О ПРАКТИКЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 19 января 1996 г. N 08-09-11-96 (БМЮ 97-1) Министерством юстиции Российской Федерации изучены и обобщены вопросы, возникшие в практике органов юстиции по применению ряда положений Федерального закона от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" (далее - Закон). Изучение показало, что существующие проблемы в практике применения Закона обусловлены неясностью отдельных положений Закона, в связи с чем Министерство юстиции 27 октября 1995 года обратилось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой дать разъяснения по ряду положений Закона и порядку их применения. В своем ответе от 13 декабря 1995 года Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы дает следующие разъяснения по отдельным положениям Закона и практике их применения. 1. "Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. При этом оно должно иметь свои структурные подразделения в муниципальных образованиях, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации. Количество структурных подразделений, необходимых для получения статуса регионального общественного объединения, определяется нормативными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. В этой связи было бы желательно Минюсту РФ через свои органы юстиции инициировать постановку вопроса перед законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации о принятии соответствующих нормативных актов, определяющих необходимое количество и распространенность по территории структурных подразделений (отделений, филиалов и представительств), необходимых для получения статуса регионального общественного объединения". 2. "Союзы (ассоциации) общественных объединений не являются самостоятельной организационно-правовой формой общественных объединений. Общественные объединения всех перечисленных в ст. 7 Закона организационно-правовых форм могут образовывать союзы (ассоциации). Вопрос определения статуса ассоциаций должен решаться совместно всеми участниками ассоциаций и закрепляться в их уставах. Кроме того, в уставах ассоциаций должно быть определено, являются ли структурные подразделения объединений, входящие в ассоциацию, одновременно и структурными подразделениями ассоциации в целом. Если такая договоренность достигнута, то региональный статус определяется количеством таких структурных подразделений ассоциации. ...Когда количество региональных объединений, вошедших в ассоциацию, составляет более половины субъектов Российской Федерации и в уставе ассоциации они закрепляют положение об использовании структурных подразделений друг друга для общих целей ассоциации, то ассоциация должна регистрироваться как общероссийская. Если количество региональных объединений, вошедших в ассоциацию, составляет менее половины субъектов Российской Федерации, то ассоциация регистрируется как межрегиональная". 3. "Добровольные народные дружины и товарищеские суды. Указанные виды общественных объединений могут быть образованы в любой организационно-правовой форме, основное отличие которых заключается в способе управления имуществом. Однако надо иметь в виду, что должен быть изменен подход к практике их создания. Под регулирование Закона "Об общественных объединениях" подпадают только те народные дружины, которые создаются инициативным путем, т.е. по инициативе граждан, и которые не обладают властными полномочиями. Если же дружины создаются инициативным путем с использованием властных функций и полномочий, то для этого должны быть специальные решения органов государственной власти в рамках их компетенции. Но в этом случае подобные народные дружины не будут пользоваться статусом общественных объединений в смысле Закона "Об общественных объединениях". Подобное правовое положение относится и к товарищеским судам". 4. "Для организаций и отделений как структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, которые заинтересованы в приобретении прав юридического лица, регистрация осуществляется в соответствии с данным Законом. Для филиалов и представительств, незаинтересованных в приобретении прав юридического лица, необходимо предусмотреть особый порядок регистрации (учетной регистрации), которая должна осуществляться органами юстиции субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся филиалы и представительства". 5. "В части 1 ст. 26 по техническим причинам допущена опечатка. Часть 1 ст. 26 следует читать в следующей редакции" "Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом по основаниям и порядке, предусмотренным статьей 44 настоящего Федерального закона. "Нами отравлено письмо на имя Генерального директора редакционного совета издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации с просьбой внести поправку в часть 1 ст. 26 Закона". Приведенные выше разъяснения Комитета Госдумы могут быть использованы органами юстиции в практике применения Закона. В Министерстве юстиции изучаются предложения относительно необходимости постановки вопроса о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях". В связи с этим органы юстиции субъектов Российской Федерации могут направлять имеющиеся у них конкретные предложения по этому вопросу в Управление по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции. |