О УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛАХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Решение. Совет Глав Государств СНГ. 19.01.96

             О УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛАХ
                  ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В СОДРУЖЕСТВЕ
                        НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                               РЕШЕНИЕ

                      СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ
                          19 января 1996 г.


                              (РГ 96-33)


     Совет глав государств Содружества Независимых Государств
     решил:
     1. Утвердить Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в
Содружестве Независимых Государств (прилагается),  имея  в  виду,  что
проведение каждой миротворческой операции в Содружестве осуществляется
в соответствии с Уставом ООН.
     2. Поручить  Совету  глав  правительств  Содружества  подготовить
проекты соответствующих документов,  определяющих содержание и порядок
финансирования, всестороннего   обеспечения   деятельности,   а  также
социальной защищенности персонала Коллективных сил по поддержанию мира
в Содружестве Независимых Государств, и представить их на рассмотрение
Совета глав государств Содружества.
     2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

          Положение о Коллективных силах по подержанию мира
                 в Содружестве Независимых Государств

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     1. Коллективные   силы   по   поддержанию   мира   в  Содружестве
Независимых Государств (далее - КСПМ) являются временным  коалиционным
формированием, которое  создается  на  период  проведения  операции по
поддержанию мира  в  целях  содействия  урегулированию  конфликтов  на
территории любого  государства  -  участника  Содружества  Независимых
Государств.
     2. Международно-правовую    основу    создания    и    применения
Коллективных сил по поддержанию мира составляют:
     Устав Организации Объединенных Наций;
     Устав Содружества Независимых Государств;
     Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по
поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992
года;
     Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных  сил
по поддержанию  мира  в  Содружестве  Независимых Государств от 15 мая
1992 года;
     Протокол о  временном порядке формирования и задействования Групп
военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию  мира  в  зонах
конфликтов между   государствами   и   в   государствах  -  участниках
Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
     Протокол о комплектовании,  структуре,  материально-техническом и
финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и  Коллективных  сил
по поддержанию  мира  в  Содружестве  Независимых Государств от 15 мая
1992 года;
     двусторонние и  многосторонние международные соглашения в области
миротворческой деятельности.
     3. На  проведение  каждой  операции  по поддержанию мира (далее -
ОПМ) принимается соответствующее решение.
     Принципиальное политическое   решение  о  проведении  операций  с
использованием КСПМ принимается Советом  глав  государств  Содружества
Независимых Государств  (далее - Совет глав государств) консенсусом на
основе обращения  одного  или  нескольких  государств   -   участников
Содружества, по  просьбе  или с согласия всех конфликтующих сторон,  а
также при условии достижения между ними соглашения о прекращении  огня
и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.
     Мандат на каждую ОПМ  утверждается  Советом  глав  государств  по
представлению Совета  министров  иностранны  дел  государств  - членов
Содружества (далее  -  Совет  министров  иностранных  дел)  и   Совета
министров обороны  государств  - участников Содружества (далее - Совет
министров обороны).
     О принятом   решении  о  проведении  ОПМ  Совет  глав  государств
незамедлительно информирует  Совет  Безопасности  ООН  и  Председателя
ОБСЕ.
     Исходя из  обстановки,  масштабов  конфликта  в  соответствии   с
Уставом ООН,   Совет  глав  государств  может  запрашивать  полномочия
(мандат) и финансовые средства у Совета Безопасности ООН на проведение
ОПМ.
     Деятельность КСПМ не должна нарушать суверенитет, территориальную
целостность границ    государств,    на    территории    которых   она
осуществляется.
     ОПМ не заменяет урегулирования конфликта путем переговоров.
     4. Выделение   воинских   контингентов,   военных   наблюдателей,
полицейского (милицейского)  и  гражданского  персонала  в состав КСПМ
осуществляется в   соответствии   с    законодательством    посылающих
государств.

            II. СОСТАВ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ
                         ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     5. Состав  КСПМ  определяется  решением  Совета глав государств и
Мандатом на  проведение  ОПМ.  Исходя  из  объема  решаемых  задач   и
конкретной обстановки  в  зоне  конфликта  в  состав  КСПМ  может быть
включен военный,  полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из
которого формируются:
     Объединенное командование;
     боевые части (подразделения);
     группа военных наблюдателей;
     группа экспертов;
     подразделения полиции (милиции);
     части (подразделения)    боевого    и    материально-технического
обеспечения;
     другие органы    и   подразделения,   обеспечивающие   выполнение
поставленных задач.
     6. При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться следующие задачи:
     наблюдение за  выполнением  условий  перемирия  и  соглашения   о
прекращении огня,   содействие   созданию   безопасной   обстановки  в
неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;
     обозначение зон ответственности,  разъединение противоборствующих
сторон, создание    демилитаризованных    зон,    зон    разъединения,
гуманитарных коридоров,    содействие   деконцентрации   сил   сторон,
предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
     создание условий  для переговоров и других мероприятий по мирному
урегулированию конфликта,  восстановлению законности  и  правопорядка,
нормального функционирования государственных и общественных учреждений
и организаций;
     установление фактов  нарушения  соглашений  о  прекращении огня и
перемирии и проведение по ним расследования;
     контроль местности  и  действий населения в зоне ответственности,
противодействие массовым  беспорядкам,  содействие  обеспечению   прав
человека;
     контроль за ликвидацией фортификационных сооружений,  заграждений
и минных полей;
     охрана жизненно важных объектов;
     принятие мер  по обеспечению связи между конфликтующими сторонами
и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;
     контроль перевозок,  пресечение  противоправного  ввоза  и вывоза
боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
     обеспечение безопасного   транзита   всех   видов   транспорта  и
функционирования коммуникаций;
     содействие налаживанию   нормальных  контактов  между  населением
конфликтующих сторон;
     содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;
     обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;
     участие в  выполнении  решений и рекомендаций Совета Безопасности
ООН, органов  ОБСЕ  и  иных  международных  организаций   по   мирному
урегулированию конфликта.
     7. Объединенное   командование    является    органом    военного
управления, предназначенным для руководства КСПМ, и может состоять из:
     командования в составе Командующего КСПМ (далее  -  Командующий),
Начальника Штаба  -  первого  заместителя  Командующего,  заместителей
Командующего и     других     должностных     лиц,     предусмотренных
организационно-штатной структурой      Объединенного     командования,
утверждаемой Советом министров обороны;
     Штаба в    составе    Начальника    Штаба,    его   заместителей,
представителей вооруженных сил государств  -  участников  операции  по
поддержанию мира   (далее   -  государств  -  участников  операции)  и
соответствующих структурных подразделений;
     подразделений родов   войск,   специальных   войск   и   тыла   в
соответствии с   организационно-штатной    структурой    Объединенного
командования.
     8. В функции Объединенного командования входят:
     реализация решений  Совета  глав  государств  о применении КСПМ в
зоне конфликта;
     анализ военно-политической   обстановки   в   зоне   конфликта  и
представление докладов  с  выводами  и   предложениями   Совету   глав
государств и Совету министров обороны;
     управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ;
     разработка и  осуществление  мер  по  повышению уровня подготовки
органов управления, частей и подразделений КСПМ;
     взаимодействие с     руководством    принимающего    государства,
конфликтующих сторон,  местными органами власти,  представителями ООН,
ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;
     взаимодействие с пограничными войсками  государств  -  участников
Содружества Независимых Государств в зоне конфликта;
     участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне
конфликта;
     осуществление взаимодействия с органами управления  государств  -
участников и  Штабом по координации военного сотрудничества государств
- участников Содружества  Независимых  Государств  (далее  -  Штаб  по
координации военного сотрудничества) по вопросам комплектования частей
и подразделений КСПМ  личным  составом,  обеспечения  их  вооружением,
военной техникой и материально-техническими средствами.
     9. Командующий назначается решением  Совета  глав  государств  по
совместному представлению  Совета  министров  иностранных дел и Совета
министров обороны,  Командующий подотчетен Совету глав государств.  Он
является прямым начальником для всего личного состава КСПМ.
     В функции Командующего входят:
     обеспечение реализации   решений   Совета   глав   государств   о
применении КСПМ;
     представление докладов  Совету  глав  государств  и  Совету  глав
государств и  Совету  министров  обороны   о   военно-политической   и
оперативной обстановке в зоне конфликта,  результатах выполнения задач
и предложений о дальнейших действиях КСПМ;
     координация и  согласование  с  Главой миссии по поддержанию мира
или Специальным представителем (в случае их  назначения  Советом  глав
государств Содружества)  деятельности  КСПМ в целях содействия решению
задач политического урегулирования конфликта;
     руководство КСПМ   при   подготовке   и  проведении  операций  по
поддержанию мира;
     организация и  поддержание  рабочих  контактов  с представителями
ООН, ОБСЕ,  и  других  международных  организаций  в  зоне  конфликта,
министерствами иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел
государств -   участников   Содружества,   политическим   руководством
принимающего государства и представителями конфликтующих сторон;
     ведение в пределах своих полномочий переговоров с представителями
конфликтующих сторон и международных организаций;
     предоставление представителям миссий и других органов ООН и  ОБСЕ
оперативной информации  о деятельности КСПМ в объеме,  необходимом для
решения ими задач в зоне  конфликта,  а  также  возможности  посещения
частей и подразделений, входящих в их состав;
     организация и  руководство  специальной  подготовкой  подчиненных
штабов и войск;
     распоряжение финансовыми и  материально-техническими  средствами,
выделенными для обеспечения деятельности Объединенного командования;
     организация и руководство выводом  войск  из  зоны  конфликта  по
завершении или прекращении ОПМ.
     Командующему предоставляется        право        вносить        в
организационно-штатную структуру  Объединенного командования изменения
по увеличению или уменьшению до  10  процентов  установленной  штатной
численности личного  состава  по  согласованию  с  министрами  обороны
посылающих государств.
     10. Штаб   является  основным  органом  управления  Объединенного
командования КСПМ.  Он формируется на коалиционной основе  с  участием
представителей всех государств - участников операции.
     В функции Штаба входят:
     сбор и   анализ  данных  военно-политической  обстановки  в  зоне
конфликта, подготовка выводов и предложений для доклада Командующему;
     выработка предложений по подготовке и проведению операции;
     планирование применения КСПМ и своевременное доведение  задач  до
частей и подразделений в соответствии с решением Командующего;
     организация управления,    взаимодействия     и     всестороннего
обеспечения;
     поддержание взаимодействия  с  генеральными  (главными)   штабами
вооруженных сил  государств - участников операции по поддержанию мира,
Штабом по   координации   военного    сотрудничества    по    вопросам
всестороннего обеспечения КСПМ;
     содействие ведению  переговоров,  официальных  встреч  и   других
мероприятий в  интересах  урегулирования конфликта и достижения целей,
определенных Мандатом на проведение операции по поддержанию мира;
     ведение учета  боевого,  численного состава и дислокации частей и
подразделений КСПМ;
     подготовка докладов  Совету  глав  государств  и Совету министров
обороны о ходе ОПМ;
     контроль за выполнением поставленных задач.
     11. Начальник   Штаба   возглавляет   Штаб,    является    первым
заместителем Командующего  и  прямым  начальником  для  всего  личного
состава КСПМ.
     В функции Начальника Штаба входят:
     организация сбора,  обобщения и учета данных об обстановке в зоне
конфликта;
     представление Командующему выводов из оценки военно-политической,
оперативной обстановки  в  зоне  конфликта  и предложений о применении
КСПМ, докладов о ходе выполнения задач;
     координация работы   Штаба   и   других   органов   Объединенного
командования при    планировании    ОПМ,    организация    управления,
взаимодействия и всестороннего обеспечения;
     организация и  поддержание  взаимодействия  с  органами  военного
управления, безопасности и внутренних дел государств - участников ОПМ,
представителями миссий  и  других  органов  ООН  и  ОБСЕ  в  интересах
выполнения поставленных  задач,  а  также  с командованием пограничных
войск, дислоцированных в зоне конфликта;
     обеспечение, по  указанию  Командующего,  представителей миссий и
других органов ООН и ОБСЕ оперативной информацией о деятельности КСПМ,
а также   посещение  этими  представителями  частей  и  подразделений,
входящих в их состав;
     организация взаимодействия  и поддержание контактов с руководство
конфликтующих сторон,  местными  органами   власти   и   общественными
организациями в зоне конфликта;
     участие в организации переговоров,  официальных встреч  и  других
мероприятий в интересах урегулирования конфликта;
     организация учета боевого, численного состава и дислокации частей
и подразделений КСПМ;
     организация и  осуществление  контроля  за  выполнением  принятых
Командующим решений и поставленных задач.
     12. Боевые части (подразделения) составляют основу КСПМ. Комплект
боевых частей  создается  за  счет национальных воинских контингентов,
выделяемых государствами - участниками ОПМ.  Их состав  и  численность
определяется Мандатом на проведение ОПМ.
     13. Группа    военных    наблюдателей    является     специальным
подразделением, в  состав  которого входят военнослужащие государств -
участников ОПМ.  Она  может  выполнять  задачи  в  составе  КСПМ   или
самостоятельно.
     Группа военных  наблюдателей,  как  правило,   используется   для
контроля и  проверки  того,  как  стороны,  участвующие  в  конфликте,
соблюдают взятые  на  себя  обязательства,  например,   соглашения   о
прекращении огня,  ограничении  уровня  численности  вооруженных сил в
данном районе,  выводе  из  указанных  районов  своих   войск   и   их
демобилизации.
     Контроль и проверка включают не только наблюдение за  выполнением
соглашений, но  и  деятельность,  направленную  на  то,  чтобы убедить
стороны уважать свои  обязательства,  например,  путем  восстановления
статус-кво после нарушения соглашения о прекращении огня.
     Группа военных  наблюдателей  может  выполнять  и  многие  другие
функции, в  том  числе  мониторинг  ситуации представление сообщений о
ней, а также поддержание связи со сторонами в конфликте.
     14. Группа   экспертов   предназначена   для  изучения  и  оценки
военно-политической обстановки,  процессов  урегулирования,   действий
КСПМ, прогнозирования  развития  обстановки  и подготовки обоснованных
предложений для принятия решений Командующим.  Она может  привлекаться
для подготовки  предложений  по  решению  спорных вопросов,  требующих
специальных знаний.
     15. Подразделения полиции (милиции) включают персонал, выделенный
государствами - участниками ОПМ.
     Они предназначены   для   содействия  в  обеспечении  законности,
правопорядка, прав    человека    и    нормального    функционирования
государственных институтов в районе проведения ОПМ.
     Подразделения полиции  (милиции),  выделенные   государствами   -
участниками ОПМ в состав КСПМ, подчиняются Командующему.
     16. Части  (подразделения)  боевого  и   материально-технического
обеспечения включают   выделенные   государствами  -  участниками  ОПМ
воинские формирования,  предназначенные для всестороннего  обеспечения
КСПМ.

               III. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ
                 КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     17. КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств
- участников ОПМ.
     18. Комплектование  органов  управления,  частей  и подразделений
осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах
посылающих государств  по  контракту  и  призыву,  а также гражданским
персоналом на добровольной основе с предварительным отбором.  При этом
солдаты и  сержанты,  проходящие службу по призыву,  должны иметь срок
службы в войсках не менее шести месяцев.
     При подборе  в  состав КСПМ военнослужащие и гражданский персонал
должны пройти медицинское освидетельствование и по состоянию  здоровья
быть способными  выполнять  задачи  в  климатических  условиях  района
конфликта.
     Группа военных   наблюдателей   формируется   из  числа  офицеров
вооруженных сил государств - участников ОПМ.
     19. Посылающие   государства   несут  полную  ответственность  за
состояние, подготовку,  укомплектование,  оснащение  военнослужащих  и
гражданского персонала и отправку их в район конфликта.
     20. Военнослужащие и гражданский персонал (далее - личный состав)
откомандировываются в  КСПМ  временно  на  срок до шести месяцев,  без
исключния из списков воинской части, учреждения, организации.
     Весь личный  состав на период прохождения службы в КСПМ заключает
контракт в соответствии со своим национальным законодательством.
     21. Подготовка     личного     состава     КСПМ    осуществляется
централизованно - на базе единых для  Содружества  центров  подготовки
или самостоятельно  -  на базе учебных центров посылающих государств и
проводится по единой программе, утверждаемой Советом министров обороны
по согласованию с Советом министров иностранных дел.  Основной задачей
подготовки является получение личным составом  знаний  и  практических
навыков, связанных с выполнением миротворческих задач.
     Координация и контроль за выполнением  мероприятий  по  отбору  и
подготовку личного   состава  КСПМ   возлагаются  на  Совет  министров
иностранных дел и Совет  министров  обороны  в  части,  касающейся  их
компетенции.
     22. Подготовка военных наблюдателей проводится в учебных  центрах
(на курсах)  по специальным программам обучения,  утверждаемым Советом
министров обороны.  Целью обучения является получение ими  необходимых
специальных знаний   и   приобретение   навыков,  позволяющих  успешно
выполнять поставленные задачи.
     23. Гражданский  персонал  должен  иметь  соответствующее задачам
миротворческой миссии образование (политическое, военное, юридическое,
гуманитарно и  т.д.),  быть  способным  на  своем уровне разбираться в
сложной общественно-политической обстановке и  принимать  обоснованные
решения.

                IV. ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ
                         ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     23. КСПМ  могут  быть  введены  в  район  конфликта  только после
достижения между конфликтующими  сторонами  соглашения  о  прекращении
огня или перемирии и выполнения ими этих соглашений.  Действия КСПМ не
должны выходить за рамки полномочий, определенных Мандатом.
     25. Национальные   контингенты   переходят  в  прямое  подчинение
Командующему с момента доклада их командира (начальника) о прибытии  в
район конфликта.
     26. Основыне принципы действия КСПМ:
     беспристрастность и нейтральность;
     соблюдение законов принимающего государства;
     уважение обычаев и традиций местного населения;
     неучастие в боевых действиях;
     неприменение оружия,   кроме   как   в   исключительных  случаях,
предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения;
     транспарентность (открытость деятельности).
     27. Личный состав КСПМ при выполнении задач и на дежурстве  имеет
при себе  штатное  оружие  и несет персональную ответственность за его
сохранность и правильное применение.
     28. При  выполнении  своих функций личный состав КСПМ,  в порядке
исключения, имеет право применять оружие:
     в целях  обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств
на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на
самооборону;
     в случае  попыток  насильственного  отстранения   от   выполнения
возложенных на него функций;
     для отражения  явного  вооруженного  нападения  террористических,
диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания;
     для защиты гражданского населения от насильственных посягательств
на его жизнь и здоровье.
     Оружие может быть также использовано для подачи  сигнала  тревоги
или вызова помощи.
     29. При применении оружия должны быть приняты все возможные  меры
для обеспечения безопасности лиц преклонного возраста, женщин, детей и
других гражданских   лиц,   за   исключение   случаев   оказания   ими
вооруженного сопротивления   либо   совершения  группового  нападения,
угрожающего жизни личного состава КСПМ и других  граждан,  если  иными
способами, средствами отразить такое нападение невозможно.
     О всех случаях применения оружия  немедленного  докладывается  по
команде и проводится служебное расследование.
     Недопустимо использование  тяжелых  видов  вооружений,   особенно
оружия неизбирательного действия, против гражданского населения.

             V.  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ
                         ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     30. Воинские  контингенты,  в  том  числе  части  (подразделения)
боевого, технического и тылового обеспечения снабжаются вооружением  и
военной техникой,   боеприпасами   и   военно-техническим  имуществом,
средствами технического обслуживания,  эвакуации и  ремонта  в  полном
объеме по специально разработанным для них штатам,  табелям и нормам с
учетом  физико-географических  условий  района  выполнения   задач   в
соответствии с отдельными соглашениями.
     31. Средства  технического  обеспечения  КСПМ,  ремонт  техники и
восполнение ее потерь  предоставляются  и  осуществляются  посылающими
государствами.
     32. Недостающие у посылающего государства  средства  технического
обеспечения приобретаются   им   у   других  государств  -  участников
Содружества на основе договоров и взаиморасчетов.

               VI. ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ
                         ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     33. Тыловое обеспечение и бытовые  услуги  национальным  воинским
контингентам, военным    наблюдателям    и    гражданскому   персоналу
возлагаются на посылающее государство.
     Принимающее государство   предоставляет   воинским  контингентам,
военным наблюдателям  и  гражданскому  персоналу  жилые  и   служебные
помещения, средства связи и другие элементы инфраструктуры.
     34. Недостающие  материальные  средства  посылающие   государства
приобретают у  других  государств  -  участников Содружества на основе
договоров и взаиморасчетов.
     35. В соответствии с  имеющимися  международными  соглашениями  и
нормами  перемещение  материальных  средств  для  обеспечения  КСПМ на
территории  государств  -  участников  Содружества  осуществляется  по
взаимному   согласованию  беспрепятственно.  При  этом  государства  -
участники  Содружества,  по  территории  которых  перемещается   груз,
предпринимают  все необходимые меры,  обеспечивающие его сохранность и
своевременность перемещения.
     36. Медицинское   обеспечение   КСПМ   организуется  Объединенным
командованием во взаимодействии с медицинскими  органами  принимающего
государства и осуществляется за счет посылающих государств.
     37. Финансовое  обеспечение  воинских контингентов,  полицейского
(милицейского) и    гражданского    персонала    КСПМ   осуществляется
посылающими государствами  или  в  соответствии  с  другим   порядком,
который может быть определен Советом глав государств.
     38. Финансовое     обеспечение     Объединенного     командования
осуществляется за счет долевых взносов государств - участников ОПМ.

            VII. СТАТУС И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ
         ЛИЧНОГО СОСТАВА КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     39. В  период  прохождения  службы  в  составе КСПМ личный состав
пользуется статусом,    привилегиями    и    иммунитетами,     которые
предоставляются персоналу  ООН  при проведении операций по поддержанию
мира в  соответствии  с  Конвенцией  о   привилегиях   и   иммунитетах
Объединенных Наций,  принятой  Генеральной  Ассамблеей  ООН 13 февраля
1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала,
одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года,  Протоколом
о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию
мира в  Содружестве  Независимых  Государств  от  15  мая  1992 года и
настоящим Положением.
     40. Непрерывный срок пребывания личного состава в составе КСПМ не
должен превышать шести месяцев.  Продление указанного срока может быть
осуществлено только  с  личного  согласия  и решаться в индивидуальном
порядке.
     41. Личному составу КСПМ сохраняется выплата денежного содержания
(заработной платы), надбавок и дополнительных денежных выплат по месту
штатной службы (работы) в полном объеме.
     42. Социальные  и  правовые  гарантии,  указанные   в   настоящем
Положении, не распространяются на лиц,  самовольно оставивших воинскую
часть или  место  службы  (работы),  совершивших  уголовно  наказуемое
деяние в период выполнения задач в составе КСПМ.
     43. Период  нахождения  личного  состава  в   КСПМ   определяется
приказом Командующего.

         VIII. СИМВОЛИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
     44. КСПМ имеют собственные отличительные  знаки,  которые  должны
быть легко опознаваемыми на значительном расстоянии и при ограниченной
видимости.
     Знаки опознавания  носятся  на  фирменном  обмундировании личного
состава, наносятся  на  боевую  технику   и   транспортные   средства,
устанавливаются на   командных  пунктах   и  позициях  КСПМ,  а  также
демаркационных линиях (линиях  разъединения  конфликтующих  сторон)  в
соответствии с приложением.

                          Описание и рисунок
                отличительных знаков Коллективных сил
                         по поддержанию мира
     Отличительным знаком личного  состава  КСПМ  является  полоса  из
ткани голубого  цвета  шириной  50  мм  и длиной 100 мм с буквами "МС"
желтого цвета в ее центре,  которая нашивается на левом рукаве полевой
куртки на  10  мм  ниже кармана и на хлопчатобумажной фуражке на 10 мм
выше основания козырька.  На стальном шлеме полоса  наносится  голубой
краской по всей  его  окружности  на расстоянии 25 мм от края передней
части шлема.  Размеры букв:  высота - 30 мм, ширина буквы "М" - 25 мм,
"С" - 18 мм, ширина штриха - 5 мм.
     На боевую  технику  и  транспортные  средства  наносится  краской
полоса голубого  цвета  шириной  150  мм  с  кругом  диаметром 400 мм,
расположенным в  центре  полосы.  В  круге  располагаются  буквы  "МС"
желтого цвета высотой 300 мм. Ширина буквы "М" - 150 мм, "С" - 110 мм,
ширина штриха  -  25  мм.  Отличительный  знак  наносится  спереди  на
кормовой части машины (объекта) вдоль осевой линии, сверху и с боков -
по центру корпуса (кабины) на всю их длину.
     Позиции и демаркационные линии обозначаются флагами СНГ.
     Размеры флагов:
     на КП Командующего КСПМ - 1 х 2 м;
     на КП частей,  КНП,  НП подразделений  и  других  местах  несения
службы - 0,5 х 1 м;
     на линии разъединения конфликтующих сторон - 1 х 2 м.
     На боевой технике и транспортных средствах устанавливаются флажки
с символикой СНГ размером 20 х 40 см, а на легковых автомобилях - 15 х
30 см.