О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 02.12.99 16-52-151ИН/16-1

    О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
         (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ
         СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          2 декабря 1999 г.
                         N 16-52-151ин/16-13

                                 (Д)
 

     Министерство образования  Российской  Федерации  направляет   для
практического  применения  Рекомендации  по планированию и организации
производственной   (профессиональной)    практики    по    техническим
специальностям  в  условиях действия Государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования.

2 декабря 1999 г.
N 16-52-151ин/16-13


                                                            Приложение

                                        к письму Минобразования России
                                                от 2 декабря 1999 года
                                                   N 16-52-151ин/16-13

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
  ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)
      ПРАКТИКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ
         ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Рекомендации составлены   в   соответствии   с    Положением    о
производственной   (профессиональной)  практике  студентов,  курсантов
образовательных  учреждений  среднего  профессионального   образования
(далее  -  Положение),  утвержденным Приказом Минобразования России от
21.07.1999 N 1991.

                          1. Общие положения

     1.1. Производственная  (профессиональная)   практика   студентов,
курсантов   образовательных   учреждений   среднего  профессионального
образования по техническим специальностям организуется в  соответствии
с      Государственным     образовательным     стандартом     среднего
профессионального   образования   (далее   -   ГОС   СПО)   в    части
государственных  требований  к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальности среднего  профессионального  образования,
Положением  по производственной (профессиональной) практике студентов,
курсантов  образовательных   учреждений   среднего   профессионального
образования и включает следующие этапы практики:
     - практику для  получения  первичных  профессиональных  умений  и
навыков (учебную);
     - практику по профилю специальности (технологическую);
     - практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

                       2. Организация практики

     2.1. Руководителем  производственной  (профессиональной) практики
является заместитель директора по учебно  -  производственной  работе,
который осуществляет планирование, организацию, обеспечение и контроль
производственной (профессиональной) практики студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования.
     2.2. Заместитель директора по учебно  -  производственной  работе
координирует работу мастеров производственного обучения, руководителей
практики от учебного заведения,  определяет цели и задачи методической
работы   цикловой   комиссии  по  производственной  (профессиональной)
практике по вопросам совершенствования  организации  производственного
обучения.
     2.3. Организация практики на всех этапах направлена на выполнение
государственных  требований  к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой
квалификацией.
     2.4. Общий объем времени определяется ГОС СПО по специальности  и
примерным учебным планом.
     2.5. Производственная    (профессиональная)    практика     может
проводиться как концентрированно,  так и рассредоточенно,  чередуясь с
теоретическими занятиями.
     2.6. Закрепление   баз   практик   осуществляется  администрацией
учебного заведения на основе прямых связей,  договоров с организациями
независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

         3. Практика для получения первичных профессиональных
                      умений и навыков (учебная)

     3.1. На практике для получения первичных профессиональных  умений
и  навыков  студенты  готовятся  к осознанному и углубленному изучению
дисциплин  общепрофессионального  и   специального   цикла,   получают
практические и профессиональные знания по избранной специальности.
     3.2. В период практики у студентов  формируется  представление  о
культуре  труда,  культуре  и этике межличностных отношений,  бережном
отношении к рабочему  времени,  соблюдении  требований  охраны  труда,
промышленной безопасности.
     3.3. Практика для получения первичных (профессиональных) умений и
навыков  (учебная)  проводится  в  учебных,  учебно - производственных
мастерских,  учебных хозяйствах,  учебно - опытных участках  и  других
вспомогательных объектах учебного заведения.
     3.4. Практическое обучение  первичным  профессиональным  навыкам,
как правило, проводится мастерами производственного обучения.
     3.5. В примерный комплект  документов  мастера  производственного
обучения входят:
     Положение о    производственной    (профессиональной)    практике
студентов,     курсантов     образовательных    учреждений    среднего
профессионального образования;
     рекомендации по применению Положения;
     рабочая программа практики;
     рабочая программа вида практики и календарно - тематический план;
     перечень учебно - производственных работ и упражнений;
     методические разработки.
     3.6. Рабочая программа вида практики и календарно -  тематический
план  определяют  умения  и  навыки по каждой теме практики,  перечень
учебно - производственных работ и  видов  упражнений,  а  также  формы
теоретических занятий.
     Календарно - тематический план разрабатывается на основе  рабочей
программы  практики  и  перечня  учебно - производственных работ.  При
составлении  календарно  -  тематического  плана   мастер   производит
разбивку  теоретических  вопросов  на  отдельные  темы,  состоящие  из
нескольких занятий.
     Перечень учебно  -  производственных  работ и упражнений является
обязательным  приложением  к  рабочей  программе   вида   практики   и
разрабатывается  с  учетом  ее  требований  на  учебный  год по каждой
специальности,  а   перед   началом   учебного   года   уточняется   и
корректируется (Приложение 1).
     3.8. Методические разработки  по  отдельным  темам  или  разделам
программы  практики  могут разрабатываться мастерами производственного
обучения в рамках методической  работы,  опыта  работников  отраслевых
(министерств,  ведомств),  методических служб, а также исходя из опыта
других учебных заведений в порядке обмена передовым опытом.
     3.9. Практика  для  получения  первичных профессиональных навыков
проводится в форме практических занятий или  уроков  производственного
обучения.
     Мастер производственного   обучения   планирует   ход    занятий.
Планирование  хода занятий заключается в выборе последовательных видов
работ и ориентировочном  определении  затрат  времени  на  каждый  вид
работы.
    При планировании   урока   производственного    обучения    мастер
определяет   цель  урока  и  решаемые  на  нем  задачи,  содержание  и
организацию  урока,   расстановку   студентов   по   местам   практик,
распределение работ между практикантами (Приложение 2).
     Мастер производственного   обучения   составляет    план    урока
производственного обучения.  Форма плана урока,  как и его построение,
может и должна изменяться в зависимости  от  решаемых  на  нем  задач,
применяемых методов и средств обучения.
     Из рабочей программы вида практики мастер в план урока вписывает:
тему,   цель,  задачи  и  содержание  урока  (упражнения  и  учебно  -
производственные работы), приспособления и инструменты, документацию и
учебно - наглядные пособия.
     Изучив рекомендуемую   литературу,    мастер    производственного
обучения  определяет  структуру урока,  раскрывает методику проведения
каждого урока.
     3.10. Урок  производственного  обучения состоит из вводной части,
основной части и заключительной части:
     на вводную  часть  урока  отводится до 13 - 15%  времени от всего
времени,  отводимого  на  урок.  Мастер   производственного   обучения
проводит  инструктаж  по технике безопасности,  охране труда.  Вводная
часть урока направлена на подготовку студентов  к  освоению  умений  и
навыков,   определенных   рабочей   программой   вида  практики.  Урок
начинается с сообщения темы,  цели ознакомления с  образцами  изделий,
применяемым      оборудованием,     материалами,     приспособлениями,
инструментами, приемами и последовательностью выполнения работ;
     на основную часть урока отводится до 70 - 75 % времени.
     На основной части  урока  у  практикантов  формируются  умения  и
навыки.  Мастер  производственного  обучения  объясняет  назначение  и
содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные приемы
выполнения  работ,  сообщает  нормы  времени  на  выполнение  работ  и
критерии оценок. Студенты выполняют работу, предусмотренную программой
практики,  отрабатывают  приемы  и действия.  Мастер производственного
обучения следит за выполнением студентами требований охраны труда;
     на заключительную часть урока отводится до 5 - 7 % времени.
     На заключительной части урока подводятся итоги.

        4. Практика по профилю специальности (технологическая)
      и практика преддипломная (квалификационная или стажировка)

     4.1. Содержание     практики     по     профилю     специальности
(технологической)  и  преддипломной  (квалификационной или стажировки)
направлено на овладение студентами  профессиональной  деятельности  по
специальности,  закрепление,  расширение,  углубление и систематизацию
знаний,  полученных при  изучении  дисциплин  общепрофессионального  и
специального циклов.
     Содержание практики  предполагает  приобретение   первоначального
практического  опыта,  развитие  профессионального  мышления,  а также
овладение    первоначальным    профессиональным    опытом,    проверку
профессиональной  готовности  к  самостоятельной трудовой деятельности
будущего специалиста и сбор материалов к дипломному проекту (работе).
     4.2. Практика   по   профилю  специальности  (технологическая)  и
преддипломная  (квалификационная  или  стажировка)   проводится,   как
правило,  в  организациях различных организационно - правовых форм или
на базе учебного заведения.
     4.3. Успешная    реализация   программы   практики   зависит   от
организации производственной (профессиональной) практики, знания целей
и задач практики, качества контроля практики.
     4.4. Приказом  по  учебному  заведению  назначаются  руководители
практики  от  учебного  заведения  из числа преподавателей специальных
дисциплин.
     4.5. Руководители  практики  от  учебного заведения устанавливают
связь с руководителями практики от  организации  и  совместно  с  ними
принимают  участие  в  распределении  студентов  по  местам  практик в
соответствии   с    требованиями    программы    практики,    проводят
индивидуальные  и  групповые  консультации  в  учебном  заведении  и в
организации  по  безопасным  методам  и  приемам   выполнения   работ,
инструктаж по охране труда, промышленной безопасности.
     4.6. В примерный комплект  документов  руководителя  практики  от
учебного заведения входят:
     Положение о    производственной    (профессиональной)    практике
студентов,     курсантов     образовательных    учреждений    среднего
профессионального образования;
     рекомендации по применению Положения;
     договор с организацией о проведении практики;
     приказ о назначении руководителя практики от учебного заведения;
     приказ о распределении студентов по местам практик;
     рабочая программа практики;
     график производственной (профессиональной) практики;
     график консультаций;
     график целевых проверок.
     4.7. Рабочая    программа   производственной   (профессиональной)
практики   разрабатывается   предметными    (цикловыми)    комиссиями,
согласовывается с руководителем практики от организации и утверждается
руководителем учебного заведения (Приложение 3).
     Рабочая программа практики определяет содержание,  сроки, объекты
практики и виды работ, а также формы организации теоретических занятий
студентов.
     Консультантами от   учебных   заведений   являются   руководители
курсовых  и дипломных проектов (работ),  которые определяют конкретные
задания студентам на период практики.
     4.8. График   производственной   (профессиональной)   практики  в
организации составляют на основе рабочей программы с учетом количества
предоставляемых  рабочих  мест  и  числа  студентов,  направляемых  на
практику.  График определяет  срок  работы  практикантов  в  отдельных
подразделениях;  приложением  к  нему  является  график консультаций и
теоретических занятий,  предусмотренный рабочей  программой  практики,
график целевых проверок, график консультаций.
     4.9. Текущий   контроль   практики   по   профилю   специальности
(технологической)   и  преддипломной  практики  (квалификационной  или
стажировки)  рекомендуется  осуществлять  на   основе   разработанного
графика целевых проверок,  в которых указывают сроки,  цели контроля и
фамилии проверяющих.


                                                          Приложение 1

---------------------------------                            УТВЕРЖДАЮ
(наименование учебного заведения)             Замдиректора по учебно -
                                               производственной работе
                                              ------------------------
                                            "--" ----------- 1999 года

                           ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

               ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

На период ----------------------------------------------- практики для
                        (слесарной, станочной)
получения первичных профессиональных умений и навыков
курса ----------------------------------------------------------------
специальности --------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------
|   N    | Наименование  | Наименование  | Норма времени | Примечание |
|  п/п   | темы, объекта | изготовляемой | на выполнение |            |
|        |    работы     |   продукции   |     работы    |            |
|--------|---------------|---------------|---------------|------------|
| 1.     |               |               |               |            |
| 2.     |               |               |               |            |
| 3.     |               |               |               |            |
| и т.д. |               |               |               |            |
-----------------------------------------------------------------------

Мастер производственного обучения ------------------------------------
                                                (подпись)

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой)
комиссии, протокол N ----- от "--" --------- 1999 г.

Председатель предметной
(цикловой) комиссии ------------
                      (подпись)


                                                          Приложение 2

---------------------------------                            УТВЕРЖДАЮ
(наименование учебного заведения)             Замдиректора по учебно -
                                               производственной работе
                                              ------------------------
                                            "--" ----------- 1999 года

                           ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

                ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

"--" ---------- 1999 г.

Группа ---------------------------------------------------------------
Мастер производственного обучения ------------------------------------
Тема вида практики ---------------------------------------------------
Тема занятия ---------------------------------------------------------
Цель -----------------------------------------------------------------
Продолжительность ----------------------------------------------------
Учебные и воспитательные задачи: (указывается конечный результат) ----
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Содержание упражнения ------------------------------------------------
Учебно - производственные работы
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Материально -   техническое   обеспечение  (перечисляются  необходимые
инструменты,  приспособления,  приборы,  оборудование,   материалы   и
наглядные пособия) ---------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Литература (перечисляется    необходимая   учебная   и   справочно   -
техническая литература)


                                                          Приложение 3

Министерство (ведомство) ---------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Учебное заведение ----------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

Согласовано:                                 Утверждаю:
Руководитель практики                        Руководитель
по производственной работе
--------------------------                  --------------------------
"--" ------------ 1999 г.                    "--" ------------ 1999 г.

                           ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
                     НА ------------- 1999 Г.

По специальности -----------------------------------------------------
Организация ----------------------------------------------------------
                            (наименование)
Рабочая программа составлена -----------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
                      (кем составлена программа)
в соответствии с примерной программой практики, утвержденной ---------
----------------------------------------------------------------------
             (кем утверждена программа, дата утверждения)
Количество студентов -------------------------------------------------

Этапы практики:
практика для получения первичных профессиональных умений и навыков
с ----------------------------- по -----------------------------------
практика по профилю специальности с ------------ по ------------------
практика преддипломная (квалификационная или стажировка)
с ----------------------------- по -----------------------------------

Руководитель практики от учебного заведения --------------------------

Руководитель практики от организации ---------------------------------