ПО ЗАЯВКЕ РОССИИ НА ВСТУПЛЕНИЕ В СОВЕТ ЕВРОПЫ. Заключение. Совет Европы. 25.01.96

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЗАЯВКЕ РОССИИ НА ВСТУПЛЕНИЕ В СОВЕТ ЕВРОПЫ

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                             СОВЕТ ЕВРОПЫ

                          25 января 1996 г.


                              (РЮ 96-4)


     1. 7   мая  1992  года  Российская  Федерация  подала  заявку  на
вступление в Совет Европы,  25 июня 1992 г.  Комитет министров  принял
Резолюзию 92(27),  в  которой  обратился  к  Парламентской Ассамблее с
просьбой подготовить заключение по заявке в  соответствии  с  уставной
Резолюцией (51) 30А.
     2. 14  января   1992   года   парламенту   Российской   Федерации
предоставлен   статус   специально   приглашенного   в   Парламентской
Ассамблее.
     3. 2  февраля  1995  года  в связи с конфликтом в Чечне процедура
рассмотрения заявки  России  была  прервана.  27  сентября  1995  года
Резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того,  что Россия
приступила к поискам  политического  урегулирования  конфликта  и  что
проводится расследование   по  фактам  нарушений  прав  человека,  как
заявленным, так и подтвердившимся.
     4. Ассамблея  с  глубокой  озабоченностью  следила за событиями в
декабре 1995 года в Гудермесе и недавними  событиями  в  Первомайском.
Она решительно   осуждает  захват  заложников  как  акт  терроризма  и
вопиющего нарушения прав человека,  который нельзя оправдать  никакими
целями. Вместе  с  тем она считает,  что российские власти не проявили
достаточной заботы о безопасности заложников.  Очевидное  невыборочное
применение силы   стоило   жизни   многим  невинным  людям  и  явилось
нарушением международного  гуманитарного  права.  Чеченский   конфликт
нельзя разрешить  путем  применения  силы.  Без политического решения,
основанного на переговорах и на европейских демократических ценностях,
установить мир  в  этом  регионе  и  положить  конец  террористическим
нападениям невозможно.
     5. Ассамблея  отмечает,  что  процесс  политических,  правовых  и
экономических реформ в России продолжается.  Правовая система  страны,
как отметили  юридические  эксперты  Совета  Европы  (заключение  от 7
октября 1994 года),  все еще страдает рядом недостатков.  Вместе с тем
наблюдается рост   общего   сознания   необходимости   в   утверждении
верховенства закона и прогресс в соблюдении законности.
     6. В   письме   от  18  января  1995  года  Президент  Российской
Федерации, Премьер-министр, Председатели Государственной Думы и Совета
Федерации заверили  Совет  Европы в том,  что будут и дальше следовать
курсу на проведение реформ.
     7. Принимая во внимание указанные заверения,  а также соображения
и обязательства,  изложенные ниже,  Ассамблея считает,  что  Россия  -
согласно статье  4  Устава  -  имеет  четко  выраженное  желание  и  в
ближайшем будущем будет способна соответствовать критериям членства  в
Совете Европы,  установленным  в  статье 3 Устава ("каждый Член Совета
Европы должен признавать  принцип  верховенства  Права  и  принцип,  в
соответствии с  которым  все  лица,  находящиеся  под его юрисдикцией,
должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне
и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета ..."):
     I. с 1992 года Россия принимает участие в различных  направлениях
деятельности Совета      Европы,      подключаясь     к     выполнению
межправительственных программ   "сотрудничества   и   содействия"   (в
частности, в области правовых реформ и прав человека) и направляя свою
делегацию со статусом специально приглашенной  для  участия  в  работе
Парламентской Ассамблеи и ее комиссий;
     II. начиная с 7 мая 1992 года между Россией и Комитетом министров
установлен "политический диалог";
     III. Россия присоединилась к ряду конвенций Совета Европы,  в том
числе к Европейской культурной конвенции;
     IV. в  первоочередном  порядке  с  использованием   международной
экспертизы разрабатываются   следующие   законодательные  акты:  новые
Уголовный и  Уголовно-процессуальный  кодексы,  новые  Гражданский   и
Гражданско-процессуальный кодексы и Уголовно-исполнительный кодекс.  В
их основу положены принципы и стандарты Совета Европы;
     V. ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Совета
Европы новые законы:  о роли, деятельности и организации Прокуратуры и
Бюро уполномоченного   по   правам  человека;  о  защите  национальных
меньшинств; о свободе собраний и свободе вероисповедания;
     VI. статус   адвоката  будет  защищен  законом;  будет  учреждена
профессиональная коллегия адвокатов;
     VII. лица,  признанные  виновными  в  нарушении прав человека,  в
особенности в связи с событиями в Чечне,  будут привлечены к  судебной
ответственности;
     VIII. будет обеспечено реальное осуществление прав,  закрепленных
в статье 27 Конституции и законе о свободе передвижения и выборе места
жительства;
     IX. в  соответствии  с Рекомендацией А (87)3 о единых европейских
пенитенциарных правилах будут улучшены условия содержания заключенных,
в частности,  безотлагательно  будут  улучшены  по сути нечеловеческие
условия содержания во многих следственных изоляторах;
     X. управление    пенитенциарными   учреждениями   и   надзор   за
исполнением наказаний будут переданы, как только это станет возможным,
в компетенцию Министерства юстиции;
     XI. состояние   и   ход   законодательных   реформ   позволят   в
установленные сроки   подписать   и  ратифицировать  конвенции  Совета
Европы, перечисленные в пункте 10;
     XII. Российская Федерация окажет лицам,  ранее депортированным из
окупированных балтийских  государств,  или  их   потомкам   помощь   в
возвращении в  свои  страны  в  соответствии  с подлежащими разработке
специальными программами репатриации и компенсации.
     8. С  тем,  чтобы обеспечить соблюдение перечисленных заверений и
обязательств, Парламентская Ассамблея принимает решение разработать  в
тесном сотрудничестве   с   делегацией   Федерального   Собрания  свою
собственную парламентскую программу "рекомендательного и  контрольного
характера" под  эгидой  комиссий  Ассамблеи,  отвечающих за реализацию
Директивы N 508 (1995), никоим образом не подменяя эту процедуру.
     9. Ассамблея приветствует совместную программу Европейского Союза
и Совета Европы по укреплению федеральных структур,  механизмов защиты
прав человека  и  проведению  реформы  правовой  системы  как  вклад в
долгосрочное содействие   и   сотрудничество.   В   рамках   указанной
совместной программы   особое   внимание  будет  уделено  поддержке  и
укреплению правозащитных  неправительственных  организаций,  а   также
созданию гражданского общества.
     10. Парламентская Ассамблея принимает к сведению,  что Российская
Федерация полностью  разделяет  ее видение и толкование принимаемых на
себя обязательств, указанных в пункте 7, и что Россия намерена:
     I. при  вступлении  подписать Европейскую конвенцию о защите прав
человека и основных свобод и  в  течение  одного  года  ратифицировать
Конвенцию и Протокол к ней N 1,  2,  4, 7 и 11, а также признать право
на подачу  индивидуальных  жалоб  в  Европейскую  комиссию  по  правам
человека и   обязательную   юрисдикцию  Европейского  суда  по  правам
человека (статьи 25 и 46 Конвенции),  до  момента  вступления  в  силу
Протокола N 11;
     II. подписать в течение одного и ратифицировать  не  позднее  чем
через три  года  с  момента  вступления  Протокол  N  6  к Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод,  касающийся отмены
смертной казни   в  мирное  время,  и  установить  со  дня  вступления
мораторий на исполнение смертных приговоров;
     III. подписать   в  течение  одного  года  с  момента  вступления
ратифицировать Европейскую   конвенцию   о    запрещении    пыток    и
бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
     IV. подписать  в  течение  одного  года  с   момента   вступления
ратифицировать Рамочную  конвенцию  о  защите национальных меньшинств,
строить свою политику  в  отношении  меньшинств  с  учетом  принципов,
сформулированных в  Рекомендации  Ассамблеи  1201  (1993),  сделав  их
частью правовой и административной системы  страны  и  воплотив  их  в
повседневную практику;
     V. подписать   в   течение   одного   года    после    вступления
ратифицировать Европейскую  хартию  местного  самоуправления  и Хартию
региональных языков и языков меньшинств;  изучить в целях  ратификации
Социальную хартию   и  с  момента  вступления  проводить  национальную
политику в соответствии с принципами,  закрепленными в  вышеупомянутых
конвенциях;
     VI. подписать и ратифицировать другие конвенции Совета Европы,  в
частности, касающиеся   выдачи   преступников;   взаимной   помощи   в
уголовно-правовой сфере;  перемещения лиц,  приговоренных к наказанию;
отмывания, выявления,  изъятия  и  конфискации  доходов  от преступной
деятельности, и  с  момента  вступления   соблюдать   основополагающие
принципы, закрепленные в вышеупомянутых конвенциях;
     VII. разрешать   международные   и   внутренние   споры   мирными
средствами (что  является  обязательным для всех стран - членов Совета
Европы), решительно отказываясь от любых форм угрозы  применения  силы
против своих соседей;
     VIII. урегулировать существующие пограничные  споры  с  соседними
странами в   соответствии   с   принципами  международного  права  при
соблюдении действующих международных договоров;
     IX. в  течение  шести  месяцев  после  вступления  ратифицировать
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Молдавии от  21
октября 1994  года  и  продолжить  вывод  14-й  армии  и  ее  военного
снаряжения с территории Молдавии с тем,  чтобы завершить его в течение
трех лет с момента подписания Соглашения;
     X. выполнить  обязательства  по  Договору  о  сокращении  обычных
вооруженных сил и вооружений в Европе (ОБСЕ);
     XI. провести переговоры в связи с требованиями европейских  стран
о реституции  культурных  ценностей,  применяя  особый подход с учетом
объекта (архивы,  произведения  искусств,  строения  и  т.д.)  и  вида
собственности (государственной,  частной,  принадлежащей  организациям
различного типа);
     XII. в  кратчайшие  сроки  возвратить  собственность  религиозных
организаций;
     XIII. признать   как   неправильную   концепцию   двух  различных
категорий иностранных государств, рассматривающую некоторые из них как
зону особых интересов, именуемую "ближним зарубежьем";
     XIV. в кратчайшие сроки  урегулировать  все  вопросы,  касающиеся
возвращения собственности,    требования    на    которую   предъявили
государства - члены Совета Европы,  в частности, архивов, вывезенных в
Москву в 1945 году;
     XV. немедленно  прекратить  практику  ограничений  на  зарубежные
поездки лиц,  владеющих государственными секретами, и облегчить доступ
к архивам,  хранящимся  в  Российской  Федерации,  оставив   лишь   те
ограничения, которые  являются  общепринятыми  в государствах - членах
Совета Европы;
     XVI. обеспечить  такой порядок применения Конвенции СНГ по правам
человека, который  бы  никоим  образом  не  препятствовал  обеспечению
процедуры и гарантий,  предусмотренных Европейской конвенцией о защите
прав человека и основных свобод;
     XVII. в течение одного года после вступления пересмотреть закон о
федеральных службах  безопасности,  с  тем  чтобы   привести   его   в
соответствие с  принципами  и стандартами Совета Европы;  в частности,
должно быть отменено право Федеральной службы безопасности (ФСБ) иметь
в своем ведении и управлять центрами предварительного заключения;
     XVIII. принять закон об альтернативной военной  службе,  как  это
предусмотрено статьей 59 Конституции;
     XIX. сократить и,  в конечном счете,  исключить случаи  жестокого
обращения, а    также   гибели   людей   в   вооруженных   силах,   не
задействованных в вооруженных конфликтах;
     XX. продолжить проведение правовой реформы с тем,  чтобы привести
все  национальное  законодательство  в  соответствие  с  принципами  и
стандартами   Совета   Европы;   наряду   с  прочими  законодательными
документами в кратчайшие сроки должен быть  пересмотрен  президентский
Указ  N 1226;
     XXI. расширить    международное    сотрудничество     в     целях
предотвращения природных  и  техногенных  катастроф  и  устранения  их
экологических последствий;
     XXII. подписать  и  в  течение  одного  года с момента вступления
ратифицировать Генеральное Соглашение о привилегиях  и  иммунитетах  и
дополнительные протоколы к нему;
     XXIII. всемерно  сотрудничать  в  вопросе  реализации   Директивы
Ассамблеи N  508  (1995)  относительно  соблюдения  странами - членами
Совета Европы взятых на себя  обязательств  и  обязанностей,  а  также
использовании механизмов   контроля,   разработанных   во   исполнение
Декларации Комитета министров от 10 ноября 1994 года (95-я сессия);
     XXIV. строго  соблюдать  положения  международного  гуманитарного
права, в  том  числе  в  случаях  вооруженных  конфликтов   на   своей
территории;
     XXV. сотрудничать   в   духе   доброй   воли   с   международными
гуманитарными организациями  и допускать их деятельность на российской
территории в соответствии с их мандатом.
     11. Опираясь  на  изложенные выше обязательства и договоренности,
Парламентская Ассамблея рекомендует Комитету министров:
     I. пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы;
     II. предоставить  Российской  Федерации   восемнадцать   мест   в
Парламентской Ассамблеи;
     III. привести средства и возможности Организации,  в  особенности
Ассамблеи и   институтов   по   правам   человека,  в  соответствие  с
последствиями, вызываемыми  настоящим  решением,  и  не   использовать
вступление России для уменьшения взносов остальных государств-членов.

25 января 1996 г.