ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 12 января 1996 г. (РВ 96-16) Сознавая необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и областными органами государственной власти, учитывая региональные особенности Свердловской области, ставя целью создать условия и механизм обеспечения реализации Конституции Российской Федерации, сохранения территориальной целостности, единства экономического пространства Российской Федерации и обеспечения действенности государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Уставом Свердловской области, заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор определяет разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Свердловская область обладает всей полнотой государственной власти. Статья 2 Настоящий Договор, исходя из природных, географических, экономических и социальных особенностей Свердловской области, кроме предметов совместного ведения, установленных в статье 72 Конституции Российской Федерации, следующие предметы совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области: а) создание условий для структурной перестройки экономики Свердловской области; б) создание условий для восстановления минерально-сырьевой базы в Свердловской области; в) регулирование вопросов, связанных с переработкой, использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на предприятиях, расположенных в Свердловской области; г) функционирование предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории Свердловской области, за исключением вопросов производства вооружений и военной техники, конверсия этих предприятий, а также участие в реализации производимой ими продукции; д) развитие агропромышленного комплекса, включая создание зернового фонда Свердловской области; е) сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности на территории Свердловской области; ж) осуществление согласованной кадровой политики при осуществлении предметов совместного ведения и полномочий, определенных настоящим Договором; з) организация прохождения альтернативной гражданской службы. Статья 3 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Свердловской области и принимают нормативные правовые акты по предметам совместного ведения, установленным настоящим Договором; б) обеспечивают приведение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) разрабатывают с участием органов государственной власти Свердловской области и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Свердловской области, восстановлению минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий в Свердловской области; г) обеспечивают экономические условия содержания мобилизационных мощностей оборонных предприятий в Свердловской области; д) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; е) разрабатывают с участием органов государственной власти Свердловской области федеральные программы развития агропромышленного комплекса, обеспечивают их финансирование и реализацию, участвуют в создании и финансировании зернового фонда Свердловской области; ж) согласовывают с органами государственной власти Свердловской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Свердловской области. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Свердловской области: а) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральными законами; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов областных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) устанавливают в соответствии с федеральными законами условия лицензирования природопользования на территории Свердловской области; г) участвуют в реализации федеральных программ по развитию минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий, структурной перестройке экономики и развитию агропромышленного комплекса; д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Свердловской области; е) оказывают в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие оборонным предприятиям в реализации их продукции. Статья 5 До принятия федерального закона по конкретному предмету совместного ведения либо в случае неполного урегулирования федеральным законом полномочий федеральных и областных органов государственной власти по предмету совместного ведения Свердловской области осуществляет собственное законодательное регулирование по указанному предмету ведения. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области приводятся в соответствие с федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области, не приведенные в соответствие с федеральным законом, применению не подлежат. Статья 6 Законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Статья 7 Если федеральными правовыми актами, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Свердловской области применяются положения указанных федеральных правовых актов. В случае принятия федеральными органами государственной власти в одностороннем порядке подзаконных федеральных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. Статья 8 Органы государственной власти Свердловской области имеют право оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории области частично или полностью правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, которые: регулируют (решают) вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации; не соответствуют федеральным полномочиям в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия в пользу федеральных органов государственной власти. В случае если Правительство Российской Федерации в течение одного месяца со дня внесения предложения органов государственной власти Свердловской области не отменит либо не приостановит действие правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, указанных в части первой настоящей статьи, такие правовые акты не подлежат применению органами государственной власти Свердловской области до вынесения решения соответствующим судом. Статья 9 В ведении Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, Уставом Свердловской области и настоящим Договором находятся: а) установление в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом системы органов государственной власти Свердловской области, порядка их формирования, организации и деятельности; б) создание, формирование и обеспечение деятельности Уставного суда Свердловской области в соответствии с федеральным законом и Уставом Свердловской области; в) решение вопросов административно-территориального устройства области, образования и упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов с соблюдением прав и свобод граждан и единства экономического пространства; г) формирование бюджета области; д) установление административной ответственности за нарушение областных законов и иных правовых актов области, а также нормативных актов органов местного самоуправления, не умаляющих конституционных прав граждан; е) государственная собственность Свердловской области и управление ею; ж) создание областного банка в соответствии с отдельным соглашением; з) государственная служба Свердловской области. В ведении Свердловской области находятся также другие вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и Уставом Свердловской области. Статья 10 Областные органы исполнительной власти обязаны выполнять решения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Председатель областного комитета по управлению государственным имуществом, наделенного полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, руководители других областных органов исполнительной власти, находящихся одновременно в областном и федеральном подчинении и выполняющих функции территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, назначаются на должность и освобождаются от должности губернатором Свердловской области по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Областные органы исполнительной власти могут быть наделены функциями (полномочиями, правами) территориальных подразделений (агентств) федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным губернатором Свердловской области с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Статья 11 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Свердловской области, регулируются областными правовыми актами в соответствии с федеральными законами. Свердловская область самостоятельно определяет систему областных органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Свердловской области. Разграничение природных ресурсов на территории Свердловской области на природные ресурсы федерального и областного значения производится по отдельным соглашениям. Статья 12 Свердловская область самостоятельно устанавливает и вводит областные налоги и сборы в соответствии с федеральными и областными законами. Состав и размеры доходов, поступающих в областной и местные бюджеты в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Российской Федерации и Свердловской области, если они прямо не установлены федеральным законом. Статья 13 Свердловская область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации, заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законом координируют международные и внешнеэкономические связи Свердловской области. Статья 14 В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Свердловской области по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в настоящем Договоре, органы исполнительной власти Свердловской области заключают соответствующие соглашения с Правительством Российской Федерации. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения являются неотъемлемой составной частью настоящего договора и вступают в силу только после его подписания. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и Свердловской области могут быть подписаны в любое время после вступления в силу настоящего договора. Статья 15 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Свердловской области может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или законе не содержится прямой запрет на передачу (осуществление) соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении (договоре) предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий (условия финансирования, материально-технического обеспечения и др.). Статья 16 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем заключения нового договора. Статья 17 Споры и разногласия, возникающие при исполнении настоящего Договора, разрешаются с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Статья 18 Настоящий Договор подлежит опубликованию в федеральных и областных официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. Совершено в г. Москве 12 января 1996 года в двух экземплярах, причем оба текста имеют одинаковую силу. Президент РФ Б.Ельцин 12 января 1996 г. Губернатор Свердловской области Э.Россель 12 января 1996 г. |