О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА, МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ И ПРИНЦИПАХ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ В СССР. Постановление. Кабинет Министров СССР. 24.07.91 507

       О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА,
         МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ И ПРИНЦИПАХ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ В СССР

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

                           24 июля 1991 г.

                                N 507

                             (СПС 91-23)
   

     В соответствии  с  Основами  законодательства Союза ССР и союзных
республик  о  земле,   предусматривающими   ведение   государственного
земельного  кадастра  и  мониторинга  земель по единой для всей страны
системе и  установление  единых  принципов  платы  за  землю,  Кабинет
Министров СССР постановляет:
     1. Утвердить   прилагаемое   Положение    о    порядке    ведения
государственного земельного кадастра и мониторинга земель в СССР.
     Установить, что работы  по  ведению  государственного  земельного
кадастра  и  мониторинга земель,  осуществляемые на союзном уровне и в
республиках, выполняются государственной землеустроительной службой за
счет соответственно союзного бюджета и бюджетов республик.
     2. Министерству  сельского  хозяйства  и  продовольствия  СССР  и
правительствам республик:
     а) осуществить  необходимые  мероприятия   по   совершенствованию
государственного  земельного  кадастра  и обеспечению Советов народных
депутатов,  заинтересованных предприятий,  учреждений,  организаций  и
граждан   сведениями   и   документами   о   правовом  режиме  земель,
распределении   их   по   категориям,   угодьям,   землевладельцам   и
землепользователям,      о      качественной      характеристике     и
народнохозяйственной ценности земель;
     б) организовать  ведение  мониторинга  земель  для своевременного
выявления  изменений  в  состоянии  земельного   фонда,   их   оценки,
предупреждения и устранения последствий негативных процессов;
     в) предусматривать  ежегодное  выделение   денежных   средств   и
материальных   ресурсов,   необходимых  для  ведения  государственного
земельного  кадастра  и  мониторинга  земель,  а  также  для   издания
кадастровой документации.
     3. Министерству  сельского  хозяйства   и   продовольствия   СССР
разработать    с   участием   правительств   республик,   Министерства
природопользования и  охраны  окружающей  среды  СССР  и  Министерства
финансов  СССР и утвердить по согласованию с Государственным комитетом
СССР по статистике в 1991 году состав данных, включаемых в кадастровую
документацию,  а  также  перечень  характеристик  состояния земельного
фонда по зонам страны,  подлежащих  систематическому  определению  при
ведении мониторинга земель, и формы их отражения.
     4. Министерству  сельского  хозяйства  и  продовольствия  СССР  с
участием  Министерства  природопользования  и  охраны окружающей среды
СССР,  других заинтересованных органов государственного  управления  в
1991-1992 годах:
     привести действующие  инструкции  и  методические   указания   по
ведению    государственного    земельного    кадастра,   тематическому
картографированию  земельных  угодий,  экономической  оценке   земель,
почвенным,   геоботаническим  и  другим  обследованиям  и  изысканиям,
государственной регистрации предоставляемых во владение, пользование и
аренду земель в соответствие с составом данных, включаемых в земельно-
кадастровую документацию;
     разработать инструктивно-методическую   документацию  по  ведению
мониторинга земель.
     5. Правительствам  республик,  Министерству сельского хозяйства и
продовольствия СССР с участием Комитета геодезии и  картографии  СССР,
заинтересованных   министерств   и   других  органов  государственного
управления СССР:
     обеспечить развитие  работ по картографированию земельных угодий,
проведению  почвенных,  геоботанических  и   других   обследований   и
изысканий    до    объемов,   необходимых   для   систематического   и
своевременного уточнения, обновления и повышения достоверности данных,
включаемых в государственный земельный кадастр;
     организовать систематическое обновления материалов оценки земель,
необходимых  для  установления размеров платежей за предоставленные во
владение, пользование и аренду земельные участки;
     установить по зонам страны периодичность обновления и детальность
планово-картографических  материалов,  почвенных,  геоботанических   и
других обследований и изысканий, а также данных оценки земель;
     организовать проведение   в    1991-1992    годах    необходимых
картографических  и  других  работ  в  сельских  населенных  пунктах и
поселках с целью обеспечения сельских и  поселковых  Советов  народных
депутатов соответствующими материалами.
     6. В целях оперативного обеспечения сведениями о  земле  Комитету
геодезии  и  картографии  СССР  и  Министерству  сельского хозяйства и
продовольствия  СССР  совместно  с   заинтересованными   организациями
подготовить  и  представить  в  1991  году  в  Кабинет  Министров СССР
предложения  по  пересмотру  действующих   ограничений,   сдерживающих
выполнение     предприятиями     и    организациями    государственной
землеустроительной  службы  топограф-геодезических  и   аэросъемочных
работ,  необходимых  для ведения государственного земельного кадастра,
мониторинга   земель   и   землеустройства,   а   также   издание    и
распространение картографической земельно-кадастровой документации.
     7. Правительствам республик и Министерству сельского  хозяйства и
продовольствия     СССР     обеспечить     координацию    деятельности
государственной землеустроительной службы по  ведению государственного
земельного  кадастра  и  мониторинга земель,  разработке общесоюзных и
межреспубликанских программ по рациональному использованию земель и их
охране, а также организации научных исследований.
     8. Установить,  что на  землях,  предоставленных  во  владение  и
пользование  Союза  ССР,  порядок  ведения государственного земельного
кадастра и мониторинга  земель  определяется  Министерством  сельского
хозяйства  и  продовольствия  СССР  по  согласованию с правительствами
республик,  соответствующими   министерствами   и   другими   органами
государственного управления СССР.
     9. Утвердить прилагаемые Принципы платы за землю.
     10. Признать  утратившим силу постановление Совета Министров СССР
от  10  июня  1977  г.  N  501  "О  порядке  ведения  государственного
земельного кадастра" (СП СССР, 1977 г., N 19, ст.119).

             ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
           ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СССР

                              УТВЕРЖДЕНО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

                        КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

                          от 24 июля 1991 г.

                                N 507

     1. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных
республик   о   земле   ведется   государственный  земельный  кадастр,
содержащий систему необходимых сведений и документов о правовом режиме
земель,     их     распределении    по    угодьям,    землевладельцам,
землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике и
народнохозяйственной  ценности  земель,  а  также  мониторинг  земель,
представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда
для своевременного выявления происходящих в нем изменений,  их оценки,
предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
     2. Государственный  земельный кадастр и мониторинг земель ведутся
по единой для Союза ССР системе и обеспечиваются проведением топографо
-геодезических,  картографических, почвенных, геоботанических и других
обследований    и    изысканий,    регистрацией    землевладений     и
землепользований,  учетом  и оценкой земель,  использованием комплекса
наземных передвижных,  стационарных и дистанционных  (аэрокосмических)
методов  наблюдения  за  проявлением процессов эрозии,  потери гумуса,
засоления,  закисления,  заболачивания,  переувлажнения,  подтопления,
опустынивания,   загрязнения  опасными  веществами,  переуплотнения  и
других природных и антропогенных  негативных  изменений  качественного
состояния   земель,  а  также  за  динамикой  степени  окультуренности
используемых в сельском хозяйстве  земель  по  комплексу  показателей,
характеризующих их плодородие.
     Тематическое картографирование  земель   и   наблюдение   за   их
состоянием,  выполняемые  предприятиями,  организациями и учреждениями
независимо  от  их  ведомственной  принадлежности,   кооперативами   и
гражданами,   ведутся   по  методикам  и  программам,  утвержденным  в
республиканских государственных землеустроительных органах.
     3. Министерство   сельского   хозяйства   и  продовольствия  СССР
совместно с соответствующими государственными органами республик:
     организует работы      по     регистрации     землевладений     и
землепользований,  картографированию  земельных   угодий,   проведению
почвенных,    геоботанических,    топографо-геодезических   и   других
обследований и изысканий,  наблюдений за состоянием  земель  и  другие
мероприятия, связанные с ведением государственного земельного кадастра
и мониторинга земель;
     разрабатывает с участием Министерства природопользования и охраны
окружающей  среды  СССР,   других   заинтересованных   организаций   и
утверждает  методические  указания  и  инструкции  по  государственной
регистрации   землевладений   и   землепользований,   оценке   земель,
проведению     почвенных     (включая     почвенно-агрохимические    и
почвенно-мелиоративные),  геоботанических  и  других  обследований   и
изысканий, картографированию земельных угодий, оперативному наблюдению
за состоянием земель,  а также  по  созданию  планово-картографических
материалов,   необходимых   для  ведения  государственного  земельного
кадастра и мониторинга земель;
     осуществляет систематическое  изучение  спроса  и  потребности  в
долгосрочной и оперативной информации о наличии,  состоянии  и  оценке
земельных  ресурсов,  принимает  меры  к постоянному совершенствованию
государственного земельного кадастра и мониторинга земель, включению в
них   данных,   соответствующих   возникающим  народнохозяйственным  и
природоохранным потребностям;
     обеспечивает систематизацию,  изучение и хранение данных о земле,
а также издание подлежащих опубликованию  материалов  государственного
земельного кадастра и мониторинга земель.
     4. Установить,  что земельно-кадастровой документацией  являются:
     документы, характеризующие     правовой     режим,    количество,
качественное состояние и  местоположение  земель,  предоставленных  во
владение  и  пользование  предприятиям,  организациям,  учреждениям  и
гражданам;
     государственная земельно-кадастровая книга земель,  находящихся в
ведении сельского, поселкового Совета народных депутатов;
     государственная земельно-кадастровая книга района,  города (кроме
городов республиканского подчинения);
     государственный земельный кадастр округа,  области, края и города
республиканского подчинения;
     государственный земельный   кадастр  республики;
     государственный земельный кадастр  СССР.
     К земельно-кадастровой      документации      относятся     также
картографические,  обследовательские и  другие  материалы,  содержащие
сведения   о   границах  административно-территориальных  образований,
правовом положении  земель,  их  количестве,  качественном  состоянии,
народнохозяйственной   ценности   и  производительной  способности  по
землевладениям    и     землепользованиям,     населенным     пунктам,
административным  районам,  округам,  областям,  краям,  республикам и
стране в целом.
     5. В   целях   уточнения  и  обновления  кадастровых  данных:
     а) руководители  всех  предприятий,  организаций   и   учреждений
независимо  от  их  ведомственной  подчиненности  и граждане,  ведущие
крестьянское хозяйство,  уполномоченные органы  сельских,  поселковых,
городских  (городов  районного  подчинения) Советов народных депутатов
ежегодно представляют в исполкомы соответствующих районных (городских)
Советов народных депутатов отчеты по установленной форме о происшедших
изменениях в составе земель,  находящихся во владении и в  пользовании
этих предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также в ведении
сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов
народных  депутатов,  по  состоянию на 1 января следующего за отчетным
года;
     б) государственные  землеустроительные органы составляют отчеты о
наличии,  качественном состоянии и использовании  земель  по  районам,
городам окружного, областного, краевого и республиканского подчинения,
округам,  областям,  краям и республикам  по  состоянию  на  1  января
следующего за отчетным года с включением в них:
     ежегодно - сведений о наличии и происшедших изменениях в площадях
сельскохозяйственных угодий (в том числе отдельно орошаемых и  осушен-
ных земель), распределении их по видам, землевладельцам и землепользо-
вателям,  а также сведений об изъятии неиспользуемых  и  нерационально
используемых земель и о землях, отведенных в истекшем году предприяти-
ям, организациям и учреждениям для сельскохозяйственных нужд;
     один раз  в  5 лет - сведений,  необходимых для взимания платы за
предоставленную землю, сведений о наличии земель и распределении их по
категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям, происшедших
изменений  в  площадях  угодий,  качественном  состоянии  земель,   их
кадастровой оценке и освоенности территории.
     Отчеты о наличии,  качественном состоянии и использовании  земель
рассматриваются     и    утверждаются    в    порядке,    определяемом
законодательством республик.
     6. Результаты  мониторинга  земель оформляются в виде текстовых и
графических материалов и  ежегодно  включаются  в  отчеты  о  наличии,
качественном состоянии и использовании земель.
     7. Государственные органы республик, на которые возложено ведение
земельного  кадастра  и мониторинга земель,  направляют в Министерство
сельского  хозяйства  и  продовольствия   СССР   данные   о   наличии,
качественном  состоянии и использовании земель (по республикам, краям,
областям,  городам и в целом по республике - субъекте  Союза  ССР)  не
позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
     Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР не позднее
30  апреля  следующего  за  отчетным года представляет сводный отчет о
наличии, качественном состоянии и использовании земель (по республикам
-  субъектам  Союза  ССР  и в целом по СССР) Кабинету Министров СССР и
Государственному комитету СССР по статистике.

                       ПРИНЦИПЫ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

                              УТВЕРЖДЕНЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

                        КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

                          от 24 июля 1991 г.

                                N 507

     В соответствии с Основами законодательства Союза  ССР  и  союзных
республик о земле устанавливаются следующие единые для страны принципы
платы за землю:
     платность всех  землевладений и землепользований,  за исключением
случаев, предусмотренных законодательством;
     стимулирование землевладельцев     и     землепользователей    за
рациональное   использование   земель,   проведение    природоохранных
мероприятий,  развитие прогрессивных форм хозяйствования, производство
наиболее дефицитных видов продукции;
     создание условий   для  выравнивания  экономических  возможностей
производства на землях разного качества,  равноправного развития  всех
форм хозяйствования на земле;
     зависимость размера платы за землю от качества  и  местоположения
земельного участка;
     обоснованность ставок     налогообложения,     которые      могут
пересматриваться  в  случае  изменения  внешних условий хозяйствования
(устанавливаемых  цен,  порядка  налогообложения,  кадастровой  оценки
земель и др.);
     взимание платы за землю в формах земельного налога  или  арендной
платы.  Ставки земельного налога,  порядок и сроки его уплаты, а также
порядок  и  пределы  установления  размера  арендной  платы  за  землю
определяются законодательством республик;
     зависимость земельного налога на земли сельскохозяйственного наз-
начения  от величины дохода,  обусловленного объективными различиями в
качестве и местоположении земель.  Размер земельного налога  определя-
ется по данным кадастровой оценки земель.
     В целях  выравнивания  экономических  условий  хозяйствования  по
решению  соответствующих  республиканских  органов в республиках могут
взиматься рентные платежи,  которые определяются по данным кадастровой
оценки земель с учетом уровня действующих цен;
     взимание платы  за  земли  лесного  фонда  в  составе  платы   за
пользование лесами;
     определение платы за земли населенных пунктов  (городов, поселков
городского  типа  и  сельских  населенных  пунктов)  в  соответствии с
оценкой их территории исходя из стоимости инженерных коммуникаций. При
оценке  территории  населенного  пункта  учитывается также доступность
участка,    его    близость    к    центру     населенного     пункта,
архитектурно-художественная,   историческая   и  ландшафтная  ценность
застройки и территории, состояние окружающей среды, микроклиматические
и    санитарно-гигиенические    условия,   подверженность   территории
разрушительным  воздействиям   природных   сил,   развитость   функций
культурно-бытового обслуживания населения и т.п.;
     приравнивание платы за приусадебные,  садовые и дачные  земельные
участки  на  территории населенных пунктов и за их пределами к размеру
средних  ставок  земельного  налога  по  сельскохозяйственным  угодьям
данного  района  с  учетом  их местоположения или к земельному налогу,
взимаемому с оцененных земель аналогичного качества;
     взимание платы    за    земли,    не    относящиеся    к   землям
сельскохозяйственного назначения,  лесного фонда и населенных пунктов,
на  основе  ставок  земельного  налога  на земли сельскохозяйственного
назначения аналогичного качества в данном районе;
     налогообложение за   землю,   занимаемую   объектами  общесоюзной
собственности на основе соглашений Союза ССР и республик;
     сочетание платежей   за  землю  с  льготами  по  налогообложению,
предусмотренными законодательством Союза ССР и республик.
     Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных де-
путатов,  могут частично централизоваться в бюджетах республик и  нап-
равляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на
материальное стимулирование землевладельцев  и  землепользователей,  в
том числе арендаторов,  а также на землеустройство и социальное разви-
тие территории.  размер централизуемых средств  определяется  в  соот-
ветствии с законодательством республик.