О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА, МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ И ПРИНЦИПАХ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ В СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР 24 июля 1991 г. N 507 (СПС 91-23) В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, предусматривающими ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель по единой для всей страны системе и установление единых принципов платы за землю, Кабинет Министров СССР постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель в СССР. Установить, что работы по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель, осуществляемые на союзном уровне и в республиках, выполняются государственной землеустроительной службой за счет соответственно союзного бюджета и бюджетов республик. 2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР и правительствам республик: а) осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию государственного земельного кадастра и обеспечению Советов народных депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями и документами о правовом режиме земель, распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель; б) организовать ведение мониторинга земель для своевременного выявления изменений в состоянии земельного фонда, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов; в) предусматривать ежегодное выделение денежных средств и материальных ресурсов, необходимых для ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также для издания кадастровой документации. 3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР разработать с участием правительств республик, Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР и Министерства финансов СССР и утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по статистике в 1991 году состав данных, включаемых в кадастровую документацию, а также перечень характеристик состояния земельного фонда по зонам страны, подлежащих систематическому определению при ведении мониторинга земель, и формы их отражения. 4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР с участием Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР, других заинтересованных органов государственного управления в 1991-1992 годах: привести действующие инструкции и методические указания по ведению государственного земельного кадастра, тематическому картографированию земельных угодий, экономической оценке земель, почвенным, геоботаническим и другим обследованиям и изысканиям, государственной регистрации предоставляемых во владение, пользование и аренду земель в соответствие с составом данных, включаемых в земельно- кадастровую документацию; разработать инструктивно-методическую документацию по ведению мониторинга земель. 5. Правительствам республик, Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР с участием Комитета геодезии и картографии СССР, заинтересованных министерств и других органов государственного управления СССР: обеспечить развитие работ по картографированию земельных угодий, проведению почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий до объемов, необходимых для систематического и своевременного уточнения, обновления и повышения достоверности данных, включаемых в государственный земельный кадастр; организовать систематическое обновления материалов оценки земель, необходимых для установления размеров платежей за предоставленные во владение, пользование и аренду земельные участки; установить по зонам страны периодичность обновления и детальность планово-картографических материалов, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, а также данных оценки земель; организовать проведение в 1991-1992 годах необходимых картографических и других работ в сельских населенных пунктах и поселках с целью обеспечения сельских и поселковых Советов народных депутатов соответствующими материалами. 6. В целях оперативного обеспечения сведениями о земле Комитету геодезии и картографии СССР и Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР совместно с заинтересованными организациями подготовить и представить в 1991 году в Кабинет Министров СССР предложения по пересмотру действующих ограничений, сдерживающих выполнение предприятиями и организациями государственной землеустроительной службы топограф-геодезических и аэросъемочных работ, необходимых для ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства, а также издание и распространение картографической земельно-кадастровой документации. 7. Правительствам республик и Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР обеспечить координацию деятельности государственной землеустроительной службы по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель, разработке общесоюзных и межреспубликанских программ по рациональному использованию земель и их охране, а также организации научных исследований. 8. Установить, что на землях, предоставленных во владение и пользование Союза ССР, порядок ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия СССР по согласованию с правительствами республик, соответствующими министерствами и другими органами государственного управления СССР. 9. Утвердить прилагаемые Принципы платы за землю. 10. Признать утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" (СП СССР, 1977 г., N 19, ст.119). ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СССР УТВЕРЖДЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР от 24 июля 1991 г. N 507 1. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле ведется государственный земельный кадастр, содержащий систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по угодьям, землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель, а также мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления происходящих в нем изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. 2. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель ведутся по единой для Союза ССР системе и обеспечиваются проведением топографо -геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, регистрацией землевладений и землепользований, учетом и оценкой земель, использованием комплекса наземных передвижных, стационарных и дистанционных (аэрокосмических) методов наблюдения за проявлением процессов эрозии, потери гумуса, засоления, закисления, заболачивания, переувлажнения, подтопления, опустынивания, загрязнения опасными веществами, переуплотнения и других природных и антропогенных негативных изменений качественного состояния земель, а также за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие. Тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, выполняемые предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, кооперативами и гражданами, ведутся по методикам и программам, утвержденным в республиканских государственных землеустроительных органах. 3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР совместно с соответствующими государственными органами республик: организует работы по регистрации землевладений и землепользований, картографированию земельных угодий, проведению почвенных, геоботанических, топографо-геодезических и других обследований и изысканий, наблюдений за состоянием земель и другие мероприятия, связанные с ведением государственного земельного кадастра и мониторинга земель; разрабатывает с участием Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР, других заинтересованных организаций и утверждает методические указания и инструкции по государственной регистрации землевладений и землепользований, оценке земель, проведению почвенных (включая почвенно-агрохимические и почвенно-мелиоративные), геоботанических и других обследований и изысканий, картографированию земельных угодий, оперативному наблюдению за состоянием земель, а также по созданию планово-картографических материалов, необходимых для ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; осуществляет систематическое изучение спроса и потребности в долгосрочной и оперативной информации о наличии, состоянии и оценке земельных ресурсов, принимает меры к постоянному совершенствованию государственного земельного кадастра и мониторинга земель, включению в них данных, соответствующих возникающим народнохозяйственным и природоохранным потребностям; обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о земле, а также издание подлежащих опубликованию материалов государственного земельного кадастра и мониторинга земель. 4. Установить, что земельно-кадастровой документацией являются: документы, характеризующие правовой режим, количество, качественное состояние и местоположение земель, предоставленных во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам; государственная земельно-кадастровая книга земель, находящихся в ведении сельского, поселкового Совета народных депутатов; государственная земельно-кадастровая книга района, города (кроме городов республиканского подчинения); государственный земельный кадастр округа, области, края и города республиканского подчинения; государственный земельный кадастр республики; государственный земельный кадастр СССР. К земельно-кадастровой документации относятся также картографические, обследовательские и другие материалы, содержащие сведения о границах административно-территориальных образований, правовом положении земель, их количестве, качественном состоянии, народнохозяйственной ценности и производительной способности по землевладениям и землепользованиям, населенным пунктам, административным районам, округам, областям, краям, республикам и стране в целом. 5. В целях уточнения и обновления кадастровых данных: а) руководители всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и граждане, ведущие крестьянское хозяйство, уполномоченные органы сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов ежегодно представляют в исполкомы соответствующих районных (городских) Советов народных депутатов отчеты по установленной форме о происшедших изменениях в составе земель, находящихся во владении и в пользовании этих предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также в ведении сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, по состоянию на 1 января следующего за отчетным года; б) государственные землеустроительные органы составляют отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель по районам, городам окружного, областного, краевого и республиканского подчинения, округам, областям, краям и республикам по состоянию на 1 января следующего за отчетным года с включением в них: ежегодно - сведений о наличии и происшедших изменениях в площадях сельскохозяйственных угодий (в том числе отдельно орошаемых и осушен- ных земель), распределении их по видам, землевладельцам и землепользо- вателям, а также сведений об изъятии неиспользуемых и нерационально используемых земель и о землях, отведенных в истекшем году предприяти- ям, организациям и учреждениям для сельскохозяйственных нужд; один раз в 5 лет - сведений, необходимых для взимания платы за предоставленную землю, сведений о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям, происшедших изменений в площадях угодий, качественном состоянии земель, их кадастровой оценке и освоенности территории. Отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель рассматриваются и утверждаются в порядке, определяемом законодательством республик. 6. Результаты мониторинга земель оформляются в виде текстовых и графических материалов и ежегодно включаются в отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель. 7. Государственные органы республик, на которые возложено ведение земельного кадастра и мониторинга земель, направляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР данные о наличии, качественном состоянии и использовании земель (по республикам, краям, областям, городам и в целом по республике - субъекте Союза ССР) не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР не позднее 30 апреля следующего за отчетным года представляет сводный отчет о наличии, качественном состоянии и использовании земель (по республикам - субъектам Союза ССР и в целом по СССР) Кабинету Министров СССР и Государственному комитету СССР по статистике. ПРИНЦИПЫ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ УТВЕРЖДЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР от 24 июля 1991 г. N 507 В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле устанавливаются следующие единые для страны принципы платы за землю: платность всех землевладений и землепользований, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; стимулирование землевладельцев и землепользователей за рациональное использование земель, проведение природоохранных мероприятий, развитие прогрессивных форм хозяйствования, производство наиболее дефицитных видов продукции; создание условий для выравнивания экономических возможностей производства на землях разного качества, равноправного развития всех форм хозяйствования на земле; зависимость размера платы за землю от качества и местоположения земельного участка; обоснованность ставок налогообложения, которые могут пересматриваться в случае изменения внешних условий хозяйствования (устанавливаемых цен, порядка налогообложения, кадастровой оценки земель и др.); взимание платы за землю в формах земельного налога или арендной платы. Ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, а также порядок и пределы установления размера арендной платы за землю определяются законодательством республик; зависимость земельного налога на земли сельскохозяйственного наз- начения от величины дохода, обусловленного объективными различиями в качестве и местоположении земель. Размер земельного налога определя- ется по данным кадастровой оценки земель. В целях выравнивания экономических условий хозяйствования по решению соответствующих республиканских органов в республиках могут взиматься рентные платежи, которые определяются по данным кадастровой оценки земель с учетом уровня действующих цен; взимание платы за земли лесного фонда в составе платы за пользование лесами; определение платы за земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов) в соответствии с оценкой их территории исходя из стоимости инженерных коммуникаций. При оценке территории населенного пункта учитывается также доступность участка, его близость к центру населенного пункта, архитектурно-художественная, историческая и ландшафтная ценность застройки и территории, состояние окружающей среды, микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, подверженность территории разрушительным воздействиям природных сил, развитость функций культурно-бытового обслуживания населения и т.п.; приравнивание платы за приусадебные, садовые и дачные земельные участки на территории населенных пунктов и за их пределами к размеру средних ставок земельного налога по сельскохозяйственным угодьям данного района с учетом их местоположения или к земельному налогу, взимаемому с оцененных земель аналогичного качества; взимание платы за земли, не относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и населенных пунктов, на основе ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения аналогичного качества в данном районе; налогообложение за землю, занимаемую объектами общесоюзной собственности на основе соглашений Союза ССР и республик; сочетание платежей за землю с льготами по налогообложению, предусмотренными законодательством Союза ССР и республик. Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных де- путатов, могут частично централизоваться в бюджетах республик и нап- равляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, а также на землеустройство и социальное разви- тие территории. размер централизуемых средств определяется в соот- ветствии с законодательством республик. |