекта-заявки на дискете; 2 почтовые карточки (с марками), на лицевой стороне которых заполнен адрес координатора проекта, а на обороте напечатаны название проекта и наименование головного исполнителя проекта. Правила оформления проектов изложены в прилагаемых к настоящему Положению "Требованиях к содержанию и оформлению проекта...". Проекты при поступлении в дирекцию ставятся на предварительный учет. После прохождения проверки представленных материалов на соответствие условиям конкурса и правильности оформления проект допускается к участию в конкурсе и ему присваивается регистрационный номер, который сообщается головному исполнителю проекта почтовой карточкой. Список зарегистрированных проектов утверждается дирекцией Программы. Проекты по этому списку передаются на экспертизу. Головные исполнители проектов, не допущенных к участию в конкурсе, также извещаются об этом почтовой карточкой без указания причины отклонения проекта. При отправке проектов на конкурс каждый проект отправляется в своем конверте. Не допускается: объединение нескольких проектов в один блок с общим названием; вложение в конверт дополнительных материалов, ходатайств, отзывов каких-либо лиц и организаций и др.; последующие замены дискет, листов, изменения в тексте поданных материалов. Представленные на конкурс материалы возврату не подлежат. 3. Экспертиза проектов и подведение итогов конкурса Все допущенные к конкурсу проекты проходят многоэтапную независимую экспертизу. Экспертиза проектов, допущенных к участию в конкурсе," осуществляется в соответствии с Положением об экспертизе проектов федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы", утвержденным Советом Программы. На заседании Совета Программы проводится рассмотрение представленных результатов экспертизы, вносятся необходимые коррективы и утверждаются итоги конкурса. Списки проектов-победителей публикуются в печати. Руководители проектов-победителей извещаются почтовой карточкой. Информация о содержании проектов, экспертах, прохождении экспертизы является строго конфиденциальной. Заявителю не предоставляется информация о причинах отклонения проекта ни устно, ни в виде письменной рецензии. 4. Финансирование проектов - победителей конкурса Финансирование проектов - победителей конкурса осуществляется государственными заказчиками - Минобразованием России и РАН - через Центр содействия интеграции высшего образования и фундаментальной науки (Центр "Интеграция") на основе заключения с головными исполнителями государственных контрактов. Эта процедура проводится в соответствии с Положением о порядке заключения государственных контрактов с победителями конкурса по федеральной целевой программе "Интеграция", утвержденным Советом Программы. Основные требования положения сообщаются Центром "Интеграция" головным исполнителям проектов-победителей. Приложение к Положению о конкурсе проектов Требования к содержанию и оформлению проекта федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" Заявка должна содержать информацию, наиболее полно характеризующую содержание работ по проекту и необходимую для последующего (в случае победы в конкурсе) заключения государственного контракта на выполнение проекта. При направлении на конкурс нескольких проектов-заявок от одной организации - головного исполнителя, каждый проект оформляется отдельно в соответствии с излагаемыми требованиями. Заявка подается в двух видах: печатном (четыре сшитых экземпляра) и электронном (на дискете). Заявочные материалы должны включать следующие разделы: 1. Титульный лист (форма N 1). 2. Список организаций-исполнителей (форма N 2). 3. Паспорт проекта. 4. Аннотацию (краткое описание проекта). 5. Содержание работы. 6. Смету расходов и календарный план выполнения проекта с отдельным выделением работ 1998 года с перечнем отчетной документации (формы N 3 и 4). Паспорт проекта должен содержать следующую информацию: 1. Наименование проекта и направление конкурса. 2. Цели и задачи проекта, конечные и промежуточные на 1998 год результаты проекта. 3. Сроки выполнения проекта. 4. Объемы и источники финансирования (денежные суммы указываются в тыс. рублей). 5. Сведения об организации - головном исполнителе проекта (форма N 5). 6. Данные о координаторе проекта с указанием места работы, должности, ученой степени и звания, телефона. 7. Регистрационный номер проекта в конкурсе 1997 года (для проектов, участвовавших в нем). Аннотация (краткое описание проекта) Раздел должен включать текстовую информацию объемом не более 1 страницы. Содержание работы Раздел должен содержать развернутое описание проекта, обоснование необходимости его выполнения, имеющийся задел и ресурсы, долгосрочные и краткосрочные цели проекта, показатели его эффективности, содержание конкретных мероприятий, сроки выполнения, распределение работ по исполнителям, конечные результаты реализации проекта и т. п. В заключение должен приводиться проект технического задания (ТЗ) на выполнение работ по проекту в соответствии с формой N 6. ТЗ может составляться как на работы 1998 года, так и на весь планируемый период выполнения работ по проекту, при этом обязательно должен быть выделен объем работ, планирующийся к выполнению в 1998 году. Смета расходов и календарный план выполнения работ по проекту Раздел должен содержать смету расходов, календарный план выполнения этапов работ с указанием отчетных документов, результатов работы 1998 года и форм представления отчетных материалов (формы N 3 и 4). Обязательным документом, представляемым по окончании работы, является отчет о проведенных работах, включающий согласованный с Центром "Интеграция" перечень приложений (научно-технических отчетов, актов, протоколов, документов, оттисков и пр.). Электронный вариант заявки Электронный вариант заявки представляется на одной дискете и состоит из двух частей: - набор файлов, содержащих информацию, полностью идентичную по содержанию печатному варианту заявки (с именами FORMI.TXT, FORM2.TXT и т. д. в соответствии с разделами "Требований"), предназначенный для рассылки проекта на экспертизу по электронной почте. Он представляется на дискете стандартной разметки (дискета, размеченная MS DOS, на 360 кБ или 1.2 МБ (5.25"), на 720 кБ или 1.44 МБ (3.5"). Дискета должна содержать информацию, относящуюся только к одному проекту. Файлы с именами FORM*.ТХТ должны содержать текст в стандартном формате MS DOS (например, набранные с использованием редактора Norton Editor) или в формате Word for Windows. Использование файлов в формате каких-либо текстовых процессоров (ChiWriter, Word Perfect, Text и пр.) не допускается; - файл электронной карты проекта (CARD.ТХТ), предназначенный для автоматизации процессов учета и обработки материалов конкурса. Требования по его содержанию и заполнению приведены в форме N 7. Форма N I Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" Конкурс 1998 года Номер предварительного учета ______ Регистрационный № __________ дата______________________________ 5(заполняется в дирекции Программы) (заполняется в дирекции Программы) _____________________________________________________________________ 5(наименование проекта) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 5(шифр и наименование программного мероприятия) _____________________________________________________________________ 5(полное наименование организации - головного исполнителя проекта, _____________________________________________________________________ 5ведомственная принадлежность, регион) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Руководитель организации - головного исполнителя _______________________ 5(ФИО) Координатор проекта _______________________ 5(ФИО) (подстрочные указания не печатать) Форма N 2 Список исполнителей работ по проекту _____________________________________________________________________ 5(полное наименование проекта) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 5(шифр и наименование программного мероприятия) Головной исполнитель проекта ___________________________________ 5(полное наименование организации, _____________________________________________________________________ 5ведомственная принадлежность, регион) Руководитель организации - головного исполнителя проекта __________________________________ 5(подпись) печать 1. "Участник 1 работ по проекту" ________________________________ 5(полное наименование организации, _____________________________________________________________________ 5ведомственная принадлежность, регион) Почтовый адрес, телефон, факс __________________________________ _____________________________________________________________________ Руководитель _________________________ 5(подпись) печать 2. "Участник 2 работ по проекту" ____________________________________ 5(полное наименование организации, _____________________________________________________________________ 5ведомственная принадлежность, регион) Почтовый адрес, телефон, факс _____________ Руководитель _________________________ 5(подпись) печать 3. "Участник 3 работ по проекту" _______________________________ 5(полное наименование организации, _____________________________________________________________________ 5ведомственная принадлежность, регион) Почтовый адрес, телефон, факс ____________________________ Руководитель _________________________ 5(подпись) печать (подстрочные указания не печатать) Форма N 3 Смета расходов на выполнение работы по проекту _____________________________________________________________________ (полное наименование проекта) ---------------------------------------------------------------------- | NN | Код | Предметные статьи расходов | тыс. руб. | |--------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |--------------------------------------------------------------------| | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | | | | | |--------------------------------------------------------------------| Форма N 4 Календарный план выполнения работы по проекту _____________________________________________________________________ (полное наименование проекта) _____________________________________________________________________ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование этапов, | Исполнитель работы | Результаты работы, | Срок исполнения | Цена (тыс. руб.) | | | основное содержание | по этапу | документ, подтверждающий | | | | | работы по этапу | | выполнение работы по этапу | | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Форма N 5 Сведения об организации - головном исполнителе проекта 1. Полное наименование: 2. Сокращенное наименование: 3. Ведомственная принадлежность: 4. Регион: 5. Почтовый адрес (с указанием индекса): 6. Банковские реквизиты по бюджетному счету организации и ее лицевому счету с отличительным признаком "7" (письмо Минфина России от 19.07.96 N 3-Е2-18): 7. Руководитель организации - ФИО: 8. Телефон (с указанием кода региона): 9. Заместитель руководителя по научной работе - ФИО: 10. Телефон (с указанием кода региона): 11. Телефон бухгалтерии (с указанием кода региона): 12. Факс организации: 13. Адрес электронной почты (E-mail): Руководитель организации _________________________ 5(подпись) Главный бухгалтер _________________________ 5(подпись) (печать) Форма N 6 Проект технического задания на выполнение работы по проекту _____________________________________________________________________ 5(полное наименование проекта) _____________________________________________________________________ 1. Цель работы Формулируется цель работы и основное назначение планируемых в ней результатов. 2. Область применения результатов Приводится краткая характеристика возможных областей применения полученных результатов (область науки, техники, учебный процесс, методология и др.). 3. Содержание работы Дается описание основного содержания работы, тех количественных и качественных изменений, которые будут получены в соответствующей области в связи с реализацией проекта, методов и средств достижения планируемых результатов, этапность реализации проекта. 4. Программа выполнения работы Описывается перечень мероприятий, необходимых для реализации проекта, характеристика участия в них его исполнителей, их конкретного вклада в работу, промежуточные и конечные результаты, количественные и качественные характеристики планируемых работ. 5. Технико-экономические и другие показатели работы Приводится система показателей, характеризующая эффективность проекта в научной, научно-технической, научно-методической, научно-педагогической и других областях, в которых планируются основные результаты. Так, например, в мероприятиях 1.6 ФЦП "Интеграция" - традиционность или новизна проводимой конференции, школы и т. п., регулярность, представительность, состав участников, их квалификация, научный уровень, рейтинг мероприятия, наличие публикаций, решений, рекомендаций и т. д. В мероприятиях 2.1 ФЦП "Интеграция" - организационно-правовые формы создаваемых учебно-научных центров, кафедр или других структур, планы их работы, в том числе планы исследований, подготовки специалистов, сведения об участии в других научных программах, выполняемые НИОКР, результативность - новые результаты исследований, новые учебные курсы, число подготовленных специалистов, защищенных диссертаций, дипломов, публикаций и пр. В мероприятиях 4.1 ФЦП "Интеграция" - область науки, оценка существующих публикаций в этой области, название монографии или учебника, развернутый план-проспект, состав авторского коллектива, свидетельствующий об интеграции вузовской и академической науки, личный вклад каждого из авторов, предполагаемый объем и тираж, издательство, имеющийся задел, стадия готовности рукописи, плановая или инициативная работа, сроки и требуемый объем финансирования и т.д. В мероприятиях 5.1 ФЦП "Интеграция" - традиционность или новизна проводимых экспедиционных исследований, область знаний, глубина поиска, научный уровень, значимость, состав руководителей и участников, их квалификация, результаты, где они опубликованы, использованы, число подготовленных специалистов, защищенных диссертаций, публикаций и пр. 6. Дополнительные требования к работе, уровню и способам ее выполнения Приводятся дополнительные требования к работе, уровню и способам ее выполнения, которые имеют существенное значение для характеристики работы, например, выполнение работы за границей, конфиденциальность, патентоспособность и др. 7. Вид и форма представления отчетных материалов по работе Перечисляются отчетные материалы по работе, начиная с отчета о проведенной работе со списком приложений, содержащих сведения о фактически достигнутых значениях перечисленных в п. 5 показателей. При этом в качестве этих приложений могут быть использованы научно-технические отчеты, организационные документы, оттиски статей, научно-техническая документация, печатные издания, сборники трудов и другие документы, в которых должно обязательно присутствовать указание на их принадлежность к ФЦП "Интеграция". Форма N 7 Содержание и требования по заполнению электронной карты проекта НАПРАВЛЕНИЕ (шифр и наименование программного мероприятия, можно в несколько строк): НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА (можно в несколько строк): СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА (годы начала и окончания выполнения проекта, через тире): ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ (указывается, как и в следующем пункте, только требуемый объем финансирования из средств ФЦП "Интеграция", в тысячах рублей): ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ НА 1998 ГОД: ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОЕКТА (полное официальное название, можно в несколько строк): СОКРАЩЕНИЕ (сокращенное наименование головного исполнителя проекта): ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ (полное официальное название ведомства, в подчинении которого находится головной исполнитель проекта): АДРЕС (почтовый индекс, после него запятая, затем адрес головного исполнителя проекта, можно в несколько строк): БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (головного исполнителя проекта): РУКОВОДИТЕЛЬ (фамилия, имя, отчество руководителя головного исполнителя проекта): ТЕЛЕФОН (руководителя головного исполнителя проекта, с указанием кода города): ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ (фамилия, имя, отчество заместителя руководителя по научной работе): ТЕЛЕФОН (заместителя руководителя по научной работе): ТЕЛЕФОН БУХГАЛТЕРИИ (головного исполнителя проекта): ФАКС (головного исполнителя проекта): E-MAIL (головного исполнителя проекта): КООРДИНАТОР (фамилия, имя, отчество координатора проекта): МЕСТО РАБОТЫ (факультет, отдел, кафедра, лаборатория и т. д., можно в несколько строк): ДОЛЖНОСТЬ (без сокращений): ЗВАНИЕ (без сокращений): СТЕПЕНЬ (без сокращений): ТЕЛЕФОН (телефон для связи, можно несколько): ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА (очень кратко, в несколько строк, с указанием конечных и промежуточных на 1998 год результатов проекта): АННОТАЦИЯ (краткое описание проекта, не более страницы): Примечания. В круглых скобках - комментарии для заполнения; в электронной карте круглых скобок быть не должно. Пункты должны заполняться строго в указанном порядке. Файл должен читаться в MS DOS (при нажатии клавиши F4 в Norton Commander или при команде type "имя файла"). Недопустимо представление файла в формате Word, Тех, ChiWriter и т. д. Файл должен находиться в корневом каталоге и называться "card.txt". Названия пунктов должны быть набраны без опечаток и ошибок, после них двоеточие обязательно. Переносы не допускаются. Пустые строки и знаки перевода страниц допускаются только между пунктами. Приложение N 3 к решению Минобразования России и президиума Российской Академии Наук от 18 декабря 1997 года N 2550/22 ПОЛОЖЕНИЕ об экспертизе проектов федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" 1. Общие положения 1.1. На экспертизу направляются проекты, представленные и оформленные в соответствии с требованиями к конкурсной заявке на участие в федеральной целевой программе "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа). Оценка соответствия проекта формальным требованиям положения о конкурсе осуществляется дирекцией Программы. 1.2. Экспертиза проводится в два этапа: предварительная экспертиза каждого проекта с привлечением к ней коллективных и индивидуальных независимых экспертов; экспертиза Советом Программы, который принимает окончательное решение о финансировании проекта. Информация о промежуточных результатах экспертизы - конфиденциальная. 1.3. Дирекция Программы имеет исключительное право на использование в установленном порядке экспертных заключений, представленных независимыми экспертами, в своей служебной переписке, публикации и показе в средствах массовой информации. Использование данных материалов как самими независимыми экспертами, так и третьими лицами производится только с разрешения дирекции Программы. 1.4. Члены Совета не могут лично принимать участие в экспертизе и обсуждении проектов организаций, в которых они работают. 1.5. Совет Программы исходя из объема бюджетного финансирования принимает решение о количестве поддерживаемых проектов и публикует итоги конкурса. 2. Задачи проведения экспертизы Задачами проведения экспертизы являются: 2.1. Установление соответствия внесенных проектов целям и задачам Программы и ее мероприятиям, объявленным на конкурс в текущем году. 2.2. Объективная и всесторонняя оценка: значимости проектов для решения проблем интеграции высшего образования и фундаментальной науки, в том числе: создания эффективной системы развития фундаментальных наук за счет кооперации ученых высших учебных заведений и институтов Российской и отраслевых академий наук, сохранения ведущих научных школ; повышения качества образования, обновления его содержания и создания современных образовательно-профессиональных программ; обновления приборной и информационной базы фундаментального образования; развития новых форм организации учебного процесса, индивидуализации обучения и выявления талантливой молодежи; новизны предлагаемых решений и реальности достижения поставленных целей в намеченные сроки выбранными способами, методами и ресурсами; обоснованности сметы затрат на проведение работ и запрашиваемых объемов финансирования на выполнение работ по проекту; обоснованности выбора исполнителей работ, наличия у них научно-технического потенциала и опытно-экспериментальной и приборной базы. 2.3. Исключение необоснованного параллелизма и дублирования в выполнении работ. 2.4. Разработка рекомендаций по целесообразности и объемам участия государственных заказчиков Программы - Министерства общего и профессионального образования РФ и Российской академии наук в финансировании проектов, а также предложений по рациональному использованию средств, выделяемых на проведение работ по проектам. 2.5. Обобщенный анализ результатов экспертиз и подготовка для государственных заказчиков Программы, а также других федеральных и региональных органов власти и управления предложений по развитию фундаментальных научных исследований и повышению качества высшего образования. 3. Общие принципы построения экспертизы Проведение экспертизы строится на следующих основных принципах: 3.1. Системность организации экспертной работы и единство ее нормативно-методического обеспечения. 3.2. Независимость привлекаемых к работе экспертов и отсутствие их заинтересованности в результатах, получаемых при выполнении экспертизы проектов, обеспечивающие объективность экспертных заключений. 3.3. Соответствие используемой информационной базы условиям проведения экспертизы. 3.4. Комплексность и научная обоснованность экспертных оценок в сочетании с закрытостью и анонимностью сведений об экспертах для заявителей проектов, проходящих экспертизу. 4. Порядок проведения экспертизы 4.1. Экспертизу проектов организует Центр содействия интеграции высшего образования и фундаментальной науки (Центр "Интеграция"). Проведение экспертизы обеспечивает базовая экспертная организация Программы - Центр регионального научно-технического сотрудничества при президиуме РАН (Центр "Ренатехс") (далее - базовая экспертная организация). Взаимоотношения между Центром "Интеграция" и базовой экспертной организацией определяются договором, заключенным в установленном порядке. 4.2. Проекты передаются на экспертизу только после их предварительной оценки дирекцией Программы на соответствие формальным требованиям положения о конкурсе и регистрации. Проекты-заявки, оформленные не по правилам, к конкурсу не допускаются и на экспертизу не направляются. 4.3. Материалы проектов, подлежащих экспертизе, передаются в базовую экспертную организацию Центром "Интеграция" с сопроводительным письмом генерального директора Центра. Направление материалов проектов на экспертизу в базовую экспертную организацию непосредственно от исполнителей этих проектов или иным путем не допускается. Базовая экспертная организация имеет право через Центр "Интеграция" запрашивать от авторов проектов дополнительные материалы, необходимые ей для организации и проведения экспертизы. 4.4. Экспертиза отдельного проекта производится в срок не более месяца с даты регистрации поступления материалов в базовую экспертную организацию и должна отвечать требованиям технического задания (приложение 1) и раздела 2 настоящего Положения. 4.5. Экспертиза поступивших материалов организуется базовой экспертной организацией, которая создает экспертные группы из коллективных и индивидуальных независимых (внештатных) экспертов. В качестве коллективных экспертов могут выступать вузы и научные учреждения РАН и отраслевых академий, проводящие фундаментальные исследования по теме проекта. Индивидуальными экспертами могут быть научные сотрудники и специалисты высших учебных заведений и научных учреждений, обладающие необходимой квалификацией и не заинтересованные в результатах экспертизы проекта. 4.6. Подбор коллективных и индивидуальных экспертов для экспертизы проектов осуществляется из списков, формируемых по предложениям руководителей ведущих образовательных учреждений и научных организаций РАН и отраслевых академий и утверждаемых дирекцией Программы. 4.7. Экспертиза проектов в соответствии с их тематической направленностью проводится экспертными группами коллективных и индивидуальных экспертов, количество и соотношение которых в группе по каждому проекту определяется в зависимости от количества программных мероприятий, содержащихся в проекте, их масштабности и объемов запрашиваемых на выполнение работ средств. В любом случае общее число коллективных и индивидуальных независимых экспертов, участвующих в экспертизе одного проекта, должно быть не менее двух. 4.8. Базовой экспертной организацией на основе полученных экспертных заключений независимых экспертов и самостоятельной проработки материалов проектов-заявок подготавливаются обобщенные экспертные заключения по конкурсным проектам-заявкам. 4.9. В обобщенном заключении на проект отражаются требования в соответствии с приложением 2. При этом особое внимание уделяется оценке соответствия содержания проекта-заявки тематической направленности Программы, а также объема запрашиваемых средств экспертной оценке сметной стоимости планируемых работ. Заключение должно содержать также рекомендации о приоритете осуществления проекта в соответствии с выводами независимых экспертов: проект первостепенной важности, требующий первоочередного финансирования; проект высокой важности, рекомендуется к финансированию; проект представляет определенный интерес, рекомендуется к финансированию при наличии достаточных средств; проект не рекомендуется к финансированию. 4.10. Обобщенное экспертное заключение не должно содержать сведений о независимых экспертах, проводящих экспертизу материалов. Указанные сведения могут быть представлены только дирекции Программы или членам Совета Программы по их требованию. 4.11. В случае расхождения мнений независимых экспертов либо, если мнение специалистов базовой организации расходится с выводами заключений независимых экспертов, руководитель базовой организации вправе обратиться за консультацией к члену Совета Программы, специалисту по теме проекта либо специалисту, в подчинении которого имеются подразделения, проводящие исследования по теме проекта. При этом в обобщенном заключении отражаются как сами расхождения, так и мнение по ним члена Совета Программы. 4.12. Подготовленное обобщенное экспертное заключение выносится на рассмотрение научно-технического совета базовой экспертной организации и после его одобрения утверждается руководителем базовой экспертной организации и передается Центру "Интеграция". 4.13. Центр "Интеграция" на основании анализа и обобщения всех имеющихся материалов готовит предложения дирекции Программы о распределении проектов на группы по приоритетам их осуществления и объемам их финансирования. 4.14. Дирекция Программы после дополнительной проработки материалов подготавливает и передает в Совет Программы списки проектов, прошедших конкурсный отбор, содержащие рекомендации по приоритетам и объемам их финансирования. 4.15. Совет Программы принимает окончательное решение по итогам конкурса и передает списки проектов - победителей конкурса для опубликования. 4.16. Базовая экспертная организация совместно с Центром "Интеграция" готовит для членов Совета Программы информационные материалы, содержащие обобщенные экспертные заключения по проектам, предложения дирекции Программы о распределении проектов на группы по приоритетам их осуществления в соответствии с пп. 4.9 и объемам финансирования участвующих в заключительном конкурсе проектов. 5. Порядок оплаты проведения экспертизы 5.1. Работа индивидуальных независимых экспертов по подготовке и представлению экспертных заключений оплачивается базовой экспертной организацией исходя из норм оплаты труда экспертов, установленных постановлением Министерства труда РФ от 1 сентября 1995 г. N 48 в части оплаты труда внештатных экспертов Российского фонда фундаментальных исследований. Руководители организаций - коллективных экспертов вправе обратиться в дирекцию Программы с предложениями об оплате труда специалистов, готовивших экспертные заключения. 5.2. Центр "Интеграция" совместно с базовой экспертной организацией ежегодно отчитывается перед дирекцией Программы о расходовании средств, выделяемых на проведение экспертизы по проектам, представленным на конкурс. Приложение N 1 к Положению об экспертизе проектов Техническое задание на экспертизу 1. Общие положения 1.1. Техническое задание (ТЗ) на экспертизу является основным нормативно-техническим документом, в соответствии с которым осуществляется выполнение экспертных работ независимым экспертом. 1.2. ТЗ на экспертизу является неотъемлемой частью договора между базовой экспертной организацией и независимым экспертом на выполнение конкретных экспертных работ. 1.3. ТЗ на экспертизу поступившего проекта разрабатывается базовой экспертной организацией, ответственной за организацию и проведение экспертизы проектов Программы. 2. Требования к техническому заданию 2.1. ТЗ на экспертизу должно состоять из следующих разделов: наименование и шифр заявляемого проекта; перечень материалов, передаваемых на экспертизу; задачи экспертизы; требования к проведению экспертизы; условия проведения экспертизы; сроки проведения экспертизы; требования к экспертному заключению; порядок приемки работы; приложения. В зависимости от характера и сложности выполняемых экспертных работ допускается введение в ТЗ других разделов и дополнений. 2.1.1. В разделе "Наименование и шифр заявляемого проекта" указывается полное наименование проекта-заявки, направляемого на экспертизу, и его шифр. 2.1.2. В разделе "Перечень материалов, передаваемых на экспертизу" приводится наименование материалов, по которым осуществляется экспертиза заявляемого проекта данным независимым экспертом. 2.1.3. В разделе "Задачи экспертизы" указываются конкретные вопросы и аспекты, не отраженные в типовом заключении, по которым данный независимый эксперт должен дать конкретные и аргументированные оценки по объекту экспертизы. 2.1.4. В разделе "Требования к проведению экспертизы" указываются основные требования, обеспечивающие выполнение стоящих перед данным независимым экспертом задач, в частности: отсутствие контактов с авторами заявляемого проекта; конфиденциальность информации, содержащейся в материалах заявляемого проекта; соблюдение требований, изложенных в нормативных документах базовой экспертной организации; ориентация на рекомендуемые шкалы оценок в случае необходимости (форма N 1). 2.1.5. В разделе "Условия проведения экспертизы" указываются особенности проведения экспертизы заявляемого объекта данным независимым экспертом, связанные, например, с необходимостью выезда эксперта в организацию, заявившую проект. 2.1.6. В разделе "Сроки проведения экспертизы" указываются начало и окончание проведения экспертизы заявляемого проекта данным независимым экспертом. 2.1.7. В разделе "Требования к экспертному заключению" перечисляются требования к содержанию разделов экспертного заключения, подготавливаемого данным независимым экспертом по результатам экспертизы заявляемого проекта. 2.1.8. В разделе "Порядок приемки работы" указывается, что приемка экспертных работ, выполненных данным независимым экспертом, производится в установленном в базовой экспертной организации порядке. 2.1.9. В разделе "Приложения" перечисляются документы, передаваемые данному независимому эксперту, которыми следует ему руководствоваться при выполнении экспертизы заявляемого проекта. 2.2. Требования к оформлению ТЗ на экспертизу. ТЗ составляется по форме N 2 в двух экземплярах, один из которых передается независимому внештатному эксперту, проводящему экспертизу проекта. Форма N 1 КАРТА оценки объекта экспертизы --------------------------------------------------------------------- | Значимость: | Новизна, оригинальность: | | | | | 1. Исключительно высокая | 1. Не имеет аналогов | | | | | 2. Значительная | 2. Нет аналогов в стране, | | | есть за рубежом | | | | | 3. Невысокая | 3. Нет аналогов за рубежом, | | | есть в стране | | | | | 4. Неопределимая (в настоящее | 4. Есть сведения об отдельных| | время) | отечественных и зарубежных | | | аналогах | | | | | 5. Отсутствует | 5. Новизна отсутствует | |-------------------------------------------------------------------| | Методы и способы достижения | Потенциал исполнителей | | цели: | в рассматриваемой области: | | | | | 1. Новые | 1. Достаточный | | | | | 2. Современные | 2. Недостаточный в части | | | научного задела | | 3. Традиционные | (опыта работы) | | | | | 4. Устаревшие | 3. Недостаточный в части | | | материально-технической | | 5. Неадекватные | (лабораторно- | | | экспериментальной) базы | | Срок работы: | | | | 4. Недостаточный в части | | 1. Реальный | состава исполнителей | | | | | 2. Завышен | 5. Недостаточный в части | | | научной поддержки основных | | 3. Занижен | образовательно- | | | профессиональных программ | | 4. Данных для оценки | | | недостаточно | 6. Недостаточный в части | | | обновления содержания | | Стоимость работ | фундаментального образования | | (объем финансирования): | | | | 7. Недостаточный в части | | 1. Приемлемая | обновления информационной | | | базы фундаментального | | 2. Завышена | образования | | | | | 3. Занижена | 8. Данных для оценки | | | недостаточно | | 4. Данных для оценки | | | недостаточно | | --------------------------------------------------------------------- | Рекомендуемый приоритет осуществления: | | | | 1. Работа первостепенной важности | | | | 2. Работа высокой важности | | | | 3. Работа представляет определенный интерес | | | | 4. Работа поддержки не заслуживает | ------------------------------------------------- Дата____________ Эксперт_________________ Подпись _____________________ (ФИО) Форма N 2 УТВЕРЖДАЮ Руководитель базовой экспертной организации " ___" ______ _____ г. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на проведение экспертизы Наименование объекта экспертизы Шифр: Основание для проведения экспертизы Перечень оцениваемых материалов Цели и задачи экспертизы Требования к проведению экспертизы Сроки проведения экспертизы Требования к экспертному заключению Порядок приемки работы Приложение. Форма заключения эксперта на проект. От Заказчика: От Исполнителя: ____________ _____________________ " ___" ______ _____ г. " ___" ______ _____ г. Приложение N 2 к Положению об экспертизе проектов Обобщенное экспертное заключение 1. Общие положения Обобщенное экспертное заключение (далее именуется - заключение) является итоговым документом, подготавливаемым базовой экспертной организацией на основе обобщения выводов и рекомендаций независимых экспертов, привлекаемых к экспертизе конкретного заявленного проекта, а также с учетом мнения штатных экспертов-аналитиков базовой экспертной организации. 2. Требования к заключению 2.1. Общие требования 2.1.1. Заключение должно быть своевременным, объективным, не зависимым от позиции лица, принимающего решение, и точным в смысле соответствия задачам экспертизы. 2.1.2. Заключение должно содержать следующие разделы: краткая характеристика заявляемого проекта; положение в рассматриваемой области; обобщенные экспертные оценки заявляемого проекта; выводы и рекомендации по существу принимаемых в дальнейшем решений. 2.2. Требования к содержанию разделов заключения 2.2.1. В разделе "Краткая характеристика заявляемого проекта" указываются: полное наименование и шифр заявляемого проекта; цель заявляемого проекта; основные направления и результаты работ, планируемые в рамках проекта; исполнители работ; сроки выполнения работ; стоимость работ и источники их финансирования. 2.2.2. В разделе "Положение в рассматриваемой области" приводится современное состояние решения рассматриваемой проблемы в стране и за рубежом. 2.2.3. В разделе "Обобщенные экспертные оценки заявляемого проекта" приводятся результаты обобщенных оценок заявляемого проекта в соответствии с заявкой на его экспертизу. 2.2.4. В разделе "Выводы и рекомендации" излагаются выводы и рекомендации, которые должны органически вытекать из обобщенных оценок, сделанных согласно пп. 1.1 и 2.2.3. 2.3. Требования к оформлению заключения Заключение представляется заказчику за подписью директора базовой экспертной организации и ее специалистов, прорабатывавших соответствующие материалы и готовивших экспертное заключение. |