ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Рекомендации. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 24.12.97

        ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
                 В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                          24 декабря 1997 г.


                                (НЦПИ)


                                                            НАПРАВЛЕНЫ
                                          письмом Министерства юстиции
                                                  Российской Федерации
                                               от 24 декабря 1997 года

     Федеральный закон   "О   свободе   совести   и   о    религиозных
объединениях", вступивший в силу с 1 октября 1997 года, наделил органы
юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию (далее именуются -
регистрирующие  органы),  правом  контроля  за соблюдением ими уставов
относительно целей и порядка их деятельности.
     Поскольку принятый   Федеральный  закон  не  содержит  конкретных
указаний на формы  и  методы  осуществления  регистрирующими  органами
контрольных   функций   в  отношении  религиозных  организаций,  то  в
правоприменительной  практике  следует  руководствоваться  не   только
положениями   данного   Закона,   но  и  соответствующими  положениями
Гражданского  кодекса  РФ,  Федерального  закона   "О   некоммерческих
организациях"  и иными актами действующего законодательства Российской
Федерации.

                      Задачи и предмет контроля

     Контроль за деятельностью религиозных организаций  осуществляется
в   целях  обеспечения  неукоснительного  соблюдения  ими  Конституции
Российской Федерации,  действующего законодательства, предупреждения и
пресечения   противоправных   проявлений  в  деятельности  религиозных
организаций.
     Согласно пункту  2  статьи  25  Федерального  закона  "О  свободе
совести  и  о  религиозных  объединениях"  контроль  за  деятельностью
религиозных  организаций  со  стороны  регистрирующих  органов  должен
осуществляться по двум направлениям:
     контроль за    соблюдением    устава    религиозной   организации
относительно целей ее деятельности;
     контроль за    соблюдением    устава    религиозной   организации
относительно порядка ее деятельности.
     При осуществлении  контроля  за  соблюдением  устава  религиозной
организации  относительно  порядка  ее   деятельности   регистрирующим
органам  следует  обращать  особое  внимание  на:  соблюдение уставных
положений,  касающихся структуры и управления религиозной организации,
деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений
и  иных  положений,  не  относящихся   к   внутренним   (каноническим)
установлениям религиозной организации;
     соблюдение установленного порядка и процедуры внесения  изменений
и   дополнений   в   устав,  реорганизации  и  ликвидации  религиозной
организации и иных действий, имеющих правовые последствия;
     своевременное информирование       религиозной       организацией
регистрирующего  органа  об  изменении  данных,  включаемых  в  единый
государственный реестр юридических лиц;
     своевременное представление  религиозной  организацией  ежегодной
информации  о  продолжении  ее  деятельности  в  установленном Законом
объеме.
     Нарушение установленного   порядка   деятельности   и  управления
религиозной организации является основанием для признания  принятых  с
нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и,  в
установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и
дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации,
изменение данных государственного  реестра  юридических  лиц),  влечет
отказ   регистрирующего   органа   в  удовлетворении  соответствующего
заявления религиозной организации.
     Непредставление требуемых   сведений  в  регистрирующий  орган  в
течение трех лет является  основанием  для  обращения  регистрирующего
органа  в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей
свою деятельность.
     Контроль за    соблюдением    религиозной   организацией   устава
относительно целей ее деятельности подразумевает проверку  со  стороны
регистрирующего    органа    соответствия   фактической   деятельности
религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.
     Согласно Федеральному  закону  "О свободе совести и о религиозных
объединениях" (ст.  8) в качестве религиозных признаются  организации,
образованные  в  целях совместного исповедания и распространения веры.
Кроме  своей  основной  цели  (исповедание  и  распространение   веры)
религиозные   организации   в  установленном  законом  порядке  вправе
заниматься  и  иной  деятельностью,  соответствующей  ее  цели  и   не
запрещенной законом.  При этом предмет и цели деятельности религиозной
организации,  как некоммерческой организации, должны быть определены в
ее уставе (ст. 53 части первой ГК РФ).
     Следовательно, деятельностью       религиозной       организации,
противоречащей ее уставным целям, является:
     утрата религиозной   организацией   при    осуществлении    своей
деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное
совершение  богослужений,  других  религиозных  обрядов  и  церемоний,
обучение религии, религиозное воспитание и др.);
     осуществление запрещенных  для  религиозных   организаций   видов
деятельности   (участие   в   деятельности   политических   партий   и
политических  движений,  оказание  им  материальной  и  иной   помощи,
предвыборная    агитация,   создание   структурных   подразделений   в
государственных   и   муниципальных   учреждениях   и   в   иных    не
предусмотренных   законом  местах,  осуществление  предпринимательской
деятельности,  не соответствующей уставным целям,  продажа  получаемой
гуманитарной и технической помощи и т. д.);
     осуществление деятельности,    в    том    числе     медицинской,
образовательной   и   иной,   без  надлежаще  оформленного  разрешения
(лицензии);
     осуществление деятельности,     не     предусмотренной    уставом
религиозной организации;
     осуществление деятельности    с    сокрытием    наименования    и
вероисповедной принадлежности религиозной организации;
     осуществление деятельности,  сопряженной  с  посягательствами  на
личность  и  права  граждан  и  с  иным   нарушением   Конституции   и
действующего законодательства РФ.

                         Организация контроля

     При осуществлении  контроля  за  соблюдением  устава  религиозной
организации  регистрирующие  органы   не   должны   подменять   органы
прокуратуры  и иные государственные органы и должностных лиц,  которые
осуществляют надзорные и контрольные функции согласно установленной им
законом компетенции. Целесообразно практиковать проведение комплексных
проверок   деятельности    религиозных    организаций    с    участием
соответствующих  надзорных  и  контрольных  органов по предварительной
договоренности с ними.
     Проверка уставной   деятельности  религиозной  организации  может
осуществляться  в  плановом  порядке  по  инициативе   регистрирующего
органа,  а  также  в  случае  возникновения  обстоятельств,  требующих
проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации:
     по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан и организаций;
     по публикациям  и  сообщениям  печати  и  иных  средств  массовой
информации;
     по поручению Министерства юстиции, других органов государственной
власти и управления;
     в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
     В соответствии  с конституционным принципом отделения религиозных
объединений  от  государства  регистрирующие  органы  обязаны  уважать
внутренние   установления   религиозных   организаций   и   не  вправе
вмешиваться  в  деятельность  религиозных  организаций,  если  она  не
противоречит закону. Не допускаются:
     проведение проверок   в   религиозных   организациях   во   время
богослужений,   проведения   религиозных  обрядов,  церемоний  и  иных
культовых мероприятий;
     нарушение принятых   норм   поведения  в  молитвенных  зданиях  и
помещениях;
     оскорбление религиозных  чувств  и убеждений граждан.  Незаконное
воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению
религиозных  обрядов  влечет  ответственность по закону (ст.  193 КоАП
РСФСР, ст. 148 УК РФ).
     О предстоящей    проверке    надлежит   уведомить   руководителей
религиозной организации.
     Непосредственно осуществление проверки предусматривает выполнение
следующих действий со стороны регистрирующего органа:
     изучение материалов     регистрационного     дела     религиозной
организации,  имеющихся в регистрирующем органе заявлений и  обращений
граждан,   сообщений   печати  и  иных  средств  массовой  информации,
касающихся деятельности данной организации;
     запрашивание в     правоохранительных,     налоговых    и    иных
государственных  органах  имеющейся  у  них  информации  и   сведений,
связанных   с   деятельностью   проверяемой  религиозной  организации;
направление  по  согласованию   с   религиозной   организацией   своих
представителей для участия в проводимых ею мероприятиях;
     запрашивание и изучение официальной информации и иных  материалов
религиозной организации,  касающихся ее уставной деятельности, а также
ее структурных подразделений;
     получение разъяснений   от  руководителей  и  членов  религиозной
организации  по  вопросам,   относящимся   к   уставной   деятельности
религиозной организации;
     совершение иных  действий  в   пределах   установленной   законом
компетенции регистрирующего органа.

                 Принятие мер по результатам проверки

     Результаты проверки  оформляются  в  виде справки,  приобщаемой к
регистрационному  делу,  хранящемуся  в   регистрирующем   органе.   О
результатах   проверки  информируется  руководящий  орган  религиозной
организации.
     В случае  выявления в ходе проверки фактов совершения религиозной
организацией действий, противоречащих ее уставным целям или нарушающих
действующее   законодательство,   регистрирующий   орган   информирует
руководящий орган религиозной организации о  допущенных  нарушениях  с
предложением  об  их  устранении  или  выносит религиозной организации
письменное предупреждение.
     В случаях,    когда    выявленные    нарушения   имеют   характер
административного  правонарушения,   регистрирующий   орган   передает
сообщение   о   правонарушении   и  материалы  проверки  в  орган  или
должностному  лицу,   которые   полномочны   рассматривать   дела   об
административных правонарушениях.
     В случаях,  когда  в  выявленных  нарушениях   имеются   признаки
преступления, материалы проверки направляются в прокуратуру.
     В случае систематического осуществления религиозной  организацией
деятельности,  противоречащей ее уставным целям,  и вынесения ей более
двух  предупреждений  в   письменной   форме,   регистрирующий   орган
обращается  в  суд  с  заявлением  о  ликвидации указанной религиозной
организации   (ст.   33   Федерального   закона   "О    некоммерческих
организациях").

Департамент по делам общественных
и религиозных объединений