ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛАХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Решение. Совет Глав Государств СНГ. 19.01.96

                                                                              
                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ                               
                       О КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛАХ ПО                                
                    ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В СОДРУЖЕСТВЕ                            
                        НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ                                
                                                                              
                               РЕШЕНИЕ                                        
                                                                              
                      СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ                               
                          19 января 1996 г.                                   
                                                                              
                                                                              
                              (БМД 96-5)                                      
                                                                              
     Совет глав    государств   Содружества   Независимых   Государств        
решил:                                                                        
     1. Утвердить Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в        
Содружестве Независимых  Государств  (прилагается),  имея в виду,  что        
проведение каждой миротворческой операции в Содружестве осуществляется        
в соответствии с Уставом ООН.                                                 
     2. Поручить  Совету  глав  правительств  Содружества  подготовить        
проекты соответствующих документов,  определяющих содержание и порядок        
финансирования, всестороннего  обеспечения   деятельности,   а   также        
социальной защищенности персонала Коллективных сил по поддержанию мира        
в Содружестве Независимых Государств, и представить их на рассмотрение        
Совета глав государств Содружества.                                           
     3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.              
                                                                              
     Совершено в городе Москве 19 января 1996 года в  одном  подлинном        
экземпляре на   русском   языке.   Подлинный   экземпляр   хранится  в        
Исполнительном секретариате   Содружества   Независимых    Государств,        
который направит каждому государству,  подписавшему настоящее Решение,        
его заверенную копию.                                                         
                                                                              
                                                            (подписи)         
                                                                              
     Примечания: Республика  Беларусь  подписала  Решение с оговоркой:        
                 "Беларусь не   направляет   контингент    в    состав        
                 миротворческих сил".                                         
                 Решение не  подписано  Азербайджанской   Республикой,        
                 Республикой Казахстан,      Республикой      Молдова,        
                 Туркменистаном, Украиной.                                    
                                                                              
                                                ПРИЛОЖЕНИЕ                    
                                                                              
                                        Утверждено Решением Совета            
                                       глав государств Содружества            
                                          Независимых Государств              
                                        о Положении о Коллективных            
                                       силах по поддержанию мира в            
                                    Содружестве Независимых Государств        
                                          от 19 января 1996 года              
                                                                              
                              ПОЛОЖЕНИЕ                                       
                                                                              
                 о Коллективных силах по поддержанию                          
                    мира в Содружестве Независимых                            
                              Государств                                      
                                                                              
                          I. Общие положения                                  
                                                                              
     1. Коллективные   силы   по   поддержанию   мира   в  Содружестве        
Независимых Государств (далее - КСПМ) являются временным  коалиционным        
формированием, которое  создается  на  период  проведения  операции по        
поддержанию мира  в  целях  содействия  урегулированию  конфликтов  на        
территории любого  государства  -  участника  Содружества  Независимых        
Государств.                                                                   
     2. Международно-правовую    основу    создания    и    применения        
Коллективных сил по поддержанию мира составляют:                              
     Устав Организации Объединенных Наций;                                    
     Устав Содружества Независимых Государств;                                
     Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по        
поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992        
года;                                                                         
     Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных  сил        
по поддержанию  мира  в  Содружестве  Независимых Государств от 15 мая        
1992 года;                                                                    
     Протокол о  временном порядке формирования и задействования Групп        
военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию  мира  в  зонах        
конфликтов между   государствами   и   в   государствах  -  участниках        
Содружества  Независимых Государств от 15 мая 1992 года;                      
     Протокол о комплектовании,  структуре,  материально-техническом и        
финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и  Коллективных  сил        
по поддержанию  мира  в  Содружестве  Независимых Государств от 15 мая        
1992 года;                                                                    
     двусторонние и  многосторонние международные соглашения в области        
миротворческой деятельности.                                                  
     3. На  проведение каждой операции по поддержанию мира (далее ОПМ)        
принимается соответствующее решение.                                          
     Принципиальное политическое   решение  о  проведении  операции  с        
использованием КСПМ принимается Советом  глав  государств  Содружества        
Независимых Государств  (далее - Совет глав государств) консенсусом на        
основе обращения  одного  или  нескольких  государств   -   участников        
Содружества, по  просьбе  или с согласия всех конфликтующих сторон,  а        
также при  условии  достижения  между  ними  соглашения  о прекращении        
огня и других враждебных действий  до  направления  в  зону  конфликта        
КСПМ.                                                                         
     Мандат на каждую ОПМ  утверждается  Советом  глав  государств  по        
представлению Совета  министров  иностранных  дел  государств - членов        
Содружества (далее  -  Совет  министров  иностранных  дел)  и   Совета        
министров обороны  государств  - участников Содружества (далее - Совет        
министров обороны).                                                           
     О принятом   решении  о  проведении  ОПМ  Совет  глав  государств        
незамедлительно информирует  Совет  Безопасности  ООН  и  Председателя        
ОБСЕ.                                                                         
     Исходя из обстановки,  масштабов конфликта  и  в  соответствии  с        
Уставом ООН,   Совет  глав  государств  может  запрашивать  полномочия        
(мандат) и финансовые средства у Совета Безопасности ООН на проведение        
ОПМ.                                                                          
     Деятельность КСПМ не должна нарушать суверенитет, территориальную        
целостность и нерушимость границ государств, на территории которых она        
осуществляется.                                                               
     ОПМ не заменяет урегулирования конфликта путем переговоров.              
     4. Выделение   воинских   контингентов,   военных   наблюдателей,        
полицейского (милицейского)  и  гражданского  персонала  в состав КСПМ        
осуществляется в   соответствии   с    законодательством    посылающих        
государств.                                                                   
                                                                              
            II. Состав, задачи и функции Коллективных сил                     
                         по поддержанию мира                                  
                                                                              
     5. Состав КСПМ определяется решением  Совета  глав  государств  и        
Мандатом на   проведение  ОПМ.  Исходя  из  объема  решаемых  задач  и        
конкретной обстановки в  зоне  конфликта  в  состав  КСПМ  может  быть        
включен военный,  полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из        
которого формируются:                                                         
     Объединенное командование;                                               
     боевые части (подразделения);                                            
     группа военных наблюдателей;                                             
     группа экспертов;                                                        
     подразделения полиции (милиции);                                         
     части (подразделения)    боевого    и    материально-технического        
обеспечения;                                                                  
     другие органы   и   подразделения,   обеспечивающие    выполнение        
поставленных задач.                                                           
     6. При  проведении  ОПМ  на  КСПМ  могут  возлагаться   следующие        
задачи:                                                                       
     наблюдение за  выполнением  условий  перемирия  и  соглашения   о        
прекращении огня,   содействие   созданию   безопасной   обстановки  в        
неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;              
     обозначение зон ответственности,  разъединение противоборствующих        
сторон, создание    демилитаризованных    зон,    зон    разъединения,        
гуманитарных коридоров,    содействие   деконцентрации   сил   сторон,        
предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;                    
     создание условий  для переговоров и других мероприятий по мирному        
урегулированию конфликта,  восстановлению законности  и  правопорядка,        
нормального функционирования государственных и общественных учреждений        
и организаций;                                                                
     установление фактов  нарушения  соглашений  о  прекращении огня и        
перемирии и проведение по ним расследования;                                  
     контроль местности  и  действий населения в зоне ответственности,        
противодействие массовым  беспорядкам,  содействие  обеспечению   прав        
человека;                                                                     
     контроль за ликвидацией фортификационных сооружений,  заграждений        
и минных полей;                                                               
     охрана жизненно важных объектов;                                         
     принятие мер  по обеспечению связи между конфликтующими сторонами        
и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;                 
     контроль перевозок,  пресечение  противоправного  ввоза  и вывоза        
боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;                     
     обеспечение безопасного   транзита   всех   видов   транспорта  и        
функционирования коммуникаций;                                                
     содействие налаживанию   нормальных  контактов  между  населением        
конфликтующих сторон;                                                         
     содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;          
     обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;              
     участие в  выполнении  решений и рекомендаций Совета Безопасности        
ООН, органов  ОБСЕ  и  иных  международных  организаций   по   мирному        
урегулированию конфликта.                                                     
     7. Объединенное   командование    является    органом    военного        
управления, предназначенным для руководства КСПМ, и может состоять из:        
     командования в составе командующего КСПМ (далее  -  командующий),        
начальника штаба  -  первого  заместителя  командующего,  заместителей        
командующего и     других     должностных     лиц,     предусмотренных        
организационно-штатной структурой      Объединенного     командования,        
утверждаемой Советом министров обороны;                                       
     штаба в    составе    начальника    штаба,    его   заместителей,        
представителей вооруженных  сил  государств-участников   операции   по        
поддержанию мира    (далее   -   государств-участников   операции)   и        
соответствующих структурных подразделений;                                    
     подразделений родов   войск,   специальных   войск   и   тыла   в        
соответствии с   организационно-штатной    структурой    Объединенного        
командования.                                                                 
     8. В функции Объединенного командования входят:                          
     реализация решений  Совета  глав  государств  о применении КСПМ в        
зоне конфликта;                                                               
     анализ военно-политической   обстановки   в   зоне   конфликта  и        
представление докладов  с  выводами  и   предложениями   Совету   глав        
государств и Совету министров обороны;                                        
     управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ;                         
     разработка и  осуществление  мер  по  повышению уровня подготовки        
органов управления, частей и подразделений КСПМ;                              
     взаимодействие с     руководством    принимающего    государства,        
конфликтующих сторон,  местными органами власти,  представителями ООН,        
ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;                     
     взаимодействие с пограничными войсками  государств  -  участников        
Содружества Независимых Государств в зоне конфликта;                          
     участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне        
конфликта;                                                                    
     осуществление взаимодействия      с      органами      управления        
государств-участников и  Штабом по координации военного сотрудничества        
государств - участников Содружества Независимых  Государств  (далее  -        
Штаб по    координации    военного    сотрудничества)    по   вопросам        
комплектования частей   и   подразделений   КСПМ   личным    составом,        
обеспечения их       вооружением,       военной       техникой       и        
материально-техническими средствами.                                          
     9. Командующий  назначается  решением  Совета  глав государств по        
совместному представлению Совета министров иностранных  дел  и  Совета        
министров обороны.  Командующий подотчетен Совету глав государств.  Он        
является прямым начальником для всего личного состава КСПМ.                   
     В функции командующего входят:                                           
     обеспечение реализации   решений   Совета   глав   государств   о        
применении КСПМ;                                                              
     представление докладов Совету глав государств и Совету  министров        
обороны о   военно-политической   и   оперативной  обстановке  в  зоне        
конфликта, результатах выполнения задач  и  предложений  о  дальнейших        
действиях КСПМ;                                                               
     координация и согласование с Главой миссии  по  поддержанию  мира        
или Специальным  представителем  (в  случае их назначения Советом глав        
государств Содружества) деятельности КСПМ в целях  содействия  решению        
задач политического урегулирования конфликта;                                 
     руководство КСПМ  при  подготовке  и   проведении   операции   по        
поддержанию мира;                                                             
     организация и поддержание  рабочих  контактов  с  представителями        
ООН, ОБСЕ   и  других  международных  организаций  в  зоне  конфликта,        
министерствами иностранных    дел,     обороны,     безопасности     и        
внутренних дел   государств  -  участников  Содружества,  политическим        
руководством принимающего государства и представителями  конфликтующих        
сторон;                                                                       
     ведение в пределах своих полномочий переговоров с представителями        
конфликтующих сторон и международных организаций;                             
     предоставление представителям  миссий и других органов ООН и ОБСЕ        
оперативной информации о деятельности КСПМ в объеме,  необходимом  для        
решения ими  задач  в  зоне  конфликта,  а также возможности посещения        
частей и подразделений, входящих в их состав;                                 
     организация и  руководство  специальной  подготовкой  подчиненных        
штабов и войск;                                                               
     распоряжение финансовыми  и  материально-техническими средствами,        
выделенными для       обеспечения      деятельности      Объединенного        
командования;                                                                 
     организация и  руководство  выводом  войск  из  зоны конфликта по        
завершении или прекращении ОПМ.                                               
     Командующему предоставляется   право  вносить  в  организационно-        
штатную структуру Объединенного командования изменения  по  увеличению        
или уменьшению  до  10  процентов  установленной  штатной  численности        
личного состава  по  согласованию  с  министрами  обороны   посылающих        
государств.                                                                   
     10. Штаб  является  основным  органом  управления   Объединенного        
командования КСПМ.  Он  формируется  на коалиционной основе с участием        
представителей всех государств-участников операции.                           
     В функции штаба входят:                                                  
     сбор и  анализ  данных  военно-политической  обстановки  в   зоне        
конфликта, подготовка    выводов    и    предложений    для    доклада        
командующему;                                                                 
     выработка предложений по подготовке и проведению операции;               
     планирование применения  КСПМ  и своевременное доведение задач до        
частей и подразделений в соответствии с решением командующего;                
     организация управления,     взаимодействия     и    всестороннего        
обеспечения;                                                                  
     поддержание взаимодействия   с  генеральными  (главными)  штабами        
вооруженных сил государств-участников операции  по  поддержанию  мира,        
Штабом по    координации    военного    сотрудничества   по   вопросам        
всестороннего обеспечения КСПМ;                                               
     содействие ведению   переговоров,  официальных  встреч  и  других        
мероприятий в   интересах   урегулирования   конфликта   и  достижения        
целей, определенных мандатом на  проведение  операции  по  поддержанию        
мира;                                                                         
     ведение учета боевого,  численного состава и дислокации частей  и        
подразделений КСПМ;                                                           
     подготовка докладов Совету глав  государств  и  Совету  министров        
обороны о ходе ОПМ;                                                           
     контроль за выполнением поставленных задач.                              
     11. Начальник    штаба    возглавляет   штаб,   является   первым        
заместителем командующего  и  прямым  начальником  для  всего  личного        
состава КСПМ.                                                                 
     В функции начальника штаба входят:                                       
     организация сбора,  обобщения и учета данных об обстановке в зоне        
конфликта;                                                                    
     представление командующему выводов из оценки военно-политической,        
оперативной обстановки в зоне конфликта  и  предложений  о  применении        
КСПМ, докладов о ходе выполнения задач;                                       
     координация работы   штаба   и   других   органов   Объединенного        
командования при    планировании    ОПМ,    организация    управления,        
взаимодействия и всестороннего обеспечения;                                   
     организация и  поддержание  взаимодействия  с  органами  военного        
управления, безопасности и внутренних дел государств - участников ОПМ,        
представителями миссий  и  других  органов  ООН  и  ОБСЕ  в  интересах        
выполнения поставленных задач,  а также  с  командованием  пограничных        
войск, дислоцированных в зоне конфликта;                                      
     обеспечение, по указанию командующего,  представителей  миссий  и        
других органов ООН и ОБСЕ оперативной информацией о деятельности КСПМ,        
а также  посещение  этими  представителями  частей  и   подразделений,        
входящих в их состав;                                                         
     организация взаимодействия и поддержание контактов с руководством        
конфликтующих сторон,   местными   органами   власти  и  общественными        
организациями в зоне конфликта;                                               
     участие в  организации  переговоров,  официальных встреч и других        
мероприятий в интересах урегулирования конфликта;                             
     организация учета боевого, численного состава и дислокации частей        
и подразделений КСПМ;                                                         
     организация и  осуществление  контроля  за  выполнением  принятых        
командующим решений и поставленных задач.                                     
     12. Боевые части (подразделения) составляют основу КСПМ.                 
     Комплект боевых частей создается за  счет  национальных  воинских        
контингентов, выделяемых государствами - участниками ОПМ.  Их состав и        
численность определяется мандатом на проведение ОПМ.                          
     13. Группа     военных    наблюдателей    является    специальным        
подразделением, в состав которого входят военнослужащие  государств  -        
участников ОПМ.   Она  может  выполнять  задачи  в  составе  КСПМ  или        
самостоятельно.                                                               
     Группа военных   наблюдателей,   как  правило,  используется  для        
контроля и  проверки  того,  как  стороны,  участвующие  в  конфликте,        
соблюдают взятые   на   себя  обязательства,  например,  соглашения  о        
прекращении огня,  ограничении уровня численности  вооруженных  сил  в        
данном районе,   выводе   из   указанных  районов  своих  войск  и  их        
демобилизации.                                                                
     Контроль и  проверка включают не только наблюдение за выполнением        
соглашений, но и  деятельность,  направленную  на  то,  чтобы  убедить        
стороны уважать  свои  обязательства,  например,  путем восстановления        
статус-кво после нарушения соглашения о прекращении огня.                     
     Группа военных  наблюдателей  может  выполнять  и  многие  другие        
функции, в том числе мониторинг ситуации и представление  сообщений  о        
ней, а также поддержание связи со сторонами в конфликте.                      
     14. Группа  экспертов  предназначена  для   изучения   и   оценки        
военно-политической обстановки,   процессов  урегулирования,  действий        
КСПМ, прогнозирования развития обстановки  и  подготовки  обоснованных        
предложений для  принятия решений командующим.  Она может привлекаться        
для подготовки предложений  по  решению  спорных  вопросов,  требующих        
специальных знаний.                                                           
     15. Подразделения полиции (милиции) включают персонал, выделенный        
государствами - участниками ОПМ.                                              
     Они предназначены  для  содействия  в   обеспечении   законности,        
правопорядка, прав    человека    и    нормального    функционирования        
государственных институтов в районе проведения ОПМ.                           
     Подразделения полиции   (милиции),   выделенные  государствами  -        
участниками ОПМ в состав КСПМ, подчиняются командующему.                      
     16. Части   (подразделения)  боевого  и  материально-технического        
обеспечения включают  выделенные  государствами  -   участниками   ОПМ        
воинские формирования,  предназначенные  для всестороннего обеспечения        
КСПМ.                                                                         
                                                                              
               III. Комплектование и порядок подготовки                       
                 Коллективных сил по поддержанию мира                         
                                                                              
     17. КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств        
- участников ОПМ.                                                             
     18. Комплектование  органов  управления,  частей  и подразделений        
осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах        
посылающих государств  по  контракту  и  призыву,  а также гражданским        
персоналом на добровольной основе с предварительным отбором.  При этом        
солдаты и  сержанты,  проходящие службу по призыву,  должны иметь срок        
службы в войсках не менее шести месяцев.                                      
     При подборе  в  состав КСПМ военнослужащие и гражданский персонал        
должны пройти медицинское освидетельствование и по состоянию  здоровья        
быть способными  выполнять  задачи  в  климатических  условиях  района        
конфликта.                                                                    
     Группа военных   наблюдателей   формируется   из  числа  офицеров        
вооруженных сил государств - участников ОПМ.                                  
     19. Посылающие   государства   несут  полную  ответственность  за        
состояние, подготовку,  укомплектование,  оснащение  военнослужащих  и        
гражданского персонала и отправку их в район конфликта.                       
     20. Военнослужащие и гражданский персонал (далее - личный состав)        
откомандировываются в  КСПМ  временно  на  срок до шести месяцев,  без        
исключения из списков воинской части, учреждения, организации.                
     Весь личный  состав на период прохождения службы в КСПМ заключает        
контракт в соответствии со своим национальным законодательством.              
     21. Подготовка     личного     состава     КСПМ    осуществляется        
централизованно - на базе единых для  Содружества  центров  подготовки        
или самостоятельно  -  на базе учебных центров посылающих государств и        
проводится по единой программе, утверждаемой Советом министров обороны        
по согласованию с Советом министров иностранных дел.  Основной задачей        
подготовки является получение личным составом  знаний  и  практических        
навыков, связанных с выполнением миротворческих задач.                        
     Координация и контроль за выполнением  мероприятий  по  отбору  и        
подготовке личного   состава   КСПМ  возлагается  на  Совет  министров        
иностранных дел и Совет  министров  обороны  в  части,  касающейся  их        
компетенции.                                                                  
     22. Подготовка военных наблюдателей проводится в учебных  центрах        
(на курсах)  по специальным программам обучения,  утверждаемым Советом        
министров обороны.  Целью обучения является получение ими  необходимых        
специальных знаний   и   приобретение   навыков,  позволяющих  успешно        
выполнять поставленные задачи.                                                
     23. Гражданский  персонал  должен  иметь  соответствующее задачам        
миротворческой миссии образование (политическое, военное, юридическое,        
гуманитарное и  т.д.),  быть  способным  на своем уровне разбираться в        
сложной общественно-политической обстановке и  принимать  обоснованные        
решения.                                                                      
                                                                              
                IV. Основы применения Коллективных сил                        
                         по поддержанию мира                                  
                                                                              
     24. КСПМ могут  быть  введены  в  район  конфликта  только  после        
достижения между  конфликтующими  сторонами  соглашения  о прекращении        
огня или перемирии и выполнения ими этих соглашений.  Действия КСПМ не        
должны выходить за рамки полномочий, определенных мандатом.                   
     25. Национальные  контингенты  переходят  в   прямое   подчинение        
командующему с  момента доклада их командира (начальника) о прибытии в        
район конфликта.                                                              
     26. Основные принципы действия КСПМ:                                     
     беспристрастность и нейтральность;                                       
     соблюдение законов принимающего государства;                             
     уважение обычаев и традиций местного населения;                          
     неучастие в боевых действиях;                                            
     неприменение оружия,  кроме   как   в   исключительных   случаях,        
предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения;                              
     транспарентность (открытость деятельности).                              
     27. Личный  состав КСПМ при выполнении задач и на дежурстве имеет        
при себе штатное оружие и несет персональную  ответственность  за  его        
сохранность и правильное применение.                                          
     28. При выполнении своих функций личный состав  КСПМ,  в  порядке        
исключения, имеет право применять оружие:                                     
     в целях обеспечения безопасности и защиты от любых  посягательств        
на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на        
самооборону;                                                                  
     в случае   попыток   насильственного  отстранения  от  выполнения        
возложенных на него функций;                                                  
     для отражения  явного  вооруженного  нападения  террористических,        
диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания;             
     для защиты гражданского населения от насильственных посягательств        
на его жизнь и здоровье.                                                      
     Оружие может  быть  также использовано для подачи сигнала тревоги        
или вызова помощи.                                                            
     29. При  применении оружия должны быть приняты все возможные меры        
для обеспечения безопасности лиц преклонного возраста, женщин, детей и        
других гражданских   лиц,   за   исключением   случаев   оказания  ими        
вооруженного сопротивления  либо  совершения   группового   нападения,        
угрожающего жизни  личного  состава КСПМ и других граждан,  если иными        
способами, средствами отразить такое нападение невозможно.                    
     О всех  случаях  применения  оружия  немедленно  докладывается по        
команде и проводится служебное расследование.                                 
     Недопустимо использование   тяжелых  видов  вооружений,  особенно        
оружия неизбирательного действия, против гражданского населения.              
                                                                              
             V. Техническое обеспечение Коллективных сил                      
                         по поддержанию мира                                  
                                                                              
     30 Воинские   контингенты,  в  том  числе  части  (подразделения)        
боевого, технического и тылового обеспечения, снабжаются вооружением и        
военной техникой,   боеприпасами   и   военно-техническим  имуществом,        
средствами технического обслуживания,  эвакуации и  ремонта  в  полном        
объеме по специально разработанным для них штатам,  табелям и нормам с        
учетом физико-географических  условий  района   выполнения   задач   в        
соответствии с отдельными соглашениями.                                       
     31. Средства технического  обеспечения  КСПМ,  ремонт  техники  и        
восполнение ее  потерь  предоставляются  и  осуществляются посылающими        
государствами.                                                                
     32. Недостающие  у  посылающего государства средства технического        
обеспечения приобретаются  им  у  других   государств   -   участников        
Содружества на основе договоров и взаиморасчетов.                             
                                                                              
               VI. Тыловое обеспечение Коллективных сил                       
                         по поддержанию мира                                  
                                                                              
     33. Тыловое обеспечение и бытовые  услуги  национальным  воинским        
контингентам, военным    наблюдателям    и    гражданскому   персоналу        
возлагаются на посылающее государство.                                        
     Принимающее государство   предоставляет   воинским  контингентам,        
военным наблюдателям  и  гражданскому  персоналу  жилые  и   служебные        
помещения, средства связи и другие элементы инфраструктуры.                   
     34. Недостающие  материальные  средства  посылающие   государства        
приобретают у  других  государств  -  участников Содружества на основе        
договоров и взаиморасчетов.                                                   
     35. В  соответствии  с  имеющимися  международными соглашениями и        
нормами перемещение  материальных  средств  для  обеспечения  КСПМ  на        
территории государств   -  участников  Содружества  осуществляется  по        
взаимному согласованию  беспрепятственно.  При  этом   государства   -        
участники Содружества,   по   территории  которых  перемещается  груз,        
предпринимают все необходимые меры,  обеспечивающие его сохранность  и        
своевременность перемещения.                                                  
     36. Медицинское  обеспечение   КСПМ   организуется   Объединенным        
командованием во  взаимодействии  с медицинскими органами принимающего        
государства и осуществляется за счет посылающих государств.                   
     37. Финансовое  обеспечение  воинских контингентов,  полицейского        
(милицейского) и   гражданского    персонала    КСПМ    осуществляется        
посылающими государствами   или  в  соответствии  с  другим  порядком,        
который может быть определен Советом глав государств.                         
     38. Финансовое     обеспечение     Объединенного     командования        
осуществляется за  счет  долевых  взносов  государств   -   участников        
ОПМ.                                                                          
                                                                              
            VII. Статус и социально-правовая защищенность                     
                   личного состава Коллективных сил                           
                         по поддержанию мира                                  
                                                                              
     39. В  период  прохождения  службы  в  составе КСПМ личный состав        
пользуется статусом,    привилегиями    и     иммунитетом,     которые        
предоставляются персоналу  ООН  при проведении операций по поддержанию        
мира в  соответствии  с  Конвенцией  о   привилегиях   и   иммунитетах        
Объединенных Наций,  принятой  Генеральной  Ассамблеей  ООН 13 февраля        
1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала,        
одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года,  Протоколом        
о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию        
мира в  Содружестве  Независимых  Государств  от  15  мая  1992 года и        
настоящим Положением.                                                         
     40. Непрерывный срок пребывания личного состава в составе КСПМ не        
должен превышать шести месяцев.  Продление указанного срока может быть        
осуществлено только  с  личного  согласия  и решаться в индивидуальном        
порядке.                                                                      
     41. Личному составу КСПМ сохраняется выплата денежного содержания        
(заработной платы), надбавок и дополнительных денежных выплат по месту        
штатной службы (работы) в полном объеме.                                      
     42. Социальные  и  правовые  гарантии,  указанные   в   настоящем        
Положении, не распространяются на лиц,  самовольно оставивших воинскую        
часть или  место  службы  (работы),  совершивших  уголовно  наказуемое        
деяние в период выполнения задач в составе КСПМ.                              
     43. Период  нахождения  личного  состава  в   КСПМ   определяется        
приказом Командующего.                                                        
                                                                              
         VIII. Символика Коллективных сил по поддержанию мира                 
                                                                              
     44. КСПМ  имеют  собственные отличительные знаки,  которые должны        
быть легко опознаваемыми на значительном расстоянии и при ограниченной        
видимости.                                                                    
     Знаки опознавания носятся  на  форменном  обмундировании  личного        
состава, наносятся   на   боевую   технику  и  транспортные  средства,        
устанавливаются на  командных  пунктах  и  позициях  КСПМ,   а   также        
демаркационных линиях  (линиях  разъединения  конфликтующих  сторон) в        
соответствии с приложением.                                                   
                                                                              
                                                ПРИЛОЖЕНИЕ                    
                                                                              
                                        к Положению о Коллективных            
                                       силах по поддержанию мира в            
                                    Содружестве Независимых Государств        
                                                                              
                          ОПИСАНИЕ И РИСУНОК                                  
                отличительных знаков Коллективных сил                         
                         по поддержанию мира                                  
                                                                              
     Отличительным знаком  личного  состава  КСПМ  является  полоса из        
ткани голубого цвета шириной 50 мм и длиной  100  мм  с  буквами  "МС"        
желтого цвета в ее центре,  которая нашивается на левом рукаве полевой        
куртки на 10 мм ниже кармана и на хлопчатобумажной фуражке  на  10  мм        
выше основания  козырька.  На  стальном шлеме полоса наносится голубой        
краской по всей его окружности на расстоянии 25 мм  от  края  передней        
части шлема.  Размеры букв:  высота - 30 мм, ширина буквы "М" - 25 мм,        
"С" - 18 мм, ширина штриха - 5 мм.                                            
     На боевую  технику  и  транспортные  средства  наносится  краской        
полоса голубого цвета шириной  150  мм  с  кругом  диаметром  400  мм,        
расположенным в  центре  полосы.  В  круге  располагаются  буквы  "МС"        
желтого цвета высотой 300 мм. Ширина буквы "М" - 150 мм, "С" - 110 мм,        
ширина штриха  -  25  мм.  отличительный  знак  наносится  спереди  на        
кормовой части машины (объекта) вдоль осевой линии, сверху и с боков -        
по центру корпуса (кабины) на всю их длину.                                   
     Позиции и демаркационные линии обозначаются флагами СНГ.                 
     Размеры флагов:                                                          
     на КП командующего КСПМ - 1 х 2 м;                                       
     на КП  частей,  КНП,  НП  подразделений  и  других местах несения        
службы - 0,5 х 1 м;                                                           
     на линии разъединения конфликтующих сторон - 1 х 2 м.                    
     На боевой технике и транспортных средствах устанавливаются флажки        
с символикой  СНГ  размером - 20 х 40 см,  а на легковых автомобилях -        
15 х 30 см.