Страницы: 1 2 О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" ИНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 17 апреля 1995 года N 29 (ЭЖ 95-19) Инструкция издана на основании Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" с изменениями и дополнени- ями, внесенными законами Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2353-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" и Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении измене- ний и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю". Использование земли в Российской Федерации является платным. Фор- мами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, норма- тивная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотрен- ных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Целью введения платы за землю является стимулирование рациональ- ного использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в насе- ленных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади в ра- змере за год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целе- вого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других реги- онах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной( власти субъектов Российской Федерации. I. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ И ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ 1. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются ор- ганизации (предприятия, учреждения, независимо от их организацион- но-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, вклю- чая международные неправительственные организации (объединения), сов- местные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица), (В дальнейшем именуются "юридические лица") а также граждане Российс- кой Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (В дальней- шем именуются "граждане"), которым предоставлена земля в собствен- ность, владение, пользование или в аренду на территории России. 2. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной пла- ты являются земельные участки, части земельных участков, земельные до- ли (при общей долевой собственности на земельный участок), предостав- ленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду). К ним, в частности, относятся: земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммер- ческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйс- твам ( в т. ч. колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйс- твенным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ве- дения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хо- зяйства; земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садо- водства, огородничества и животноводства; земельные наделы, предоставленные отдельным категориями работни- ков предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промыш- ленности, лесного, водного, рыбного охотничьего хозяйства; земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевиде- ния, информатики и космического обеспечения, энергетики; земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятель- ности; земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях. 3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой нало- гом земельной площадки. В облагаемую налогом площадь включаются зе- мельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходи- мые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, тех- нические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. 4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строе- ния, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорцио- нально площади строения, находящемуся в их раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников со- размерно их доле на эти строения. II. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ 5. От уплаты налога полностью освобождаются: 1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботаничес- кие сады; 2) предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и на- родными ремеслами в местах их традиционного бытования; 3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опыт- ные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непос- редственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целях и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур. К указанным выше научным учреждениям и организациям другого про- филя независимо от форм собственности относятся научно-исследователь- ские институты, конструкторские организации, проектно-конструкторские и проектно-технологические институты, научно-технические центры, комп- лексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (техноло- гические) организации, которые в соответствии с Указом Президента Рос- сийской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в нало- гообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" освобож- даются от уплаты земельного налога только за землю, используемую для научных и научно-экспериментальных целей; 4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохра- нения, финансируемые за счет средств профсоюзов (за исключением ку- рортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и па- мятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся и используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Феде- рации от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных органах Российс- кой Федерации в области охраны окружающей природной среды" установле- но, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Рос- сийской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в об- ласти охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации и в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции с соот- ветствующих сферах управления: Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитету Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службе гео- дезии и картографии России, Федеральной службы России лесного хозяйс- тва России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и монито- рингу окружающей среды, Комитета Российской Федерации по водному хо- зяйству; 5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, полу- чившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие ре- культивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв; 6) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны. От уплаты земельного налога в соответствии с этим подпунктом ос- вобождаются: участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых опера- ций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воин- ских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей ар- мии, и бывших партизан. Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение участника войны"; лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-морского Фло- та, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штабные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обо- роне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на ль- готных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение о праве на льготы"; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,гетто,других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в пе- риод второй мировой войны (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235). Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения; граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадно- го Ленинграда" (Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 N163). основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения; 7) инвалиды I и II групп. Льгота предоставляется на основании "Удостоверения инвалида Оте- чественной войны", "Удостоверения инвалида о праве на льготы", пенси- онного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комис- сии; 8) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катаст- рофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объ- ектах гражданского или военного назначения , а также в результате ис- пытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных уста- новок, включая ядерное оружие и космическую технику. Указанная льгота распространяется на граждан, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с Законом РСФСР от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чер- нобыльской АЭС" Законом Российской Федерации от 15.06.92 N3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 20.05.93 N 4996-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросом радиоактивных отходов в реку Теча", соответствующих постановлений Верховного Совета РСФСР от 15.05.91, Верховного Совета Российской Федерации от 15.05.92 N 3062-1, от 20.05.93 N 4996-1 о порядке введения в действие указанных законов. В соответствии с указанным законами к таким лицам, в частности, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие за- болевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями че- рнобыльской катастрофы, а также аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядер- ное оружие и космическую технику; инвалиды, включая III группу, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой и другими авариями на атомных объектах гражданского или военного назна- чения, а также результатами испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космичес- кую технику; граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последс- твий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, матери- альных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военноо- бязанные , призванные на специальные сборы и привлеченные в этот пери- од для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, получившие профес- сиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения; граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны от- селения; граждане, проживающие (работающие) в населенных пунктах на терри- тории зоны с правом на отселение или на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, проживающие (работающие) в зоне отселения до их пересе- ления в другие районы; граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение после чернобыльской катастрофы. Основанием для предоставления перечисленных в настоящем подпункте льгот являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников лик- видации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, выданных в соответствии с положениями, разработанными Гос- комчернобылем России и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и соответствующими другими заинтересо- ванными министерствами и ведомствами, и зарегистрированными в установ- ленном порядке в Минюсте России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.12.93 N 2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиацион- ному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском поли- гоне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1263 "О порядке предоставления компенсаций и льгот гражданам Рос- сийской Федерации, проживавшим в 1949-1963 годах за переделами Рос- сийской Федерации и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (доведено до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 05.12.94 N ЮУ-6-10/468) осво- бождаются от уплаты земельного налога: а) граждане, получившие в периоды радиационного воздействия сум- марную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр); б) граждане, получившие в периоды радиационного воздействия сум- марную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 255 сЗв (бэр); в) дети первого и второго поколений указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей. Основанием для предоставления льготы гражданам, указанным в лите- ре "а" и литере "б" настоящего подпункта, являются удостоверения, вы- даваемые в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос- ледствий стихийных бедствий , Министерством труда Российской Федера- ции, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Рос- сийской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологи- ческого надзора Российской Федерации и администрацией Алтайского края, а в литере "в" этого подпункта - заключение регионального межведомс- твенного экспертного совета Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц с радиационным воздействием; (С положениями о порядке оформления и выдачи удостоверений граж- данам, указанным в пункте 8, можно ознакомиться в соответствующих ор- ганах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым сообщалось об этом письмами Госкомчернобыля России от 12.11.92 N ВД-8-3729, 22.03.93 N ВД-8-1278, 05.08.93 N ВС-10-3618, 15.10.93 N ВД-10-4468 и письмом МЧС России от 22.03794 N ВВ-1-835). 9) учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкуль- турно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; 10) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учрежде- ния, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук; государственные научные центры, а также высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 11) государственные предприятия связи, акционерные общества свя- зи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечи- вающие (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовеща- ния, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российс- кой Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросоору- жений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, госу- дарственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами обще- го пользования, аэродромами, аэродромами, аэропортами и ремонтными за- водами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности. К государственным предприятиям водных путей и гидросооружений Минтранса России, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога, в настоящее время относятся 10 госпредприятий водных путей тех или иных бассейнов рек (например, госпредприятие "Водные пути Волжского бассейна", в которое на правах его структурных подразделений, не явля- ющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей, например, Казанский район водных путей и 5 районов гидросооружений, например, Самарский район гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных кана- лов(например, госпредприятие "Канал имени Москвы", в которое на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, вхо- дят Серпуховской и Муромский районы водных путей и 8 районов гидросоо- ружений, например, Рыбинский и Тушинский районы гидросооружений). Кро- ме того, подлежат освобождению от уплаты земельного налога также Сара- товский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы, входящие в систему предприятий водных путей и гидросооружений Минтранса России. (Перечень объектов определяется Минтрансом России по согласованию с Госналогслужбой России и Минфином России.) К предприятиям, независимо от форм их собственности, государс- твенным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, ос- вобождаемым от уплаты земельного налога, относятся: морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, па- роходства, администрации морских и речных портов, районные управления речного транспорта; судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслу- живания флота, ремонтно-технологическое предприятие атомного флота (РТП "Атомфлот"), завод "Теплоход", верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота, Киренский строительный участок; бассейновые аварийно-спасательные управления (БАСУ) и отряды ава- рийно-спасательных и судоподъемных работ (отряды АСПТР); управления морских путей; Гидрографическое предприятие и входящие в его состав подразделе- ния (гидробазы); строительный трест "Арктикстрой" и его строительно-монтажные уп- равления; предприятия спутниковых систем и связи морского и речного транс- порта; экспедиция спецморпроводок, объединение "Подводречстрой" и его предприятия; "Совмортранс" с принадлежащими ему предприятиями, филиалами и представительствами. к искусственно созданным территориям следует относить участки площади предприятий, образованные на дне морей, рек, озер, водохрани- лищ или затапливаемых участках берега путем намыва, отсыпки грунта, либо установки специальных конструкций и сооружений. К ним, в частнос- ти, относятся намывные или отсыпные территории и площадки морского и речного портов, судоремонтных заводов, баз технического обслуживания флота, молы, пирсы, судоподъемные слипы, оградительные и берегоукрепи- тельные сооружения и т. п. К землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания ли- нейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог). в полосу отвода автомобильных дорог входят о земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подвер- женных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и уст- ройств, равно как и полосы отвода в целом, определяются органами мест- ного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проект- но-сметной документацией. Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия,государс- твенны учреждения и организации воздушного движения "Росаэронавигации" за земли , занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесен- ными к федеральной собственности. Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для при- ема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооруже- ния и необходимое оборудование, а аэродром (вертодром, гидроаэродром) - это оборудование, земельный или водный участок, включая здания, соо- ружения и оборудование, предназначенное для взлета, посадки и обслу- живания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указан- ных целей определяются генпланом, утвержденным органами местного само- управления; 12) земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Рос- сийской Федерации; 13) санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсо- юзной собственности; 14) предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хра- нения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Рос- сийской Федерации; 15) внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и пос- тоянной деятельности; 16) военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по дос- тижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены се- мей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей. В соответствии с законом Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих " к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений про- фессионального образования, сержанты, старшины , солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины , сол- даты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту. Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай (гор) военкоматов, пенсионные удостоверения. Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутрен- них дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязаннос- тей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или име- ется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учрежде- ния, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего; 17) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Со- циалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу родине в Вооруженных силах СССР". Льготы предоставляются на основании соответствующих книжек наз- ванных Героев и орденских книжек; 18) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. к указанным учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", относятся: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы; центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Ми- нистерства внутренних дел Российской Федерации. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Рос- сийской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполни- тельной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учеб- ные и иные учреждения; 19) налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, ус- тановленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1 Зако- на Российской Федерации "О плате за землю". Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта за указанные земли должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог в городской или сельской местностях. При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга принимаются средние ставки налога за сельскохозяйственные угодья соответственно Московской и Ленинградской областей. Под полосой отвода железной дороги понимается земельный участок, на котором размещается земляное полотно с верхним строением пути и во- доотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи, элект- роснабжения производственно-технические и другие железнодорожные соо- ружения. Налог за другие земли железнодорожного транспорта, расположенные за пределами полосы отвода железных дорог, исчисляется по установлен- ным законодательством ставкам в зависимости от места расположения об- лагаемых объектов; 20) земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации; 21) земли общего пользования населенных пунктов. К земли общего пользования населенных пунктов в соответствии со статьей 76 Земельного кодекса РСФСР относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набереж- ные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизованных промышленных отходов, полигонов быто- вых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, слу- жащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта; 22) граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хо- зяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче им земельных участков в аренду (пользование) взи- мается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). 6. Органы законодательной (исполнительной) власти субъектов Рос- сийской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. 7. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льго- ты по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты , понижения ставки земельного налога для от- дельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряже- нии соответствующего орана местного самоуправления. 8. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого нало- га, начиная с того месяца, в котором возникло это право, хотя бы оно возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом про- изводится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. Примеры: 1. Гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в сум- ме "х" рублей, 20 ноября признан инвалидом II группы, в связи с чем получил право на льготу с 1 ноября. В этом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета за два месяца ("х":12*2). 2. Инвалид II группы при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК в сентябре текущего года был переведен на III группу инвалиднос- ти, в связи с чем потерял право на льготу с 1 октября. В этом случае ему предъявляется к оплате не годовая сумма налога (х), а только за три месяца ("х":12*3). 9. В случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного ) пользования земельными участками от одного плательщика налога к друго- му земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собс- твеннику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого го- да до месяца, в который он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем воз- никновения права на земельный участок. 10. За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строе- ния и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его получения. Наслед- никам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, на- лог исчисляется с учетом обязательств наследодателя. III. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 11. Основанием для установления и взимания налога является доку- мент, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соот- ветствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству ис- пользуются ранее выданные государственными органами документы, удосто- веряющие это право. 12.Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется ис- ходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам. 13 Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения . Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам Рос- сийской Федерации применяются согласно приложению 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю". органами законодательной (представительной) власти субъектов Рос- сийской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и сель- скохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Для расчета ставок налога на земли водного фонда, лесного фонда (статьи 10 и 11 закона Российской Федерации "Оплате за землю") органа- ми законодательной (представительной) власти субъектов Российской Фе- дерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохо- зяйственные угодья по административным районам. 14. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и выпаса скота, взи- мается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридичес- ким лицам в границах сельских населенных пунктов для иных о(за исклю- чением указанных в части первой настоящего пункта) целей взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр. Органами местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. 15. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, име- ющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ста- вок, приведенных в приложении 2 (таблица 1) к Закону Российской Феде- рации "О плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаража- ми, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различ- ной градостроительной ценности территории органами местного самоуправ- ления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в абзаце 2 пункта 16 настоящей инструкции) взимается в двукратном размере. Превышение площади устанавливается городскими, районными комите- тами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в уста- новленным порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительно- го дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установле- нии границ земельного участка в натуре. 16. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, му- ниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и коо- перативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимает- ся со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ста- вок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр. Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель. 17. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводс- тва, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливает- ся в размере 10 рублей за квадратный метр. Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах го- родской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РСФСР к землям сель- скохозяйственного использования в городах, поселках относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. 18. В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений, либо передаются в административном отноше- нии в подчинение другого органа местного самоуправления, или их терри- тория включается в состав территории другого населенного пункта, воп- рос о применении ставок решается следующим образом: при отнесении в течение года населенного пункта к другой катего- рии поселений (например, в соответствии с действующим законодательст- вом Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселе- ний; при упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта (например, рабочий поселок, где зе- мельный налог взимается по ставке 25 руб. за 1 кв. м, в августе вклю- чен в черту города - областного центра, где действует более повышенная ставка за счет его статуса) на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года. 19. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промыш- ленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа- тики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной терри- тории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования. 20. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним став- кам за сельскохозяйственные угодья административного района. 21. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесо- пользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назна- чения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в соста- ве платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесору- бочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета. 22. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйствен- ного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сель- скохозяйственные угодья в целом по административному району. В соответствии с этим пунктом налог взимается только за передан- ные в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйс- твенные угодья. 23. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (приложение 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю"). Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, ут- вержденным органами законодательной (представительной) власти субъек- тов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню. 24. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляет- ся непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в госу- дарственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объек- тов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по ус- тановленной форме (приложение к настоящей инструкции). По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представля- ются юридическими лицами в течение месяца с момента их предоставле- ния. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, пре- доставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользо- вание, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жи- лому дому. Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представ- ление одного сводного расчета по всем объектам, но с приложением к не- му таблиц (приложение N 1, таблицы формы NN 1 - 4) с указанием площа- дей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при обложении земель сельскохозяйственного назначения плательщиков, указанных в статье 4 Закона Российской Феде- рации "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, ви- дами и подвидами угодий. Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом. 25. Централизованно представляют расчеты государственным налого- вым инспекциям отдельно по каждому административному району и уплачи- вают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного само- управления юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы, например: отделения железных дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами от- чуждения, железнодорожными станциями, вокзалами; органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъек- тов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, ав- тодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указан- ные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами; акционерные общества энергетики и электрификации Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находят- ся электрические сети напряжением 0,38 - 1150 кВ, - за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями; предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения; государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения; организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города (в городах с районным делением), - за земли, обслуживаю- щие эти строения. 26. Жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строитель- ные кооперативы, садоводческие, огороднические и животноводческие то- варищества представляют расчеты налога государственным налоговым инс- пекциям того административного района, на территории которого находят- ся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачива- ют земельный налог в бюджет органа местного самоуправления по месту нахождения предоставленных им земельных участков для указанных выше целей. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Страницы: 1 2 |