МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" В ЧАСТИ РЕГИСТРАЦИИ И ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 27.12.99 10766-СЮ

       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ
      НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
          И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" В ЧАСТИ РЕГИСТРАЦИИ
              И ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                          27 декабря 1999 г.
                              N 10766-СЮ

                                (НЦПИ)


     В соответствии  с  поручением  Комиссии  по  вопросам религиозных
объединений  при  Правительстве  Российской  Федерации  N  ПЗ-631   от
13.10.99  года в дополнение к ранее направленным инструктивным письмам
и  рекомендациям  Минюста  России  направляются  для  использования  в
практической деятельности по регистрации и перерегистрации религиозных
организаций  методические   рекомендации   по   применению   некоторых
положений  Федерального  закона  "О  свободе  совести  и о религиозных
объединениях",  разработанные Департаментом по  делам  общественных  и
религиозных   объединений  с  учетом  накопленной  правоприменительной
практики.
     Данные методические    рекомендации    подготовлены   на   основе
поступивших в Минюст России соответствующих  запросов  территориальных
органов юстиции и изложены в виде ответов на вопросы.
     Одновременно в порядке информации сообщаем следующее.
     1. Конституционный  Суд Российской Федерации своим постановлением
от 23 ноября 1999 года по делу о  проверке  конституционности  абзацев
третьего  и  четвертого  пункта  3 статьи 27 Федерального закона от 26
сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях"  в
связи  с  жалобами  религиозного  общества  Свидетелей Иеговы в городе
Ярославле   и   религиозного   объединения    "Христианская    церковь
Прославления" установил,  что религиозные организации,  учрежденные до
вступления  данного  Федерального  закона  в  силу,  а  также  местные
религиозные   организации,   входящие   в  структуру  централизованной
религиозной организации, пользуются правами юридического лица в полном
объеме,   без   подтверждения   пятнадцатилетнего  минимального  срока
существования   на   соответствующей   территории,    без    ежегодной
перерегистрации  и без ограничений,  предусмотренных абзацем четвертым
пункта 3 статьи 27 названного Федерального закона.
     В связи  с  этим  абзацы  третий  и  четвертый пункта 3 статьи 27
Федерального закона "О свободе совести и о  религиозных  объединениях"
при  проведении  перерегистрации  религиозных  организаций не подлежат
применению.
     2. Государственная   Дума   II   созыва   не  рассмотрела  проект
федерального  закона  "О  внесении  изменений  в  пункт  4  статьи  27
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в
части  продления  срока   перерегистрации   религиозных   объединений,
поддержанный   Правительством   Российской   Федерации,   Советом   по
взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте  Российской
Федерации и одобренный Советом Государственной Думы.  В соответствии с
регламентом Государственной Думы данный законопроект будет  рассмотрен
в первоочередном порядке Государственной Думой нового созыва.

Заместитель Министра юстиции
Российской Федерации
                                                            С. Юдушкин
27 декабря 1999 г.
N 10766-СЮ


                                                            Приложение

                    Методические рекомендации
        по применению органами юстиции некоторых положений
      Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
                объединениях" в части регистрации
            и перерегистрации религиозных организаций

     1. Нормативно-правовые основы  деятельности  органов  юстиции  по
регистрации и перерегистрации религиозных организаций.
     Во исполнение  Федерального  закона  "О  свободе  совести   и   о
религиозных  объединениях",  далее  именуется  Федеральный закон,  для
производства государственной регистрации и перерегистрации религиозных
организаций приняты следующие нормативно-правовые акты:
     Постановление Правительства  Российской  Федерации   "О   порядке
регистрации,    открытия    и    закрытия   в   Российской   Федерации
представительств иностранных религиозных  организаций"  от  2  февраля
1998 года N 130 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 6, ст.754);
     Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 1998
г.  N 32 "О порядке реализации постановления Правительства  Российской
Федерации от 2 февраля 1998 г.  N 130 "О порядке регистрации, открытия
и  закрытия  в  Российской  Федерации   представительств   иностранных
религиозных организаций";
     Приказ Министерства юстиции Российской Федерации  от  16  февраля
1998  г.  N  19,  зарегистрирован  в Минюсте России 5 марта 1998 года,
регистрационный N 1482 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о
государственной  регистрации религиозных организаций в органах юстиции
Российской Федерации" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 1998, N 7);
     Постановление Правительства  Российской  Федерации   "О   порядке
проведения государственной религиоведческой экспертизы" от 3 июня 1998
г.  N 565 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23,
ст.2560);
     Приказ Министерства юстиции Российской  Федерации  от  8  октября
1998  г.  N 140,  зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 1998 г.,
регистрационный   N   1639   "О   порядке   реализации   постановления
Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г.  N 565 "О порядке
проведения государственной религиоведческой  экспертизы"  ("Российская
газета"  от 4 ноября 1998 г.,  Бюллетень нормативных актов Федеральных
органов исполнительной власти, 1998, N 30);
     Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации до делу
о проверке конституционности абзацев третьего и  четвертого  пункта  3
статьи  27  Федерального  закона  от  26 сентября 1997 года "О свободе
совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами  религиозного
общества   Свидетелей   Иеговы   в  городе  Ярославле  и  религиозного
объединения "Христианская церковь Прославления" от 23 ноября 1999 года
("Российская газета" от 16 декабря 1999 г.).
     2. В какой  части  на  религиозные  организации  распространяются
положения Федерального закона "О некоммерческих организациях"?
     Федеральный закон  "О   внесении   изменений   и   дополнений   в
Федеральный  закон "О некоммерческих организациях" от 4 ноября 1998 г.
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5849)
установил,    что    особенности    правового   положения,   создания,
реорганизации  и  ликвидации   религиозных   организаций,   управления
религиозными   организациями   определяются   федеральным   законом  о
религиозных объединениях и исключил  религиозные  организации  из  под
действия   статей   13-19,   21-23,   28-30   Федерального  закона  "О
некоммерческих организациях".  Положения иных статей указанного Закона
в части, касающейся религиозных организаций, остались в силе.
     3. Каким образом  регулируются  вопросы  членства  в  религиозной
организации?    Может   ли   быть   членом   религиозной   организации
несовершеннолетний?
     Вопросы религиозной   принадлежности  и  членства  в  религиозной
организации   относятся   к   внутренним   установлениям   религиозных
организаций и регулируются не Законом,  а каноническими установлениями
той или иной  Церкви.  Следовательно,  несовершеннолетний  может  быть
членом религиозной организации,  если это предусмотрено ее канонами. В
то  же  время  согласно  п.5  ст.3  Федерального  закона   запрещается
вовлечение   в   религиозные  объединения  малолетних,  т.е.  лиц,  не
достигших четырнадцатилетнего возраста,  а также  обучение  малолетних
религии  вопреки  их  воле  и  без  согласия их родителей или лиц,  их
заменяющих.
     Федеральным законом  для  религиозных организаций введены понятия
учредители и  участники,  а  также  установлены  предъявляемые  к  ним
требования.  Поскольку в уставе религиозной организации в соответствии
с требованиями п.2 ст.10 Федерального закона  указывается  порядок  ее
создания и формирования руководящих органов,  которые по смыслу Закона
образуются из числа участников религиозной организации,  то механизм и
процедура   оформления  участия  граждан  в  деятельности  религиозной
организации должен быть отражен в ее уставе.
     4. Могут   ли  регистрирующие  органы  требовать  от  религиозной
организации предусматривать в  ее  учредительных  документах  создание
определенных руководящих, исполнительных и контролирующих органов?
     Согласно п.2  ст.10  Федерального  закона  в  уставе  религиозной
организации  указываются  структура  организации,  органы  управления,
порядок их формирования и компетенция.  В то же  время  регистрирующие
органы  не  вправе  требовать  от  религиозной организации создания не
предусмотренных законом органов управления, поскольку в соответствии с
конституционным   принципом   отделения   религиозных  объединений  от
государства регистрирующие органы не должны вмешиваться в  вопросы  их
внутреннего  устройства  и  управления  и  уважают  право  религиозных
объединений выбирать,  назначать и  заменять  свой  персонал  согласно
своим соответствующим требованиям и стандартам,  если эти установления
не противоречат законодательству Российской Федерации.
     5. Что   понимать  под  терминами  структурная  и  вероисповедная
принадлежность религиозной организации?
     Федеральный закон   не  дает  определения  терминов  структура  и
вероисповедание религиозной организации.  В то же время с общепринятой
точки  зрения  под  структурой  (от латинского "struktura" - строение,
устройство) следует понимать иерархическое и институционное устройство
религиозной организации, а под структурным подразделением - входящую в
ее  состав   организацию.   Вероисповедание   -   это   принадлежность
организации   к   какой-либо   религии,   имеющей  свое  разработанное
вероучение и культовую практику.  Понятия структурная и вероисповедная
принадлежность  могут не совпадать,  так как последователи одной веры,
например,  мусульмане,  могут иметь несколько самостоятельных духовных
управлений   (религиозных   центров).   Согласно   Закону  структурная
принадлежность религиозной  организации  указывается  в  ее  уставе  и
подтверждается соответствующим документом.
     6. Могут ли иностранные граждане быть учредителями, участниками и
руководителями религиозных организаций?
     В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане  и
лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с  гражданами  РФ,  кроме  случаев,  установленных
федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
     Пунктом 1  ст.9  Федерального  закона  "О  свободе  совести  и  о
религиозных   объединениях"   установлено,  что  учредителями  местной
религиозной  организации  могут  быть   только   граждане   Российской
Федерации.
     Согласно п.1 ст.6 и  п.1  ст.8  Федерального  закона  участниками
религиозных объединений наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица,
постоянно и на законных основаниях проживающие на территории  РФ.  При
этом  в  соответствии  со  ст.5  Закона  СССР  от 24 июня 1981 года "О
правовом положении иностранных граждан в СССР" (действует в Российской
Федерации  на  основании  постановления  Верховного Совета РСФСР от 12
декабря 1991 года "О ратификации  Соглашения  о  создании  Содружества
Независимых   Государств")   иностранные   граждане   могут  постоянно
проживать в стране,  если имеют на то разрешение и вид на  жительство,
выданные органами внутренних дел.
     В то же время согласно п.2 ст.20 Федерального закона  "О  свободе
совести  и  о  религиозных  объединениях"  религиозные  организации  в
установленном порядке имеют право приглашать иностранных  граждан  для
занятия профессиональной, проповеднической, религиозной деятельностью.
При этом  временно  пребывающие  в  Российской  Федерации  иностранные
граждане   вправе  осуществлять  данную  деятельность  без  оформления
участия  в  организации  и  не  замещая  какие-либо  должности  в   ее
руководящих  органах,  поскольку  исходя  из  выше названных положений
Закона они не могут быть участниками религиозных организаций.
     Кроме того,  в  соответствии  со  ст.7  Закона  СССР  "О правовом
положении иностранных граждан в СССР" временно  пребывающие  в  стране
иностранные  граждане могут заниматься профессиональной деятельностью,
если  это  совместимо  с  целью  их  пребывания  в   стране,   которая
указывается во въездной визе, выдаваемой консульскими учреждениями МИД
России.
     К иностранным      религиозным      деятелям,      осуществляющим
профессиональную деятельность на  территории  Российской  Федерации  в
зарегистрированных  религиозных  организациях,  не применяется порядок
оформления, установленный Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. N 2146
"О  привлечении  и  использовании  в  Российской Федерации иностранной
рабочей силы" (Собрание актов Президента  и  Правительства  Российской
Федерации,  1993,  N 51, ст.4934). В то же время иностранные граждане,
въехавшие в Российскую Федерацию с  намерением  работать  по  найму  в
религиозных  организациях,  должны  соблюдать  утвержденный  настоящим
Указом обязательный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право
трудовой деятельности на территории России.
     7. Согласно  п.2  ст.13  Федерального  закона   представительства
иностранных  религиозных  организаций  не могут заниматься культовой и
иной религиозной  деятельностью.  Какие  действия  подпадают  под  это
ограничение?
     Федеральный закон  не  раскрывает  понятие  "культовая   и   иная
религиозная деятельность". В то же время в религиоведческой литературе
понятие "культ" (от лат.  cultus - почитание) обозначает  совокупность
определенных  сакральных  традиций,  обрядов,  церемоний  и  действий,
присущих любой религии.  Следовательно,  под культовой  и  религиозной
деятельностью   понимается   деятельность,   связанная   с  основанием
молитвенных зданий,  проведением  культовых  (религиозных)  обрядов  и
церемоний,  религиозным обучением и воспитанием, распространением веры
(миссионерская деятельность),  паломничеством к святым местам  и  иная
деятельность, относимая соответствующим вероучением к культовой.
     8. Может ли местная религиозная организация входить  в  структуру
религиозного  центра,  находящегося за пределами Российской Федерации?
Где осуществляется регистрация таких организаций?
     Федеральный закон такую возможность предусматривает и в п.6 ст.11
устанавливает,  что  в  случае,  если  вышестоящий  руководящий  орган
(центр)   местной   религиозной  организации  находится  за  пределами
Российской  Федерации,  то  в   регистрирующий   орган   дополнительно
представляются     надлежаще    удостоверенные    устав    или    иной
основополагающий документ иностранной религиозной  организации.  Кроме
того,   согласно   п.1  ст.9  Закона  учредители  местной  религиозной
организации должны представить документ,  подтверждающие существование
на   данной   территории   не  менее  пятнадцати  лет  соответствующей
религиозной  группы,  постольку  иностранный  религиозный   центр   не
является   централизованной   религиозной  организацией,  созданной  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Согласно п.2    ст.11    Федерального    закона   государственная
регистрация  всех   местных   религиозных   организаций   производится
территориальными органами юстиции.
     9. Могут ли  быть  участниками  местной  религиозной  организации
граждане, проживающие вне пределов соответствующего поселения?
     По смыслу  п.3  ст.8  Федерального  закона  местной   религиозной
организацией признается организация,  состоящая не менее чем из десяти
участников,  постоянно проживающих в  одной  местности  либо  в  одном
городском или сельском поселении. При этом требования о том, чтобы все
участники    религиозной    организации    постоянно    проживали    в
соответствующей   местности   либо  в  одном  городском  или  сельском
поселении, Закон не содержит.
     10. Может  ли  одно  лицо  являться  учредителем  или  участником
нескольких религиозных организаций одного вероисповедания?
     Действовавшее до октября 1990 года законодательство о религиозных
объединениях устанавливало,  что каждый гражданин  может  быть  членом
только   одного   религиозного   общества   или   группы.  Действующий
Федеральный закон такого ограничения не содержит.
     11. Может ли в одном городском или сельском поселении создаваться
несколько религиозных групп или организаций одного вероисповедания?
     Каких-либо ограничений   на   этот   счет  Федеральный  закон  не
содержит.  Согласно п.2 ст.12 Федерального  закона  отказ  по  мотивам
нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.
     12. Как  понимать  положение  п.1  ст.12  Федерального  закона  о
неправомочности учредителя (учредителей) религиозной организации?
     Эту норму  следует  понимать   как   несоблюдение   предъявляемых
Федеральным  законом  требований к учредителям религиозных организаций
(например,  несовершеннолетие,  отсутствие гражданства РФ,  превышение
установленной  Законом или уставом религиозной организации компетенции
при учреждении других организаций и т.д.).
     13. Какие    виды   религиозных   организаций   могут   создавать
централизованные религиозные организации?  Может  ли  централизованная
организация учредить местную религиозную организацию?
     Правомочность централизованной   религиозной   организации    при
создании   других  религиозных  организаций  установлена  в  п.6  ст.8
Федерального закона.  Местную религиозную организацию централизованная
организация   учредить   не   может,   поскольку  местные  религиозные
организации, являясь объединением граждан, создаются согласно пункту 1
ст.9 путем их добровольного волеизъявления.
     В свою очередь,  не менее трех  местных  религиозных  организаций
могут   создать   централизованную  религиозную  организацию  того  же
вероисповедания.  При этом объединение (союз,  ассоциация) религиозных
организаций  разной  вероисповедной принадлежности согласно п.2 ст.121
части первой ГК РФ признается некоммерческой организаций,  но не имеет
религиозного  статуса,  так  как  не  обладает глазным признаком любой
религиозной организации - совместным исповеданием веры.
     14. Может ли вышестоящая централизованная религиозная организация
своим решением ликвидировать местную религиозную организацию?
     Нет, поскольку согласно п.1 ст.14 Федерального закона и п.2 ст.61
части первой ГК  РФ  юридическое  лицо  может  быть  ликвидировано  по
решению  его  учредителей  (участников) либо органа юридического лица,
уполномоченного на то его уставом.  В то же время  в  соответствии  со
ст.15  Федерального закона государство уважает внутренние установления
религиозных организаций и их право действовать в соответствии с ними в
части,   не   противоречащей  законодательству  Российской  Федерации.
Каноническими  установлениями  иерархически  построенных   религиозных
организаций,  например  православных или католических,  предусмотрено,
что  образование  местных   организаций   (приходов)   происходит   по
благословлению  епархиального  епископа,  что  юридически  оформляется
выдачей  подтверждения  в  регистрирующий  орган  о   конфессиональной
принадлежности создаваемой организации.  Отзыв такого подтверждения из
регистрирующего  органа  влечет   прекращение   деятельности   местной
религиозной   организации   в   качестве   структурного  подразделения
централизованной  организации  и  лишает  ее  права   использовать   в
дальнейшем наименование и другие реквизиты соответствующей церкви.
     15. Может ли жилое  помещение  использоваться  в  качестве  места
нахождения (юридического адреса) религиозной организации?
     В соответствии   с   п.5   ст.11    Федерального    закона    для
государственной   регистрации   местной   религиозной   организации  в
регистрирующий орган  представляется  документ,  подтверждающий  место
нахождения    (юридический   адрес)   создаваемой   организации.   Для
государственной регистрации централизованной религиозной  организации,
а   также   религиозных   организаций,   образуемых  централизованными
религиозными организациями,  в соответствии  с  п.7  указанной  статьи
Закона в регистрирующий орган представляется документ,  подтверждающий
место нахождения (юридический адрес) руководящего  органа  создаваемой
организации.
     Согласно п.  3 ст.288 части первой и п.  2 ст.  671 части  второй
Гражданского  кодекса  РФ  жилое помещение может использоваться только
для проживания граждан и размещение в нем организаций не  допускается.
В этой связи жилое помещение не может быть использовано для размещения
офисов   религиозных   организаций,   образовательных,   издательских,
производственных и иных целей.
     В то же время в соответствии с п.2 ст.16  Федерального  закона  в
жилых  помещениях  могут  беспрепятственно  совершаться  богослужения,
религиозные обряды и церемонии,  что является основной целью и  формой
уставной  деятельности  местных религиозных организации.  В этой связи
жилое   помещение,   предоставляемое   религиозной   организаций    ее
участниками   для  реализации  данных  целей,  может  являться  местом
нахождение  местной  религиозной  организации,  что  не   противоречит
указанной   норме   Гражданского   кодекса,  поскольку  не  связано  с
размещением в нем органов управления, иных служб и производств. Вместе
с  тем  использование  жилого  помещения  для проведения богослужений,
религиозных  обрядов  и  церемоний  не  должно  нарушать  общественный
порядок и права проживающих в нем граждан.
     16. Из ст.10  Федерального  закона  не  вытекает,  что  в  уставе
религиозной  организации  указывается территория ее деятельности.  Как
тогда  учитывать  территориальную  сферу   деятельности   организации,
предусмотренную в п.7 ст.8 Закона?
     Согласно п.2 ст.52 части первой ГК РФ и ст.10 Федерального закона
в  уставе  юридического  лица  указывается  его  место нахождения и не
устанавливаются территориальные пределы деятельности.  В то же  время,
как  правило,  религиозные организации указывают в своих учредительных
документах   территорию   своей   деятельности   в   соответствии    с
институционной и иерархической структурой религиозной организации.  По
смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной  религиозной
организации является территория соответствующего городского, сельского
или иного  поселения,  а  централизованной  организации  -  территория
субъектов  Российской  Федерации,  где имеются входящие в ее структуру
местные организации.
     17. Могут   ли   создаваться  религиозные  организации  в  местах
исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы?
     Создание религиозных  объединений в государственных учреждениях и
воинских  частях  запрещено  Федеральным   законом   (п.3   ст.6).   В
соответствии со   ст.8   Исправительно-трудового   кодекса  и  ст.  16
Федерального закона к  лицам,  отбывающим  наказание  в  виде  лишения
свободы,  по  их  просьбе  могут  приглашаться  священнослужители  для
совершения религиозных  обрядов.  С  разрешения  администрации  данных
учреждений   для  совершения  обрядов  и  церемоний  могут  выделяться
специальные молитвенные помещения (храмы). Религиозные объединения при
этих  храмах не создаются,  поскольку реализация установленных законом
прав религиозных объединений  (свободно  собираться,  беспрепятственно
проводить богослужения, обряды, церемонии и пр.) противоречит правилам
внутреннего распорядка в местах содержания под стражей. В соответствии
с  установившейся  практикой  открываемые  храмы являются приписными к
приходам,  созданным и  зарегистрированным  вне  пределов  учреждений,
исполняющих наказания в виде лишения свободы.
     18. Какова процедура перерегистрации религиозных организаций?
     Федеральный закон     не     устанавливает     особого    порядка
перерегистрации религиозных организаций.  Согласно  п.3  ст.27  Закона
религиозные  организации,  созданные до вступления его в силу,  должны
привести свои уставы и иные учредительные документы в  соответствие  с
Законом   и   пройти   перерегистрацию.   В   этой   связи   процедуру
перерегистрации  следует  рассматривать  как   процедуру   регистрации
изменений и дополнений в уставе религиозной организации и проводить ее
в  соответствии  с  п.11  ст.11  Закона.  Регистрирующий   орган   при
перерегистрации  местной  религиозной  организации  вправе запросить у
заявителя все перечисленные в п.5 ст.11 Федерального закона документы.
     19. Могут  ли  местные  религиозные  организации  действовать  на
основании  типовых  (примерных)   уставов,   разработанных   для   них
централизованными организациями.
     Гражданский кодекс РФ предусматривает,  что юридическое лицо,  не
являющееся  коммерческой организацией,  может действовать на основании
общего  положения  об  организациях  данного   типа.   В   п.1   ст.10
Федерального закона установлено, что религиозная организация действует
на  основании  устава,  который  утверждается  ее   учредителями   или
централизованной  организацией.  Во  взаимосвязи с другими положениями
Закона  из  этой  нормы  вытекает,  что  централизованная  религиозная
организация утверждает уставы религиозных организаций,  создаваемых ею
в порядке п.6 ст.8 Закона,  а уставы местных  религиозных  организаций
утверждаются учредительным собранием граждан.  Таким образом, практика
разработки типовых уставов для местных религиозных организаций законом
не   запрещается,  однако  они  должны  быть  утверждены  учредителями
религиозной организации.
     20. В  каком  порядке  производится  перерегистрация  религиозных
организаций?
     Поскольку Закон    не   установил   очередность   перерегистрации
централизованных и  местных  религиозных  организаций,  то  отсутствие
перерегистрации   централизованной   организации   не   может  служить
основанием для  отказа  в  перерегистрации  входящей  в  ее  структуру
местной  религиозной  организации.  Согласно  п.3  ст.27  Федерального
закона не  производится  перерегистрация  религиозных  организаций,  в
отношении  которых  имеются  основания  для их ликвидации либо запрета
деятельности, указанные в п.2 ст.14 Закона.
     21. Могут    ли    религиозные    организации,    не    прошедшие
перерегистрацию,  быть   учредителями   централизованных   религиозных
организаций?
     Согласно п.4   ст.8    Федерального    закона    централизованной
религиозной  организацией  признается организация,  состоящая не менее
чем из трех местных религиозных  организаций.  Организационно-правовая
форма  "местная  религиозная  организация"  и  условия  ее признания в
качестве таковой введены в действие новым Федеральным законом.  В этой
связи религиозные организации до их перерегистрации не могут учреждать
другие религиозные организации в порядке,  предусмотренном п.4  и  п.6
ст.8 Федерального закона.
     22. Как быть,  если при перерегистрации  религиозной  организации
меняется вид организации и регистрирующий орган?
     В правоприменительной   практике   возникают   ситуации,    когда
религиозная организация ранее была зарегистрирована Минюстом России, а
согласно  новому  Закону  является  местной  организацией  и  подлежит
перерегистрации  в  территориальном органе юстиции.  С другой стороны,
организация,  ранее зарегистрированная в территориальном органе, может
подлежать   перерегистрации   в   Минюсте   России.   В   этом  случае
соответствующий  регистрирующий   орган   производит   перерегистрацию
религиозной   организации,   а  орган  юстиции  по  месту  ее  прежней
регистрации по заявлению религиозной организации  и  при  предъявлении
регистрационных  документов издает распоряжение об исключении данных о
религиозной  организации  из  государственного   реестра   религиозных
организаций, зарегистрированных в данном органе юстиции.
     23. Может ли местная религиозная организация перейти из структуры
одной  централизованной  организации  в другую или при перерегистрации
вступить в существующую  централизованную  организацию,  будучи  ранее
зарегистрированной в качестве автономной религиозной организации?
     Да, может. При этом ей следует внести соответствующие изменения и
дополнения  в  устав  организации и представить их для государственной
регистрации. Поскольку порядок внесения изменений и дополнений в устав
устанавливается  согласно  Закону  в  уставе  религиозной организации,
регистрирующий орган при проведении их регистрации  должен  проверить,
что  изменения и дополнения утверждены правомочным органом религиозной
организации.  Утверждение изменений и дополнений неправомочным органом
или   внесение  их  с  нарушением  установленной  уставом  религиозной
организации  процедуры   влечет   отказ   регистрирующего   органа   в
удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.
     24. Может ли регистрирующий орган отменить  свое  распоряжение  о
государственной регистрации религиозной организации?
     Отмена акта государственной регистрации  религиозной  организации
влечет ее ликвидацию,  как юридического лица.  В соответствии со ст.61
части  первой  ГК  РФ  юридическое  лицо,   в   случае   осуществления
деятельности,  противоречащей  его  уставным  целям  или  действующему
законодательству,  а также в иных  случаях,  предусмотренных  законом,
может  быть  ликвидировано решением суда по требованию соответствующий
государственных органов, в том числе органов юстиции.
     Таким образом,  отмена  регистрирующим  органом  без решения суда
распоряжения о регистрации религиозной организации,  аннулирование  ее
учредительных  документов  и внесение об этом записи в государственный
реестр религиозных организаций не основаны на законе.
     25. Может ли местная религиозная организация создавать учреждения
профессионального религиозного образования?
     Местные религиозные   организации   в   соответствии   со   ст.18
Федерального закона и ст.11 Федерального закона "Об образовании" могут
быть   учредителями   образовательных   учреждений,  регистрируемых  в
качестве негосударственных образовательных  учреждений.  Что  касается
учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п.6
ст.8  они  создаются  исключительно   централизованными   религиозными
организациями.  Целью  духовных  образовательных  учреждений  является
подготовка священнослужителей и религиозного персонала. Они признаются
религиозными  организациями  и  подлежат государственной регистрации в
органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом.
     26. В   каких   формах   и   какими   видами  предпринимательской
деятельности может заниматься религиозная организация?
     Согласно ст.117 части первой ГК РФ религиозные организации вправе
осуществлять  предпринимательскую  деятельность  лишь  для  достижения
целей,  ради  которых  они  созданы,  и  соответствующую  этим  целям.
Следовательно,    предпринимательская     деятельность     религиозных
организаций   может  осуществляться  только  в  пределах  ее  уставной
правоспособности,   и   в   тех    формах,    которые    предусмотрены
законодательством.   В   частности,   гражданское  законодательство  и
судебно-арбитражная практика признают  право  религиозных  организаций
осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так
и  путем  учреждения  для  этого,  хозяйственных  обществ  с   правами
юридического  лица.  Отдельными видами деятельности,  перечень которых
установлен  Федеральным  законом  от  16   сентября   1998   года   "О
лицензировании отдельных видов деятельности",  религиозная организация
может  заниматься  только  после  получения   соответствующего   права
(лицензии) на осуществление лицензируемого вида деятельности.
     27. Вправе  ли  религиозные  организации  создавать  и  содержать
вероисповедальные кладбища?
     Федеральным законом от  8  декабря  1995  года  "О  погребении  и
похоронном деле" предусмотрено создание вероисповедальных кладбищ, как
мест погребения лиц одной веры.  Решение о создании  вероисповедальных
кладбищ   согласно   ст.15   указанного   Закона  принимается  органом
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  или   органом
местного  самоуправления,  на  территории  которых  они создаются,  по
предложению   массовых   религиозных   организаций,   уставы   которых
предусматривают содержание вероисповедальных кладбищ.
     28. Может  ли  религиозная   организация   продавать   получаемую
гуманитарную  помощь  для  использования вырученных средств в уставных
целях?
     Согласно п.2  Постановления Правительства Российской Федерации от
4 декабря 1999 г. N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной
помощи  (содействия) Российской Федерации" продажа гуманитарной помощи
(полная или частичная) запрещается.
     29. Каков  порядок  представления  налоговым органам информации о
регистрации религиозных организаций?
     Согласно п.1  ст.85  части  первой  Налогового кодекса Российской
Федерации   органы,   осуществляющие    государственную    регистрацию
организаций,   обязаны   подавать   информации   о  зарегистрированных
перерегистрированных)    или    ликвидированных     (реорганизованных)
организациях в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10
дней    после    регистрации    (перерегистрации)    или    ликвидации
(реорганизации)   организации.   В   соответствии   с   Постановлением
Правительства Российской Федерации от  10  марта  1999  г.  N  266  "О
порядке  ведения  единого государственного реестра налогоплательщиков"
данная информация должна содержать:
     - сведения  об органе,  осуществившем государственную регистрацию
(перерегистраций)  создания,  реорганизации,  ликвидации  организации:
наименование  и  место  нахождения (юридический адрес) регистрирующего
органа, идентификационный номер налогоплательщика;
     - реквизиты документа о государственной регистрации: дата выдачи,
серия и номер документа;
     - сведения   об  организации:  наименование  и  место  нахождения
(юридический адрес) организации;
     - сведения  о событии,  подлежащем регистрации (перерегистрации):
дата события, вид события (создание, реорганизация, ликвидация).
     Кроме того,  согласно  п.3  ст.83 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации сама религиозная организация в  течение  10  дней
после  государственной регистрации обязана подать в налоговый орган по
месту своего нахождения заявление  о  постановке  на  учет.  Нарушение
указанного   срока   или   уклонение  от  постановки  на  учет  влекут
установленную законом ответственность.