О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13 (Д) Министерство образования Российской Федерации направляет для практического применения Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13 Приложение к письму Минобразования России от 2 декабря 1999 года N 16-52-151ин/16-13 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации составлены в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - Положение), утвержденным Приказом Минобразования России от 21.07.1999 N 1991. 1. Общие положения 1.1. Производственная (профессиональная) практика студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования по техническим специальностям организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования, Положением по производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования и включает следующие этапы практики: - практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную); - практику по профилю специальности (технологическую); - практику преддипломную (квалификационную или стажировку). 2. Организация практики 2.1. Руководителем производственной (профессиональной) практики является заместитель директора по учебно - производственной работе, который осуществляет планирование, организацию, обеспечение и контроль производственной (профессиональной) практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. 2.2. Заместитель директора по учебно - производственной работе координирует работу мастеров производственного обучения, руководителей практики от учебного заведения, определяет цели и задачи методической работы цикловой комиссии по производственной (профессиональной) практике по вопросам совершенствования организации производственного обучения. 2.3. Организация практики на всех этапах направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией. 2.4. Общий объем времени определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом. 2.5. Производственная (профессиональная) практика может проводиться как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями. 2.6. Закрепление баз практик осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. 3. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная) 3.1. На практике для получения первичных профессиональных умений и навыков студенты готовятся к осознанному и углубленному изучению дисциплин общепрофессионального и специального цикла, получают практические и профессиональные знания по избранной специальности. 3.2. В период практики у студентов формируется представление о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, бережном отношении к рабочему времени, соблюдении требований охраны труда, промышленной безопасности. 3.3. Практика для получения первичных (профессиональных) умений и навыков (учебная) проводится в учебных, учебно - производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно - опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. 3.4. Практическое обучение первичным профессиональным навыкам, как правило, проводится мастерами производственного обучения. 3.5. В примерный комплект документов мастера производственного обучения входят: Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рекомендации по применению Положения; рабочая программа практики; рабочая программа вида практики и календарно - тематический план; перечень учебно - производственных работ и упражнений; методические разработки. 3.6. Рабочая программа вида практики и календарно - тематический план определяют умения и навыки по каждой теме практики, перечень учебно - производственных работ и видов упражнений, а также формы теоретических занятий. Календарно - тематический план разрабатывается на основе рабочей программы практики и перечня учебно - производственных работ. При составлении календарно - тематического плана мастер производит разбивку теоретических вопросов на отдельные темы, состоящие из нескольких занятий. Перечень учебно - производственных работ и упражнений является обязательным приложением к рабочей программе вида практики и разрабатывается с учетом ее требований на учебный год по каждой специальности, а перед началом учебного года уточняется и корректируется (Приложение 1). 3.8. Методические разработки по отдельным темам или разделам программы практики могут разрабатываться мастерами производственного обучения в рамках методической работы, опыта работников отраслевых (министерств, ведомств), методических служб, а также исходя из опыта других учебных заведений в порядке обмена передовым опытом. 3.9. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в форме практических занятий или уроков производственного обучения. Мастер производственного обучения планирует ход занятий. Планирование хода занятий заключается в выборе последовательных видов работ и ориентировочном определении затрат времени на каждый вид работы. При планировании урока производственного обучения мастер определяет цель урока и решаемые на нем задачи, содержание и организацию урока, расстановку студентов по местам практик, распределение работ между практикантами (Приложение 2). Мастер производственного обучения составляет план урока производственного обучения. Форма плана урока, как и его построение, может и должна изменяться в зависимости от решаемых на нем задач, применяемых методов и средств обучения. Из рабочей программы вида практики мастер в план урока вписывает: тему, цель, задачи и содержание урока (упражнения и учебно - производственные работы), приспособления и инструменты, документацию и учебно - наглядные пособия. Изучив рекомендуемую литературу, мастер производственного обучения определяет структуру урока, раскрывает методику проведения каждого урока. 3.10. Урок производственного обучения состоит из вводной части, основной части и заключительной части: на вводную часть урока отводится до 13 - 15% времени от всего времени, отводимого на урок. Мастер производственного обучения проводит инструктаж по технике безопасности, охране труда. Вводная часть урока направлена на подготовку студентов к освоению умений и навыков, определенных рабочей программой вида практики. Урок начинается с сообщения темы, цели ознакомления с образцами изделий, применяемым оборудованием, материалами, приспособлениями, инструментами, приемами и последовательностью выполнения работ; на основную часть урока отводится до 70 - 75 % времени. На основной части урока у практикантов формируются умения и навыки. Мастер производственного обучения объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные приемы выполнения работ, сообщает нормы времени на выполнение работ и критерии оценок. Студенты выполняют работу, предусмотренную программой практики, отрабатывают приемы и действия. Мастер производственного обучения следит за выполнением студентами требований охраны труда; на заключительную часть урока отводится до 5 - 7 % времени. На заключительной части урока подводятся итоги. 4. Практика по профилю специальности (технологическая) и практика преддипломная (квалификационная или стажировка) 4.1. Содержание практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной (квалификационной или стажировки) направлено на овладение студентами профессиональной деятельности по специальности, закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин общепрофессионального и специального циклов. Содержание практики предполагает приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления, а также овладение первоначальным профессиональным опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста и сбор материалов к дипломному проекту (работе). 4.2. Практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная (квалификационная или стажировка) проводится, как правило, в организациях различных организационно - правовых форм или на базе учебного заведения. 4.3. Успешная реализация программы практики зависит от организации производственной (профессиональной) практики, знания целей и задач практики, качества контроля практики. 4.4. Приказом по учебному заведению назначаются руководители практики от учебного заведения из числа преподавателей специальных дисциплин. 4.5. Руководители практики от учебного заведения устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними принимают участие в распределении студентов по местам практик в соответствии с требованиями программы практики, проводят индивидуальные и групповые консультации в учебном заведении и в организации по безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, промышленной безопасности. 4.6. В примерный комплект документов руководителя практики от учебного заведения входят: Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рекомендации по применению Положения; договор с организацией о проведении практики; приказ о назначении руководителя практики от учебного заведения; приказ о распределении студентов по местам практик; рабочая программа практики; график производственной (профессиональной) практики; график консультаций; график целевых проверок. 4.7. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики разрабатывается предметными (цикловыми) комиссиями, согласовывается с руководителем практики от организации и утверждается руководителем учебного заведения (Приложение 3). Рабочая программа практики определяет содержание, сроки, объекты практики и виды работ, а также формы организации теоретических занятий студентов. Консультантами от учебных заведений являются руководители курсовых и дипломных проектов (работ), которые определяют конкретные задания студентам на период практики. 4.8. График производственной (профессиональной) практики в организации составляют на основе рабочей программы с учетом количества предоставляемых рабочих мест и числа студентов, направляемых на практику. График определяет срок работы практикантов в отдельных подразделениях; приложением к нему является график консультаций и теоретических занятий, предусмотренный рабочей программой практики, график целевых проверок, график консультаций. 4.9. Текущий контроль практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной практики (квалификационной или стажировки) рекомендуется осуществлять на основе разработанного графика целевых проверок, в которых указывают сроки, цели контроля и фамилии проверяющих. Приложение 1 --------------------------------- УТВЕРЖДАЮ (наименование учебного заведения) Замдиректора по учебно - производственной работе ------------------------ "--" ----------- 1999 года ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ На период ----------------------------------------------- практики для (слесарной, станочной) получения первичных профессиональных умений и навыков курса ---------------------------------------------------------------- специальности -------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Наименование | Норма времени | Примечание | | п/п | темы, объекта | изготовляемой | на выполнение | | | | работы | продукции | работы | | |--------|---------------|---------------|---------------|------------| | 1. | | | | | | 2. | | | | | | 3. | | | | | | и т.д. | | | | | ----------------------------------------------------------------------- Мастер производственного обучения ------------------------------------ (подпись) Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, протокол N ----- от "--" --------- 1999 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ------------ (подпись) Приложение 2 --------------------------------- УТВЕРЖДАЮ (наименование учебного заведения) Замдиректора по учебно - производственной работе ------------------------ "--" ----------- 1999 года ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "--" ---------- 1999 г. Группа --------------------------------------------------------------- Мастер производственного обучения ------------------------------------ Тема вида практики --------------------------------------------------- Тема занятия --------------------------------------------------------- Цель ----------------------------------------------------------------- Продолжительность ---------------------------------------------------- Учебные и воспитательные задачи: (указывается конечный результат) ---- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Содержание упражнения ------------------------------------------------ Учебно - производственные работы ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Материально - техническое обеспечение (перечисляются необходимые инструменты, приспособления, приборы, оборудование, материалы и наглядные пособия) --------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Литература (перечисляется необходимая учебная и справочно - техническая литература) Приложение 3 Министерство (ведомство) --------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Учебное заведение ---------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Согласовано: Утверждаю: Руководитель практики Руководитель по производственной работе -------------------------- -------------------------- "--" ------------ 1999 г. "--" ------------ 1999 г. ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ НА ------------- 1999 Г. По специальности ----------------------------------------------------- Организация ---------------------------------------------------------- (наименование) Рабочая программа составлена ----------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (кем составлена программа) в соответствии с примерной программой практики, утвержденной --------- ---------------------------------------------------------------------- (кем утверждена программа, дата утверждения) Количество студентов ------------------------------------------------- Этапы практики: практика для получения первичных профессиональных умений и навыков с ----------------------------- по ----------------------------------- практика по профилю специальности с ------------ по ------------------ практика преддипломная (квалификационная или стажировка) с ----------------------------- по ----------------------------------- Руководитель практики от учебного заведения -------------------------- Руководитель практики от организации --------------------------------- |