ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (Редакция на 10.07.2000) ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 декабря 1999 г. N 107н (ЮИАИ) В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. 2. Внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации согласно приложению. Министр финансов Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ 30 декабря 1999 г. N 107н Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 28 января 2000 г. N 2064 Приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 107н ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. В Положении по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 25н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570): а) в абзаце первом пункта 1 слова: "(за исключением Центрального банка, кредитных организаций)" заменить словами: "(за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций и бюджетных учреждений)"; б) в подпункте "б" пункта 3 исключить слова: "(для бюджетных учреждений - 50-кратного)"; в) в абзаце втором пункта 23 исключить последнее предложение. 2. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598): а) в абзаце первом пункта 2 слова: "(за исключением кредитных организаций)" заменить словами: "(за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений)"; б) в пункте 25 исключить слова: "либо увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации (далее под бюджетной организацией понимается некоммерческая организация, основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета)"; в) в подпункте "а" пункта 28 исключить слова: "либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации"; г) в подпункте "б" пункта 28 исключить слова: "либо уменьшения финансирования (фондов) у бюджетной организации"; д) в пункте 30: в абзаце первом исключить слова: "за исключением бухгалтерской отчетности бюджетных организаций"; абзац последний исключить; е) в абзаце первом пункта 44 исключить слова: "либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации"; ж) в абзаце седьмом пункта 48 исключить слова: "основным средствам бюджетных организаций"; з) в абзаце первом пункта 49 исключить слова: "а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости"; и) в пункте 50: в абзаце первом исключить слова: "а в бюджетных организациях - в составе малоценных предметов и других ценностей"; в абзаце первом подпункта "б" исключить слова: "(для бюджетных организаций - 50-кратного)"; к) в абзаце первом пункта 52 исключить слова: "а также малоценных предметов бюджетных организаций"); л) в пункте 53 исключить слова: "а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости"; м) в пункте 54 исключить слова: "либо финансирования (фондов) у бюджетной организации"; н) в абзаце шестом пункта 56 исключить слова: "и нематериальным активам бюджетных организаций"; о) в пункте 57 исключить слова: "а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости"; п) в пункте 76 исключить слова: "либо увеличение (уменьшение) финансирования фондов у бюджетной организации"; р) в абзаце первом пункта 77 исключить слова: "либо на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации"; с) в пункте 78 исключить слова: "либо финансирования (фондов) у бюджетной организации"; т) в пункте 82 исключить слова: "либо уменьшения (увеличения) финансирования (фондов) у бюджетной организации"; у) в абзаце первом пункта 84 исключить слова: "за исключением бюджетных"; ф) в абзаце первом пункта 85 исключить слова: "за исключением бюджетных"; х) в абзаце первом пункта 86 исключить слова: "за исключением бюджетных"; ц) пункт 87 признать утратившим силу; ч) в абзаце первом пункта 89 исключить слова: "(кроме бюджетных организаций)"; ш) пункт 95 признать утратившим силу. 3. В пункте 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673), слова: "(кроме кредитных организаций)" заменить словами: "(кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений)". 4. В абзаце втором пункта 1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1791), после слов: "некоммерческие организации" включить слова: "(кроме бюджетных учреждений)" и далее по тексту. 5. В абзаце втором пункта 1 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1790), после слов: "некоммерческие организации" включить слова: "(кроме бюджетных учреждений)" и далее по тексту. УТВЕРЖДЕНА Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 107н ИНСТРУКЦИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Часть I. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. 2. В целях настоящей Инструкции применяются следующие понятия: бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; главный распорядитель средств бюджета (далее - главный распорядитель) - орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении; распорядитель средств бюджета (далее - распорядитель) - орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении; получатель средств бюджета (далее - получатель) - бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований; лимит бюджетных обязательств - предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета; принятие денежных обязательств за счет средств бюджета - заключение получателем договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (услуг) с исполнителями работ (услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств; объем финансирования расходов - объем прав получателя на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств бюджета, в пределах которых органы, исполняющие соответствующие бюджеты, осуществляют кассовые расходы по поручению получателя; кассовый расход - операция по списанию средств со счета органа казначейства или в кредитной организации в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета; лицевой счет - регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями. 3. Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный настоящей Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус (далее - учреждения, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией). 4. Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619) и настоящей Инструкцией. 5. Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный настоящей Инструкцией, предусматривает: план счетов бухгалтерского учета в учреждениях; мемориально - ордерную форму ведения бухгалтерского учета; способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников; формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета; методы оценки активов и обязательств; корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям; другие вопросы организации бухгалтерского учета. 6. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному настоящей Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников. 7. Бухгалтерский учет в учреждениях ведется в валюте Российской Федерации - в рублях и копейках. Ведение регистров бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. 8. Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово - хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации. При централизации бухгалтерского учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей (в частности, в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов: получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством; решать другие вопросы, относящиеся к финансово - хозяйственной деятельности учреждения). Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений. 9. Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово - бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. 10. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно - финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов питания. В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно - контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей. Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.). Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета - для всех обслуживаемых учреждений. 11. Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. В обязанности бухгалтерских служб входит: ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов; осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций; контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации; финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета; начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений; своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами; ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников; контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно - материальных и других ценностей; участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете; проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении; широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно - вычислительных работ; составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности; составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения); ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб; хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. 12. Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота. 13. В учреждении все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченными ими на то лицами. В случае разногласий между руководителем учреждения и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя учреждения, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. 14. Для ведения бухгалтерского учета в учреждении применяются разработанные с учетом специфики их деятельности формы класса 05 "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции и отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД "Унифицированная система первичной учетной документации", утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 апреля 1999 г. N 2879-ПК указанному Постановлению государственная регистрация не требуется). Все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей). Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций). В зависимости от технологии обработки учетной информации в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (коды, контрольные отметки и т.п.), не нарушающие требований нормативных правовых актов и методических документов по бухгалтерскому учету. За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут ответственность лица, создавшие и подписавшие эти документы. В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах, подтверждающих факт выполнения работы, - подписи о принятии результата работы ответственными (уполномоченными) лицами. Записи в первичных учетных документах производятся способом, обеспечивающим сохранность записей: чернилами, пастой шариковой ручки, при помощи пишущих машин и средств автоматизации. Свободные строки в первичных учетных документах прочеркиваются. В первичных учетных документах (как в текстовой части, так и цифровых данных) подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки в первичном учетном документе должно быть оговорено надписью: "Исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. 15. Документы, служащие основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота. С лицами, предусмотренными действующим законодательством, ответственными за хранение денежных средств и товарно - материальных ценностей, заключаются в установленном порядке письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ф. 523). Получение материальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью, оформленной по установленным формам (ф. М-2 (0315001) или ф. М-2а (0315002) <*>). -------------------------------------- <*> Здесь и далее после номера формы в скобках приводится код формы документа классов 03 и 05 ОКУД. Материально ответственные лица представляют первичные учетные документы по приходу и расходу товарно - материальных ценностей при реестре сдачи документов ф. 442 (по приходным и расходным документам). После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных учетных документов реестр с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу. 16. Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета (на карточках, накопительных ведомостях, книгах, в том числе с применением пакетов прикладных программ ведения бухгалтерского учета и т.п.). Порядок записей в регистрах бухгалтерского учета определен настоящей Инструкцией. Карточки (кроме карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек ф. 279, который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета основных средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств ф. ОС-10. Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри них по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях - и по обслуживаемым учреждениям. Карточки учета материалов, малоценных предметов и т.п. сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами бухгалтерского учета и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета основных средств, выбывших в течение года. Опись инвентарных карточек по учету основных средств ф. ОС-10 сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке ф. ф. ОС-6 бюдж., ОС-8, ОС-9. Сдача инвентарных карточек в архив без описи осуществляется по реестру сдачи документов ф. 442, в котором указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемого учреждения. В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано ---- страниц (листов)". На каждой книге надписывается: наименование учреждения и год, на который книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц. Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года. Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся чернилами, пастой шариковой ручки или при помощи пишущих машин и средств автоматизации с первичных учетных документов не позднее следующего дня после их получения. По окончании каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам. 17. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета, производится в следующем порядке: а) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписывания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же, на полях, против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено"; б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "Красное сторно"; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой ф. 433, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления. На основании бухгалтерской справки ф. 433 составляется мемориальный ордер ф. 274. 18. Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год. Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся как в регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи), так и в регистры бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков). 19. Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости: ф. 285 (оборотная ведомость по счету ----), ф. М-44 (оборотная ведомость по материальным запасам) и ф. 326 (оборотная ведомость по основным средствам) по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств и малоценных предметов, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги "Журнал - главная" ф. 308. Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет. 20. Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется по мемориально - ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей Инструкцией. В отдельных случаях Министерство финансов Российской Федерации может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести в учреждениях, находящихся в их ведении, бухгалтерский учет по журнально - ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов. Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются следующие постоянные номера: мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф. 381; мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) ф. 381; мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, на субсчетах 110, 111, 114, 115, 118) ф. 381; мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) ф. 323; мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) ф. 405; мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) ф. 408; мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф. 386; мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) ф. 438; мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) ф. 438; мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) ф. 398; мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) ф. 411; мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) ф. 396; мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам) ф. 409; мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) ф. 406. По остальным операциям и по операциям "сторно" составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются, начиная с номера 16 за каждый месяц. Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов). Для отражения фактических расходов по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации применяется расшифровка к мемориальному ордеру ф. 803. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета, кроме того, и руководителем группы учета. 21. Книга "Журнал - главная" ф. 308 открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Учет в книге "Журнал - главная" ведется по субсчетам, определенным планом счетов настоящей Инструкции для ведения операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и другие), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам - 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 - по предпринимательской деятельности, 3 - по целевым средствам и безвозмездным поступлениям). Записи в ф. 308 производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров - накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету. 22. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера - накопительные ведомости вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за два - три месяца и более в одну папку. На обложке надписываются: наименование учреждения; название и порядковый номер папки, дела; отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера мемориальных ордеров; количество листов в деле. 23. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. По истечении сроков хранения дела в установленном порядке сдаются в соответствующий государственный архив. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся постоянно в бухгалтерии. Первичные учетные документы брошюруются в бухгалтерии по участкам учета в хронологическом порядке по номерам пачек за месяц. Выходные формы документов хранятся отдельно по каждому разделу учета и соответствующему субсчету. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель учреждения. 24. Изъятие первичных учетных документов может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу учреждения. С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия. Если изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждений могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью). 25. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящую организацию. 26. Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, и достоверности данных бухгалтерского учета учреждения проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации учреждения; в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения назначается инвентаризационная комиссия. Результаты инвентаризации оформляются: инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 401 - по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции; актом инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0309014) - по наличным денежным средствам; инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. 0309015) - по ценным бумагам и бланкам документов строгой отчетности; актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0309016) - по расчетам; актом о результатах инвентаризации (ф. 835) с прилагаемой к нему ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 836). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах, предусмотренных настоящей Инструкцией: а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) - по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем; б) недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05, 06, 08; в) недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов: 040, 041, 043, 044, 050, 060 - 067, 069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет бюджетных средств), 270 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений), 401 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности). В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401. 27. Учреждения обязаны составлять и представлять бухгалтерскую периодическую и годовую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность учреждения должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений. Учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность своей вышестоящей организации в установленные сроки. Учреждения, финансируемые из федерального бюджета, месячную отчетность представляют только органу федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Квартальные и годовые отчеты учреждений, финансируемых из федерального бюджета, перед представлением вышестоящей организации согласуются с органом федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, в котором открыты их лицевые счета, на соответствие объемов финансирования, остатков финансирования и кассовых расходов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации. День представления учреждением бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетом требований этого законодательства. 28. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Министерству финансов Российской Федерации и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя. Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с действующим законодательством. 29. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с планом счетов, предусмотренным настоящей Инструкцией, и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета. В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов учреждения данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.п.). При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным настоящей Инструкцией для регистров бухгалтерского учета. При обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений. Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения ошибочных данных путем обязательного оформления измененных документов, сторнирующих проводок. Без оформления документального подтверждения любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются. 30. Для бухгалтерского учета в учреждениях применяется следующий план счетов: Примечание. Письмом Минфина РФ от 27.03.2000 N 03-01-12/11-110 сообщено, что перевод бухгалтерского учета на новый План счетов, установленный данной Инструкцией, осуществляется по состоянию на отчетную дату - 1 апреля 2000 года. -------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование счета | Номер | Наименование субсчета | Номер | | | счета | | субсчета | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Глава 1. Основные средства и другие долгосрочные вложения | |------------------------------------------------------------------------------------| | Основные средства | 01 | Здания | 010 | | | |----------------------------------|----------| | | | Сооружения | 011 | | | |----------------------------------|----------| | | | Передаточные устройства | 012 | | | |----------------------------------|----------| | | | Машины и оборудование | 013 | | | |----------------------------------|----------| | | | Транспортные средства | 015 | | | |----------------------------------|----------| | | | Инструменты, производственный | 016 | | | | (включая принадлежности) и | | | | | хозяйственный инвентарь | | | | |----------------------------------|----------| | | | Рабочий и продуктивный скот | 017 | | | |----------------------------------|----------| | | | Библиотечный фонд | 018 | | | |----------------------------------|----------| | | | Прочие основные средства | 019 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Износ основных средств | 02 | Износ основных средств | 020 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Другие долгосрочные вложения | 03 | Долгосрочные финансовые вложения | 030 | | | |----------------------------------|----------| | | | Нематериальные активы | 031 | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 2. Материальные запасы | |------------------------------------------------------------------------------------| | Оборудование, строительные | 04 | Оборудование к установке | 040 | | материалы и материалы для | |----------------------------------|----------| | научных исследований | | Строительные материалы для | 041 | | | | капитального строительства | | | | |----------------------------------|----------| | | | Материалы длительного | 043 | | | | использования для научных | | | | | исследований и на лабораторном | | | | | испытании | | | | |----------------------------------|----------| | | | Спецоборудование для научно - | 044 | | | | исследовательских работ по | | | | | договорам с заказчиками | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Молодняк животных и животные | 05 | Молодняк животных и животные на | 050 | | на откорме | | откорме | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Материалы и продукты питания | 06 | Материалы для учебных, научных и | 060 | | | | других целей | | | | |----------------------------------|----------| | | | Продукты питания | 061 | | | |----------------------------------|----------| | | | Медикаменты и перевязочные | 062 | | | | средства | | | | |----------------------------------|----------| | | | Хозяйственные материалы и | 063 | | | | канцелярские принадлежности | | | | |----------------------------------|----------| | | | Топливо, горючее и смазочные | 064 | | | | материалы | | | | |----------------------------------|----------| | | | Специальные материалы | 065 | | | |----------------------------------|----------| | | | Тара | 066 | | | |----------------------------------|----------| | | | Прочие материалы | 067 | | | |----------------------------------|----------| | | | Материалы в пути | 068 | | | |----------------------------------|----------| | | | Запасные части к машинам и | 069 | | | | оборудованию | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 3. Малоценные предметы | |------------------------------------------------------------------------------------| | Малоценные предметы | 07 | Малоценные предметы на складе | 070 | | | |----------------------------------|----------| | | | Малоценные предметы в | 071 | | | | эксплуатации | | | | |----------------------------------|----------| | | | Белье, постельные | 072 | | | | принадлежности, одежда и обувь | | | | | на складе | | | | |----------------------------------|----------| | | | Белье, постельные | 073 | | | | принадлежности, одежда и обувь в | | | | | эксплуатации | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 4. Готовая продукция | |------------------------------------------------------------------------------------| | Готовая продукция | 08 | Готовая продукция | 080 | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 5. Средства учреждений | |------------------------------------------------------------------------------------| | Средства федерального | 09 | Средства федерального бюджета | 090 | | бюджета | | для перевода учреждениям, | | | | | находящимся в ведении главного | | | | | распорядителя (распорядителя), и | | | | | на другие мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства федерального бюджета на | 091 | | | | расходы учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства федерального бюджета в | 097 | | | | иностранной валюте | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Средства бюджетов субъектов | 10 | Средства для перевода | 100 | | Российской Федерации и | | учреждениям, находящимся в | | | местных бюджетов | | ведении главного распорядителя | | | | | (распорядителя), и на другие | | | | | мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства на расходы учреждения | 101 | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства бюджета субъекта | 102 | | | | Российской Федерации и местного | | | | | бюджета в иностранной валюте | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Средства, полученные за счет | 11 | Целевые средства и безвозмездные | 110 | | внебюджетных источников | | поступления | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства, полученные от | 111 | | | | предпринимательской деятельности | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства, поступившие во | 114 | | | | временное распоряжение | | | | | учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства, полученные от | 115 | | | | государственных внебюджетных | | | | | фондов | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства в иностранной валюте | 118 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Касса | 12 | Касса | 120 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Прочие средства | 13 | Аккредитивы | 130 | | | |----------------------------------|----------| | | | Лимитированные чековые книжки | 131 | | | |----------------------------------|----------| | | | Денежные документы | 132 | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства в пути | 133 | | | |----------------------------------|----------| | | | Краткосрочные финансовые | 134 | | | | вложения | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 6. Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета | |------------------------------------------------------------------------------------| | Внутриведомственные расчеты | 14 | Расчеты по финансированию из | 140 | | по финансированию из бюджета | | бюджета на расходы учреждения и | | | | | другие мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по дополнительным | 141 | | | | источникам бюджетного | | | | | финансирования на расходы | | | | | учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по финансированию из | 143 | | | | бюджета на капитальное | | | | | строительство | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 7. Расчеты | |------------------------------------------------------------------------------------| | Расчеты с поставщиками, | 15 | Расчеты с поставщиками и | 150 | | подрядчиками и заказчиками | | подрядчиками | | | за выполненные работы и | |----------------------------------|----------| | оказанные услуги | | Расчеты с покупателями и | 153 | | | | заказчиками за выполненные | | | | | работы и оказанные услуги | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по авансам полученным | 155 | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с исполнителями за | 156 | | | | выполненные работы | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по авансам выданным | 157 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Расчеты с подотчетными | 16 | Расчеты с подотчетными лицами | 160 | | лицами | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Расчеты с разными дебиторами | 17 | Расчеты по недостачам | 170 | | и кредиторами | |----------------------------------|----------| | | | Налог на добавленную стоимость | 171 | | | | по приобретенным материальным | | | | | ценностям, работам и услугам | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по специальным видам | 172 | | | | платежей | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по платежам в бюджет | 173 | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по средствам, | 174 | | | | поступившим во временное | | | | | распоряжение учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по прочим средствам на | 175 | | | | содержание учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с депонентами | 177 | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с прочими дебиторами и | 178 | | | | кредиторами | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Расчеты по оплате труда и | 18 | Расчеты по оплате труда | 180 | | стипендиям | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты со стипендиатами | 181 | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с работниками по | 183 | | | | безналичным перечислениям на | | | | | счета по вкладам в кредитные | | | | | организации | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с работниками по | 184 | | | | безналичным перечислениям | | | | | взносов по договорам | | | | | добровольного страхования | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с членами профсоюзов по | 185 | | | | безналичным перечислениям сумм | | | | | членских профсоюзных взносов | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по исполнительным и | 187 | | | | другим документам, прочие | | | | | расчеты | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с военнослужащими по | 188 | | | | денежному довольствию и прочим | | | | | выплатам | | | | |----------------------------------|----------| | | | Другие расчеты за выполненные | 189 | | | | работы | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Расчеты по обязательному | 19 | Расчеты за счет средств, | 191 | | социальному страхованию и | | полученных от государственных | | | социальной защите населения | | внебюджетных фондов | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по взысканию переплат | 192 | | | | пенсий и пособий | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с Фондом социального | 193 | | | | страхования Российской Федерации | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с Фондом обязательного | 194 | | | | медицинского страхования | | | | | Российской Федерации | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты по оказанию социальной | 195 | | | | помощи населению | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с Пенсионным фондом | 198 | | | | Российской Федерации | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расчеты с Государственным фондом | 199 | | | | занятости населения Российской | | | | | Федерации | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 8. Расходы по бюджетным средствам и средствам, | | полученным за счет внебюджетных источников | |------------------------------------------------------------------------------------| | Расходы по бюджету | 20 | Расходы по бюджету на содержание | 200 | | | | учреждения и другие мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы за счет дополнительных | 201 | | | | источников бюджетного | | | | | финансирования | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы по бюджету на | 203 | | | | капитальное строительство | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Расходы к распределению | 21 | Расходы к распределению | 210 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Расходы за счет средств | 22 | Расходы по предпринимательской | 220 | | внебюджетных источников | | деятельности | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы по изготовлению | 221 | | | | экспериментальных устройств | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы по изготовлению и | 222 | | | | переработке материалов | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы за счет средств, | 223 | | | | формируемых из прибыли | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы на капитальное | 224 | | | | строительство за счет средств на | | | | | содержание и развитие | | | | | материально - технической базы | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы по целевым средствам на | 225 | | | | содержание учреждения и другие | | | | | мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы за счет средств | 227 | | | | родителей на содержание детского | | | | | учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Расходы за счет средств, | 228 | | | | полученных от государственных | | | | | внебюджетных фондов | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 9. Финансирование из бюджета | |------------------------------------------------------------------------------------| | Финансирование из бюджета | 23 | Финансирование из бюджета для | 230 | | | | перевода учреждениям, | | | | | находящимся в ведении главного | | | | | распорядителя (распорядителя), и | | | | | на другие мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Дополнительные источники | 231 | | | | бюджетного финансирования | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 10. Фонды и средства целевого назначения | |------------------------------------------------------------------------------------| | Средства, формируемые из | 24 | Средства на материальное | 240 | | прибыли | | поощрение и социальные выплаты | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства на содержание и | 241 | | | | развитие материально - | | | | | технической базы | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Фонд в основных средствах и | 25 | Фонд в основных средствах | 250 | | нематериальных активах | |----------------------------------|----------| | | | Фонд в нематериальных активах | 251 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Фонд в малоценных предметах | 26 | Фонд в малоценных предметах | 260 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Средства целевого назначения | 27 | Целевые средства на содержание | 270 | | | | учреждения и другие мероприятия | | | | |----------------------------------|----------| | | | Средства родителей на содержание | 272 | | | | детского учреждения | | | | |----------------------------------|----------| | | | Заемные средства | 273 | | | |----------------------------------|----------| | | | Целевые средства, полученные | 274 | | | | учреждением от государственных | | | | | внебюджетных фондов | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 11. Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги | |------------------------------------------------------------------------------------| | Выполненные и сданные | 28 | Выполненные и сданные заказчикам | 280 | | заказчикам продукция, работы | | продукция, работы и услуги | | | и услуги | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Глава 12. Доходы, прибыли (убытки) | |------------------------------------------------------------------------------------| | Доходы | 40 | Доходы отчетного периода | 400 | | | |----------------------------------|----------| | | | Доходы будущих периодов | 401 | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Прибыли и убытки | 41 | Прибыли и убытки | 410 | |------------------------------------------------------------------------------------| | Забалансовые счета | |------------------------------------------------------------------------------------| | Арендованные основные | 01 | | | | средства | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Товарно - материальные | 02 | | | | ценности, принятые на | | | | | ответственное хранение | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Бланки строгой отчетности | 04 | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Списанная задолженность | 05 | | | | неплатежеспособных дебиторов | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Материальные ценности, | 06 | | | | оплаченные по | | | | | централизованному снабжению | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Задолженность учащихся и | 07 | | | | студентов за невозвращенные | | | | | материальные ценности | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Переходящие спортивные призы | 08 | | | | и кубки | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Путевки неоплаченные | 09 | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Переплаты пенсий и пособий | 10 | | | | вследствие неправильного | | | | | применения законодательства | | | | | о пенсиях и пособиях, | | | | | счетных ошибок | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Учебные предметы военной | 11 | | | | техники | | | | |------------------------------|-------|----------------------------------|----------| | Запасные части к | 12 | | | | транспортным средствам, | | | | | выданным взамен изношенных | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- 31. Операции по исполнению сметы доходов и расходов учреждения оформляются записями согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Часть II. Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников Глава 1. Основные средства и другие долгосрочные вложения 32. Бухгалтерский учет основных средств и других долгосрочных вложений должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления основных средств, приобретенных за счет средств бюджетов, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, их перемещения внутри учреждения и выбытия, контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта, а также поступления и выбытия других долгосрочных вложений. К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством. В составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Законченные капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе малоценных предметов: а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости; б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре), независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости); в) следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования: |