О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 21 декабря 1999 г. N 110 (Д) В целях устранения нарушений земельного законодательства, отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.11.99 N 23д/5-99 (Приложение 1), и усиления контроля за использованием и охраной земель федерального железнодорожного транспорта приказываю: 1. Управлению госземинспекции (Громов С. Л.): организовать проведение в 2000 - 2001 годах целевых проверок использования земель федерального железнодорожного транспорта; в срок до 1 июня 2000 года разработать и направить в территориальные органы Госкомзема России порядок и программу проведения указанных проверок; в срок до 1 декабря 2001 года обобщить результаты проверок и, при необходимости, совместно с МПС России подготовить предложения по совершенствованию законодательства в части распоряжения землями федерального железнодорожного транспорта. 2. Управлению государственных земель (Третьяков В.Е.) и Юридическому управлению (Могусев В.Ф.) в трехмесячный срок подготовить предложения о разработке нормативного правового документа, регулирующего вопросы изъятия и предоставлении земель, находящихся в федеральной собственности. 3. Управлению мониторинга земель (Самратов У.Д.), Управлению государственных земель (Третьяков В.Е.) совместно с Управлением земельной реформы и землеустройства (Спиридонов В.Ф.), Управлением государственного земельного кадастра (Тугбаев В.А.) по согласованию с МПС России в 6-месячный срок подготовить и направить на регистрацию в Минюст России разъяснения о порядке установления и утверждения границ земель федерального железнодорожного транспорта. 4. Территориальным органам Госкомзема России: в соответствии со своей компетенцией принять необходимые меры по устранению нарушений земельного законодательства, отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации; при установлении фактов принятия не соответствующих законодательству Российской Федераций нормативных правовых актов по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта направлять в принявшие их органы предписания об отмене указанных актов, а также соответствующие уведомления в органы государственной регистрации прав на землю. В случае непринятия в месячный срок мер по отмене неправомерного нормативного правового акта информацию об этом с необходимыми материалами (копия нормативного правового акта, необходимые выписки из законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, которые были нарушены при его принятии, копия предписания комзема об отмене неправомерного нормативного правового акта и др.) направлять в прокуратуру либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российский Федерации, в суд; при рассмотрении вопросов, связанных с использованием земель железнодорожного транспорта, строго руководствоваться Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц и зарегистрированным Минюстом России 27 июля 1999 г. N 1848 (приложение 2) *; ---------------------- * Не приводится. провести в 2000 - 2001 годах с участием других заинтересованных органов целевые проверки использования и охраны земель федерального железнодорожного транспорта; внести в органы управления железными дорогами предложения по созданию групп внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель федерального железнодорожного транспорта с выдачей им удостоверений установленного образца и предоставлением права составления протоколов по нарушениям земельного законодательства; активизировать работу по проведению инвентаризации земель железнодорожного транспорта и установлению границ полосы отвода железных дорог; совместно с органами управления железными дорогами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность привлечения дополнительных средств на проведение работ по инвентаризации земель железнодорожного транспорта, в том числе за счет средств железных дорог, бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников финансирования, не запрещенных законодательством; информацию о принятых мерах по устранению нарушений земельного законодательства и недостатков, отмеченных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в деятельности комземов, представить вместе с отчетом о госземконтроле за 2000 год. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей председателя комитета Алакоза В.В. и Варенова Б.С. Председатель Комитета С.И. Сай 21 декабря 1999 г. N 110 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 22 ноября 1999 г. N 23д/5-99 Приложение 1 к Приказу Госкомзема России от 21 декабря 1999 года N 110 Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с транспортными прокурорами и прокурорами субъектов Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства об использовании земель федерального железнодорожного транспорта, которой выявлены многочисленные нарушения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" землями федерального железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Во исполнение этих требований Министерством путей сообщения Российской Федерации Приказом N 26Ц от 15.05.99 утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог. Как показала проверка, практически во всех регионах требования данного законодательства должным образом не исполняются. Одной из основных причин нарушений является отсутствие у предприятий железных дорог правоустанавливающих документов на постоянное пользование закрепленными за ними земельными участками, включая полосу отвода, что во многом обусловлено незаконченной инвентаризацией земель. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" утверждено Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, которым предусматривалось проведение сплошной инвентаризации земель. Эта работа была возложена на Комитет Российской Федерации по земельной реформе и земельным ресурсам (ныне Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике) и его территориальные подразделения (далее - земельные комитеты). Требования об инвентаризации земель содержатся и в Указе Президента Российской Федерации от 23.04.93 N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.07.93 N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам", в соответствии с которым в течение 1993 - 1995 гг. земельным комитетам было поручено провести инвентаризацию земель всех категорий, не используемых в сельскохозяйственном производстве. В нарушение этих нормативно - правовых актов инвентаризация во многих регионах еще не закончена, а в ряде местностей вообще не проводилась. В результате правовой статус большого количества земельных участков, занимаемых предприятиями железнодорожного транспорта, до настоящего времени не урегулирован. Местные земельные комитеты неправомерно затягивают проведение инвентаризации, а иногда и прямо отказывают железным дорогам в ее осуществлении и выдаче правоустанавливающих документов. В настоящее время земельным комитетом г. Санкт - Петербурга ГУП "Октябрьская железная дорога" выдано лишь одно свидетельство на право постоянного пользования землей на участке Лигово - Гатчина. На остальные земли железнодорожного транспорта оформляются временные свидетельства о землепользовании, служащие основанием для установления и взимания земельного налога и не являющиеся документами, удостоверяющими право на земельные участки. На Московской железной дороге до настоящего времени отсутствуют правоустанавливающие документы на земли, расположенные в полосе отвода Московско - Курского, Московско - Смоленского, Курского, Смоленского, Тульского отделений дороги. Аналогичная ситуация сложилась во Владимирской и Нижегородской областях, Республиках Коми и Татарстан и многих других транспортных регионах. В результате указанных нарушений на многих предприятиях железнодорожного транспорта в качестве правоустанавливающих документов используются схемы полосы отвода, утвержденные местными органами власти еще в 30 - 40 годах (Октябрьская, Московская, Северо - Кавказская железные дороги и др.). Это обстоятельство нередко используют органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальные земельные комитеты, принимая нормативные акты и осуществляя другие действия, нарушающие права и законные интересы предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта по вопросам владения, пользования и распоряжения землями, предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование. На основании решения администрации Привокзального района г. Тулы от 18.03.99 N 225 муниципальное предприятие "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" самоуправно передало по договору аренды ООО "Фирма "Курьер" земельный участок железной дороги. Распоряжением главы территориального управления Красносельского административного района г. Санкт - Петербурга по согласованию с земельным комитетом предпринимателю Орлову Ю.А. в аренду сроком на три года был предоставлен земельный участок, расположенный в полосе отвода Октябрьской железной дороги. Подобные факты носят массовый характер и на других железных дорогах (Горьковская, Дальневосточная, Северная и т.д.). Указанные нарушения обусловлены ненадлежащим контролем, а порой и прямым попустительством со стороны земельных комитетов, не выполняющих функций, возложенных на них ст. 108 Земельного кодекса РСФСР, Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362, и другими нормативными актами. Вопреки требованиям законодательства земельные комитеты нередко из местнических интересов идут на поводу у органов власти, местного самоуправления, не пресекают их незаконную деятельность по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта. Отдельными земельными комитетами в целях оправдания противоправных решений местного руководства допускается произвольное толкование действующего законодательства, связанного с использованием земель транспорта. Так, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области в своем письме в ГУП "Северная железная дорога" от 26.08.99 N 05-10/534 разъяснил, что до выхода нового Земельного кодекса Российской Федерации, введения в действие Федерального закона "О государственных и муниципальных землях", принятия постановления Правительства Российской Федерации о порядке управления федеральными землями сохраняется прежний порядок предоставления земельных участков, в том числе в полосе отвода железных дорог. Согласно этому порядку решение о предоставлении земель в пользование или аренду принимает администрация муниципального образования, а с железной дорогой производится лишь согласование данного вопроса. Особенно следует отметить позицию Московского земельного комитета, утверждающего, что в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" все земли, находящиеся на территории города, в том числе и земли железнодорожного транспорта, являются собственностью г. Москвы. На этом основании в 1995 - 1996 гг. в нарушение требований ст. 421 ГК РФ большинству столичных предприятий железнодорожного транспорта земельными комитетами столицы были разосланы уведомления о необходимости заключения договоров аренды земельных участков с Правительством Москвы под угрозой привлечения к административной ответственности. Более того, земельными комитетами г. Москвы выносятся незаконные предписания в адрес предприятий железнодорожного транспорта о расторжении договоров о временном пользовании сторонними организациями землями транспорта, чем грубо нарушаются положения ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте". Аналогичные нарушения имели место в г. Санкт - Петербурге, Краснодарском и Хабаровском краях, Тюменской, Смоленской, Новгородской, Воронежской областях, Кабардино - Балкарской Республике и многих других регионах. При отсутствии контроля за использованием земель железнодорожного транспорта со стороны земельных комитетов и собственно предприятий железнодорожного транспорта, координации между ними широко распространена практика самовольного захвата этих земель юридическими лицами и гражданами. На территории Пушкинского района г. Санкт - Петербурга в ходе проверки установлены факты длительного самовольного захвата огородническими товариществами "Лето", "Надежда", "Восток" и "Болотное" земельных участков Октябрьской железной дороги. В Воронежской области прокурорами выявлено 40 объектов, самоуправно выстроенных на землях Юго - Восточной железной дороги. Подобные факты характерны и для других транспортных регионов. При пользовании землями (сдаче в аренду, во временное пользование и т.д.) допускаются также нарушения законодательства, регулирующего безопасность движения, пожарную безопасность. Постановлением главы администрации г. Ростова - на - Дону от 16.10.96 N 1557 у Ростовского отделения Северо - Кавказской железной дороги изъят земельный участок площадью 0,07 га, являющийся полосой отвода железной дороги, который был передан в аренду ООО "Донинтас" для строительства АЗС с подземным хранением горюче - смазочных материалов (ГСМ) в зоне повышенной опасности (на расстоянии 15 м от железнодорожного полотна, с интенсивным движением пассажирских и грузовых поездов). Такие же нарушения распространены на Западно - Сибирской, Северной, Юго - Восточной железных дорогах. Проверка показала, что при пользовании землями допущены многочисленные нарушения законодательства об охране окружающей среды как сторонними пользователями, так и предприятиями железнодорожного транспорта. На ряде железных дорог отмечены загрязнения земельных участков нефтепродуктами, производственными отходами, мусором. Нарушения названного законодательства выявлены практически на всех железных дорогах, где проводилась проверка (Горьковской, Дальневосточной, Калининградской, Московской, Северной, Юго - Восточной). О нарушениях законодательства, связанного с использованием земель железнодорожного транспорта, Министерство путей сообщения Российской Федерации, железные дороги неоднократно информировали Госкомзем России и территориальные земельные комитеты, однако реальных мер к устранению нарушений не принято. В ходе проверки прокурорами опротестован ряд незаконных решений местных органов власти об отчуждении земель федерального железнодорожного транспорта, заявлено большое количество исков в защиту интересов железных дорог, внесены представления об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем положение с использованием земель железнодорожного транспорта остается сложным и требует принятия неотложных мер со стороны Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю: 1. Рассмотреть настоящее представление и принять реальные меры к устранению нарушений, в частности усилить контроль за использованием земель, закрепленных за железными дорогами. 2. Активизировать работу по проведению инвентаризации земель федерального железнодорожного транспорта и выдаче на них правоустанавливающих документов. 3. Принять меры по изъятию земель федерального железнодорожного транспорта из незаконного пользования. О результатах рассмотрения представления сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом месячный срок. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.И. ДАВЫДОВ 22 ноября 1999 г. N 23д/5-99 |