О ПРАКТИКЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 19.01.96 08-09-11-96

       О ПРАКТИКЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ
                             ОБЪЕДИНЕНИЯХ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                          19 января 1996 г.
                            N 08-09-11-96

                             (БМЮ 97-1)


     Министерством юстиции  Российской  Федерации  изучены  и обобщены
вопросы,  возникшие в практике  органов  юстиции  по  применению  ряда
положений  Федерального  закона  от  19 мая 1995 года "Об общественных
объединениях" (далее - Закон).
     Изучение показало,   что   существующие   проблемы   в   практике
применения Закона обусловлены неясностью отдельных положений Закона, в
связи  с  чем  Министерство  юстиции 27 октября 1995 года обратилось в
Государственную Думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  с
просьбой  дать  разъяснения  по  ряду  положений  Закона  и порядку их
применения.
     В своем   ответе  от  13  декабря  1995  года  Комитет  по  делам
общественных объединений  и  религиозных  организаций  Государственной
Думы  дает  следующие  разъяснения  по  отдельным  положениям Закона и
практике их применения.
     1. "Региональное   общественное   объединение  осуществляет  свою
деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.  При
этом  оно  должно иметь свои структурные подразделения в муниципальных
образованиях, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации.
Количество   структурных   подразделений,  необходимых  для  получения
статуса   регионального   общественного   объединения,    определяется
нормативными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.  В
этой связи было бы желательно Минюсту РФ  через  свои  органы  юстиции
инициировать     постановку     вопроса     перед     законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации о принятии
соответствующих нормативных актов, определяющих необходимое количество
и   распространенность   по   территории   структурных   подразделений
(отделений,  филиалов  и представительств),  необходимых для получения
статуса регионального общественного объединения".
     2. "Союзы   (ассоциации)  общественных  объединений  не  являются
самостоятельной    организационно-правовой     формой     общественных
объединений.  Общественные  объединения  всех  перечисленных  в ст.  7
Закона   организационно-правовых   форм   могут   образовывать   союзы
(ассоциации).  Вопрос  определения  статуса ассоциаций должен решаться
совместно всеми участниками ассоциаций и закрепляться  в  их  уставах.
Кроме того,  в уставах ассоциаций должно быть определено,  являются ли
структурные  подразделения   объединений,   входящие   в   ассоциацию,
одновременно  и структурными подразделениями ассоциации в целом.  Если
такая договоренность достигнута,  то региональный статус  определяется
количеством таких структурных подразделений ассоциации.
      ...Когда количество   региональных   объединений,   вошедших   в
ассоциацию, составляет более половины субъектов Российской Федерации и
в  уставе  ассоциации  они  закрепляют  положение   об   использовании
структурных  подразделений  друг друга для общих целей ассоциации,  то
ассоциация должна регистрироваться как общероссийская. Если количество
региональных  объединений,  вошедших  в  ассоциацию,  составляет менее
половины субъектов Российской Федерации,  то ассоциация регистрируется
как межрегиональная".
     3. "Добровольные народные дружины и товарищеские суды.
     Указанные виды  общественных  объединений могут быть образованы в
любой  организационно-правовой   форме,   основное   отличие   которых
заключается в способе управления имуществом. Однако надо иметь в виду,
что  должен  быть  изменен  подход  к  практике   их   создания.   Под
регулирование  Закона  "Об общественных объединениях" подпадают только
те народные дружины,  которые создаются инициативным  путем,  т.е.  по
инициативе граждан, и которые не обладают властными полномочиями. Если
же дружины создаются  инициативным  путем  с  использованием  властных
функций  и  полномочий,  то  для этого должны быть специальные решения
органов государственной власти в рамках  их  компетенции.  Но  в  этом
случае  подобные  народные  дружины  не  будут  пользоваться  статусом
общественных   объединений   в   смысле   Закона   "Об    общественных
объединениях".  Подобное правовое положение относится и к товарищеским
судам".
     4. "Для  организаций  и  отделений  как структурных подразделений
иностранных некоммерческих  неправительственных  объединений,  которые
заинтересованы  в  приобретении  прав  юридического лица,  регистрация
осуществляется в соответствии с данным Законом.
     Для филиалов    и    представительств,    незаинтересованных    в
приобретении прав юридического лица,  необходимо предусмотреть  особый
порядок    регистрации    (учетной    регистрации),   которая   должна
осуществляться органами юстиции  субъектов  Российской  Федерации,  на
территории которых находятся филиалы и представительства".
     5. "В части 1 ст. 26 по техническим причинам допущена опечатка.
     Часть 1  ст.  26 следует читать в следующей редакции" "Ликвидация
общественного   объединения   осуществляется   по    решению    съезда
(конференции)  или  общего  собрания  в соответствии с уставом данного
общественного  объединения  либо  судом  по  основаниям   и   порядке,
предусмотренным  статьей  44  настоящего  Федерального  закона.  "Нами
отравлено письмо на имя Генерального  директора  редакционного  совета
издательства   "Юридическая   литература"   Администрации   Президента
Российской Федерации с просьбой внести  поправку  в  часть  1  ст.  26
Закона".
     Приведенные выше  разъяснения   Комитета   Госдумы   могут   быть
использованы органами юстиции в практике применения Закона.
     В Министерстве   юстиции   изучаются   предложения   относительно
необходимости  постановки вопроса о внесении соответствующих изменений
и дополнений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года "Об  общественных
объединениях".
     В связи с этим  органы  юстиции  субъектов  Российской  Федерации
могут  направлять  имеющиеся  у  них  конкретные  предложения по этому
вопросу в Управление по делам общественных и  религиозных  объединений
Министерства юстиции.