ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ". Постановление. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 22.12.99 74

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ
         ДЛЯ ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
                  И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

                          22 декабря 1999 г.
                                 N 74

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          22 декабря 1999 г.
                                 N 51

                                (НЦПИ)


     Госстрой России и Минтруд России постановляют:
     Утвердить "Порядок   реализации   требований   доступности    для
инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" в новой редакции.

Председатель Госстроя России
                                                      А.Ш. ШАМУЗАФАРОВ
22 декабря 1999 г.
N 74

Министр труда и социального
развития Российской Федерации
                                                       С.В. КАЛАШНИКОВ
22 декабря 1999 г.
N 51


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                        Постановлением
                                                       Госстроя России
                                                     и Минтруда России
                                               от 22 декабря 1999 года
                                                           N 74 / N 51

                               ПОРЯДОК

           РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
                 К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

                               Введение

     Настоящий Порядок   разработан   в  целях  выполнения  требований
Федерального  закона  "О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской
Федерации"  от  24 ноября 1995 г.  N 181-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации,  1995,  N 48,  ст.  4563)  и  Градостроительного
кодекса  Российской  Федерации  (Собрание  законодательства Российской
Федерации, 1998, N 19, ст. 2069).
     Данный документ    определяет   порядок   реализации   требований
доступности для инвалидов и других  групп  населения  с  ограниченными
возможностями   (к   которым  могут  быть  отнесены  люди  преклонного
возраста,  с временными или длительными нарушениями здоровья и функций
движения,  беременные  женщины  и  люди с детскими колясками и т.п.) к
объектам   социальной   инфраструктуры    (жилым,    общественным    и
производственным    зданиям    и   сооружениям,   включая   сооружения
общественного пассажирского  транспорта,  места  отдыха,  культурно  -
зрелищные   и   другие  учреждения)  при  разработке,  согласовании  и
утверждении   проектной   документации   на   их    строительство    и
реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействия участников
инвестиционного процесса в  области  проектирования,  строительства  и
реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
     Такое взаимодействие основано на участии территориальных  органов
социальной  защиты  населения  и учете мнения общественных объединений
инвалидов  на  всех  этапах   инвестиционного   процесса   в   области
строительства,   включая   формирование   и   утверждение  заданий  на
проектирование застройки,  архитектурно - планировочных заданий (далее
- АПЗ),  заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры,
техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а
также   контроль   и  надзор  за  исполнением  требований  нормативных
документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию
объектов социальной инфраструктуры.

                        I. Область применения

     1. Порядок   регламентирует   условия   и  уровни  взаимодействия
участников  инвестиционного  процесса  в  области  строительства   при
подготовке   исходно   -   разрешительной   документации,  разработке,
согласовании,  утверждении и  реализации  проектной  документации  для
строительства,     расширения,    реконструкции    или    технического
перевооружения   (далее   -   строительства)    объектов    социальной
инфраструктуры   на   территории   Российской   Федерации   с   учетом
потребностей инвалидов.
     2. Настоящий   документ   определяет   задачи   всех   участников
инвестиционного  процесса  в  области  строительства  по   обеспечению
условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,  а
также  для   беспрепятственного   пользования   инвалидами   объектами
воздушного,   железнодорожного,  автомобильного,  водного  транспорта,
средствами связи и информации.

                         II. Общие положения

     3. При проектировании,  строительстве  и  реконструкции  объектов
социальной  инфраструктуры  (отдельных  зданий  и сооружений,  а также
комплексов жилищно  -  гражданского  и  производственного  назначения)
заказчикам,   инвесторам,  научно  -  исследовательским,  проектным  и
строительным   организациям,   независимо    от    их    ведомственной
принадлежности  и форм собственности,  а также территориальным органам
архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения,
органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного
архитектурно   -   строительного    надзора    Российской    Федерации
(Госархстройнадзора      России)      необходимо     руководствоваться
законодательными,  нормативными правовыми и нормативно - методическими
документами   федеральных  органов  исполнительной  власти  Российской
Федерации,    определяющими    требования     к     созданию     среды
жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком
и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов  Российской
Федерации.
     При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и
сооружений  с  учетом  требований  доступности для инвалидов следует в
первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными  нормами
(ВСН   62-91*)   "Проектирование   среды  жизнедеятельности  с  учетом
потребностей инвалидов  и  маломобильных  групп  населения",  а  также
рекомендациями,   разработанными   в   развитие   этого  документа,  и
соответствующими пособиями,  инструкциями,  методическими указаниями и
другими документами, утвержденными в установленном порядке.
     4. В случаях,  когда при реконструкции застройки, строительстве и
реконструкции  зданий и сооружений,  а также исторических и культурных
памятников  не  могут  быть  выполнены  в  полном  объеме   требования
действующих   нормативных  документов  в  части  доступности  объектов
социальной инфраструктуры для инвалидов,  по  согласованию  с  местным
органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных
общественных объединений инвалидов  должны  быть  приняты  решения  (в
необходимой  для конкретной ситуации степени),  обеспечивающие условия
жизнедеятельности инвалидов.
     В наиболее   сложных   ситуациях  в  необходимых  случаях  органы
социальной  защиты  населения  совместно  с  органами  архитектуры   и
градостроительства   создают   временную   или  постоянно  действующую
экспертную  комиссию  с   участием   квалифицированных   специалистов,
представителей заинтересованных организаций и общественных объединений
инвалидов для выработки рекомендаций по созданию  условий  доступности
объекта для инвалидов.
     Рекомендации экспертной   комиссии   представляются   в    органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  или местного
самоуправления  для  принятия  соответствующих  решений  и  учета  при
выполнении  проектных  и  строительных  работ,  а  при необходимости -
информирования об этих решениях общественности.
     5. Оформление  и выдача исходно - разрешительной документации,  в
том числе заданий  на  проектирование  застройки,  АПЗ  и  заданий  на
проектирование объектов социальной инфраструктуры,  не допускаются без
согласования с местным органом социальной защиты населения в  случаях,
когда требования действующих нормативных актов в части доступности для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут быть выполнены в
полном объеме по тем или иным причинам.
     6. Последовательность работ по  созданию  для  инвалидов  условий
доступности   к  существующим  и  не  предполагаемым  к  реконструкции
объектам социальной инфраструктуры определяется в  целевых  программах
формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности,  которые
разрабатываются во исполнение Постановления  Правительства  Российской
Федерации  от  7  декабря  1996  г.  N 1449 (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  1996,  N  51,  ст.  5806)  местными   органами
социальной  защиты  населения  (или  по  их заказу) с участием органов
архитектуры и  градостроительства,  а  также  других  заинтересованных
органов  (здравоохранения,  культуры,  народного образования и др.) на
основе реально сложившихся социальных и  градостроительных  условий  и
исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
     7. Расположение в структуре города специализированных учреждений,
предназначенных   для   медицинского   обслуживания   и   реабилитации
инвалидов,  и  вместимость  этих  учреждений  следует  определять   по
реальной  и  прогнозируемой  в  них  потребности  в конкретном городе,
районе, микрорайоне. Такой принцип позволяет более гибко решать задачу
обеспечения  нуждающихся  специализированными  учреждениями.  Принятие
оптимального решения задач расположения и вместимости  таких  объектов
обеспечивается  путем  взаимодействия  местных  органов  архитектуры и
градостроительства с органами социальной защиты населения при  участии
общественных объединений инвалидов.
     8. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности  инвалидов
при  разработке градостроительной документации на всех стадиях и видах
проектирования,  кроме проектов планировки и проектов застройки (далее
-   планировочная  документация),  устанавливаются  в  соответствующих
нормативных документах в области строительства.

            III. Порядок реализации требований доступности
                  при проектировании и строительстве

     9. Разработка проектов планировки, проектов застройки и проектной
документации на  строительство  и  реконструкцию  объектов  социальной
инфраструктуры  с  учетом  потребностей  инвалидов  осуществляется  на
основе исходно - разрешительной  документации,  позволяющей  заказчику
(инвестору,   застройщику)   заключить   договор   на   проектирование
градостроительного или архитектурно - строительного объекта.
     10. При   подготовке  и  утверждении  задания  на  проектирование
застройки  или  АПЗ  на  проектирование   и   строительство   объектов
социальной   инфраструктуры   местными   органами   социальной  защиты
населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходных
показателей  устанавливаются  основные  обязательные  (функциональные)
требования,    выполнение    которых    средствами    архитектуры    и
градостроительства    обеспечивает    создание   условий   доступности
строящихся зданий и сооружений для инвалидов.
     11. Задание на проектирование застройки или АПЗ на проектирование
и  строительство  объекта  социальной  инфраструктуры  утверждается  в
установленном  порядке при условии предварительного его согласования с
территориальным  органом  социальной  защиты  населения  и  передается
заказчиком  вместе  с  заданием  на проектирование подрядной проектной
организации.
     12. Задание  на проектирование объекта строительства составляется
заказчиком  (инвестором,  застройщиком)  и  включает  в  свой   состав
мероприятия    по    созданию    доступной    для    инвалидов   среды
жизнедеятельности в соответствии с требованиями,  указанными в АПЗ.  В
задании  должны  быть конкретизированы (по сравнению с АПЗ) требования
по обеспечению  жизнедеятельности  инвалидов  и  других  маломобильных
групп населения.
     13. Задание на проектирование объекта строительства при наличии в
АПЗ   требований  по  доступности  его  для  инвалидов  представляется
заказчиком  (инвестором,  застройщиком)  на  согласование   в   органы
государственной  вневедомственной экспертизы и последующее утверждение
в установленном порядке.
     14. За  предоставление недостоверной информации о состоянии среды
жизнедеятельности или непредоставление такой информации,  используемой
в качестве исходных данных для проектирования объекта строительства, в
соответствии  со  статьей  66  Градостроительного  кодекса  Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19,
ст.   2069)   установлена   ответственность   заказчика    (инвестора,
застройщика)   и  других  заинтересованных  организаций  за  нарушение
законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
     Проектные и  проектно  - строительные организации,  юридические и
физические лица,  принимающие участие в разработке проектно -  сметной
документации   на  строительство,  несут  ответственность  в  порядке,
установленном   действующим   законодательством,   за   ее   качество,
соответствие  утвержденному  заданию  на  проектирование  и соблюдение
обязательных требований действующих нормативных документов  в  области
строительства  в части проектирования среды жизнедеятельности с учетом
потребностей инвалидов.
     15. Проектная  документация  на строительство объектов социальном
инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна  разрабатываться
в  строгом  соответствии  с  требованиями  государственных стандартов,
действующих строительных норм и правил и технических  условий,  должна
согласовываться и утверждаться в установленном порядке.
     16. В составе основных видов  и  стадий  разработки  утверждаемой
части  проектной  документации  на  строительство  объектов социальной
инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с  пояснительной
запиской  "Основные  решения  по обеспечению условий жизнедеятельности
инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими
материалами.
     17. Планировочная  и  проектная  документация  на   строительство
объектов    социальной   инфраструктуры,   независимо   от   источника
финансирования,  при наличии в АПЗ требований по доступности инвалидов
к   этим  объектам  должна  представляться  в  органы  государственной
вневедомственной экспертизы.
     18. Планировочная    и    проектная   документация   на   объекты
строительства,  не  соответствующая  требованиям  п.   16   настоящего
Порядка,   не  принимается  к  рассмотрению  органами  государственной
вневедомственной экспертизы.
     19. Контроль  за соблюдением требований доступности для инвалидов
зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода
в     эксплуатацию     обеспечивается     территориальными    органами
Госархстройнадзора России при участии  представителей  территориальных
органов  социальной  защиты  населения,  которые  включаются  в состав
приемочных  комиссий,  и   представителей   общественных   объединений
инвалидов.

                 IV. Состав и содержание документации

     20. Состав и содержание планировочной и проектной документации на
строительство объектов социальной инфраструктуры,  включая специальный
раздел   с  мероприятиями  по  учету  потребностей  инвалидов,  должны
отвечать  требованиям  Инструкции  о  составе,   порядке   разработки,
согласования и утверждения градостроительной документации и Инструкции
о порядке разработки,  согласования,  утверждения и составе  проектной
документации  на строительство предприятий,  зданий и сооружений (СНиП
11-01-95).
     21. Задание   на  проектирование  застройки,  АПЗ  и  задание  на
проектирование объектов социальной  инфраструктуры  в  числе  основных
требований   к   объекту   строительства   должны  содержать  основные
обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
     22. Основные  решения  по  обеспечению  условий жизнедеятельности
инвалидов должны разрабатываться на основе функциональных требований к
объектам   социальной   инфраструктуры,   специальному   оборудованию,
приспособлениям  и  устройствам,  облегчающим  инвалидам   пользование
зданиями и сооружениями.
     23. В планировочной и  проектной  документации  на  строительство
объектов  социальной  инфраструктуры  с  учетом потребностей инвалидов
должны использоваться,  как правило,  решения,  принятые на предыдущих
стадиях  разработки,  включая  соответствующие  части  утвержденной  в
установленном порядке градостроительной и  проектной  документации  на
строительство.
     24. В составе  специального  раздела  проектной  документации  на
строительство  зданий  и  сооружений  производственного  назначения  с
учетом  потребностей  инвалидов  должны   содержаться   материалы   по
генеральному плану и транспорту и архитектурно - строительным решениям
объекта строительства с мероприятиями  по  обеспечению  для  инвалидов
условий доступности к зданиям и сооружениям, а в пояснительной записке
- соответствующие обоснования.
     В материалах   по   генеральному   плану   и  транспорту  объекта
строительства  приводятся  мероприятия,  соответствующие   решения   и
показатели  по  обеспечению  инвалидам  условий доступности к объектам
социальной  инфраструктуры,  средствам   общественного   пассажирского
транспорта, связи и информатики.
     В архитектурно  -  строительных  решениях   должны   содержаться:
краткое описание и обоснование архитектурного замысла,  принципиальные
решения по  обеспечению  для  инвалидов  условий  доступности  зданий,
сооружений, рекреационных зон и информации.
     25. В составе  специального  раздела  проектной  документации  на
строительство  зданий и сооружений жилищно - гражданского назначения с
учетом потребностей инвалидов разрабатываются материалы,  указанные  в
СНиП 11-01-95 с дополнениями, отражающими специфику создания доступной
для инвалидов среды жизнедеятельности.
     На схеме  генерального  плана  или непосредственно на генеральном
плане показываются объекты социальной инфраструктуры, к которым должна
быть  обеспечена  доступность  для инвалидов,  гаражи и места парковки
специальных  автотранспортных  средств  инвалидов,  площадки   отдыха,
спорта,    малые   архитектурные   формы,   иные   элементы   внешнего
благоустройства и др.
     26. В  соответствии  с  заданием  на  проектирование  и  с учетом
предложений  органов   социальной   защиты   населения   в   проектной
документации  на  строительство  дополнительно  могут  быть  приведены
рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных зданий,
устройству  рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностей
восприятия ее инвалидами.