ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 6 февраля 1996 г. N 42-СФ (СЗРФ 96-7) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ УТВЕРЖДЕН постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 1996 года N 42-СФ РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Часть первая Органы и общий порядок работы Совета Федерации Глава 1 Общие положения Статья 1 1. Совет Федерации является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. 2. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Статья 2 1. Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к его ведению. 2. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания. 3. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановления Совета Федерации) и настоящим Регламентом. Статья 3 1. Члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - член Совета Федерации) обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 2. Гарантии беспрепятственного осуществления членами Совета Федерации своих полномочий устанавливаются Конституцией Российской Федерации. Статья 4 1. Полномочия члена Совета Федерации начинаются, прекращаются или подтверждаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации в порядке, установленном настоящим Регламентом. 2. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случае прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 4. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены также в иных случаях, установленных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Статья 5 1. Вопрос о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Мандатной комиссией Совета Федерации (далее - Мандатная комиссия). Порядок деятельности Мандатной комиссии определяется настоящим Регламентом. 2. Решение о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации в порядке, установленном настоящим Регламентом. 3. Вопрос о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации. Статья 6 1. Член Совета Федерации в течение всего срока его полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 2. Решение вопроса о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности принимается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. 3. Представление Генерального прокурора Российской Федерации рассматривается Мандатной комиссией. Мандатная комиссия готовит проект постановления Совета Федерации. 4. Вопрос о рассмотрении представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Мандатной комиссии. 5. Постановление Совета Федерации в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации. Глава 2 Председатель Совета Федерации. Заместители Председателя Совета Федерации Статья 7 1. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Совета Федерации) и заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - заместители Председателя Совета Федерации) избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. 2. Председатель Совета Федерации и заместителя Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Статья 8 1. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. 2. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации принимается без обсуждения и голосования. 3. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования. 4. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. 5. В случае если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. 6. Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. 7. Если во втором туре голосования Председатель Совета Федерации не избран, то вся процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур. 8. Результаты голосования оформляются постановлением Совета Федерации. Статья 9 1. Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур на должность заместителя Председателя Совета Федерации проводятся обсуждение и раздельное голосование в порядке, предусмотренном частями 2 - 6 статьи 8 настоящего Регламента. 2. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя Председателя Совета Федерации, не наберет требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, вся процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур. 3. Результаты голосования оформляются постановлениями Совета Федерации. Статья 10 1. Председатель Совета Федерации: а) представляет на рассмотрение членов Совета Федерации проект повестки дня заседания Совета Федерации; б) ведет заседание палаты; в) подписывает постановление Совета Федерации; г) созывает, в том числе по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо по предложению комитета Совета Федерации, группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации, внеочередное заседание палаты; д) приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации; е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации и настоящим Регламентом; ж) направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации проекты федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), федеральные законы, принятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; з) направляет Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральные конституционные законы и федеральные законы, одобренные Советом Федерации; и) распределяет обязанности между заместителями Председателя Совета Федерации; к) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями; л) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; м) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами; н) направляет и контролирует деятельность Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат Совета Федерации). 2. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. 3. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту. 4. Председатель Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы. Доклады Председателя Совета Федерации обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления. Статья 11 Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, организуют взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации. Статья 12 1. Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. 2. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. 3. Вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается также по требованию Председателя совета Федерации. 4. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации без голосования и обсуждения включается в повестку дня заседания, ближайшего после поступления соответствующего личного заявления, предложения или требования. 5. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации ему должно быть предоставлено слово для выступления. 6. Решение об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации оформляется постановлением палаты. 7. По истечении срока полномочий Председателя Совета Федерации либо при освобождении его от занимаемой должности заместителя Председателя Совета Федерации продолжают исполнение своих обязанностей. 8. В период подготовки и проведения выборов глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, представители которых избраны в Совете Федерации на должности Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, вопрос об освобождении их от занимаемой должности в повестку дня заседания палаты не включается. Глава 3 Комитеты и комиссии Совета Федерации Статья 13 1. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации образует комитеты, комиссии Совета Федерации из числа членов палаты. 2. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. 3. Комитеты Совета Федерации: а) осуществляют подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренным Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации; б) разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов; в) организуют проведение парламентских слушаний; г) решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты; д) рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. 4. Комитеты комиссии Совета Федерации в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, постановлениями Совета Федерации, настоящим Регламентом, распоряжениями Председателя Совета Федерации, издаваемыми в соответствии со статьей 10 главы 2 настоящего Регламента, а также его поручениями. Статья 14 1. Все члены Совета Федерации входят в составы комитетов Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. 2. Численный состав каждого комитета Совета Федерации определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета Совета Федерации должны входить не менее 10 членов палаты. 3. Состав комитета Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. 4. Председатель, заместители председателя комитета Совета Федерации избираются на заседании комитета большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. 5. Председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. 6. Комитет Совета Федерации вправе освободить председателя, заместителей председателя комитета от исполнения их обязанностей. Решение комитета об освобождении председателя комитета от исполнения обязанностей утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. 7. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Статья 15 1. Совет Федерации образует: а) Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; б) Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны; в) Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию; г) Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики; д) Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики; е) Комитет Совета Федерации по международным делам; ж) Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств; з) Комитет Совета Федерации по аграрной политике; и) Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; к) Комитет Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; л) Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. 2. Совет Федерации может принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов Совета Федерации. Статья 16 Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам: а) готовит заключения по одобренным Государственной Думой проектам федеральных конституционных законов, по принятым Государственной Думой федеральным законам о государственном устройстве, по вопросам судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, об административных правонарушениях, адвокатуре, о нотариате, а также в области правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности; б) предварительно рассматривает предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; в) проводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации; г) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; д) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 17 Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам внутренней и внешней безопасности Российской Федерации; о статусе и защите государственной границы Российской Федерации; о войне и мире; о защите государственной, служебной или иной охраняемой законом тайны; о борьбе с организованной преступностью, коррупцией, преступлениями против Российского государства, а также по вопросам об утверждении указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, другим вопросам своего ведения; б) готовит совместно с комитетами, комиссиями Совета Федерации проекты постановлений Совета Федерации: об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; об организации и осуществлении межпарламентского сотрудничества Совета Федерации в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам коллективной обороны и безопасности, социальной защиты военнослужащих и членов их семей, ветеранов вооруженных сил, Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов; в) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета, по внебюджетным фондам; г) рассматривает проекты нормативных правовых актов, определяющих военную политику, военную доктрину, основы военного строительства, и готовит по ним заключения и предложения; д) анализирует и обобщает практику исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам безопасности и обороны; е) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; ж) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 18 Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах; о бюджетном регулировании; о регулировании рынка ценных бумаг, сфере страхования, банковской системе, формировании и использовании целевых внебюджетных фондов и другим законам, затрагивающим вопросы финансового характера; о валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии; об установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; б) проводит предварительное обсуждение кандидатур, предлагаемых для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; в) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам бюджетного законодательства, исполнения федерального бюджета, налогового законодательства и по общим принципам налогообложения и сборов, другим вопросам своего ведения; г) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения; д) обобщает предложения комитетов о поручениях Счетной палате Российской Федерации и вносит на рассмотрение Совета Федерации проект соответствующего постановления. Статья 19 Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам в области социального развития, физкультуры и спорта, труда и занятости, семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и страхования; б) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета, внебюджетным фондам; в) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; г) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 20 Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам экономической политики, собственности, имущественных отношений и хозяйственной деятельности; б) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета, по внебюджетным фондам и другим вопросам своего ведения; в) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; г) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 21 Комитет Совета Федерации по международным делам: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, по другим вопросам своего ведения; б) участвует в разработке основных направлений межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, а также обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации; в) готовит предложения о проектах запросов палаты в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; г) рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключения о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; д) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; е) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 22 Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также по вопросам своего ведения, в том числе о статусе и защите государственной границы Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств; б) участвует в разработке основных направлений межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств; в) рассматривает вопросы обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, и развития связей с соотечественниками; г) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; д) готовит предложения о проектах запросов палаты в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств; е) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; ж) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 23 Комитет Совета Федерации по аграрной политике: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам в области аграрной политики; б) готовит предложения и заключения по вопросам своего ведения; в) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; г) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 24 Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам в области образования, науки, научно-технической политики, научно-технического прогресса, охраны интеллектуальной собственности, наукоемких технологий, культуры, информационной политики, физической культуры и спорта, образования и подготовки кадров, здравоохранения, оборота и использования лекарственных средств, санитарии и гигиены, экологии и природопользования, а также по вопросам общественных и религиозных объединений; б) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; в) оказывает содействие законодательным органам субъектов Российской Федерации в их законотворческой деятельности по вопросам своего ведения; г) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; д) организует проведение семинаров, совещаний, конференций и парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 25 Комитет Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам о федеративных отношениях и региональной политике; б) готовит и предварительно рассматривает законопроекты, проекты нормативных правовых актов и многосторонних соглашений по вопросам развития Российской Федерации, ее субъектов, а также наций и межнациональных отношений; в) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 26 Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов: а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) готовит предложения: по разделам проекта федерального бюджета, касающимся вопросов финансирования федеральных программ по поддержке районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, малочисленных народов; по основам целевой и миграционной политики, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и налоговой политики в указанных районах и местностях; по вопросам социального развития, труда и занятости, экологии, здравоохранения, социального обеспечения и страхования малочисленных народов; в) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения; г) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения. Статья 27 1. Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. 2. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. 3. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. 4. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временной комиссии определяются постановлением Совета Федерации. Статья 28 1. Для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий членов Совета Федерации избирается Мандатная комиссия, являющаяся постоянно действующим органом Совета Федерации. 2. Мандатная комиссия проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия члена Совета Федерации, положениям Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". По результатам проверки Мандатная комиссия готовит заключение и вносит на заседание палаты проект постановления Совета Федерации. 3. В заключении Мандатной комиссии должны быть: а) перечень документов, подтверждающих полномочия члена Совета Федерации; б) дата возникновения полномочий члена Совета Федерации; в) дата проверки полномочий члена Совета Федерации. 4. В проекте постановления Совета Федерации должны содержаться сведения о члене Совета Федерации, соответствующие положениям Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", и дата признания (подтверждения или прекращения) этих полномочий Советом Федерации. Статья 29 1. Вопрос о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Мандатной комиссии. 2. Полномочия члена Совета Федерации признаются, прекращаются или подтверждаются с момента принятия Советом Федерации решения. Статья 30 1. Мандатная комиссия избирается открытым голосованием из числа членов Совета Федерации. 2. Мандатная комиссия избирает из числа членов председателя и заместителя председателя комиссии. 3. Решения Мандатной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа ее членов. 4. Мандатная комиссия приступает к работе немедленно после избрания ее состава. 5. На время работы Мандатной комиссии по решению Совета Федерации в заседании может быть объявлен перерыв. Статья 31 1. Для осуществления контроля за соблюдением настоящего Регламента палата образует Комиссию Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, являющуюся постоянно действующим органом Совета Федерации. 2. Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам: а) анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов, комиссий Совета Федерации, членов Совета Федерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение Совета Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Регламент; б) консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководство Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат Совета Федерации), руководителей структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по положениям настоящего Регламента; в) организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств - участников Содружества Независимых Государств, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 32 1. Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. 2. Заседание проводит председатель или заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации. 3. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. 4. Заседания комитета палаты могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, о чем уведомляется Советом Федерации. 5. Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывает председатель комитета, комиссии либо по своей инициативе, либо по поручению Председателя Совета Федерации или заместителя Председателя Совета Федерации, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. 6. О заседании комитета, комиссии Совета Федерации председатель комитета, комиссии не менее чем за 72 часа уведомляет членов комитета, комиссии, Председатель Совета Федерации, соответствующие комитеты, комиссии Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации, а также субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению. Для извещения других членов Совета Федерации необходимая информация помещается на доске объявлений палаты. 7. Решения комитета, комиссии Совета Федерации по процедурам вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комитета, комиссии. Решение комитета, комиссии Совета Федерации о созыве внеочередного заседания Совета Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов комитета, комиссии. По остальным вопросам решения комитета, комиссии Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. 8. Комитеты, комиссии Совета Федерации вправе проводить совместные заседания. Статья 23 1. Комитет, комиссия Совета Федерации осуществляет свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. 2. Члены Совета Федерации, не входящие в состав этого комитета, комиссии Совета Федерации, могут присутствовать на его заседаниях с правом совещательного голоса и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. При этом время для их выступлений определяется самим комитетом, комиссией. 3. В заседании комитета, комиссии палаты могут принимать участие представитель Президента Российской Федерации, представитель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Совета Федерации первого созыва, а также с согласия председателя комитета, комиссии представители органов государственной власти и общественных объединений. 4. На заседание комитета, комиссии палаты при обсуждении вопросов, входящих в их компетенцию, приглашаются работники Правового управления Аппарата Совета Федерации, а также иных структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. 5. На заседание комитета, комиссии Совета Федерации могут приглашаться представители средств массовой информации. Статья 34 1. Комитет, комиссия Совета Федерации для подготовки вопросов, организации парламентских слушаний может создавать рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации. 2. Комитет, комиссия Совета Федерации вправе создавать экспертные советы на общественных началах, привлекать к работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроекта. Статья 35 Комитеты, комиссии Совета Федерации вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, которые обязаны предоставлять комитетам, комиссиям Совета Федерации запрашиваемые материалы и документы. Статья 36 1. Комитет, комиссия Совета Федерации в соответствии с направлением своей деятельности организует проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы), должностные лица, эксперты, представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений. 2. Предложение о проведении парламентских слушаний принимается большинством голосов от общего числа членов комитета палаты. Статья 37 Совет Федерации заслушивает отчеты комитетов, комиссии Совета Федерации по вопросам их ведения. Решения о включении в повестку дня заседания Совета Федерации отчета комитета, комиссии Совета Федерации принимается Советом Федерации. Глава 4 Аппарат Совета Федерации Статья 38 1. Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации. 2. В своей деятельности Аппарат Совета Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Совета Федерации, настоящим Регламентом, Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Структура и штаты Аппарата Совета Федерации утверждаются постановлением Совета Федерации. Статья 39 Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются: а) правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов; б) правовое, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение членов Совета Федерации, комитетов, комиссий Совета Федерации; в) правовое и организационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации; г) правовое и организационное обеспечение межпарламентских связей. Статья 40 Аппарат Совета Федерации состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов Совета Федерации, других подразделений. Статья 41 1. Руководит работой Аппарата Совета Федерации Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Руководитель Аппарата Совета Федерации). 2. Руководитель Аппарата Совета Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателя Совета Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации оформляются распоряжениями Председателя Совета Федерации. Статья 42 1. Секретариаты Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации подчиняются соответственно Председателю Совета Федерации, заместителям Председателя Совета Федерации и обеспечивают их деятельность. 2. Структурные подразделения Аппарата Совета Федерации по своим направлениям обеспечивают деятельность Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации. 3. Аппарат комитета Совета Федерации осуществляет оперативное организационное и документационное обеспечение деятельности соответствующего комитета Совета Федерации, парламентских слушаний, проводимых комитетом, участвует в подготовке проектов решений комитета, ведет делопроизводство в комитете, рассылает членам комитета необходимые материалы, справки. 4. Руководитель аппарата комитета назначается на должность и освобождается от должности Руководителем Аппарата Совета Федерации по согласованию с председателем комитета Совета Федерации. 5. Обеспечение деятельности комиссий Совета Федерации осуществляется структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации. Статья 43 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Аппарата Совета Федерации, размер оплаты труда и условия материально-бытового обеспечения его работников, а также иные расходы на их содержание определяются в пределах бюджета, утвержденного Советом Федерации. Статья 44 Работники Аппарата Совета Федерации по условиями оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания приравниваются к соответствующим категориям работников Аппарата Правительства Российской Федерации. Глава 5 Порядок проведения заседаний Совета Федерации Статья 45 Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Статья 46 1. Каждому члену Совета Федерации отводится в Большом зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта Российской Федерации, который он представляет, а также оборудуется необходимыми для работы электронными и техническими средствами. 2. Особые места в Большом зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации. 3. Специальные места в Большом зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председателя Совета Федерации первого созыва. 4. В Большом зале заседаний Совета Федерации размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации. 5. При открытии и закрытии заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн Российской Федерации. 6. В случае когда на заседании Совета Федерации присутствуют главы государств и правительств зарубежных стран, главы зарубежных парламентских делегаций, находящихся с официальным визитом в Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации исполняется после исполнения государственного гимна страны, представители которой присутствуют на заседании. Статья 47 1. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации. 2. Для определения правомочности заседания Совета Федерации перед началом утреннего и вечернего заседаний проводится регистрация членов Совета Федерации. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация. Статья 48 1. Член Совета Федерации принимает участие в заседаниях Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты. Член Совета Федерации пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, а также комитетом или комиссией, членом которых он является. 2. Член Совета Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы Совета Федерации. 3. Член Совета Федерации обладает правом законодательной инициативы, которое он реализует в общем порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для иных субъектов права законодательной инициативы. 4. Члены Совета Федерации вправе высказывать мнение по персональному составу избираемых органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Советом Федерации, обращаться с вопросами к представителям Правительства Российской Федерации, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению палаты, и по порядку голосования. 5. Член Совета Федерации вправе участвовать в обсуждении федеральных законов и иных вопросов, рассматриваемых палатой на заседании палаты и на парламентских слушаниях. 6. Член Совета Федерации вправе получать информацию, необходимую для его деятельности в Совете Федерации, документы, принятые обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Статья 49 Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты постановлений Совета Федерации и другие материалы предоставляются членам Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации. Статья 50 1. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. 2. Первый день заседания Совета Федерации по решению членов Совета Федерации может быть определен как день работы в комитетах, комиссиях палаты. 3. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов. 4. Палата может принять решение о проведении заседания в иное время. Решения о дополнительных перерывах в работе заседания принимаются большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. 5. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении "часа голосования" по федеральным законам. Статья 51 1. Заседания Совета Федерации являются открытыми. 2. Стенограмма заседания (кроме закрытого заседания) публикуется в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 3. На заседании Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы. 4. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации. 5. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации. 6. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. 7. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. 8. На закрытом заседании палаты запрещается использование электронных средств приема, передачи и накопления информации (звукозаписывающей и вычислительной техники, теле- и радиоприемников, приемно-передающей аппаратуры и т. п.). Все устройства, применяемые в зале заседаний при проведении закрытого заседания, должны быть закреплены за соответствующими работниками Аппарата Совета Федерации и службой, обеспечивающей сохранение информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну. 10. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа. Статья 52 1. Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании могут принимать участие в закрытом заседании Совета Федерации. 2. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на закрытом заседании палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации. Статья 53 1. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. 2. Предложение субъекта Российской Федерации о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должно быть оформлено решением законодательного (представительного) органа государственной власти указанного субъекта Российской Федерации. Статья 54 1. На заседаниях Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол и стенограмма подписываются председательствующим на заседании Совета Федерации. 2. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Статья 55 Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат: а) послания и обращения Президента Российской Федерации; б) поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации и настоящим Регламентом; в) проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации; г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации; е) федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Статья 56 1. Председательствующий на заседании Совета Федерации объявляет об открытии и закрытии заседания, а также о выступающих; предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок; обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента; ставит на голосование проекты постановлений, заявлений, обращений Совета Федерации, другие вопросы; оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование; отвечает на вопросы, поступившие в его адрес; дает справки; обеспечивает порядок в зале заседаний; подписывает протокол и стенограмму заседания. 2. Во время заседания председательствующий не вправе комментировать выступления членов Совета Федерации. 3. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему. 4. Участвуя в открытом голосовании, осуществляемом без использования электронной системы, председательствующий голосует последним. 5. При нарушении председательствующим положений настоящего Регламента, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, приняв соответствующее решение. Статья 57 Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом председательствующего. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. Статья 58 На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные вилы выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение. Статья 59 1. Продолжительность доклада, содоклада и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком и содокладчиком, но не должна превышать 30 минут - для доклада, 20 минут - для содоклада и 15 минут - для заключительного слова и выступления кандидата на выборную должность. Для выступления в прениях предоставляется до 10 минут, для повторного выступления в прениях - до 5 минут, для выступления по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, для предложений, справок, информации, заявлений, обращений - до 3 минут. 2. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. 3. С согласия большинства присутствующих на заседании членов Совета Федерации председательствующий устанавливает общее время обсуждения вопроса повестки дня. 4. Совет Федерации вправе принимать решения о продлении или сокращении времени для выступлений, указанного в части 1 настоящей статьи. 5. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации. 6. После принятия решения о прекращении прений председательствующий на заседании Совета Федерации выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия палаты предоставляет ему слово. 7. Члены Совета Федерации, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания. 8. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные должности Совета Федерации имеют право на заключительное слово. Статья 60 1. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. 2. Переуступка права на выступление допускается только в пользу члена Совета Федерации - представителя от того же субъекта Российской Федерации. Статья 61 Член Совета Федерации может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка права на повторное выступление в пользу другого лица не допускается. Статья 62 1. Выступающий на заседании не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным, в том числе насильственным, действиям, выступать без разрешения председательствующего, отклоняться от обсуждаемой темы, превышать отведенное для выступления время. 2. В случае совершения нарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, председательствующий вправе предупредить выступающего. При повторном или грубом нарушении председательствующий отключает микрофон выступающего. Статья 63 1. Члены Совета Федерации вправе распространять непосредственно на заседании Совета Федерации подписанные ими материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня. 2. Документы и материалы, представленные к распространению непосредственно на заседании Совета Федерации, но не относящиеся к вопросам повестки дня заседания Совета Федерации, должны иметь пояснительные записки и быть завизированы Председателем Совета Федерации, или заместителем Председателя Совета Федерации, или председателем комитета, комиссии, или двумя членами Совета Федерации, представляющими в Совете Федерации один субъект Российской Федерации, или группой членов Совета Федерации численностью не менее десяти человек. 3. Пояснительная записка к документу или материалу должна содержать информацию о том, кем он вносится, а также может содержать любую другую информацию, которую посчитала необходимым включить в нее сторона, вносящая этот документ или материал. Глава 6 Порядок формирования повестки дня заседания Совета Федерации Статья 64 Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее десяти человек, или двумя членами Совета Федерации, представляющими в Совете Федерации один субъект Российской Федерации. Статья 65 1. В первую очередь в проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования: а) об обсуждении посланий и обращений Президента Российской Федерации; б) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, сроки рассмотрения которых, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, истекают до начала следующего заседания Совета Федерации; в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; г) об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации при соблюдении положений статьи 12 настоящего Регламента; д) о предложениях о поправках к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации, одобренных Государственной Думой; е) о проектах федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой; ж) о федеральных законах, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации и настоящим Регламентом, сроки рассмотрения которых истекают до начала следующего заседания Совета Федерации; з) о повторном рассмотрении в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции. 2. Кроме вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы: а) о федеральных законах, рассмотрение которых на заседании палаты рекомендовано комитетом Совета Федерации, если не истек установленный Конституцией Российской Федерации четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации; б) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, за исключением вопросов, указанных в пункте "б" части 1 настоящей статьи; в) о предложениях о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; г) о направлении обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, за исключением обращения, указанного в пункте "в" части 1 настоящей статьи; д) о законодательной инициативе Совета Федерации; е) о проектах постановлений Совета Федерации о поручениях Счетной палате Российской Федерации; ж) о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи; з) об образовании комитетов и комиссий Совета Федерации, изменении их составов; и) подготовленные в соответствии с поручениями палаты; к) включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или не было завершено на предшествующем заседании; л) другие вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом. 3. В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению в инициативном порядке и не относящиеся к указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи. Статья 66 Вопросы, относящиеся к указанным в статье 65 настоящего Регламента, включаются в проект повестки дня заседания Совета Федерации при представлении проекта правового акта, предлагаемого к принятию Советом Федерации в соответствии с настоящим Регламентом. Статья 67 Перед внесением на заседание Совета Федерации сформированный Председателем Совета Федерации проект повестки дня заседания палаты направляется членам Совета Федерации. После этого Председатель Совета Федерации обсуждает сформированный им проект повестки дня с председателями комитетов, комиссий Совета Федерации. Статья 68 При представлении проекта повестки дня на заседании Совета Федерации председательствующий отдельно оглашает вопросы, подлежащие включению в повестку дня без голосования и обсуждения. Затем проект повестки дня заседания Совета Федерации ставится председательствующим на голосование для принятия его за основу. Статья 69 1. На заседании Совета Федерации в принятый за основу проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения. 2. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект постановления Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня. 3. Совет Федерации вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня. 4. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом обязательному рассмотрению в Совете Федерации. 5. Предложения комитета, комиссии Совета Федерации, члена Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня заседания Совета Федерации внесено несколько предложений, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других предложениях. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием. 6. Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Статья 70 1. Проект повестки дня после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания Совета Федерации в целом. 2. Решение о принятии повестки дня заседания Совета Федерации в целом принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. 3. В принятую в целом повестку дня заседания Совета Федерации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном статьей 69 настоящего Регламента. Глава 7 Порядок голосования и принятия решений Статья 71 1. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. 2. Голосование осуществляется с использованием и без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. 3. Решение о способе проведения голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. 4. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным. 5. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. 6. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам. 7. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. 8. В ходе голосования с использованием электронной системы до высвечивания итогов голосования на экране председательствующий выясняет, присутствуют ли на заседании члены Совета Федерации без карточек для голосования, и, если таковые есть, предлагает им устно выразить свое отношение к вопросу, поставленному на голосование. Устные заявления членов Совета Федерации заносятся в протокол, и их голоса учитываются при подведении итогов голосования. Статья 72 1. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и настоящим Регламентом. 2. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. К процедурным относятся следующие вопросы: о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о предоставлении слова приглашенным на заседание; о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания; об общем времени обсуждения вопроса о повестке дня; о переходе к вопросам повестки дня заседания; о передаче вопроса на рассмотрение соответствующих комитета, комиссии палаты; о голосовании без обсуждения; о проведении тайного голосования; о поименном голосовании; о проведении закрытого заседания палаты; о переносе рассмотрения закона на следующее заседание; о приглашении на заседание лиц, указанных в части 4 статьи 51 настоящего Регламента; об изменении способа проведения голосования; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации. 3. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол заседания Совета Федерации и включаются в стенограмму заседания. 4. Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. 5. Если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, недостаточно для проведения голосования, председательствующий вправе назначить время для голосования по вопросу, обсуждение которого завершено. При проведении указанного голосования повторное обсуждение вопроса не проводится и слово для выступлений по мотивам голосования, для предложений, справок, заявлений, вопросов не предоставляется. Статья 73 1. При голосовании по одному вопросу член Совета Федерации имеет один голос. 2. Член Совета Федерации имеет право голосовать за принятие решения или против принятия решения либо воздержаться от принятия решения. 3. Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта Российской Федерации, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием. Статья 74 1. Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы либо по решению палаты без ее использования. 2. Перед началом открытого голосования председательствующий: сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование; уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование; напоминает, каким большинством голосов (от общего числа членов Совета Федерации, от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, простым или квалифицированным большинством) должно быть принято решение. 3. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания. 4. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, принято решение или не принято. 5. Если при определении результатов голосования выявятся технические (связанные с работой электронной системы) или процедурные ошибки голосования, то по решению палаты может быть проведено повторное голосование. Статья 75 1. Открытое голосование может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе. Решение о проведении такого голосования принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. 2. Форма подписного листа, дата и время окончания голосования предлагаются Счетной комиссией Совета Федерации (далее - Счетная комиссия) и утверждаются решением Совета Федерации. 3. О результатах голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. Доклад Счетной комиссии о результатах голосования Совет Федерации принимает к сведению. 4. Результаты голосования оформляются постановлением Совета Федерации. Статья 76 1. Тайное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Тайное голосование осуществляется с использованием электронной системы или бюллетеней. 2. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Совета Федерации форме в количестве, соответствующем числу полномочных членов Совета Федерации, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем Счетной комиссии. 3. Выдача бюллетеней для тайного голосования начинается не позднее чем за час до начала голосования; тайное голосование проводится в течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Советом Федерации. Статья 77 1. Каждому члену Совета Федерации выдается один бюллетень для тайного голосования. 2. Бюллетень для тайного голосования выдается членам Совета Федерации Счетной комиссией в соответствии со списком членов Совета Федерации по предъявлении ими удостоверений членов Совета Федерации. При получении бюллетеня член Совета Федерации расписывается в указанном списке против своей фамилии. 3. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. 4. Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявления членов Совета Федерации. 5. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов Совета Федерации. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются. 6. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования Совет Федерации принимает к сведению. 7. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Совета Федерации. Статья 78 1. Поименное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, с использованием электронной системы или именными бюллетенями. 2. Результаты поименного голосования включаются в стенограмму заседания Совета Федерации и могут быть опубликованы в средствах массовой информации. 3. Если на заседании Совета Федерации приняты как решение о проведении поименного голосования, так и решение о проведении тайного голосования, проводится тайное голосование. Статья 79 1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, а также по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации. 2. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты. Статья 80 1. Если проект постановления Совета Федерации принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. 2. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта постановления. Когда проведены обсуждение и голосование по всем поправкам, пункты, части проекта постановления принимаются в целом с принятыми поправками. С согласия Совета Федерации допускается совмещение голосования по принятию поправок и рассматриваемых пунктов, частей проекта постановления при принятии их в целом. 3. Если предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт, одну и ту же часть проекта постановления, то по решению Совета Федерации вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках. 4. Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть проекта постановления при голосовании в целом отклоняются, то соответствующие пункт, часть исключаются из проекта постановления. При исключении одного или нескольких пунктов, одной или нескольких частей из проекта постановления Совет Федерации может снять проект с обсуждения и направить его на доработку в комитет (комиссию), внесший его на рассмотрение Совета Федерации. 5. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом. Статья 81 1. Все поправки к проекту постановления представляются в письменном виде не позднее срока, установленного Советом Федерации. 2. Поправки должны быть подписаны инициаторами их принятия и должны содержать редакцию пунктов, частей или проекта постановления в целом. 3. Совет Федерации может поручить рассмотрение поправок комитету (комитетам) Совета Федерации либо специально образованной комиссии. 4. Комитет, комиссия рассматривают поправки, принимают или отклоняют их большинством голосов от числа членов комитета, комиссии и представляют членам Совета Федерации таблицу поправок с обоснованными предложениями комитета, комиссии по принятию либо отклонению поправок. 5. На голосование ставятся те поправки, принятие которых предложено комитетом, комиссией. 6. Если комитет, комиссия предложили отклонить поправку, то она ставится на голосование только в том случае, если на ее принятии настаивает инициатор поправки. 7. Поправки, внесенные несвоевременно, не подписанные и не содержащие редакцию пунктов, частей проекта постановления, Советом Федерации не рассматриваются. Статья 82 1. Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. 2. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также должностными лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, и в течение 24 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки. Статья 83 Правовые акты Совета Федерации имеют следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации; вид акта (постановление, заявление, обращение); официальное наименование палаты: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; заголовок (там, где он имеется); подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт; место и дата принятия акта; номер акта. Статья 84 В настоящем Регламенте применяются следующие понятия, используемые для определения результатов голосования: а) общее число членов Совета Федерации - 178 человек; б) число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, - число членов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней перед проведением голосования регистрации; в) простое большинство голосов - число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации или от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании; г) квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации. Глава 8 Контроль за использованием электронной системы Статья 85 На заседании Совета Федерации может быть использована электронная система для: регистрации членов Совета Федерации; записи членов Совета Федерации для выступлений, внесения предложений и поправок; подсчета голосов и определения результатов голосования; фиксации фамилий голосующих при проведении поименного голосования; накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседания; формирования и распечатки списков и других документов; информационного обеспечения заседания. Статья 86 Для решения вопросов, связанных с контролем за использованием электронной системы и работой обслуживающего ее персонала на заседании, Совет Федерации создает из числа своих членов группу по контролю за использованием электронной системы. Статья 87 1. Члены группы по контролю за использованием электронной системы имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для контроля. 2. Решения группы по контролю за использованием электронной системы по вопросам, отнесенным к ее ведению, обязательны для работников Аппарата Совета Федерации, обслуживающих электронную систему. Статья 88 1. Группа по контролю за использованием электронной системы обязана до начала тайного голосования проверить правильность работы электронной системы. 2. Правильность работы электронной системы в режиме тайного голосования оформляется протоколом. Статья 89 1. Группа по контролю за использованием электронной системы рассматривает заявления членов Совета Федерации об ошибках в результатах поименного голосования, в записи на выступления и о других ошибках в работе электронной системы. 2. Группа по контролю за использованием электронной системы может привлекать к своей работе соответствующих специалистов в качестве экспертов. Статья 90 1. Результаты регистрации, голосования, а также сведения о записи на выступления, внесении запросов, другая информация о ходе заседания представляются членам Совета Федерации в виде цифровых данных, списков и подлежат включению в стенограмму заседания. 2. Вся информация, указанная в части 1 настоящей статьи, хранится в памяти компьютера электронной системы, а также на магнитных носителях и в виде распечаток в архиве Совета Федерации. Статья 91 1. Работники Аппарата Совета Федерации, обслуживающие электронную систему, обязаны выдать члену Совета Федерации по его письменному запросу данные о результатах голосования, персональных результатах поименного голосования. 2. Разрешение на доступ иных лиц, кроме членов Совета Федерации, к информации электронной системы, хранящейся на магнитных носителях, дают Председатель Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации. Глава 9 Парламентские слушания Статья 92 1. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. 2. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, комитетов Совета Федерации в пределах их полномочий или группы членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек. 3. Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы. 4. Совет Федерации может проводить как открытые, так и закрытые парламентские слушания. Статья 93 1. Председатель Совета Федерации возлагает организацию проведения парламентских слушаний на соответствующий комитет Совета Федерации. 2. Если инициатива проведения парламентских слушаний принадлежит Председателю Совета Федерации, заместителю Председателя Совета Федерации, группе членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек, то Председатель Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний. Статья 94 1. Решение о проведении парламентских слушаний оформляется распоряжением. 2. Распоряжение о проведении парламентских слушаний, включающее информацию о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний, комитете Совета Федерации, ответственном за их подготовку и проведение, подписывается Председателем Совета Федерации или (по его поручению) заместителем Председателя Совета Федерации и передается в Пресс-службу Совета Федерации не позднее чем за 12 дней до начала парламентских слушаний. Пресс-служба Совета Федерации оповещает средства массовой информации и общественность о предстоящих парламентских слушаниях не позднее чем за 10 дней до их начала. 3. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетом Совета Федерации, ответственным за их организацию и проведение. Список лиц, приглашенных на парламентские слушания, представляется комитетом Председателю Совета Федерации или заместителю Председателя Совета Федерации не позднее чем за 7 дней до начала парламентских слушаний. Председатель Совета Федерации вправе дополнить список лиц, приглашенных на парламентские слушания. 4. Лицам, включенным в список приглашенных на парламентские слушания, заблаговременно рассылаются официальные уведомления, в соответствии с которыми они имеют право принять участие в парламентских слушаниях. Статья 95 1. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. 2. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной или иной охраняемой законом тайной. 3. Члены Совета Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях. 4. Список лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, определяется комитетом Совета Федерации, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний, и согласовывается с Председателем Совета Федерации или с заместителем Председателя Совета Федерации. 5. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются. 6. На порядок проведения закрытых парламентских слушаний распространяются нормы части 8 статьи 49 настоящего Регламента. Статья 96 1. Председательствующим на парламентских слушаниях может быть Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель или заместитель председателя комитета, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний. 2. Председательствующий ведет парламентские слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня парламентских слушаний. Статья 97 1. Аппараты комитетов Совета Федерации, ответственных за подготовку и проведение парламентских слушаний, составляют план мероприятий по подготовке и проведению парламентских слушаний. Согласованный с Руководителем Аппарата Совета Федерации план мероприятий по подготовке и проведению парламентских слушаний утверждается Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации и не позднее чем за 7 дней до начала парламентских слушаний рассылается структурным подразделениям Аппарата Совета Федерации, а в случае необходимости и организациям, принимающим участие в подготовке и проведении парламентских слушаний. 2. Информационные материалы к парламентским слушаниям, проекты заключений и рекомендаций, а также проекты иных документов, которые предполагается принять по результатам парламентских слушаний, включая законопроекты и проекты постановлений Совета Федерации, готовятся комитетом, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний. Для подготовки проектов указанных документов распоряжением Председателя Совета Федерации или по его поручению заместителя Председателя Совета Федерации могут быть образованы рабочие группы с привлечением работников Аппарата Совета Федерации, а также экспертов внешних организаций. 3. Координация работы по подготовке и проведению парламентских слушаний осуществляется аппаратом комитета Совета Федерации, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний. Статья 98 1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц. Затем слово предоставляется представителю комитета, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний, или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего слово для выступления предоставляется членам Совета Федерации, приглашенным лицам, участвующим в парламентских слушаниях. 2. Продолжительность парламентских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний, может принять решение о перерыве в ходе парламентских слушаний и о проведении их в другое, удобное для членов Совета Федерации, время. 3. Все желающие выступить на парламентских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего. Статья 99 1. После выступлений по обсуждаемому вопросу лиц, приглашенных на парламентские слушания, следуют вопросы членов Совета Федерации. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме. 2. Лица, приглашенные на открытые парламентские слушания, могут не отвечать на вопросы членов Совета Федерации, если они касаются сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну. Статья 100 По результатам парламентских слушаний могут быть приняты мотивированное заключение по обсуждаемому вопросу, рекомендации и иные документы. Указанные заключение, рекомендации и иные документы считаются принятыми, если они одобрены большинством членов Совета Федерации, принявших участие в парламентских слушаниях. Статья 101 1. Во время парламентских слушаний ведутся протокол и стенограмма. Протокол и стенограмма подписываются председательствующим на парламентских слушаниях. 2. Открытые парламентские слушания освещаются в средствах массовой информации. |