РЕКОМЕНДАЦИИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР. Рекомендации. Министерство иностранных дел РФ (МИД России). 03.12.97

                    РЕКОМЕНДАЦИИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                     МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ

                          3 декабря 1997 г.


                              (МЖП 98-2)


         Национальный семинар: "Имплементация международного
             гуманитарного права в Российской Федерации"

     Участники Национального  семинара по имплементации международного
гуманитарного права  в  Российской  Федерации,  состоявшегося  2  -  3
декабря в Москве,  организованного совместно Министерством иностранных
дел Российской Федерации и Международным комитетом Красного Креста для
представителей государственных   структур   и  организаций  Российской
Федерации, рассмотрев законодательство Российской  Федерации  с  точки
зрения ее  международных  обязательств по имплементации международного
гуманитарного права,  применяемого во  время  вооруженного  конфликта,
приняли следующие рекомендации.

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

     1. Имплементация международного гуманитарного права.
     Подчеркивая, что государства - участники  Женевских  конвенций  и
Дополнительных протоколов  к ним взяли на себя обязательство соблюдать
и обеспечивать их соблюдение при любых обстоятельствах,
     Выслушав доклады    представителей    ряда    государственных   и
правительственных структур и других организаций Российской  Федерации,
представителей  Международного комитета Красного Креста и приглашенных
экспертов,
     Учитывая, что   принятые   в   Российской   Федерации   меры   по
имплементации международного  гуманитарного  права   могли   бы   быть
дополнены и расширены,
     Участники семинара рекомендуют:
     I. Продолжать  принимать  в  Российской Федерации все необходимые
меры, с тем чтобы полностью включить в  национальное  законодательство
положения  четырех  Женевских  конвенций  1949  года  и Дополнительных
протоколов к ним 1977 года,
     II. Продолжать   принимать   все   необходимые   меры  в  области
распространения знаний   о   международном   гуманитарном   праве,   в
частности, законодательно   закрепить   необходимость  распространения
знаний о международном гуманитарном праве в вооруженных силах и  силах
безопасности, а  также  его  преподавания  в  школах  и высших учебных
заведениях.

     2. Пресечение нарушений международного гуманитарного права.
     Подчеркивая, что  государства  -  участники Женевских конвенций и
Дополнительных протоколов   к   ним   обязались   преследовать    лиц,
совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права.  в
период международного вооруженного конфликта,  и принимать  для  этого
соответствующее законодательство,
     Принимая во внимание, что следует обеспечить пресечение серьезных
нарушений международного  гуманитарного  права.,  независимо  от того,
совершены ли  они  в  период   международного   или   немеждународного
вооруженного конфликта.
     Участники семинара рекомендуют:
     I. Продолжать предпринимать все необходимые усилия для приведения
национального уголовного    законодательства    в    соответствие    с
требованиями международного   гуманитарного   права,   с   тем,  чтобы
обеспечить эффективное     пресечение     нарушений     международного
гуманитарного права;
     II. Не   ограничиваться   в   этой   связи   только   договорными
обязательствами, но  пресекать  все серьезные нарушения международного
гуманитарного права.,  независимо от того,  совершены ли они в  период
международного или внутреннего вооруженного конфликта;
     III. Не   ограничиваться    пресечением    серьезных    нарушений
международного гуманитарного    права   (также   называемых   "военные
преступления"), но в равной мере продолжать размышлять  в  направлении
включения в уголовное законодательство иных нарушений этого права;
     IV. Эффективно     преследовать     нарушения      международного
гуманитарного права, предусмотренные во внутреннем законодательстве.

     3. использование   наименования   и  эмблемы  Красного  Креста  и
Красного Полумесяца.
     Сознавая всю важность уважения эмблемы Красного Креста и Красного
Полумесяца для защиты жертв вооруженных  конфликтов  и  для  тех,  кто
оказывает им помощь,
     Напоминая положения Первой Женевской Конвенции от 12 августа 1949
года, которые  предусматривают  обязательство  государств  принимать в
рамках внутреннего    законодательства    меры,    необходимые     для
предотвращения и    пресечения   во   всякое   время   злоупотреблений
использования эмблемы.
     Признавая, что  в Российской Федерации принимаются отдельные меры
в этом направлении,
     Участники семинара рекомендуют:
     I. Продолжить  предпринимать  усилия  с  целью  принятия  закона,
который содержал бы положения о защите эмблемы;
     II. Принять   необходимое   законодательство   для    закрепления
соответствующих санкций   за   неправомерное   использование   эмблемы
(подражание, злоупотребление   в   коммерческих   целях,    вероломное
злоупотребление);
     III. Определить государственный  орган,  в  обязанности  которого
входило бы осуществление надзора за правомерным использованием эмблемы
и выявление возможных нарушений;
     IV. Доводить до всеобщего сведения нормы, касающиеся эмблемы и ее
использования, в частности, в рамках военной подготовки;
     V. Делать   все   необходимое   для  преследования  и  пресечения
возможных нарушений использования эмблемы.

     4. Национальный    орган    по    имплементации    международного
гуманитарного права.
     Стремясь содействовать  как  можно  более  полной   имплементации
международного гуманитарного права в Российской Федерации,
     Сознавая вместе  с  тем  всю  сложность  этой   задачи,   которая
затрагивает органы законодательной, исполнительной и судебной власти,
     Участники Семинара рекомендуют:
     Внимательно изучить  вопрос  о  создании  в  Российской Федерации
национального органа  по  имплементации  международного  гуманитарного
права, который,  с одной стороны,  занимался бы координацией усилий по
приведению внутреннего законодательства в соответствие  с  договорными
обязательствами Российской Федерации и,  с другой стороны,  участвовал
бы в как можно более широком распространении этого права.

     5. Помощь Консультативной службы по международному  гуманитарному
праву Международного комитета Красного Креста.
     Подчеркивая, что  Консультативная  служба  по  по  международному
гуманитарному праву   Международного  комитета  Красного  Креста  была
создана в целях оказания помощи государствам в  области  имплементации
международного гуманитарного права на национальном уровне.
     Участник семинара  в  заключение  обращаются   к   Международному
комитету Красного    Креста   в   лице   Консультативной   службы   по
международному гуманитарному   праву    при    Московской    делегации
Международного комитета Красного Креста с просьбой:
     Предоставлять органам власти Российской Федерации по их просьбе и
в пределах своих возможностей любую необходимую информацию по вопросам
инкорпорации норм международного  гуманитарного  права  во  внутреннее
законодательство Российской Федерации.
     Принято единогласно в Москве 3 декабря 1997 года.