объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение; ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов; з) определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования; и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами; к) обеспечить исправное состояние башенных кранов, находящихся на строительной площадке в нерабочем состоянии, после получения сообщения от заказчика об окончании работ (до начала демонтажа) отсоединить кран от источника питания и принять меры по предотвращению угона крана ветром. 9.5.14. Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в Приложении 18. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков. 9.5.15. Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. 9.5.16. Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз. 9.5.17. Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду - допуску, определяющему безопасные условия работы, форма которого приведена в Приложении 19. Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда - допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде - допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда - допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд - допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе. Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом - допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы. При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд - допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи. При работе стреловых кранов на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия, наряд - допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами. Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы. Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии. 9.5.18. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований: а) на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе; б) вход на мостовые краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или, в отдельных случаях, через проходную галерею; в) при необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, электрооборудования крана, осмотра и ремонта металлоконструкций должен отключаться рубильник вводного устройства. Это требование должно также выполняться при необходимости выхода на настил галереи мостового крана; г) на мостовых кранах, у которых рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила галереи, перед выходом обслуживающего персонала на галерею тележка должна устанавливаться в непосредственной близости от выхода из кабины на настил; д) строительно - монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться: соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно - монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана); обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов; условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов; условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях; перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов; места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. д.; мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.); е) погрузочно - разгрузочные работы и складирование грузов кранами на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке; ж) не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается; з) перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки; и) строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 град.; к) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств; л) перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы; м) груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; н) при перемещении стрелового крана с грузом положение стрелы и нагрузка на кран должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана; о) опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы. Укладка груза в полувагоны, на платформы должна производиться в соответствии с установленными нормами, по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке. Погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия; п) не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в пределах перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или магнитом. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерывов в работе кранов и после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю. Места производства работ такими кранами должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками; р) не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен; с) по окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии, а выключатель, подающий напряжение на главные троллеи или гибкий кабель, должен быть отключен и заперт на замок. По окончании работы башенного, портального, козлового крана и мостового перегружателя кабина управления должна быть заперта, а кран укреплен всеми имеющимися на нем противоугонными устройствами; т) кантовка грузов кранами должна производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному производству работ; у) при работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, должно выполняться условие проезда кранов верхнего яруса над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение; ф) при подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 - 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза; х) при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза. 9.5.19. При работе крана не допускаются: а) вход в кабину крана во время его движения; б) нахождение людей возле работающего стрелового крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; в) перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка; г) перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми. Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, и только в специально спроектированной и изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами госгортехнадзора; д) подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива; е) подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов; ж) освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей; з) оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины; и) выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу; к) подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений; л) использование концевых выключателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания; м) работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах; н) включение механизмов крана при нахождении людей на кране вне его кабины (на галерее, в машинном помещении, на стреле, башне, противовесе и т.п.). Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулировку механизмов, электрооборудования и приборов безопасности. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр; о) подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы; п) посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей; р) нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза. 10. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ 10.1. При авариях кранов, зарегистрированных в органах госгортехнадзора, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация обязана незамедлительно сообщить в органы госгортехнадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органов госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей. 10.2. Техническое расследование причин аварий, связанных с эксплуатацией кранов, должно проводиться в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40 <*>. Расследование несчастных случаев, происшедших при работе кранов, осуществляется в порядке, установленном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279 <**>. -------------------------------- <*> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 02.07.99, регистрационный N 1819. <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595. 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 11.1. В связи с введением в действие настоящих Правил необходимость соответствующего переоборудования кранов, изготовленных по ранее разработанным проектам, и сроки их переоборудования устанавливаются владельцем крана по согласованию с органами госгортехнадзора. 11.2. Если краны невозможно привести в соответствие с требованиями настоящих Правил и они отработали нормативный срок службы, то обследование (диагностирование) таких кранов не проводится и дальнейшая эксплуатация их запрещается. 11.3. Руководители и ответственные специалисты организаций, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся проектированием, изготовлением, реконструкцией, диагностированием, ремонтом, монтажом и эксплуатацией грузоподъемных кранов, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 11.01.99 N 2 <*>. -------------------------------- <*> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12.02.99, регистрационный N 1706. Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ ГОЛОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО КРАНОСТРОЕНИЮ ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Номенклатура | Адрес организации | | организации | | | |--------------------|---------------------------------|--------------------| | ВНИИПТМАШ | Краны мостового и кабельного | 109387, Москва, | | | типа, портальные, консольные, | ул. Люблинская, 42 | | | железнодорожные краны, | | | | электрические тали, | | | | краны - штабелеры мостовые | | |--------------------|---------------------------------|--------------------| | ВНИИстройдормаш | Краны стреловые | 123424, Москва, | | | | Волоколамское ш., | | | | 73 | |--------------------|---------------------------------|--------------------| | СКТБ башенного | Краны башенные, краны - | 129301, Москва, | | краностроения | лесопогрузчики, переставные и | ул. Касаткина, 11 | | | мачтовые краны, стреловые краны | | | | на рельсовом ходу, подъемники | | | | крановые | | |--------------------|---------------------------------|--------------------| | ВКТИмонтаж - | Краны специальные монтажные, | 113114, Москва, | | строймеханизация | краны гусеничные | Кожевнический | | | | пер., 4/5 | |--------------------|---------------------------------|--------------------| | ВНИИ Ржевбашкран | Краны башенные (по номенклатуре | 172350, Ржев-6, | | | АО "Высота") | Тверская обл. | |--------------------|---------------------------------|--------------------| | НТЦ "Строймаш - | Приборы и устройства | 123424, Москва, | | автоматизация" | безопасности | Волоколамское ш., | | | | 73 | ----------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ----------------------------------------------------------------------------- | N п/п | Термин | Определение | Схема <*> | |---------------------------------------------------------------------------| | <*> Схемы не приводятся. | |---------------------------------------------------------------------------| | - | Машина | Техническое устройство | | | | грузоподъем- | цикличного действия для | | | | ная | подъема и перемещения груза | | |---------------------------------------------------------------------------| | 1. ТИПЫ КРАНОВ | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.0 | Кран | Грузоподъемная машина, | | | | грузоподъемный | оснащенная стационарно | | | | | установленными | | | | | грузоподъемными механизмами | | |---------------------------------------------------------------------------| | Классификация грузоподъемных кранов по конструкции | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.1 | Кран мостового | Кран, у которого | | | | типа | грузозахватный орган подвешен | | | | | к грузовой тележке, тали или | | | | | крану стрелового типа, | | | | | перемещающимся по мосту | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.1.1 | Кран мостовой | Кран, у которого мост | | | | опорный | опирается непосредственно на | | | | | крановый путь, размещаемый на | | | | | подкрановых строительных | | | | | конструкциях | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.1.2 | Кран мостовой | Кран, у которого мост | | | | подвесной | подвешен к нижним полкам | | | | | надземного кранового пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.1.3 | Кран - штабелер | Кран мостовой, оборудованный | | | | мостовой | вертикальной колонной с | | | | | грузоподъемником | | | | | (устройством) для | | | | | штабелирования груза | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.1.4 | Кран козловой | Кран, у которого мост | | | | | опирается на крановый путь | | | | | при помощи двух опорных стоек | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.1.5 | Кран полукозловой | Кран, у которого мост | | | | | опирается на крановый путь с | | | | | одной стороны | | | | | непосредственно, а с другой | | | | | стороны - при помощи опорной | | | | | стойки | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.2 | Кран кабельного | Кран, у которого | | | | типа | грузозахватный орган подвешен | | | | | к грузовой тележке, | | | | | перемещающейся по несущим | | | | | канатам | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.2.1 | Кран кабельный | Кран, у которого несущими | | | | | элементами являются канаты, | | | | | закрепленные в верхней части | | | | | опорных мачт (башен) | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.2.2 | Кран кабельный | Кран, у которого несущими | | | | мостовой | элементами являются канаты, | | | | | закрепленные на концах моста | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3 | Кран стрелового | Кран, у которого | | | | типа | грузозахватный орган подвешен | | | | | к стреле или тележке, | | | | | перемещающейся по стреле | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.1 | Кран портальный | Кран поворотный на портале, | | | | | предназначенном для пропуска | | | | | железнодорожного или | | | | | автомобильного транспорта | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.2 | Кран | Кран поворотный на | | | | полупортальный | полупортале, предназначенном | | | | | для пропуска железнодорожного | | | | | или автомобильного транспорта | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.3 | Кран стреловой | Кран поворотный, у которого | | | | | стрела или башенно - | | | | | стреловое оборудование | | | | | закреплены на поворотной | | | | | платформе, размещенной | | | | | непосредственно на ходовом | | | | | устройстве (автомобильный, | | | | | пневмоколесный, на | | | | | специальном шасси, | | | | | гусеничный, тракторный) | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.4 | Кран башенный | Кран поворотный со стрелой, | | | | | закрепленной в верхней части | | | | | вертикально расположенной | | | | | башни | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.5 | Кран | Кран, смонтированный на | | | | железнодорожный | платформе, передвигающейся | | | | | по железнодорожному пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.6 | Кран мачтовый | Кран поворотный со стрелой, | | | | | закрепленной шарнирно на | | | | | мачте, имеющей нижнюю и | | | | | верхнюю опоры | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.6.1 | Кран мачтовый | Кран мачтовый с закреплением | | | | вантовый | верха мачты посредством | | | | | канатных оттяжек - вантов | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.6.2 | Кран мачтовый | Кран мачтовый с закреплением | | | | жестконогий | верха мачты посредством | | | | | жестких тяг | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.7 | Кран консольный | Кран стрелового типа, | | | | | грузозахватный орган которого | | | | | подвешен к жестко | | | | | закрепленной консоли (стреле) | | | | | или к тележке, перемещающейся | | | | | по консоли (стреле) | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.7.1 | Кран - | Кран с одной или двумя | | | | перегружатель | консолями, опирающийся на | | | | причальный | крановый путь при помощи | | | | | портала | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.7.2 | Кран консольный | Кран, имеющий возможность | | | | на колонне | вращаться на колонне, | | | | | основание которой прикреплено | | | | | к фундаменту, либо | | | | | прикрепленный к колонне, | | | | | которая может вращаться в | | | | | подпятнике, размещенном в | | | | | фундаменте | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.7.3 | Кран настенный | Кран, прикрепленный к стене | | | | | либо перемещающийся по | | | | | крановому пути, закрепленному | | | | | на стене или несущей | | | | | конструкции | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.3.7.4 | Кран | Кран, перемещающийся по | | | | велосисипедный | наземному крановому пути и | | | | | удерживаемый верхней | | | | | направляющей | | |---------------------------------------------------------------------------| | Классификация кранов по виду грузозахватного органа | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.4 | Кран | Кран, оборудованный | | | | крюковой | грузозахватным органом в виде | | | | | крюка | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.5 | Кран | Кран, оборудованный | | | | грейферный | грузозахватным органом в виде | | | | | грейфера | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.6 | Кран | Кран, оборудованный | | | | магнитный | грузозахватным органом в виде | | | | | электромагнита | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.7 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | мульдомагнитный | грузозахватным органом в виде | | | | | электромагнита и | | | | | приспособлением для | | | | | перемещения мульд | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.8 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | мульдогрейферный | грузозахватным органом в виде | | | | | грейфера и приспособлением | | | | | для перемещения мульд | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.9 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | мульдозавалочный | хоботом для захвата мульд | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.10 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | штыревой | захватом для извлечения | | | | | штырей из электролизеров | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.11 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | литейный | механизмами подъема и | | | | | опрокидывания литейного ковша | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.12 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | посадочный | вращающейся колонной с | | | | | горизонтальными клещами в | | | | | нижней ее части для захвата и | | | | | посадки в печь заготовок | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.13 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | ковочный | приспособлением для подъема, | | | | | перемещения и поворота | | | | | поковок | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.14 | Кран для | Кран мостовой, оборудованный | | | | раздевания | клещевым захватом и | | | | слитков | предназначенный для | | | | (стрипперный) | выталкивания слитков из | | | | | изложниц | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.15 | Кран | Кран мостовой, оборудованный | | | | колодцевый | клещевым захватом и | | | | | предназначенный для | | | | | обслуживания колодцевых печей | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.16 | Кран с | Кран мостовой, оборудованный | | | | траверсой | траверсой, предназначенной | | | | | для транспортировки | | | | | длинномерных грузов | | |---------------------------------------------------------------------------| | Классификация кранов по способу установки | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.17 | Кран | Кран, закрепленный на | | | | стационарный | фундаменте или на другом | | | | | неподвижном основании | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.18 | Кран | Кран, установленный на | | | | самоподъемный | конструкциях возводимого | | | | | сооружения и перемещающийся | | | | | вверх при помощи собственных | | | | | механизмов по мере возведения | | | | | сооружения | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.19 | Кран переставной | Кран, установленный на | | | | | основании, который может быть | | | | | перемещаемым с места на место | | | | | вручную или при помощи других | | | | | грузоподъемных средств | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.20 | Кран радиальный | Кран, имеющий возможность | | | | | перемещения при работе | | | | | относительно одной | | | | | стационарной опоры | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.21 | Кран передвижной | Кран, имеющий возможность | | | | | передвижения при работе | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.21.1 | Кран прицепной | Кран передвижной, не | | | | | оборудованный механизмом для | | | | | передвижения и перемещаемый в | | | | | прицепе за тягачом (буксиром) | | |---------------------------------------------------------------------------| | Классификация кранов по виду ходового устройства | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.22 | Кран на | Кран, снабженный для | | | | гусеничном ходу | передвижения гусеницами | | | | | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.23 | Кран на колесном | Кран, снабженный для | | | | ходу | передвижения колесами | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.23.1 | Кран | Кран, установленный на | | | | автомобильный | автомобильном шасси | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.23.2 | Кран на | Кран, установленный на | | | | специальном шасси | специальном шасси | | | | | автомобильного типа | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.23.3 | Кран | Кран, установленный на | | | | пневмоколесный | пневмоколесном шасси | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.23.4 | Кран | Кран, установленный на | | | | короткобазовый | короткобазовом шасси | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.23.5 | Кран рельсовый | Кран, передвигающийся по | | | | | рельсовому крановому пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.24 | Кран катковый | Кран, установленный на | | | | | стальных или литых резиновых | | | | | катках | | |---------------------------------------------------------------------------| | Классификация кранов по виду привода | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.25 | Кран | Кран с электрическим приводом | | | | электрический | механизмов | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.26 | Кран механический | Кран с механическим приводом | | | | | механизмов | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.27 | Кран | Кран с гидравлическим | | | | гидравлический | приводом механизмов | | |---------------------------------------------------------------------------| | Классификация кранов по степени поворота | |---------------------------------------------------------------------------| | 1.28 | Кран поворотный | Кран, имеющий возможность | | | | | вращения (в плане) поворотной | | | | | части вместе с грузом | | | | | относительно опорной части | | | | | крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.28.1 | Кран | Кран поворотный, имеющий | | | | неполноповоротный | возможность вращения | | | | | поворотной части от одного | | | | | крайнего положения до другого | | | | | на угол менее 360 град. | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.28.2 | Кран | Кран поворотный, имеющий | | | | полноповоротный | возможность вращения | | | | | поворотной части от одного | | | | | крайнего положения до | | | | | другого на угол 360 град. | | | | | и более | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 1.29 | Кран неповоротный | Кран, не имеющий возможности | | | | | вращения груза (в плане) | | | | | относительно опорной части | | |---------------------------------------------------------------------------| | 2. ПАРАМЕТРЫ | |---------------------------------------------------------------------------| | Нагрузки | |---------------------------------------------------------------------------| | 2.1 | Грузоподъемность | Груз массой mп, поднимаемый | | | | полезная mп | краном и подвешенный при | | | | | помощи съемных грузозахватных | | | | | приспособлений или | | | | | непосредственно к несъемным | | | | | грузозахватным | | | | | приспособлениям. Если краны | | | | | применяются для подъема | | | | | затворов на | | | | | гидроэлектростанциях или | | | | | грузов с поверхности воды, в | | | | | полезную грузоподъемность | | | | | могут быть включены усилия, | | | | | вызванные всасыванием воды | | | | | или сцеплением воды | | | | | вследствие всасывания | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.2 | Съемное | Устройство массой mсг, | | | | грузозахватное | соединяющее груз с краном. | | | | приспособление | Съемное грузозахватное | | | | mсг | приспособление легко | | | | | снимается с подъемного | | | | | устройства и отсоединяется от | | | | | груза | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.3 | Грузоподъемность | Груз массой mн, поднимаемый | | | | нетто mн | краном и подвешенный при | | | | | помощи несъемных | | | | | грузозахватных | | | | | приспособлений. Масса mн | | | | | представляет собой сумму | | | | | значений массы груза, | | | | | соответствующего полезной | | | | | грузоподъемности mп и съемных | | | | | грузозахватных приспособлений | | | | | mсг: | | | | | mн = mп + mсг | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.4 | Несъемное | Устройство массой mнг, к | | | | грузозахватное | которому можно подвешивать | | | | приспособление | груз, соответствующий | | | | mнг | грузоподъемности нетто, и | | | | | которое постоянно закреплено | | | | | на нижнем конце подъемного | | | | | устройства. Несъемные | | | | | грузозахватные приспособления | | | | | являются частью крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.5 | Грузоподъемность | Груз массой mм, поднимаемый | | | | миди mм | краном и подвешенный к | | | | | нижнему концу подъемного | | | | | средства. Масса mм | | | | | представляет собой сумму | | | | | значений массы груза, | | | | | соответствующего полезной | | | | | грузоподъемности mп, съемных | | | | | грузозахватных приспособлений | | | | | mсг и несъемных | | | | | грузозахватных приспособлений | | | | | mнг: | | | | | mм = mп + mсг + mнг | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.6 | Подъемное | Канаты, цепи или любое другое | | | | средство mпс | оборудование массой mпс, | | | | | свисающее с крана, с грузовой | | | | | тележки или с оголовка стрелы | | | | | и приводимое в движение | | | | | лебедкой для подъема или | | | | | опускания груза, подвешенного | | | | | к нижнему концу подъемного | | | | | средства. Подъемные средства | | | | | являются частью | | | | | грузоподъемного устройства | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.7 | Грузоподъемность | Груз массой mб, подвешенный | | | | брутто mб | непосредственно к крану, к | | | | | грузовой тележке или к | | | | | оголовку стрелы. Масса mб | | | | | представляет собой сумму | | | | | значений массы груза, | | | | | соответствующего полезной | | | | | грузоподъемности mп, съемных | | | | | и несъемных грузозахватных | | | | | приспособлений mсг и mнг и | | | | | подъемного средства mпс: | | | | | mб = mп + mсг + mнг + mпс | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.8 | Момент грузовой: | Произведение величин | | | | М = Q x L | грузоподъемности Q и | | | | | соответствующего ей вылета L | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.9 | Момент грузовой | Произведение величин | | | | опрокидывающий: | грузоподъемности Q и | | | | МА = Q x A | соответствующего вылета от | | | | | ребра опрокидывания А | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.10 | Конструктивная | Масса крана без балласта и | | | | масса Gк | противовеса в незаправленном | | | | | состоянии, т.е. без топлива, | | | | | масла, смазочных материалов и | | | | | воды. Для стреловых кранов | | | | | принимается в сборе с | | | | | основной стрелой и | | | | | противовесом в незаправленном | | | | | состоянии | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.11 | Общая масса Go | Полная масса крана в | | | | | заправленном состоянии с | | | | | балластом и противовесом | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.12 | Нагрузка на | Величина наибольшей | | | | колесо Р | вертикальной нагрузки, | | | | | передаваемой одним ходовым | | | | | колесом на крановый путь или | | | | | на ось | | |---------------------------------------------------------------------------| | Линейные параметры кранов | |---------------------------------------------------------------------------| | 2.13 | Вылет L | Расстояние по горизонтали от | | | | | оси вращения поворотной части | | | | | до вертикальной оси | | | | | грузозахватного органа при | | | | | установке крана на | | | | | горизонтальной площадке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.13.1 | Вылет проектный | Вылет, определенный без | | | | | нагрузки на крюке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.13.2 | Вылет рабочий | Вылет, определенный с грузом | | | | | на крюке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.14 | Вылет от ребра | Расстояние по горизонтали от | | | | опрокидывания А | ребра опрокидывания до | | | | | вертикальной оси | | | | | грузозахватного органа при | | | | | установке крана на | | | | | горизонтальной площадке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.14.1 | Вылет проектный | Вылет от ребра опрокидывания, | | | | от ребра | определенный без нагрузки на | | | | опрокидывания | крюке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.14.2 | Вылет рабочий от | Вылет от ребра опрокидывания, | | | | ребра | определенный с грузом на | | | | опрокидывания | крюке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.15 | Пролет S | Расстояние по горизонтали | | | | | между осями рельсов кранового | | | | | пути для кранов мостового | | | | | типа | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.16 | Вылет | Наибольшее расстояние по | | | | консоли l | горизонтали от оси ближайшей | | | | | к консоли опоры крана до оси | | | | | расположенного на консоли | | | | | грузозахватного органа | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.17 | Подход C | Минимальное расстояние по | | | | | горизонтали от оси рельса | | | | | кранового пути до | | | | | вертикальной оси | | | | | грузозахватного органа | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.18 | Габарит | Наибольший радиус поворотной | | | | задний r | части крана со стороны, | | | | | противоположной стреле | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.19 | Высота | Расстояние по вертикали от | | | | подъема H | уровня стоянки крана до | | | | | грузозахватного органа, | | | | | находящегося в верхнем | | | | | положении: | | | | | для крюков и вил - до их | | | | | опорной поверхности | | | | | для прочих грузозахватных | | | | | органов - до их нижней точки | | | | | (в замкнутом положении). | | | | | Для мостовых кранов высота | | | | | подъема принимается от уровня | | | | | пола. Высота подъема | | | | | определяется без нагрузки при | | | | | установке крана на | | | | | горизонтальной площади | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.20 | Глубина | Расстояние по вертикали от | | | | опускания h | уровня стоянки крана до | | | | | грузозахватного органа, | | | | | находящегося в нижнем рабочем | | | | | положении: | | | | | для крюков и вил - до их | | | | | опорной поверхности | | | | | для прочих грузозахватных | | | | | органов - до их нижней точки | | | | | (в замкнутом состоянии). | | | | | Для мостовых кранов глубина | | | | | опускания принимается от | | | | | уровня пола. Глубина | | | | | опускания определяется без | | | | | нагрузки при установке крана | | | | | на горизонтальной площадке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.21 | Диапазон | Расстояние по вертикали между | | | | подъема D | верхним и нижним рабочим | | | | | положением грузозахватного | | | | | органа (см. п. п. 2.19 и | | | | | 2.20) | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.22 | Высота | Расстояние по вертикали от | | | | кранового | уровня пола (земли) до уровня | | | | пути Но | головок рельсов кранового | | | | | пути | | |---------------------------------------------------------------------------| | Скорости рабочих движений | |---------------------------------------------------------------------------| | 2.23 | Скорость | Скорость вертикального | | | | подъема | перемещения рабочего груза в | | | | (опускания) | установившемся режиме | | | | груза Vп | движения | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.24 | Скорость | Наименьшая скорость опускания | | | | посадки Vм | наибольшего рабочего груза | | | | | при монтаже или укладке в | | | | | установившемся режиме | | | | | движения | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.25 | Частота | Угловая скорость вращения | | | | вращения | поворотной части крана в | | | | омега | установившемся режиме | | | | | движения. Определяется при | | | | | наибольшем вылете с рабочим | | | | | грузом при установке крана на | | | | | горизонтальной площадке и | | | | | скорости ветра не более 3 м/с | | | | | на высоте 10 м | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.26 | Скорость | Скорость передвижения крана в | | | | передвижения | установившемся режиме | | | | крана | движения. Определяется при | | | | Vк | передвижении крана по | | | | | горизонтальному пути с | | | | | рабочим грузом и при скорости | | | | | ветра не более 3 м/с на | | | | | высоте 10 м | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.27 | Скорость | Скорость передвижения | | | | передвижения | грузовой тележки в | | | | тележки | установившемся режиме | | | | Vт | движения. Определяется при | | | | | движении тележки по | | | | | горизонтальному пути с | | | | | наибольшим рабочим грузом и | | | | | при скорости ветра не более 3 | | | | | м/с на высоте 10 м | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.28 | Скорость | Средняя скорость | | | | изменения | горизонтального перемещения | | | | вылета Vr | рабочего груза в | | | | | установившемся режиме | | | | | движения. Определяется при | | | | | изменении вылета от | | | | | наибольшего до наименьшего | | | | | при установке крана на | | | | | горизонтальном пути и | | | | | скорости ветра не более 3 м/с | | | | | на высоте 10 м | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.29 | Время | Время, необходимое для | | | | изменения | изменения вылета от | | | | вылета | наибольшего до наименьшего. | | | | | Определяется при изменении | | | | | вылета под нагрузкой, равной | | | | | грузоподъемности для | | | | | наибольшего вылета при | | | | | установке крана на | | | | | горизонтальном пути при | | | | | скорости ветра не более 3 м/с | | | | | на высоте 10 м | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.30 | Скорость | Малая скорость перемещения | | | | ревизионная | крана в установившемся режиме | | | | | движения, служащая для | | | | | ревизии (контроля) несущих | | | | | канатов и узлов крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.31 | Скорость | Наибольшая скорость | | | | транспортная | передвижения крана в | | | | Vo | транспортном положении, | | | | | обеспечиваемая собственным | | | | | приводом | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.32 | Время | Время, затрачиваемое на | | | | рабочего | осуществление одного | | | | цикла | установленного рабочего цикла | | |---------------------------------------------------------------------------| | Параметры, связанные с крановыми путями | |---------------------------------------------------------------------------| | 2.33 | Уровень | Горизонтальная поверхность | | | | стоянки | основания или поверхность | | | | крана | головок рельсов, на которую | | | | | опирается неповоротная часть | | | | | крана. Для кранов, у которых | | | | | опоры расположены на разной | | | | | высоте, уровень стоянки крана | | | | | определяется по нижней опоре | | | | | крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.34 | Колея К | Для кранов стрелового типа - | | | | | расстояние по горизонтали | | | | | между осями рельсов или колес | | | | | ходовой части крана. Для | | | | | грузовых тележек - расстояние | | | | | между осями рельсов для | | | | | передвижения тележки | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.35 | База В | Расстояние между осями опор | | | | | (тележек) крана, измеренное | | | | | вдоль пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.36 | База | Расстояние между | | | | выносных | вертикальными осями выносных | | | | опор Во | опор, измеренное вдоль пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.37 | Расстояние | Расстояние между | | | | между | вертикальными осями выносных | | | | выносными | опор, измеренное поперек пути | | | | опорами Ко | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.38 | Уклон пути | Уклон, на котором допускается | | | | | работа крана, определяемый | | | | | отношением i = h/В, | | | | | соответствующим разности | | | | | уровней h двух точек пути, | | | | | находящихся на расстоянии В, | | | | | равном базе крана. Величина | | | | | разности уровней измеряется | | | | | при отсутствии нагрузки на | | | | | данный участок пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.39 | Уклон | Уклон пути i = h/В , | | | | преодолеваемой | преодолеваемый краном с | | | | | постоянной транспортной | | | | | скоростью | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.40 | Контур | Контур, образуемый | | | | опорный | горизонтальными проекциями | | | | | прямых линий, соединяющих | | | | | вертикальные оси опорных | | | | | элементов крана (колес или | | | | | выносных опор) | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.41 | Радиус | Наименьший радиус закругления | | | | закругления | оси внутреннего рельса на | | | | Rк | криволинейном участке пути | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.42 | Наименьший | Радиус окружности, | | | | радиус | описываемой внешним передним | | | | поворота R | колесом крана при изменении | | | | | направления движения | | |---------------------------------------------------------------------------| | Параметры общего характера | |---------------------------------------------------------------------------| | 2.43 | Группа | Характеристика механизма или | | | | классификации | крана, учитывающая его | | | | (режима) | использование по | | | | | грузоподъемности, а также по | | | | | времени или числу циклов | | | | | работы | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.44 | Габарит | Пространство, определяемое | | | | приближения | условиями безопасности при | | | | | работе крана вблизи | | | | | сооружений, из пределов | | | | | которого может выходить лишь | | | | | грузозахватный орган при | | | | | выполнении рабочих операций | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.45 | Коэффициент | Отношение момента, | | | | запаса | создаваемого тормозом, к | | | | торможения | наибольшему моменту на | | | | | тормозном валу от приложенных | | | | | статических нагрузок: | | | | | наибольшего рабочего груза | | | | | (для механизма подъема) | | | | | массы стрелы, противовеса, | | | | | наибольшего рабочего груза | | | | | ветра рабочего состояния | | | | | (для механизма изменения | | | | | вылета) | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 2.46 | Обрыв | Одно- или многократное | | | | проволоки | нарушение целостности | | | | каната | отдельной проволоки на | | | | | регламентированной длине | | | | | участка каната, подвергаемого | | | | | контролю | | |---------------------------------------------------------------------------| | 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | |---------------------------------------------------------------------------| | Движения | |---------------------------------------------------------------------------| | 3.1 | Подъем | Вертикальное перемещение | | | | (опускание) | груза | | | | груза | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.2 | Плавная | Опускание груза с наименьшей | | | | посадка | скоростью при его монтаже или | | | | груза | укладке | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.3 | Подъем | Угловое движение стрелы в | | | | (опускание) | вертикальной плоскости | | | | стрелы | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.4 | Изменение | Перемещение грузозахватного | | | | вылета | органа путем подъема, | | | | | опускания, телескопирования | | | | | стрелы или передвижения | | | | | грузовой тележки | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.4.1 | Горизонтальный | Перемещение груза при | | | | ход | изменении вылета (подъеме | | | | груза | стрелы) по траектории, | | | | | близкой к горизонтали | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.5 | Передвижение | Перемещение всего крана в | | | | крана | рабочем положении | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.6 | Передвижение | Перемещение грузовой тележки | | | | грузовой | по мосту, несущему канату, | | | | тележки | стреле или консоли | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.7 | Поворот | Угловое движение поворотной | | | | | части крана мостового или | | | | | стрелового типа в | | | | | горизонтальной плоскости | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.8 | Цикл | Совокупность операций, | | | | работы | связанных с передвижением | | | | | крана при работе, от момента, | | | | | когда кран готов к подъему | | | | | груза, до момента готовности | | | | | к подъему следующего груза | | |---------------------------------------------------------------------------| | Устойчивость крана | |---------------------------------------------------------------------------| | 3.9 | Устойчивость | Способность крана | | | | крана | противодействовать | | | | | опрокидывающим моментам | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.10 | Устойчивость | Способность крана | | | | грузовая | противодействовать | | | | | опрокидывающим моментам, | | | | | создаваемым массой груза, | | | | | силами инерции, ветровой | | | | | нагрузкой рабочего состояния | | | | | и другими факторами | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.11 | Устойчивость | Способность крана | | | | собственная | противодействовать | | | | | опрокидывающим моментам при | | | | | нахождении крана в рабочем (в | | | | | том числе без груза) и | | | | | нерабочем состояниях | | |---------------------------------------------------------------------------| | Состояния кранов | |---------------------------------------------------------------------------| | 3.12 | Исправное | Состояние крана, при котором | | | | состояние | он соответствует всем | | | | | требованиям нормативных и/или | | | | | конструкторских (проектных) | | | | | документов | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 3.13 | Работоспособное | Состояние крана, при котором | | | | состояние | значения всех параметров, | | | | | характеризующих способность | | | | | выполнять заданные функции, | | | | | соответствуют требованиям | | | | | нормативных и/или | | | | | конструкторских (проектных) | | | | | документов | | |---------------------------------------------------------------------------| | 4. СТАЦИОНАРНО УСТАНОВЛЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ | |---------------------------------------------------------------------------| | 4.1 | Стационарно | Механизм, закрепленный на | | | | установленный | раме, конструкциях крана или | | | | механизм | фундаменте | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.1.1 | Грузоподъемный | Стационарно установленный | | | | механизм | механизм для подъема и | | | | (механизм | опускания груза | | | | подъема) | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.1.1.1 | Лебедка | Механизм, тяговое усилие | | | | | которого передается | | | | | посредством гибкого элемента | | | | | (каната, цепи) от приводного | | | | | барабана. | | | | | Типы лебедок: | | | | | барабанная | | | | | с канатоведущими шкивами | | | | | шпилевая | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.1.1.2 | Таль | Грузоподъемный механизм, | | | | | смонтированный в одном | | | | | корпусе с приводом | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.2 | Механизм | Стационарно установленный | | | | передвижения | механизм для передвижения | | | | крана | крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.3 | Механизм | Стационарно установленный | | | | передвижения | механизм для передвижения | | | | тележки или | грузовой тележки или тали | | | | тали | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.4 | Механизм | Стационарно установленный | | | | изменения | механизм для изменения вылета | | | | вылета | путем изменения угла наклона | | | | | стрелы и/или гуська либо | | | | | передвижения грузовой тележки | | | | | или тали | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.5 | Механизм | Стационарно установленный | | | | поворота | механизм для вращения | | | | | поворотной части крана в | | | | | горизонтальной плоскости | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.6 | Механизм | Приводное устройство для | | | | выдвижения | изменения длины стрелы крана | | | | стрелы | | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 4.7 | Механизм | Стационарное приводное | | | | телескопирования | устройство для изменения | | | | | длины стрелы, башни или балок | | | | | выносных опор крана | | |---------------------------------------------------------------------------| | 5. ПЕРЕСТАВНЫЕ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ | | МЕХАНИЗМЫ, НА КОТОРЫЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НАСТОЯЩИЕ ПРАВИЛА | |---------------------------------------------------------------------------| | 5.1 | Переставной | Механизм для подъема | | | | грузоподъемный | (опускания) груза, | | | | механизм | перемещаемый с одного участка | | | | | работ на другой вручную | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 5.1.1 | Лебедка | Лебедка для подъема | | | | ручная | (опускания) груза с ручным | | | | | приводом | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 5.1.2 | Домкрат | Переставной механизм для | | | | | подъема грузов на небольшую | | | | | высоту при воздействии на | | | | | груз снизу | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 5.1.3 | Механизм | Механизм с ручным приводом, | | | | тяговый | тяговое усилие которого | | | | | передается канатом при помощи | | | | | системы зажимов | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 5.2 | Передвижной | Механизм для подъема | | | | грузоподъемный | (опускания) груза, | | | | механизм | передвигаемый при работе | | | | | вручную | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 5.2.1 | Таль ручная | Грузоподъемный механизм с | | | | | канатным или цепным ручным | | | | | приводом | | |---------------------------------------------------------------------------| | 6. УЗЛЫ | |---------------------------------------------------------------------------| | 6.1 | Ходовое | Основание стрелового или | | | | устройство | башенного крана для установки | | | | | поворотной платформы или | | | | | башни крана, включающее | | | | | приводное устройство для | | | | | передвижения крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.2 | Портал | Основание крана, | | | | | предназначенное для пропуска | | | | | железнодорожного или | | | | | автомобильного транспорта | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.3 | Тележка | Опорная конструкция, | | | | ходовая | оборудованная колесами или | | | | балансирная | катками, имеющая шарнирное | | | | | соединение для равномерной | | | | | передачи нагрузок на колеса | | | | | или катки | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.4 | Мост | Несущая конструкция кранов | | | | | мостового типа, | | | | | предназначенная для движения | | | | | по ней грузовой тележки, или | | | | | конструкция между опорами | | | | | козлового или полукозлового | | | | | крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.5 | Тележка | Узел крана, предназначенный | | | | грузовая | для перемещения подвешенного | | | | | груза по мосту, стреле, | | | | | несущему канату | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.6 | Опорно - | Узел для передачи нагрузок | | | | поворотный | (грузового момента, | | | | круг | вертикальных и горизонтальных | | | | (устройство) | сил) от поворотной части | | | | | крана на неповоротную и для | | | | | вращения поворотной части, | | | | | который может также включать | | | | | механизм поворота крана | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.7 | Платформа | Поворотная конструкция крана | | | | поворотная | для размещения механизмов | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.8 | Башня | Вертикальная конструкция | | | | | крана, поддерживающая стрелу | | | | | и/или поворотную платформу и | | | | | обеспечивающая необходимую | | | | | высоту расположения опоры | | | | | стрелы | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.9 | Колонна | У консольных кранов - | | | | | вертикальная конструкция, | | | | | поддерживающая поворотную | | | | | стрелу с рабочим грузом и | | | | | обеспечивающая необходимую | | | | | высоту подъема, у кранов - | | | | | штабелеров - вертикальная | | | | | конструкция с направляющими | | | | | для перемещения | | | | | грузоподъемника и кабины | | |----------|-------------------|-------------------------------|------------| | 6.10 | Стрела | Конструкция крана, | | |