ПО ЗАПРОСУ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЯТОЙ СТАТЬИ 29 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ". Определение. Конституционный Суд РФ. 14.12.99 229-О

  ОПРЕЖЕДЕНИЕ ПО ЗАПРОСУ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА ВЛАДИМИРСКОЙ
      ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЯТОЙ СТАТЬИ 29
        ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН
                    ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          14 декабря 1999 г.
                               N 229-О

                             (СЗРФ 00-16)


     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
М.В.Баглая,    судей    Н.В.Витрука,    Г.А.Гаджиева,    Ю.М.Данилова,
Л.М.Жарковой,   Г.А.Жилина,  В.Д.Зорькина,  А.Л.Кононова,  В.О.Лучина,
Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     рассмотрев в пленарном заседании вопрос  о  соответствии  запроса
Юрьев-Польского   районного   суда  Владимирской  области  требованиям
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", установил:
     1. В производстве  Юрьев-Польского  районного  суда  Владимирской
области  находится  дело по жалобе гражданки Е.М.Семеновой на действия
руководителя  Юрьев-Польского  унитарного  муниципального  предприятия
"Производственное  жилищное эксплуатационное управление",  отказавшего
Е.М.Семеновой в приватизации жилого помещения, предоставленного ей как
лицу пожилого возраста.
     В своем  запросе  в  Конституционный  Суд  Российской   Федерации
Юрьев-Польский  районный  суд  Владимирской области просит признать не
соответствующей статьям 19 (части 1 и 2) и 55  (часть  3)  Конституции
Российской  Федерации  часть  пятую статьи 29 Федерального закона от 2
августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов",  в соответствии с которой не подлежат приватизации жилые
помещения муниципального жилищного  фонда  социального  использования,
предназначенные  для граждан пожилого возраста и инвалидов.  По мнению
заявителя,  отнесение  предоставленных  лицам  пожилого   возраста   и
инвалидам   квартир   в   неспециализированных   типовых  жилых  домах
муниципального фонда  к  муниципальному  жилищному  фонду  социального
использования, а значит, к не подлежащим приватизации, ставит этих лиц
в неравное положение с лицами, получившими квартиры в таких же домах в
общем порядке и имеющими право на их приватизацию по Закону Российской
Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
     2. Конституция  Российской  Федерации закрепляет право каждого на
жилище (статья 40) и право иметь  в  частной  собственности  имущество
(статья  35).  Указанные  конституционные  положения  не  препятствуют
отнесению  части  муниципальной  жилой  площади   к   не   подлежащему
приватизации   жилищному   фонду   социального   использования,  жилые
помещения  которого  предназначаются  для  заселения  лицами  пожилого
возраста и инвалидами.
     Однако определение законодателем круга  объектов,  не  подлежащих
приватизации,  нельзя  считать  ограничением  прав и свобод человека и
гражданина только в том случае,  если обстоятельства,  обусловливающие
особенности  правового режима жилья,  прежде всего целевое назначение,
исключают   возможность   передачи   жилого   помещения   в    частную
собственность.  Такая  правовая  позиция,  изложенная  Конституционным
Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу постановлении от  3
ноября  1998  года  по  делу  о  проверке  конституционности отдельных
положений  статьи  4  Закона  Российской  Федерации  "О   приватизации
жилищного  фонда в Российской Федерации",  распространяется и на часть
пятую статьи 29 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов".
     Поэтому отнесение законодателем  жилых  помещений  муниципального
жилищного фонда социального использования, предназначенных для граждан
пожилого возраста и инвалидов,  к объектам, не подлежащим приватизации
ввиду  специального  целевого  назначения,  требует  судебной проверки
фактов,  обосновывающих в каждом конкретном случае распространение  на
то  или  иное  жилое  помещение особого правового режима.  Осуществляя
такую проверку,  судам надлежит  исходить  не  только  из  формального
решения  о  целевом  назначении данного помещения,  но и из практики и
перспектив  его  целевого   использования,   наличия   соответствующей
инфраструктуры,    единства    статуса    жилого   фонда   социального
использования, волеизъявления граждан пожилого возраста и инвалидов на
предоставление  им  жилых помещений из фонда социального использования
при заключении с ними соответствующих договоров жилищного найма  и  т.
д.  Без  учета  указанных  фактических  обстоятельств  не  может  быть
обеспечена реальная судебная защита  права  частной  собственности  на
жилое помещение, гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской
Федерации.
     Таким образом, проверка обоснованности в каждом конкретном случае
ограничения  права  гражданина  на   приватизацию   жилого   помещения
осуществляется   судами  общей  юрисдикции,  в  том  числе  на  основе
непосредственного  применения  статьи   17   (часть   3)   Конституции
Российской  Федерации,  согласно  которой  реализация  прав  и  свобод
человека и гражданина не должна нарушать права и свободы  других  лиц.
Исходя  из  этого,  в  правоприменительной практике недопустимы случаи
произвольного препятствования приватизации, на что также указывалось в
названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
     Исходя из изложенного и руководствуясь  пунктом  1  части  первой
статьи  43  и  частью  первой  статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный
Суд Российской Федерации определил:
     1. Отказать в принятии  к  рассмотрению  запроса  Юрьев-Польского
районного   суда   Владимирской   области  ввиду  неподведомственности
поставленного  в  нем   вопроса   Конституционному   Суду   Российской
Федерации.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию  в   "Собрании
законодательства  Российской  Федерации"  и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                           М.В. Баглай
14 декабря 1999 г.
N 229-О

Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                         Н.В. Селезнев
14 декабря 1999 г.
N 229-О