О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СЕКРЕТАРИАТОМ ООН ОБ ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ПРОГРАММЫ ООН ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ ПОГРАНИЧНОЙ ГРУППЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 9 декабря 1999 г. N 1359 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленный Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН об оказании содействия со стороны Программы ООН по международному контролю над наркотиками Пограничной группе Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Республике Таджикистан (прилагается). Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации провести переговоры с Секретариатом ООН и по достижении договоренности подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин Проект ПРОГРАММА ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) Номер и название: AD/RER/99/E23 - усиление возможностей Федеральной пограничной службы Российской Федерации на границе Таджикистана с Афганистаном по контролю за перемещением наркотиков Начало реализации: ноябрь 1999 года Сфера контроля над наркотиками: пресечение незаконного оборота наркотиков Продолжительность: 12 месяцев Орган, ответственный за реализацию проекта: ЮНДКП/Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП) Правительственная организация-исполнитель и организация-партнер: Федеральная пограничная служба Российской Федерации _________________________________________________________________ Финансирование со стороны ЮНДКП | Вклад ФПС России (в долларах США) | (в местной валюте | или оборудование) _______________________________________|_________________________ I этап (1999 год): 1059700 долларов США| _______________________________________|_________________________ II этап (2000 год): 990100 долларов США| _______________________________________|_________________________ Общий вклад ЮНДКП: |Общий вклад ФПС России: _______________________________________|_________________________ 2049800 долларов США |200000 долларов США _______________________________________|_________________________ Резкое увеличение производства опия в Афганистане в 1999 году создает дополнительные проблемы для Таджикистана - страны транзита наркотиков из Афганистана далее в Россию, Европу и, в определенных объемах, в США. Огромное количество наркотиков складировано в настоящее время в северном Афганистане вдоль границы с Таджикистаном протяженностью в 1700 км. Российские погранвойска, находящиеся в Таджикистане, являются одной из наиболее активных структур, противостоящих организациям наркотрафикантов на границе с Афганистаном. Недостаточные оснащенность и профессиональная подготовка российских погранвойск в Таджикистане требуют оказания им технического и финансового содействия. Данный проект имеет целью усиление возможностей находящихся в Таджикистане российских погранвойск путем предоставления им специального оборудования, оказания помощи стратегической информацией и в планировании. Другим компонентом проекта является осуществление космической съемки основных мест складирования героина и опиума в северном Афганистане вдоль границы с Таджикистаном. Проектом предусматривается также улучшение процесса сбора информации и обмена ею о нелегальном обороте наркотиков в этом регионе с целью активизации антинаркотических операций и уголовного преследования сообщников наркотрафикантов в других странах. Кроме того, проект позволит укрепить взаимодействие между российскими погранвойсками в Таджикистане и Таджикским агентством по контролю над наркотиками. От имени: ПОДПИСЬ Дата Правительства Российской Федерации: _______________ ________________ ЮНДКП/УКНПП: _______________ ________________ 1. Содержание проекта Проведенный Программой ООН по международному контролю над наркотиками ежегодный обзор по незаконному культивированию опийного мака выявил, что в 1999 году в Афганистане было произведено 4581 тонна опия. С учетом того, что в 1998 году было произведено 2102 тонны опия, годовой прирост его производства составил 117%. Почти в 80% районов, исследованных в 1998 году, в 1999 году было зафиксировано увеличение культивирования опийного мака. Рост производства опия связан с социально-экономическими и экологическими условиями в стране. В результате этого цены на опиум на юге упали с 60 долларов США за 1 кг в предурожайный период до 37 долларов за 1 кг в период урожая. По имеющейся достоверной информации, значительные объемы опия и героина складированы в настоящее время в северном Афганистане вблизи границы с Таджикистаном. Одновременно ряд афганских лабораторий по производству героина перемещен в районы афганско-таджикской границы как для облегчения контрабанды героина после его производства в государства Центральной Азии, так и для получения прекурсоров, идущих в обратном направлении. Следует также учесть возрастающую важность транзитного маршрута через центрально-азиатские страны из Афганистана. По расчетам ЮНДКП, 65% всего афганского опия, морфина и героина направляется транзитом через Центральную Азию. Основные маршруты нелегальной переброски наркотиков проходят с севера Афганистана через афганско-таджикскую границу. Почти 60% всех афганских наркотиков, поступающих в Таджикистан, переправляются через равнинную местность в южном Афганистане, конкретно - Пяндж, Московский, Нижний Пяндж, Шуроабад, Пархар и т. д. Остальные 40% приходятся на гористую Горно-Бадахшанскую автономную область, конкретно - Ишкашим, Хорог, Рушан и Калай-Хумб. Из Таджикистана афганские наркотики поступают в Казахстан, Киргизию и Россию железнодорожным и авиационным транспортом, а также в Узбекистан - автотранспортом через Киргизию или непосредственно через таджикско-узбекскую границу. Определенная часть наркотиков оседает в упомянутых странах, а основная масса наркотиков идет в Европу и частично - в США. В настоящее время наиболее эффективным барьером на пути нелегального ввоза наркотиков в Таджикистан являются пограничные войска Российской Федерации, которые занимают позиции в ключевых пунктах вдоль таджикско-афганской границы в соответствии с соглашением, подписанным между Таджикистаном и Россией в мае 1993 года. Этот двадцатитысячный контингент, финансируемый в основном из Москвы и на 80% укомплектованный этническими таджиками, изъял в 1997 году 2,15 тонны наркотических веществ, включая 1,5 тонны опия-сырца, 25 кг героина и 652 кг гашиша. Только в районах Пяндж и Московский с декабря 1998 года и по настоящий день российские погранвойска конфисковали 145 единиц стрелкового оружия и изъяли 105 кг наркотиков, в т. ч.: 35 кг героина, 57,6 кг наркотиков опийной группы и 9,5 кг гашиша. С целью активизации борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Таджикистане во время официального визита в Москву в сентябре 1999 года Исполнительным директором УКНПП было принято решение о предоставлении помощи российским погранвойскам. Данная инициатива направлена на повышение антинаркотического потенциала в Таджикистане и тесно связана с созданием Таджикского агентства по контролю над наркотиками, которое было сформировано в соответствии с протоколом, подписанным в Вене Президентом Республики Таджикистан и Генеральным директором УКНПП 27 апреля 1999 г. Предоставление помощи российским пограничникам в Таджикистане позволит также укрепить существующий проект по улучшению пограничных контрольных функций, осуществляемых погранслужбой Таджикистана, подписанный УКНПП и таджикскими официальными лицами. 2. Организации-партнеры, организационная структура и механизм реализации проекта Настоящий проект будет осуществляться совместно ЮНДКП и Федеральной пограничной службой Российской Федерации, выступающей в качестве правительственной организации-партнера. Комитет по управлению программой, включающий представителей УКНПП и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, будет проводить заседания каждые четыре месяца для рассмотрения достигнутых результатов и выработки общих направлений дальнейшего осуществления проекта. Будет налажен координационный механизм между ФПС России и Таджикским агентством по контролю над наркотиками. Техническая экспертиза будет произведена иностранными и международными правоохранительными структурами и экспертами в целях оказания помощи в проведении упомянутых антинаркотических операций на границе. УКНПП будет оказывать содействие в стратегическом планировании оперативной деятельности. Реализация проекта будет во многом зависеть от эффективности действий ФПС России. 3. Первостепенные цели, связанные с ними результаты и деятельность Целью данного проекта является предоставление необходимого содействия российским погранвойскам в виде оборудования, стратегической информации и планирования для проведения эффективных антинаркотических операций на границе между Афганистаном и Таджикистаном. Главным итогом проекта должно стать гарантирование оперативной гибкости, большой мобильности и улучшения возможностей по сбору информации для российских погранвойск в целях изъятия наркотиков и задержания групп наркотрафикантов, а не обычное усиление их позиций как таковых. Проект состоит из трех самостоятельных частей: совершенствование оперативной деятельности и улучшение тактики российских погранвойск, размещенных вдоль границы Таджикистана и Афганистана, в сфере контроля над наркотиками; предоставление снимков, сделанных из космоса, основных мест складирования наркотиков в Афганистане вдоль границы с Таджикистаном; повышение возможностей российских погранвойск по сбору информации и созданию совместных координационных механизмов взаимодействия с Таджикским агентством по контролю над наркотиками. Цель N 1 Повышение антинаркотических оперативных возможностей ФПС России на границе между Таджикистаном и Афганистаном. Мероприятия: 1. Принять на работу по контракту международного эксперта по антинаркотическим операциям, в функции которого будет входить оказание содействия в деятельности российских погранвойск. 2. Предоставить выборочно заставам российских пограничников соответствующее оборудование, средства связи и транспорт. 3. Выработать и осуществить последовательную и гибкую стратегию и тактику для перехвата наркогрузов, нелегально переправляемых на участках границы, контролируемых российскими погранвойсками. 4. Проводить антинаркотические операции вдоль границы в соответствии с выработанной стратегией. Результаты: 1. Российские погранвойска становятся более оснащенными, мобильными и готовыми к операциям против наркотрафикантов. 2. Разрабатывается соответствующая антинаркотическая стратегия. 3. Сообщается о существенных увеличениях объемов изъятий наркотиков. Цель N 2 Осуществление космической съемки основных мест складирования наркотиков на афганской территории вдоль границы с Таджикистаном. Мероприятия: 1. Заключить контракт со специализированной коммерческой структурой или государственной организацией, возможно из России (ГК "Росвооружение"), для получения таких снимков. 2. Провести обстоятельный анализ этих снимков в сотрудничестве с российскими погранвойсками, дислоцированными в Таджикистане. Результаты: 1. Получение четких визуальных данных о местах складирования наркотиков в Афганистане вдоль границы с Таджикистаном. 2. Подготовка карт с точным указанием мест складирования наркотиков для передачи соответствующим государственным структурам и правоохранительным органам. 3. Существенное улучшение результатов антинаркотических операций. 4. Рост соответствующего международного понимания данного феномена. Цель N 3 Повышение возможностей российских погранвойск по сбору информации о транспортировке наркотиков из Афганистана. Мероприятия: 1. Предоставить эффективные средства для улучшения сбора информации о деятельности наркотрафикантов. 2. Осуществить подготовку и предоставить помощь по использованию упомянутого оборудования. Результаты: 1. Постоянное улучшение способности по сбору информации о деятельности наркотрафикантов. 2. Проведение эффективных антинаркотических операций на границе между Таджикистаном и Афганистаном на основе полученной информации. Цель N 4 Создание механизма взаимодействия и координации между российскими погранвойсками и Таджикским агентством по контролю над наркотиками. Мероприятия: 1. Организовать встречи между руководством российскими погранвойсками и директором Таджикского агентства по контролю над наркотиками. 2. Выработать соответствующие механизмы обмена информацией, координации деятельности и сотрудничества. Результаты: 1. Создание основы координации проведения гибких и эффективных операций против наркотрафикантов, включающих в себя перехват на границе, среднесрочные и долгосрочные расследования на таджикской территории. 2. Российские погранвойска и Таджикское агентство по контролю над наркотиками объединяют усилия в работе по сбору информации и проведению антинаркотических операций. 3. Как результат налаживается эффективное сотрудничество и четкое распределение компетенции между российскими погранвойсками и Таджикским агентством по контролю над наркотиками. 4. Финансирование Вклад Правительства Российской Федерации: предоставление рабочих помещений - 120000 долларов США снабжение автотранспорта горючим - 50000 долларов США поддержание оборудования в рабочем состоянии - 30000 долларов США. Вклад ЮНДКП: персонал международный эксперт по антинаркотическим операциям субконтракты спутниковые снимки повышение квалификации/совещания подготовка российских погранвойск встречи между командующим российскими погранвойсками в Таджикистане и директором Таджикского агентства по контролю над наркотиками оборудование оборудование и средства транспорта для ФПС России разное оперативные расходы: перевод, печатание докладов, разное. 5. Риски по проекту Реализация проекта рассматривается в контексте действующего соглашения между ФПС России и Республикой Таджикистан. Любое нарушение данного Соглашения ставит под угрозу осуществление проекта. Реализация проекта во многом зависит от эффективности действий ФПС России по изъятию наркотиков. 6. Предварительные обязательства и необходимые условия Правительственная организация - партнер/исполнитель, ответственная за реализацию проекта, предоставляет все необходимое содействие на национальном уровне для осуществления проекта. Вся помощь, предусмотренная данным проектом, будет предоставляться после получения мнения ЮНДКП о том, что предварительные условия выполнены или же будут выполняться. Когда известно, что одно или более условий не выполняется, ЮНДКП может, по собственному усмотрению, отложить или прекратить предоставление помощи. Деятельность ЮНДКП в рамках проекта на каждом этапе/ежегодно будет зависеть от наличия адекватных ресурсов. Имеющиеся средства будут направляться через ежегодный бюджет для проекта на основе финансового плана. В случае отсутствия необходимых средств ЮНДКП оставляет за собой право в одностороннем порядке прекратить предоставление помощи по данному проекту. 7. Пересмотр проекта, отчетность и оценка результатов После завершения первого этапа проекта Правительство Российской Федерации и ЮНДКП совместно пересмотрят и выработают детальный проектный документ взамен настоящего. Проект подлежит проверке как со стороны Управления служб внутреннего надзора ООН, так и Комиссии ревизоров ООН. ЮНДКП будет координировать с организацией-партнером работу по проведению таких аудиторских проверок и выполнению согласованных рекомендаций аудиторов. Проект будет также подлежать проводимой на месте трехсторонней среднесрочной оценке результатов, проводимой совместно ЮНДКП и национальным партнером. Рассмотрение хода реализации проекта будет осуществляться с целью создания основ для новых инициатив и/или внесения корректив для повышения эффективности проекта, а также для принятия решений относительно продолжения, пересмотра или расширения проекта и анализа выводов, полученных в ходе осуществления проекта. 8. Правовые рамки Проектный документ соответствует базовому Соглашению о помощи между Правительством Российской Федерации и Программой развития ООН (ПРООН). Правительственная организация, ответственная за осуществление проекта, и представительство ПРООН в Москве обеспечивают проведение необходимых мероприятий по выбору субподрядчика для производства космической съемки, доставке оборудования и назначению в представительствах ЮНДКП и ПРООН в Москве сотрудника, ответственного за все вопросы, касающиеся проекта. Положения об ответственности. Правительство Российской Федерации оплачивает все таможенные пошлины и прочие сборы в связи с импортом оборудования, его перевозкой, передачей, хранением и связанными с этим расходами. Оно обеспечивает безопасность хранения оборудования, его установку, техническое обслуживание и страхование в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации, а также, в случае необходимости, замену оборудования после его поставки. После поставки оборудования, которое было закуплено ЮНДКП для российских правительственных или местных/национальных органов власти в соответствии с проектом, и после подтверждения, что оборудование получено полностью и в надлежащем виде для того, чтобы осуществить платеж поставщику, право владения на оборудование переходит к Правительству Российской Федерации. После передачи права собственности ЮНДКП не будет нести никакой ответственности за оборудование, его функционирование и техническое обслуживание. Однако для целей мониторинга по проекту Правительство Российской Федерации будет вести точный инвентарный учет оборудования, предоставляемого в соответствии с настоящим проектом, и эта информация будет предоставляться ЮНДКП по ее просьбе. Все материалы, оборудование и товары, закупленные ЮНДКП в целях реализации проекта, используются исключительно с этой целью и закупаются и используются в соответствии с правилами и инструкциями ООН. Они будут рассматриваться как собственность ЮНДКП на время осуществления проекта. Их конечное предназначение определяется на заключительной трехсторонней встрече в виде соглашения между ЮНДКП и Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации берет на себя ответственность в разрешении всех претензий, которые могут быть выдвинуты третьими сторонами в адрес ООН, включая ЮНДКП, в отношении ее персонала или в отношении других лиц, выполняющих обязанности по данному соглашению от лица ООН, включая ЮНДКП. Правительство Российской Федерации рассматривает ООН, в т. ч. ЮНДКП, как не несущих ответственности в случае выдвижения таких претензий или наступления ответственности, в результате деятельности в соответствии с настоящим соглашением, за исключением тех случаев, когда ООН, включая ЮНДКП, признают, что в основе таких претензий или ответственности лежит грубая небрежность и преднамеренное неправомерное поведение данного лица. Все стороны признают, что ООН, включая ЮНДКП, не обязана выплачивать компенсацию в случае смерти или инвалидности, вызванных травмой или болезнью, в связи с выполнением должностных обязанностей сотрудниками ООН, консультантами и другими лицами, принятыми на работу Правительством Российской Федерации или учреждениями ООН в рамках реализации данного проекта, финансируемого ЮНДКП. Эти стороны не будут предъявлять претензии к ООН, включая ЮНДКП, в отношении компенсаций, выплачиваемых в таких случаях, и настоящим подтверждают, что такие случаи подпадают под соответствующее страхование, обеспечивающее достаточное компенсационное покрытие и распространяющееся на всех лиц, нанятых на работу Правительством Российской Федерации или другим учреждением ООН в соответствии с настоящим проектом. Для принятия на работу персонала ЮНДКП как организации, выполняющей проект, применяется приложение "Д" правил процедуры и положений о персонале ООН. Общие положения. В проектный документ могут вноситься изменения в соответствии с письменным соглашением между заинтересованными сторонами. Любой вопрос, который не регулируется проектным документом, стороны решают в соответствии с резолюциями и решениями соответствующих органов Организации Объединенных Наций. Каждая сторона благожелательно и в полной мере рассматривает любое предложение, выдвигаемое другой стороной в рамках настоящего параграфа. 9. Финансовая информация ЮНДКП Бюджет проекта _______________________________________________ Персонал | 70000 _______________________________|_______________ Поездки | 30000 _______________________________|_______________ Субконтракты | 100000 _______________________________|_______________ Обучение/встречи | 40000 _______________________________|_______________ Оборудование | 1680000 _______________________________|_______________ Разное | 20000 _______________________________|_______________ Всего | 1940000 _______________________________|_______________ Расходы на поддержку | 109800 _______________________________|_______________ Итого | 2049800 _______________________________|_______________ Общий бюджет ___________________________________________________________________ Статьи расходов | 1999 год | 2000 год | ИТОГ ________________________________|___________|___________|__________ 11-50 Международный |40000 |30000 |70000 консультант | | | ________________________________|___________|___________|__________ 15-00 Поездки |5000 |25000 |30000 ________________________________|___________|___________|__________ 21-00 Субконтракты |100000 |0 |100000 ________________________________|___________|___________|__________ 33-00 Обучение |0 |15000 |15000 ________________________________|___________|___________|__________ 35-00 Встречи |5000 |20000 |25000 ________________________________|___________|___________|__________ 42-00 Нерасходованное |850000 |830000 |1680000 оборудование | | | ________________________________|___________|___________|__________ 51-00 Операция и |2000 |7000 |9000 поддержка | | | ________________________________|___________|___________|__________ 52-00 Доклады |2000 |6000 |8000 ________________________________|___________|___________|__________ 53-00 Разное |1000 |2000 |3000 ________________________________|___________|___________|__________ 99-00 Всего |1005000 |935000 |1940000 ________________________________|___________|___________|__________ 56-00 Расходы на поддержку|54700 |55100 |109800 ________________________________|___________|___________|__________ Итого |1059700 |990100 |2049800 ________________________________|___________|___________|__________ ЮНДКП ___________________________________________________________________ Статьи расходов | 1999 год | 2000 год | ИТОГ ________________________________|___________|___________|__________ 11-50 Международный |40000 |30000 |70000 консультант | | | ________________________________|___________|___________|__________ 15-00 Поездки |5000 |25000 |30000 ________________________________|___________|___________|__________ 33-00 Обучение |0 |15000 |15000 ________________________________|___________|___________|__________ 35-00 Встречи |5000 |20000 |25000 ________________________________|___________|___________|__________ 51-00 Операции и |2000 |7000 |9000 поддержка | | | ________________________________|___________|___________|__________ 52-00 Доклады |2000 |6000 |8000 ________________________________|___________|___________|__________ 53-00 Разное |1000 |2000 |3000 ________________________________|___________|___________|__________ 99-00 Всего |55000 |105000 |160000 ________________________________|___________|___________|__________ 56-00 Расходы на поддержку|7200 |13600 |20800 (13%) | | | ________________________________|___________|___________|__________ Итого |62200 |118600 |180800 ________________________________|___________|___________|__________ Расходы ФПС России через ЮНДКП (Россия) ___________________________________________________________________ Статьи расходов | 1999 год | 2000 год | ИТОГ ________________________________|___________|___________|__________ 21-00 Субконтракты |100000 |0 |100000 ________________________________|___________|___________|__________ 42-00 Нерасходованное |850000 |830000 |1680000 оборудование | | | ________________________________|___________|___________|__________ 99-00 Всего |950000 |830000 |1780000 ________________________________|___________|___________|__________ 56-00 Расходы на поддержку|47500 |41500 |89000 (5%) | | | ________________________________|___________|___________|__________ Итого |997500 |871500 |1869000 ________________________________|___________|___________|__________ |