О ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МОСКОВСКОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 21 декабря 1999 г. N 1167 (ПРМ) Государственная земельная инспекция Московского земельного комитета (Госземинспекция) в рамках реализации государственной политики в области земельных отношений и использования земельных ресурсов осуществляет контроль за использованием и охраной земель в городе Москве, профилактику, выявление и устранение нарушений земельного законодательства на территории города. За период 1997-1999 гг. Госземинспекцией проведены 71994 проверки на площади 54470 га; выявлено 22336 нарушений земельного законодательства на площади 18935 га; за нарушение правил землепользования наложено штрафных санкций на сумму 89,6 млн.руб. За указанный период в результате принятых Госземинспекцией мер устранено 10495 нарушений на площади 7210 га. Выявляя причины систематического невнесения арендаторами и землепользователями платы за землю и принимая меры к погашению возникшей задолженности, Госземинспекция способствует поступлению средств в бюджет города. Так, за 9 месяцев текущего года 1363 арендатора погасили задолженность по арендной плате на сумму 57 млн.руб. Применяется практика проведения целевых проверок по отдельным категориям землепользователей, позволяющая выявлять наиболее характерные виды нарушений среди каждой категории, анализировать причины их совершения и принимать соответствующие превентивные меры. Отработан механизм взаимодействия со службой судебных приставов по взысканию штрафов в принудительном порядке. Проведение совместных проверок и взаимодействие Госземинспекции с Госгоринспекцией, Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы, Москомприродой, Управлением Федеральной службы налоговой полиции по г.Москве, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве, Управлением милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД г.Москвы играет значительную роль в профилактике и устранении нарушений земельного законодательства. В результате практической деятельности Госземинспекцией выявлены недостатки существующей системы землепользования. Самовольно занятые земельные участки зачастую используются под размещение различных построек. Отсутствие действенного механизма сноса самовольных построек снижает эффективность применяемых Госземинспекцией мер по освобождению участков. Имеют место нарушения условий выдачи городских торговых патентов. При этом нестационарные объекты торговли и сферы услуг размещаются и эксплуатируются без оформления владельцами городских торговых патентов договоров аренды земельных участков. Предупреждению случаев нарушения порядка и правил землепользования препятствует отсутствие единого информационного массива по нарушителям земельного законодательства. Не в полной мере реализуются меры экономического воздействия на нарушителей, предусмотренные Федеральным законом "О плате за землю". Недостаточное техническое оснащение подразделений Госземинспекции ограничивает ее возможности по контролю городской территории. Недостаточно активно осуществляется работа по систематизации и совершенствованию нормативно-правовой базы землепользования. В целях дальнейшего развития земельных правоотношений в городе, совершенствования стратегии и методов контроля за использованием и охраной земель Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию о результатах работы Государственной земельной инспекции Московского земельного комитета за период 1997-1999 гг. 2. Отметить недостаточную работу Государственной земельной инспекции Московского земельного комитета по систематизации и совершенствованию нормативно-правовой базы землепользования. 3. Считать приоритетными направлениями в деятельности Государственной земельной инспекции на данном этапе работы по реализации земельной реформы на 2000-2001 гг.: - контроль за целевым использованием городских земель; - контроль и своевременное обследование участков, предоставленных под строительство, на предмет их освоения с целью изъятия длительное время неосваиваемых земельных участков и вовлечения их в оборот; - контроль использования земельных участков, арендуемых у города на льготных условиях; - пресечение самовольного занятия городских земель; - совместную с префектами административных округов и главами районных Управ работу по пресечению захламления земельных участков, особенно в центральной части города и районах массовой жилой застройки; - совместно с отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями Правительства Москвы проведение работ по возврату предприятиями и организациями неиспользуемых участков; - привлечение к осуществлению контроля за использованием и охраной земель представителей территориальных органов власти; - создание единой информационной системы по нарушителям земельного законодательства на территории города; - участие в реализации концепции по управлению собственностью; - контроль за целевым использованием городских земель, в том числе с учетом градостроительного зонирования территорий; - выявление нарушений установленного порядка предоставления земель в субаренду. 4. Государственной земельной инспекции: 4.1. Продолжить и совершенствовать практику проведения совместных проверок с контролирующими органами Москвы. 4.2. Осуществлять взаимодействие с Советом по координации контролирующих органов по использованию финансовых ресурсов при составлении квартальных планов комплексных проверок субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г.Москвы. 4.3. Представлять в Московский земельный комитет и другие уполномоченные органы информацию о выявленных нарушениях для принятия мер по прекращению действия льгот по арендной плате. 4.4. Планировать работу по упорядочению земельно-правовых отношений на территории города во взаимодействии с префектами административных округов. 4.5. Направлять префектам административных округов предложения по изъятию городских торговых патентов при отсутствии заключенных в установленном порядке договоров аренды земельных участков под нестационарными объектами торговли и сферы услуг. 4.6. Активизировать участие в разработке и совершенствовании нормативной базы контроля за использованием и охраной земель и нормативно-правовой базы землепользования. 5. Московскому земельному комитету: 5.1. Представлять в Правительство Москвы предложения о внесении изменений в перечень категорий организаций, которым могут предоставляться льготы, до рассмотрения бюджета города на очередной финансовый год. 5.2. При заключении договоров аренды земельных участков на льготных условиях в соответствии с действующим законодательством в обязательном порядке включать в договоры аренды условие о прекращении права пользования льготой в случае использования земельного участка не по целевому назначению. 5.3. Усовершенствовать типовую форму договора аренды земельного участка, предусмотрев в обязательном порядке подробное описание цели использования предоставляемого участка, внесение в особые условия договора экологических требований и требований по реализации инвестиционных контрактов или распорядительных документов, ответственность за длительное, более 2 лет, неосвоение земельного участка. 5.4. По информации Госземинспекции вести кадастр неэффективно используемых земель. 6. Принять предложение Государственной земельной инспекции об осуществлении информационного обмена сведениями о нарушителях земельного законодательства с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве, Москомприродой, Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг и правоохранительными органами г.Москвы. Московскому земельному комитету разработать и согласовать в I квартале 2000 года регламенты взаимодействия по вопросам информационного обмена сведениями о нарушителях земельного законодательства и порядок информирования землепользователей о действующих нормативных документах по вопросам земельно-правовых отношений в городе. 7. Московскому земельному комитету совместно с Москомархитектурой, Москомприродой и Департаментом науки и промышленной политики в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами подготовить и представить на рассмотрение Правительства Москвы в первом полугодии 2000 года предложения по порядку расчета и возмещения убытков, причиненных городу Москве нарушениями земельного законодательства физическими и юридическими лицами. 8. Московскому земельному комитету, Департаменту государственного и муниципального имущества г.Москвы, Мосгосэкспертизе совместно с Москомархитектурой и префектами административных округов разработать и представить в I квартале 2000 года на рассмотрение Правительства Москвы порядок ликвидации самовольных построек на территории города. 9. Внести в п.2.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.01.94 N 77 "О ходе работ по регистрации землепользователей и обеспечению взимания платы за землю" соответствующие изменения. Дополнить перечень лиц, согласующих проекты распоряжений префектов по вопросам экономико-правового регулирования землепользования, руководителем территориального подразделения Государственной земельной инспекции Москомзема. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 21 декабря 1999 г. N 1167 |