О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 16 ИЮЛЯ 1997 ГОДА N 34 "ОБ ОСНОВАХ ПЛАТНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ" ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 29 сентября 1999 г. N 34 (ТВ 99-47) Настоящий Закон вносит изменения и дополнения в Закон города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" с целью приведения компетенции органов государственной власти города по установлению ставок арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов в соответствие со статьей 21 Закона РСФСР от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29 декабря 1998 года) и статьями 27 и 35 Устава города Москвы, порядка предоставления льгот по плате за землю в соответствие с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 1. Изменения и дополнения Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" Внести в Закон города Москвы от 16 июля 1997 года N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" следующие изменения и дополнения: 1. Преамбулу Закона изложить в следующей редакции: "Настоящий Закон определяет общие принципы уплаты и взимания земельных платежей в городе Москве, виды льгот и порядок их предоставления, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления города Москвы в части регулирования платного пользования земельными участками в границах города Москвы". 2. Дополнить Закон после преамбулы новой статьей 1 и соответственно изменить нумерацию последующих статей: "Статья 1. Основные термины Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины: - выкуп права аренды земельного участка - сделка купли-продажи между Московской городской администрацией (продавец) и лицом, ставшим победителем торгов, предметом которых являлось право на заключение договора аренды земельного участка, или иным покупателем в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Покупатель, полностью уплативший определенную на торгах сумму, кроме права на заключение договора аренды, имеет с момента регистрации договора право на совершение сделок с арендными правами на земельный участок, если условиями торгов не установлено иное. Выкуп права аренды земельного участка может быть полным или частичным. При полном выкупе права аренды наряду со стоимостью права на заключение договора аренды и права на совершение сделок с арендными правами в плату включается текущая стоимость потока регулярных арендных платежей за весь период аренды; - право на заключение договора аренды земельного участка - право лица, признанного победителем торгов, предметом которых являлось право на заключение договора аренды земельного участка, и выполнившего обязательства по оплате в установленном порядке определенной на торгах суммы, а также право иного лица в установленных законом случаях заключить договор аренды земельного участка; - право на совершение сделок с арендными правами - право лица, являющегося арендатором находящегося в собственности города Москвы земельного участка, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, совершать сделки с арендными правами в порядке, установленном законами Российской Федерации и города Москвы; - согласие арендодателя на совершение арендатором сделок с арендными правами на землю - разрешение Московской городской администрации или уполномоченного ею органа арендатору земельного участка совершать сделки с арендными правами после внесения предусмотренной статьей 4 настоящего Закона платы; - земельный участок (часть земельного участка), занимаемый зданием или сооружением и необходимый для его использования - земельный участок (часть земельного участка), права на который неотделимы от прав на расположенные на нем здания или сооружения. Порядок определения границ земельного участка устанавливается Московской городской администрацией. До межевания территории его площадь для целей настоящего Закона определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади (для использования соответствующего здания или сооружения), принимаемой равной наименьшему из трех показателей: а) площади застройки; б) площади незастроенной части имеющегося при здании обособленного земельного массива; в) площади, приходящейся на долю в жилом квартале или ином земельном массиве, соответствующую зданию или сооружению, уменьшенной на непосредственно занимаемую зданием или сооружением площадь. Доля, соответствующая зданию или сооружению, рассчитывается в порядке, установленном в части 2 статьи 6 настоящего Закона; - особый порядок установления ставок арендной платы за землю - порядок, в соответствии с которым отдельным арендаторам или их группам ставки арендной платы за землю устанавливаются в ином порядке и размерах, чем ставки арендной платы для аналогичных по виду деятельности, местоположению и иным характеристикам, влияющим на расчет арендной платы, арендаторов или их категорий". 3. Статью 1 дополнить словами: "право ограниченного пользования (сервитут)". 4. Часть 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: "Формами платы за землю в городе Москве являются земельный налог и арендная плата за землю". 5. Часть 2 статьи 3 изложить в следующей редакции: "Объектом для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона. Учетным документом, содержащим основные сведения о земельном участке, является план земельного участка". 6. Часть 3 статьи 3 изложить в следующей редакции: "Договор аренды вновь предоставляемого для коммерческих целей земельного участка заключается в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации на торгах, проводимых в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. За право на заключение договора аренды земельного участка победитель торгов уплачивает плату в размере и порядке, установленных в результате проведения торгов, включающую в себя стоимость права на заключение договора аренды и стоимость права на совершение сделок с правами аренды земельного участка. Условиями торгов может быть установлено, что стоимость права на совершение сделок с арендными правами не входит в определяемую на торгах плату за право на заключение договора аренды земельного участка". 7. Часть 4 статьи 3 изложить в следующей редакции: "При заключении договоров аренды земельных участков для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, выполнением Москвой функций столицы Российской Федерации, городских государственных программ, а также в иных установленных законами города Москвы случаях, торги не проводятся. Договоры аренды земельных участков для реализации утверждаемых в установленном порядке городских государственных программ заключаются без взимания платы за право на заключение договора аренды земли". 8. Часть 5 статьи 3 изложить в следующей редакции: "Право на сделки с арендными правами возникает у арендатора при наличии согласия арендодателя после внесения в полном размере платы за право на совершение сделок с арендными правами, в том числе в составе платы за право на заключение договора аренды, с момента регистрации указанного права в установленном порядке и действует до истечения срока договора аренды земельного участка, если меньший срок не установлен соглашением сторон. Размер платы за право на совершение сделок с правами аренды земельного участка определяется распорядительным актом Московской городской администрации на основании утвержденных ставок и с учетом разрешенного использования земельного участка, срока до окончания действия договора аренды, результатов оценки. Право на сделки с арендными правами относится к нематериальным активам". 9. Статью 3 дополнить частью в следующей редакции: "Отсутствие у арендатора права на совершение сделок с правами аренды не ограничивает установленные законом и договором аренды его права по использованию земельного участка. Понуждение к выкупу права на совершение сделок с арендными правами не допускается". 10. Статью 3 дополнить частью в следующей редакции: "Продажа здания, сооружения или их части, а также переход права собственности на них иным предусмотренным законом способом, без одновременной передачи (продажи) права аренды или иного права на земельный участок, занимаемый зданием или сооружением и необходимый для его использования, не допускается". 11. Статью 3 дополнить частью в следующей редакции: "В случае, если ранее здание или сооружение было приобретено в собственность без одновременного приобретения за плату или бесплатно права аренды или иного права на земельный участок, собственник имеет право на заключение договора аренды земельного участка, занимаемого зданием или сооружением и необходимого для его использования, без внесения платы за него. При этом право на совершение сделок с правом аренды земельного участка считается выкупленным в части, непосредственно занимаемой зданием или сооружением. Совершение сделок с правом аренды неделимого земельного участка, строительство на нем в установленном порядке новых зданий или сооружений, а также размещение временных объектов, используемых в коммерческих целях, может производиться после внесения платы за право на совершение сделок с правом аренды незастроенной части земельного участка. Площадь и границы земельного участка, права на который переходят в установленном порядке с переходом права собственности на расположенное на нем здание или сооружение, предлагаемые лицами, передающими или приобретающими право собственности на недвижимость по договору купли - продажи или иным образом, подлежат обязательному согласованию с уполномоченными органами Московской городской администрации". 12. Статью 3 дополнить частью в следующей редакции: "Передача находящихся в собственности города Москвы земельных участков арендаторами в субаренду осуществляется в порядке, устанавливаемом Московской городской администрацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы". 13. Часть 1 статьи 4 дополнить первым предложением: "Основой для установления платы за землю является кадастровая оценка земель города". 14. Часть 2 статьи 4 изложить в следующей редакции: "Мэр Москвы устанавливает базовые ставки годовой арендной платы за землю по категориям арендаторов и видам целевого использования земель в рублях или в условных денежных единицах, дифференцирует их по территориально-экономическим зонам, подзонам повышенной или пониженной ценности и утверждает коэффициенты к ставкам, применяемые при нарушении режима разрешенного использования земель, в том числе установленного договором аренды земельного участка, неэффективном использовании земель, несоответствии установленным градостроительным приоритетам и в иных случаях, предусмотренных законами города Москвы, и представляет их Московской городской Думе в составе документов и материалов, подготавливаемых одновременно с бюджетом. Изменение ставок арендной платы в сторону их увеличения не может иметь обратной силы". 15. Части 3, 4, 5 и 6 статьи 4 исключить. 16. Часть 7 статьи 4 изложить в следующей редакции: "Законом города Москвы о бюджете может устанавливаться учитывающий инфляцию коэффициент индексации арендной платы за землю. Размер увеличения арендной платы за землю по действующим договорам без учета коэффициента индексации не может превышать 2 процентов в год в единицах исчисления ставок при сохранении размеров земельного участка, его целевого использования и вида деятельности, за исключением случаев расчета арендной платы в особом порядке в соответствии с законами города Москвы. В случаях нарушения арендатором обязательств по использованию земельного участка договором аренды может быть предусмотрено увеличение арендной платы за землю в большем размере". 17. Статью 4 дополнить частью в следующей редакции: "Для реализации целей политики органов государственной власти Москвы по стимулированию хозяйственной деятельности, поддержке социально незащищенных слоев населения, привлечению дополнительных инвестиций, стимулированию реализации городских государственных программ Москвы, оздоровлению окружающей среды, выводу, перебазированию, перепрофилированию предприятий и организаций применяется особый порядок установления ставок арендной платы за землю. Арендаторы, которым ставки арендной платы устанавливаются в особом порядке, размер этих ставок или необходимых для его определения коэффициентов к установленным Мэром Москвы базовым ставкам арендной платы за землю устанавливаются законами города Москвы. Ставки арендной платы за землю в особом порядке могут устанавливаться как для всей территории города в целом, так и для отдельных территориально-экономических зон, подзон, иных частей городской территории с определенными границами". 18. Статью 4 дополнить частью в следующей редакции: "Установленные в особом порядке ставки арендной платы за земельные участки, занимаемые включенными Московской городской администрацией в Перечень предназначенных к выводу, перебазированию, перепрофилированию предприятиями и организациями, могут индексироваться законами города Москвы, но не чаще одного раза в год. При условии выполнения мероприятий по выводу, перебазированию, перепрофилированию в согласованные Московской городской администрацией сроки может предоставляться в установленном порядке отсрочка платежей в части, превышающей арендную плату за землю, рассчитанную по ставкам для аналогичных предприятий, не включенных в указанный Перечень, со списанием отсроченных платежей после завершения вывода, перебазирования, перепрофилирования". 19. Часть 2 статьи 5 изложить в следующей редакции: "Юридические и физические лица, обладающие соответствующими вещными правами или правами аренды (субаренды) на расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них, платят регулярные земельные платежи исходя из расчетных земельных площадей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых этими лицами помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном участке. При этом объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10 процентов. Размер регулярных земельных платежей определяется как произведение соответствующей расчетной земельной площади, ставки платежей и установленных в соответствии с настоящим Законом коэффициентов к ним с учетом льгот, право на которые имеет плательщик. До межевания территории и государственной регистрации прав на землю вышеуказанных лиц основанием для взимания регулярных земельных платежей является зарегистрированное в установленном порядке вещное право или право аренды (субаренды) на здания, сооружения или помещения в них. Размер платы в этом случае рассчитывается исходя из расчетной площади земельного участка, занимаемого соответствующим зданием, сооружением и необходимого для его использования, определяемой в соответствии со статьей 1 настоящего Закона". 20. Статью 5 после части 2 дополнить частью в следующей редакции: "Размер регулярных платежей за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), или за приходящиеся на жилые помещения доли в праве на земельный участок не зависит от зарегистрированного вида прав на землю и определяется для лиц, не относящихся к льготным по земельному налогу категориям плательщиков, в порядке, установленном законами Российской Федерации и города Москвы для исчисления земельного налога". 21. Часть 3 статьи 5 изложить в следующей редакции: "Стоимость передаваемой инвестором городу доли в здании или сооружении, возведенном или возводимом в соответствии с инвестиционным контрактом, засчитывается в полном объеме при определении размера платы за право на заключение договора аренды земельного участка, если иное не оговорено в инвестиционном контракте или в решении Московской городской администрации, согласно которому был заключен (заключается) инвестиционный контракт". 22. Статью 7 после дефиса 3 дополнить дефисами в следующей редакции: "- установление ставок арендной платы за землю в особом порядке в соответствии с настоящим Законом; - индексация арендной платы за землю". 23. Дефис 6 статьи 7 изложить в следующей редакции: " - установление льгот по земельным платежам и порядка их предоставления в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы". 24. Статью 8 дополнить дефисом в следующей редакции: "- внесение в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ стоимости выкупа (полного или частичного) права аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы". 25. В части 1 статьи 9 слова "земельные платежи уплачиваются" заменить словами "земельный налог уплачивается". 26. Часть 2 статьи 9 изложить в следующей редакции: "Физическими лицами земельный налог уплачивается равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года". 27. Статью 9 после части 2 дополнить частью в следующей редакции: "Арендная плата за землю юридическими и физическими лицами уплачивается поквартально равными долями не позднее 5 числа первого месяца квартала. Договором могут быть установлены иные периодичность и сроки внесения арендной платы". 28. Часть 6 статьи 9 изложить в следующей редакции: "Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым уполномоченным органом Московской городской администрации к физическим и юридическим лицам по погашению задолженности перед бюджетом по арендной плате за землю, составляет 3 года". 29. Статью 10 изложить в следующей редакции: "Льготы по плате за землю могут предоставляться в виде частичного или полного освобождения от уплаты земельного налога, отсрочки (рассрочки) внесения земельного налога и иных платежей, связанных с приобретением прав на землю, налогового (платежного) кредита или в иной форме, установленной законами Российской Федерации и города Москвы". 30. Часть 1 статьи 11 изложить в следующей редакции: "Льготы по плате за землю в виде частичного или полного освобождения от уплаты земельного налога, а также ставки арендной платы за землю в особом порядке и категории землепользователей, к которым они применяются, устанавливаются законами города Москвы, как правило, до утверждения городского бюджета на следующий финансовый год". 31. Статью 11 после части 1 дополнить частью в следующей редакции: "Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий землепользователей и снижение ставок арендной платы за землю после принятия в установленном порядке бюджета города Москвы на очередной финансовый год может производиться законом города Москвы с одновременным уточнением бюджетных показателей. Мэр Москвы вправе в течение финансового года принимать решения о снижении ставок арендной платы за землю, в результате которых уменьшение доходов города не превысит предусмотренного в бюджете города Москвы резервного фонда с соответствующим его сокращением". 32. Часть 2 статьи 11 после слов "индивидуальный характер" дополнить словами "если иное не установлено законами Российской Федерации и города Москвы". 33. Часть 3 статьи 11 изложить в следующей редакции: "Льготы в виде отсрочки (рассрочки) внесения земельного налога, иных платежей, связанных с приобретением прав на землю, и налогового (платежного) кредита предоставляются в порядке, установленном законами Российской Федерации и города Москвы". 34. Часть 4 статьи 11 изложить в следующей редакции: "Льготы по земельным платежам, устанавливаемые законами города Москвы, предоставляются в пределах средств, не подлежащих централизации в федеральный бюджет". 35. Часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: "Штрафы за невнесение арендных платежей налагаются Государственной земельной инспекцией". 36. Первое предложение части 5 статьи 13 изложить в следующей редакции: "В случае нарушения арендатором установленных в соответствии со статьей 10 настоящего Закона сроков внесения арендной платы за землю начисляются пени в размере, определяемом договором, но не более 0,7 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа". 37. Первое предложение части 7 статьи 13 изложить в следующей редакции: "Существенными нарушениями условий договора аренды земельного участка, которые могут служить основаниями для досрочного расторжения договора в установленном порядке, являются невнесение арендной платы за землю и пени в полном объеме в течение двух сроков подряд, неиспользование земельного участка в течение двух и более лет в соответствии с установленным договором целевым назначением, истечение нормативного срока освоения инвестором земельного участка". 38. Часть 8 статьи 14 изложить в следующей редакции: "При переоформлении прав на земельные участки без изменения их границ и режима разрешенного использования земель в случаях продления срока аренды или безвозмездного временного пользования земельным участком (пролонгации договора), изменения вида прав на земельный участок, изменения названия или организационно-правовой формы юридического лица, наследования или дарения взимается плата в размере расходов, необходимых на изготовление соответствующих документов, но не свыше 1 минимального размера оплаты труда - для физических лиц и не свыше 20 минимальных размеров оплаты труда - для юридических лиц, за исключением лиц, указанных в части 7 настоящей статьи. Порядок распределения средств от платы за переоформление прав на земельные участки устанавливается Московской городской администрацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы". 39. В части 10 статьи 14 слова "в порядке и размерах, установленных статьями 8 и 12" заменить словами "в порядке, предусмотренном статьей 12". 40. Статью 14 после части 10 дополнить частями в следующей редакции: "Налог за земли, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта, взимается в размере 3 процентов от ставок земельного налога в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы. Арендная плата за земельные участки, предоставленные гражданам или их объединениям для жилищного или гаражного строительства в некоммерческих целях, рассчитывается в течение нормативного срока по ставкам, установленным для жилищного фонда и гаражей соответствующего типа, если законами города Москвы не установлено иное". 41. Последнюю часть статьи 14 после слов "основная деятельность которых финансируется из бюджета Российской Федерации или города Москвы" дополнить словами "либо за счет средств профессиональных союзов". 42. Часть 4 статьи 15 исключить. 43. Статью 15 после части 4 дополнить частью в следующей редакции: "Право безвозмездного временного пользования земельными участками предоставляется юридическим и физическим лицам, полностью освобожденным законами Российской Федерации от уплаты земельного налога". 44. Часть 5 статьи 15 изложить в следующей редакции: "Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности города Москвы, могут переходить в собственность юридических и физических лиц, в том числе общую долевую или совместную, на возмездной и безвозмездной основе после принятия законов города, регламентирующих правила и условия приобретения и применения такого права. Территории, в пределах которых допускается предоставление (продажа) земельных участков в собственность юридических и физических лиц, могут ограничиваться законами города Москвы". 45. Статью 15 дополнить частью в следующей редакции: "Юридические лица, включенные в установленном порядке в Перечень предприятий, предназначенных к выводу, перебазированию, перепрофилированию, могут сдавать занимаемые ими земельные участки или их части в субаренду, а также совершать сделки с арендными правами на землю только на основании решений Московской городской администрации". Мэр Москвы Ю.М. Лужков |