ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ТОРГОВЛИ РФ 11 декабря 1997 г. N 621 (Д) В целях совершенствования информационного обеспечения и создания единой методологической основы формирования и ведения информационных ресурсов внешнеторговой информации в МВЭС России, приказываю: 1. Ввести в действие с 1 января 1998 года Положение о порядке создания и ведения информационных массивов и баз данных МВЭС России (прилагается). 2. Руководителям подразделений министерства, ГУП объединения "ИнформВЭС", ОАО "ВНИКИ", института "Коминформ": - при организации работы по созданию и эксплуатации ведомственных информационных ресурсов руководствоваться данным Положением; - обеспечить соблюдение единых организационно - методологических принципов создания и ведения информационных массивов и баз данных в системе министерства и других организациях - участниках процесса информационного обеспечения в системе МВЭС России. 3. Генеральному директору ГУП объединение "ИнформВЭС" (Голяков В.Г.) до 1 февраля 1998 года подготовить и представить руководству министерства Договор о сотрудничестве в области информатизации и информационного обеспечения между ГУП объединением "ИнформВЭС" и министерством. 4. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на заместителя министра Ю.Н. Грекова. Министр М. ФРАДКОВ 11 декабря 1997 г. N 621 Приложение к Приказу МВЭС России от 11 декабря 1997 года N 621 УТВЕРЖДАЮ Министр М.Е.ФРАДКОВ 14 октября 1997 года ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАССИВОВ И БАЗ ДАННЫХ МВЭС РОССИИ 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Приказа Министерства внешних экономических связей Российской Федерации от 30 августа 1996 г. N 477 "О первоочередных мерах по совершенствованию информационного обеспечения МВЭС России" (пункт 5). Целью разработки Положения является: - определение порядка создания и ведения в системе МВЭС России информационных массивов, баз данных и информационных систем; - разграничение ответственности в системе МВЭС России за выполнение работ по созданию, внедрению, ведению, разграничению доступа, сопровождению и развитию баз данных и информационных массивов как составных частей системы внешнеторговой информации; - определение условий обмена данными и результатами их обработки в системе МВЭС России и на межведомственном уровне. Настоящее Положение регламентирует вопросы создания и ведения информационных массивов, баз данных и информационных систем только применительно к открытой информации. Порядок работы с информацией ограниченного доступа, относящийся к государственной тайне и конфиденциальной, в данном Положении не рассматривается. 2. Термины, используемые в настоящем Положении и их определения Информационное обеспечение МВЭС России - объективно существующие и постоянно выполняемые функции сбора, обобщения, анализа, формирования и распределения информации о состоянии и тенденциях в изменении внешнеэкономической и торговой политики; информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации; информационные ресурсы МВЭС России - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных массивах, базах данных и информационных системах министерства (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По признаку собственности информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными. К государственным информационным ресурсам относится вся информация, созданная за счет государственных средств; информационный массив - объединенная единым смысловым содержанием документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей (сообщения, таблицы, документы и т.д.); база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. При этом поиск и автоматизированная обработка данных, в отличие от информационного массива, реализуются с помощью встроенной системы управления; информационная система - компьютерный комплекс обработки информации, включающий базу (базы) данных и программные средства для выполнения расчетно - аналитических работ (например: поисковая система); владелец информационных массивов, баз данных и информационных систем - субъект, осуществляющий владение и пользование информационными массивами, базами данных, информационными системами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных собственником, т.е. на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, переданных ему собственником; пользователь (потребитель) информации из информационных массивов, баз данных и информационных систем - субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимой ему информации и пользующийся ею; заказчик - подразделение Центрального аппарата, представительство Российской Федерации по торгово - экономическим вопросам в иностранных государствах, управление уполномоченного МВЭС России в регионах или органах Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, определенный приказом МВЭС России и отвечающий за организацию работ по разработке, внедрению и ведению информационных массивов и баз данных; участник процесса информационного обеспечения МВЭС России - юридическое или физическое лицо, обладающее компетенцией собственника, владельца или пользователя; разработчик (исполнитель) - организация, разрабатывающая информационную систему (базу данных) по техническому заданию заказчика, осуществляющая сдачу системы заказчику и дальнейшее ее сопровождение, а также выполняющая другие работы, определенные техническим заданием, при ее внедрении; создание баз данных (информационных систем) - совокупность договорных работ, организуемых и выполняемых заказчиком и разработчиком в целях автоматизации информационного обеспечения; ведение баз данных - совокупность работ, организуемых и выполняемых заказчиком и разработчиком после ввода баз данных в эксплуатацию для обеспечения их функционирования (сопровождение программного обеспечения, актуализация и представление информации); актуализация базы данных - совокупность работ, выполняемых в целях своевременного обновления информации в базе достоверными данными; локальная вычислительная сеть - специальным образом организованная и функционирующая совокупность программно - технических средств для автоматизации информационного обеспечения отдельного подразделения МВЭС России. 3. Участники процесса информационного обеспечения министерства В формировании и работе информационными массивами, базами данных и информационными системами в МВЭС России участвуют: - подразделения центрального аппарата; - представительства Российской Федерации по торгово - экономическим вопросам в иностранных государствах (торгпредства); - управления уполномоченных МВЭС России в регионах и органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; - внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС России; - научные и учебные заведения МВЭС России; - другие организации, входящие в систему МВЭС России; - участники внешнеторговой деятельности в части предоставления соответствующей информации и разрешенного доступа к информационным ресурсам системы МВЭС России. В соответствии с решением коллегии МВЭС России от 20 ноября 1996 года (Протокол N 15, пункт 2.6) осуществление координации работ в министерстве по разработке, эксплуатации, техническому оснащению, использованию информационных систем возложено на Департамент экономики и информации. Ответственность за организацию работ по разработке и ведению информационных массивов и баз данных возложена на подразделения министерства, являющиеся их основными пользователями. Ответственность за выполнение работ по созданию и обеспечению функционирования информационных массивов, баз и банков данных возложена на объединение "ИнформВЭС", выполняющее функции Головного разработчика и обеспечивающее: - формирование единых методологических принципов создания и ведения баз данных и информационных систем; - выполнение необходимых работ для организации ведения баз данных коллективного использования; - определение процедур информационного обмена и организацию их выполнения; - обеспечение доступа руководства министерства, его структурных подразделений, а также участников внешнеторговой деятельности к информационным ресурсам министерства; - обеспечение доступа руководства министерства, его структурных подразделений к российским и зарубежным базам и банкам данных с использованием российских и зарубежных телекоммуникационных сетей. 4. Функции заказчика и разработчика По своей роли и организации и ведении информационного обеспечения его участники могут выступать в качестве заказчиков, разработчиков (исполнителей) или пользователей информационных ресурсов МВЭС России. Заказчиками и пользователями выступают подразделения центрального аппарата министерства, представительства Российской Федерации по торгово - экономическим вопросам в иностранных государствах, управления уполномоченных МВЭС России в регионах и органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Разработчиками (исполнителями) - объединение "ИнформВЭС" (в части блока внешнеторговой информации и военно - технического сотрудничества) и Институт проблем информатизация в торговле "Коминформ" (в части информации о внутренней торговле Российской Федерации). Финансирование всех работ по информатизации министерства осуществляется через ДЗУ МВЭС России. 4.1. Создание информационных массивов, баз данных и информационных систем Необходимость разработки базы данных (информационной системы), заказчик, разработчик, сроки создания и порядок финансирования работ определяются приказом по министерству. На заказчика возлагается: - руководство подготовкой технического задания на разработку баз данных (информационных систем) и представление его для утверждения (непосредственная подготовка технических заданий проводится разработчиком и заказчиком совместно, а утверждается техническое задание, по представлению заказчика, руководством министерства); - согласование вопросов финансирования разработок баз данных (информационных систем) с ДЗУ МВЭС России; - своевременная передача разработчику необходимых исходных информационных массивов и согласование классификаторов для подготовки баз данных (информационных систем) к вводу в эксплуатацию, а также обеспечение достоверности исходных данных; - прием баз данных (информационных систем) в эксплуатацию с подписанием необходимых документов (акты приема - сдачи работ и т.д.) и подготовка приказа по МВЭС России о вводе их в эксплуатацию; - определение направлений дальнейшего развития и использование баз данных. На разработчика возлагается: - проектирование по утвержденным техническим заданиям баз данных, информационных систем и программных средств для выполнения расчетно - аналитических работ; - разработка технико - экономического обоснования и технорабочего проекта; - определение перечня необходимых для работ с базами данных общероссийских классификаторов, словарей, справочников; - согласование с заказчиком форм и способов передачи информации в базы данных и выдачи данных по запросам; - выполнение технологических операций по созданию и вводу в эксплуатацию систем и средств автоматизации информационного обеспечения; - выполнение работ по модернизации баз данных и прикладных программ; - организация коллективного доступа к информации из информационных массивов, баз данных и информационных систем. Ввод в эксплуатацию базы данных (информационной системы) осуществляется приказом по министерству. В приказе определяются: - заказчик базы данных (информационной системы), ответственный за ее ведение и использование в практической работе министерства; - дата ввода базы данных (информационной системы) в эксплуатацию; - состав пользователей и порядок доступа к информационным ресурсам, содержащимся в базе данных (информационной системе); - порядок актуализации базы данных (информационной системы) с указанием источников и регламента обновления информации; - ответственность разработчика информационной системы за ее развертывание, функционирование, развитие и обеспечение установленного доступа к ней; - возможность коммерческого использования информационных ресурсов, содержащихся в базах данных системы; - порядок финансирования работ по развертыванию и развитию системы; - организационные вопросы, в том числе вопросы контроля информации, защиты информации и т.д. 4.2. Ведение баз данных (информационных систем) Заказчиком осуществляется: - определение должностных лиц, отвечающих за ведение базы данных (информационной системы); - анализ состояния информационного обеспечения и подготовка предложений по его совершенствованию; - определение сроков ввода в базу данных обновленных данных (актуализации); - утверждение полномочий на доступ к данным базы; - определение перечня данных и результатов их обработки, разрешенных для коммерческого распространения; - организация внедрения и эксплуатации систем и средств автоматизации информационного обеспечения; - актуализация (при необходимости осуществляется совместно с разработчиком). Разработчиком осуществляется: - выполнение технологических операций по обеспечению функционирования систем и средств автоматизации для информационного обеспечения, в т.ч. по защите данных от несанкционированного и некомпетентного доступа. Наполнение базы данных и ее актуализация, как правило, ведется заказчиком самостоятельно. В отдельных случаях, определенных приказом по министерству о вводе базы данных (информационной системы) в эксплуатацию, выполнение этих работ может производиться совместно с исполнителем или только исполнителем по поручению заказчика. В случае привлечения исполнителя к выполнению работ по наполнению и актуализации баз данных между ним и заказчиком оформляется хозяйственный договор. При этом заказчик несет ответственность за своевременное предоставление исполнителю необходимой достоверной информации, а исполнитель отвечает за ее безошибочный ввод в систему. 5. Организация доступа к информационным массивам, содержащимся в базах данных (информационных системах) Информационные массивы, содержащиеся в ведущихся в министерстве базах данных (информационных системах), являются составной частью информационных ресурсов МВЭС России. Объединение "ИнформВЭС" формирует реестр информационных ресурсов министерства и распространяет его среди подразделений, входящих в структуру министерства, а также среди заинтересованных участников внешнеторговой деятельности. В реестре приводится перечень информационных ресурсов, их краткая характеристика, владельцы и порядок доступа к информации. Отдельные базы данных (информационные системы) решением руководства министерства включаются в Государственный регистр баз данных России. Базы данных (информационные системы), которые решением руководства министерства предназначены для коллективного использования в системе внешнеторговой информации, размещаются на сервере объединения "ИнформВЭС" для организации коллективного доступа. Владельцы информационных систем, базы данных которых предназначены для коллективного использования, предоставляют их актуальные копии в распоряжение объединения "ИнформВЭС" на условиях и в сроки, установленные приказом по министерству или на основании соглашений и договоров со сторонними организациями. Объединение обязано организовать их учет и хранение, а также защиту информации. На первом этапе объединения "ИнформВЭС" организует доступ руководства министерства к сведениям, содержащимся в базах данных коллективного использования, путем размещения их на севере локальной вычислительной сети (ЛВС) руководства министерства. Отдельные пользователи получают информацию из объединения "ИнформВЭС" по запросу в виде самостоятельных документов или баз данных (информационных систем). В последующем, по мере создания корпоративной сети министерства и принятых решений по разграничению доступа к информации, доступ к информационным ресурсам может быть обеспечен с рабочих мест ЛВС структурных подразделений МВЭС России. Состав, формы, способы и условия передачи информационных ресурсов МВЭС России в торгпредства, аппараты уполномоченных, органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, другие федеральные ведомства, а также получение информации от них, согласовываются заказчиком, утверждаются руководством министерства и оформляются соответствующим документом. Генеральный директор объединения "ИнформВЭС" В.Г. ГОЛЯКОВ 20 мая 1997 г. Директор "Коминформ" А.Н. ИЛЬИН 21 мая 1997 г. |