О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РСФСР "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ВИЦЕ-МЭРА ОТ 28 МАЯ 1992 Г. N 264-РВМ, РАСПОРЯЖЕНИЕМ МЭРА ОТ 22 ИЮНЯ 1992 Г. N 149-РМ, РАСПОРЯЖЕНИЕМ МЭРА ОТ 21 МАЯ 1993 Г. N 334-РМ) РАСПОРЯЖЕНИЕ ВИЦЕ-МЭР МОСКВЫ 31 марта 1992 г. N 173-РВМ (Д) Законом РСФСР "О плате за землю" предусматривается экономико-пра- вовое регулирование земельных отношений, стимулирование эффективного, рационального использования и охраны земель, формирование специальных фондов для финансирования развития инфраструктуры города. В целях реализации Закона: 1. Установить, что взимание платы за землю в г.Москве с 1 января 1992 года осуществляется в форме арендной платы или земельного налога. 2. Утвердить и ввести в действие с 15.02.92 г. Временное положе- ние о земельных платежах в г.Москве (приложение N 1). 3. Установить, что земельные платежи зачисляются по месту нахож- дения плательщика на специальный бюджетный счет г.Москвы. Поручить Департаменту финансов (т. Коростелев Ю.В.) в 5-дневный срок открыть счет для этих целей. 4. Утвердить на 1992 год: 4.1. Территориально-экономические оценочные зоны г.Москвы сог- ласно прилагаемому описанию границ (приложение N 2) (сноска 1. Прило- жения 2 и 3 утратили силу в соответствии с распоряжением мэра от 21 мая 1993 г. N 334-РВМ, см. настоящий Сборник): 4.2. Размеры базовых ставок ежегодной арендной платы и земельно- го налога (приложение N 3). 5. Установить, что базовые ставки и согласованные в договорах объемы земельных платежей подлежат пересчету в соответствии с измене- нием индексации в порядке, устанавливаемом правительством Москвы. 6. Установить на 1992 год льготы по уплате арендной платы и зе- мельного налога в размере 50% от базовой ставки юридическим и физи- ческим лицам, представившим до 01.07.92 г. заявки на регистрацию фак- тов использования земли и заключение договоров аренды в Московский зе- мельный комитет (Москомзем); с остальных взимать земельный налог в размере 100% базовой ставки. (Сноска 1. Льготы, установленные настоя- щим пунктом отменены распоряжением мэра от 28 мая 1992 г. N 264-РМ, см. настоящий Сборник). 7. Разрешить Москомзему временно использовать средства в размере 2% от сумм поступающих земельных платежей на счета единого бюджета г.Москвы в финансовых управлениях административных округов на соот- ветствующий раздел бюджетной классификации з а вычетом 10% сумм, под- лежащих отчислению в республиканский бюджет, на финансирование расхо- дов на реализацию и экономическое стимулирование мероприятий по прове- дению земельной реформы, эффективному землепользованию и Москомзема. 8. Поручить Московскому земельному комитету: 8.1. В месячный срок подготовить и представить на рассмотрение правительства Москвы положение "О порядке перерегистрации землепользо- вателей на территории Москвы"; 8.2. С участием заинтересованных организаций в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение правительства Москвы предло- жения по установлению льгот и дополнительных поправочных коэффициентов к базовым ставкам земельного налога (арендной платы) для отдельных ви- дов деятельности и категорий плательщиков: 8.3. Взимать штрафы за нарушение земельного законодательства с перечислением их на спецсчет, указанный в п.3, и обеспечить ведение учета плательщиков и контроля за правильностью исчисления и внесения земельных платежей; 8.4. Совместно с Москомархитектурой и Управлением внешних сноше- ний разработать в двухмесячный срок и представить в правительство Москвы Положение о порядке взимания платы за пользование земельными ресурсами Москвы организациями, образованными с участием иностранного капитала. 9. Поручить Москомархитектуре (НИиПИ Генплана Москвы) по заказу Москомзема продолжить работу по дифференциации и уточнению комплексной оценки и нормативной цены земли. 10. Сохранить на 1992 год существующий порядок заключения Объеди- нением административно-технических инспекций договоров аренды на вре- менную хозяйственную деятельность с регистрацией их в Москомземе. 11. Считать утратившим силу решение исполкома Моссовета от 08.08.1988 г. N 1674 "Об экономической оценке городских территорий и плате за их использование. 12. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя премьера правительства Москвы т. Ресина В.И. 13. Опубликовать основные положение настоящего распоряжения в пе- чати. Приложение N 1 к распоряжению вице-мэра Москвы от 31.03.92 г. N 173-РВМ Временное положение о земельных платежах в городе Москве I. Общие положения 1. Использование земли в г.Москве является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, плата за временное пользо- вание землей. Одновременно вводится нормативная цена земли. Собственниками земли, а также землевладельцы и землепользователи, наделенные правом пользования землей в соответствии с решениями бывше- го Мосгорисполкома или правительства Москвы, кроме арендаторов земли, заключивших с правительством Москвы договор аренды, облагаются ежегод- ным земельным налогом. За земли, переданные пользователям в аренду по договору с прави- тельством Москвы (или по его поручению - органам исполнительной власти Москвы), взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность гражданам, установлении коллектив- но- долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и других случаях, предусмотренных земельным законодательством Российской Феде- рации, Законом РСФСР "О плате за землю" введена нормативная цена земли. 2. Целью введения платы за городские земли является стимулирова- ние рационального использования, охраны и освоения земель, обеспечение финансовыми средствами развития инфраструктуры, формирование специаль- ных фондов финансирования социальных мероприятий. За использование юридическими или физическими лицами помещений в жилых домах для производственной или коммерческой деятельности плата за землю вводится по полной ставке земельного налога за занимаемые этими помещениями земли с учетом земель домовых владений. 3. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной пло- щади в расчете на год. 4. Плата за землю взимается со всех предприятий, организаций, уч- реждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки. 5. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, за- нятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержа- ния, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование юридическим и физическим лицам. 6. Основанием для исчисления арендной платы за землю является до- говор, заключенный по установленной форме между представителем прави- тельства Москвы и землепользователем. Отсутствие у пользователей земли в г.Москве официального докумен- та на право пользования землей фактически занимаемых земельных участ- ков не является основанием для неуплаты земельных платежей. Все собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков в течение 1992-1993 гг. обязаны пройти регистрацию (перере- гистрацию) в порядке, установленном правительством Москвы. 7. Юридические лица не позднее 1 июля текущего года представляют в налоговую инспекцию расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку, занятому под производственные или непроизводствен- ные виды деятельности. Исчисление земельного налога физическим лицам, поставленным на учет в Москомземе, производится органами государственной налоговой службы. Платежные извещения этим лицам об уплате налога должны быть направлены не позднее 1 августа текущего года. 8. За земельные участки с расположенными на них строениями, нахо- дящимися в пользовании нескольких юридических или физических лиц, зе- мельный налог (арендная плата) исчисляется отдельно каждому пропорцио- нально площади строений, находящихся в их раздельном пользовании. За земельные участки с расположенными на них строениями, находя- щимися в общей собственности нескольких юридических или физических лиц, земельный налог (арендная плата) исчисляется каждому из этих собственников созразмерно их доле на эти строения. 9. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за землю юридическими лицами возлагается на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Ответственность за правильность и своевременность уплаты арендной платы юридическими, физическими лицами определяется договором аренды между представителями правительства Москвы и землепользователями. Спо- ры, возникающие по вопросам платы за землю, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 10. От арендной платы за землю (платы за временное пользование землей) полностью освобождаются: - природные национальные парки, ботанический сад, городские пар- ки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, другие объекты лесопаркового хозяйства, а также ведомственные парки и сады, открытые доступу горо- жан, за исключением участков, используемых для коммерческой деятель- ности; - научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опыт- ные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участ- ки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных культур, не ведущие за счет использования территории (ее части) коммерческой деятельности и функ- ционирование которых не противоречит Генеральному плану г.Москвы; - учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета либо за счет средств профсоюзов (за иск- лючением курортных учреждений), государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством, как памятники истории, культуры и архитектуры, если их территории не используются для коммерческой деятельности; - городские пляжи и водоемы, земли, используемые в качестве го- родских путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные) и городских подземных коммуникаций, если их территории не используются для коммерческой деятельности; - земли полигонов, специально предназначенные для захоронения го- родских неутилизированных промышленных бытовых отходов, мусороперера- батывающие предприятия, станции аэрации, обеспечивающие нужды города; - земли, занятые правоохранительными органами Российской Федера- ции и г.Москвы, финансируемые за счет российского и городского бюджета; - другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, а также земли, занятые предприятиями городского коммунального хозяйства, фи- нансируемые за счет городского бюджета; - участники Великой Отечественной войны; - инвалиды, а также граждане, полностью освобождающиеся законода- тельством от уплаты подоходного налога и всех других налогов; - дома престарелых и дома ребенка; детские дома, финансируемые за счет бюджета. Освобождение от земельного налога осуществляется в соответствии с разделом IV Закона РСФСР. Для предприятий, осуществляющих производственную деятельность6 базовая ставка платы за землю понижается на 50%, если не менее 50% от общего процента работников составляют инвалиды, либо не менее 70% - инвалиды и (или) пенсионеры. При использовании территории под подземные сооружения, исключая метрополитен, если отсутствуют ограничения на использование наземного пространства, плата взимается с понижающим коэффициентом 0,5 - при на- личии ограничений, позволяющих использовать не менее 50% наземного пространства участка. 11. Дополнительные льготы по арендной плате предоставляются по распоряжению правительства Москвы в каждом конкретном случае при оформлении документов на аренду земли. 12. Плата за резервирование земельного участка на период проведе- ния проектно-изыскательских и строительных работ взимается в размере 10% от базовой ставки земельного налога соответствующей экономической зоны. II. Определение ставок земельного налога (платы за временное пользование земельными участками) 13. Ежегодная ставка земельного налога устанавливается на единицу площади (1 га) предоставляемых земель, исходя из средних размеров на- лога и средних ставок, установленных в городе Москве в соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю". Ставки земельного налога определяются отдельно по территориаль- но-экономическим оценочным зонам г.Москвы, установленным в соот- ветствии с комплексной экономической оценкой городской территории. Ставки земельного налога пересматриваются в случаях изменения системы цен, показателей оценки земель и других независящих от пользо- вателей земли причин, повлекших изменение условий хозяйствования. Ставки налога на землю в пределах городской черты Москвы, г.Зеле- нограда и поселков, подчиненных администрации города, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. 14. Плата за временное пользование землей исчисляется в размере базовой ставки земельного налога соответствующей территориально- эко- номической оценочной зоны г.Москвы и г.Зеленограда. 15. Учет плательщиков и начисление налога производится по состоя- нию на 1 июня соответственно 1992 и 1993 годов. Земельный налог с юри- дических и физических лиц исчисляется: начиная с 1 января 1992 года до 1 января 1993 года, и с 1 числа месяца, следующего за месяцем пре- доставления им земельного участка, для пользователей, получивших раз- решение на пользование землей в 1992-1993 гг. Суммы исчисляемого самими пользователями налога уплачиваются рав- ными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неоплаты на- лога в установленные сроки начисляется пеня в размере 0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки. Пересмотр и перезачет излишне произведенного налогообложения про- изводится налоговой инспекцией совместно с налогоплательщиками по ито- гам платы за землю за 1992-1993 гг. 16. Ставки налогов в Москве, Зеленограде и поселках, подчиненных администрации Москвы, за земли, занятые жилищным фондом (государствен- ным, общественным, кооперативным и индивидуальным), исчисляются в раз- мере 3% от базовой ставки земельного налога в соответствующей экономи- ческой зоне. 17. Плата за земли сельскохозяйственного использования, садовод- ческих товариществ, личного подсобного хозяйства (включая земли, заня- тые постройками и сооружениями) и земельные участки, используемые для огородничества, исчисляется в размере 1 копейки за кв. метр в год. 18. Платежи в г.Москве и г.Зеленограде, а также в поселках, под- чиненных администрации Москвы, за земли под дачными участками, индиви- дуальными, кооперативными гаражами и автостоянками исчисляются в раз- мере 3% от базовой ставки соответствующей экономической зоны. При этом плата за площадь, превышающую норму отвода под размещение дачных участков и объектов хранения индивидуального автотранспорта не более чем в 2 раза, исчисляется в размере 15% от ставки, а за площадь, пре- вышающую норму отвода более чем в 2 раза - в размере полной ставки. Нормативные размеры площади земельных участков в г.Москве, используемые в настоящее время под дачную и индивидуальную жилую заст- ройку, а также под садоводство, огородничество и личное подсобное хо- зяйство, устанавливаются в зависимости от градостроительной ситуации в пределах от 0,04 до 0,06 га. III. Арендная плата за землю 19. Арендная плата за землю устанавливается договором между представителем правительства Москвы и пользователем земли. 20. Арендная плата вносится в сроки, определяемые договорами установленного образца, разработанными для отечественных и иностранных пользователей земли с учетом специфики инвестирования, эксплуатации земель и распределения доходов от производственно-коммерческой дея- тельности на землях города. В случае срыва установленных сроков плате- жей применяются штрафные санкции в размере 0,2% за каждый день просрочки от суммы задолженности. IV. Нормативная цена земли 21. Правительству Москвы или его уполномоченным исполнительным органам при продаже земельных участков на конкурсной основе разреша- ется повышать их нормативную цену, но не более чем на пятьдесят про- центов. При продаже земельных участков на аукционах и при реализации заложенных в банке и не выкупленных в срок участков их цена не ограни- чивается. 22. Нормативная цена земли для конкретных земельных участков оп- ределяется в размере пятидесятикратной ставки земельного налога в руб- лях за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете норма- тивной цены земли не учитываются. 23. Установление нормативной цены земли при предоставлении в го- родах и поселках земельных участков в собственность гражданам для жи- лищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также садо- водства и огородничества производится исходя из ставки земельного на- лога для этой категории плательщиков. V. Порядок зачисления и распределения средств от платы за землю 24. Все платежи за землю в г.Москве зачисляются на специальный бюджетный счет,открываемый Департаментом финансов правительства Москвы. 25. Доля в размере 10% от суммы земельных платежей перечисляется ежегодно равными долями на специальный бюджетный счет Российской Феде- рации не позднее 15 октября и 15 декабря соответственно. В случае неуплаты средств в установленный срок городу начисляется пеня в размере 0,2% неперечисленных сумм за каждый день просрочки. |