РЕШЕНИЕ О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Решение. Правительство РФ. 17.01.97

          РЕШЕНИЕ О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО (ОБЩЕГО)
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                               РЕШЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          17 января 1997 г.


                            (РГ 97-22(в))


     Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
     решил:
     утвердить Концепцию      формирования      единого       (общего)
образовательного пространства   Содружества   Независимых   Государств
(прилагается).

     Совершено в городе Москве 17 января 1997 года в  одном  подлинном
экземпляре на   русском   языке.   Подлинный   экземпляр   хранится  в
Исполнительном Секретариате   Содружества   Независимых    Государств,
который направит каждому государству,  подписавшему настоящее Решение,
его заверенную копию.

     Подписано главами   правительств   Азербайджанской    Республики,
Республики Армения,   Республики   Беларусь,   Республики   Казахстан,
Кыргызской Республики,  Республики Молдова  (с  учетом  представленных
замечаний), Российской Федерации, Республики Таджикистан.


Проект

                              Концепция
     формирования единого (общего) образовательного пространства
                  Содружества Независимых Государств

                          1. Общие положения

     Цель настоящей  Концепции  -  определение   основных   принципов,
направлений, условий    и   этапов   формирования   единого   (общего)
образовательного пространства   Содружества   Независимых   Государств
(далее - Содружество).
     Единое образовательное  пространство  характеризуется   общностью
принципов государственной     политики     в     сфере    образования,
согласованностью государственных образовательных стандартов, программ,
стандартов и   требований   по   подготовке  и  аттестации  научных  и
научно-педагогических кадров  и  программ,  равными  возможностями   и
свободной реализацией   прав   граждан   на  получение  образования  в
образовательном учреждении  на  территории  государств  -   участников
Содружества.
     Формирование единого образовательного пространства является одним
из приоритетных   направлений   политики   государств   -   участников
Содружества.
     Государства -  участники  Содружества  считают  основной функцией
образования сохранение,  распространение знаний и обогащение мировой и
национальной культуры.
     Интеграция государств  -   участников   Содружества   в   области
образования должна способствовать:
     сохранению исторически  сложившейся  духовной  общности   народов
государств - участников Содружества;
     свободному приобщению граждан к  ценностям  национальных  культур
государств - участников Содружества;
     созданию условий  и  возможностей   для   формирования   культуры
межнационального общения;
     формированию предпосылок     для      развития      многогранного
сотрудничества народов государств - участников Содружества;
     становлению общего  научно-технологического,   экономического   и
информационного пространства государств - участников Содружества;
     расширению возможностей       подготовки        квалифицированных
специалистов, аттестации  научных  и  научно-педагогических кадров для
различных отраслей   экономики,   науки,   культуры,   образования   и
социальной сферы.

         2. Основные принципы формирования и развития единого
                    образовательного пространства

     Основными принципами   формирования   единого    образовательного
пространства государств - участников Содружества являются:
     сближение национальных   систем   образования,    подготовки    и
аттестации научных   и   научно-педагогических   кадров  государств  -
участников Содружества;
     согласованность государственных    образовательных    стандартов,
программ, стандартов,  требований по подготовке и аттестации научных и
научно-педагогических кадров;
     поддержка инициатив субъектов образования  всех  уровней  и  всех
форм собственности    по    организации   сотрудничества   в   области
     кооперация и   взаимовыгодное   сотрудничество    при    создании
совместных образовательных   учреждений  всех  уровней  образования  и
научно-исследовательских учреждений (организаций) и  осуществлении  их
деятельности;
     открытость информации   о   состоянии   и   деятельности   систем
образования, подготовки,  аттестации  научных  и научно-педагогических
кадров государств - участников Содружества.

             3. Основные направления формирования единого
                    образовательного пространства

     Основными направлениями   формирования  единого  образовательного
пространства являются:
     разработка предложений    о    создании   законодательной   базы,
регулирующей вопросы поддержки и развития интеграционных  процессов  в
сфере образования,     подготовки     и     аттестации    научных    и
научно-педагогических кадров;
     согласование государственных   образовательных   стандартов  всех
уровней и стандартов,  требований по подготовке и аттестации научных и
научно-педагогических кадров;
     правовое и  организационное   обеспечение   взаимного   признания
эквивалентности документов  об  образовании  и  документов  об  ученых
степенях и званиях,  выдаваемых выпускникам образовательных учреждений
в государствах - участниках Содружества;
     расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам
образования, подготовки  и  аттестации научных и научно-педагогических
кадров;
     проведение национальными   органами  управления  исследований  по
выявлению образовательных  потребностей  населения  и  потребности   в
кадрах высшей  квалификации  государств  -  участников  Содружества  и
прогнозированию ситуаций на рынках труда;
     разработка согласованных   критериев   и  технологий  мониторинга
состояния и качества образования,  подготовки и аттестации  научных  и
научно-педагогических кадров  в государствах - участниках Содружества,
механизмов его внутригосударственного и совместного проведения.
     Первоочередными мероприятиями     по     формированию     единого
образовательного пространства являются:
     создание межгосударственного  органа  по сотрудничеству в области
образования, подготовки и аттестации научных  и  научно-педагогических
кадров государств - участников Содружества;
     разработка проекта  межгосударственной   программы   формирования
единого образовательного  пространства  в  государствах  -  участниках
Содружества, проведения   научных   исследований,    национальных    и
межгосударственных конференций   и   семинаров   по   теоретическим  и
практическим проблемам создания единого образовательного пространства.

     4. Этапы формирования единого образовательного пространства

     Исходя из основных целей,  принципов и  направлений  формирования
единого образовательного  пространства  и  учитывая  различные  уровни
состояния экономики,  науки и образования,  определить следующие этапы
реализации настоящей Концепции:
     первый этап - разработка и принятие межгосударственной  программы
формирования единого   образовательного   пространства,  подготовки  и
аттестации научных и научно-педагогических кадров, межгосударственного
соглашения о   формировании   единого   образовательного  пространства
государств - участников Содружества;
     второй этап   -   гармонизация   национального   законодательства
государств - участников Содружества  в  области  образования  в  целях
формирования единого   образовательного   пространства,  подготовки  и
аттестации научных  и  научно-педагогических  кадров.   Предполагается
разработка модельных  законодательных актов,  регулирующих отношения в
сфере образования,   межгосударственной   и   национальных    программ
сотрудничества, а   также   определение   национальных  координирующих
центров, ответственных      за      их       реализацию,       включая
информационно-аналитические и научно-методические аспекты;
     третий этап  -   создание   системы   социально-экономических   и
организационно-управленческих механизмов           межгосударственного
сотрудничества в сфере образования,  подготовки и аттестации научных и
научно-педагогических кадров,  включая  согласованные  принципы обмена
информацией о   вопросах   образования,    разработку    согласованных
определителей качества образования,  подготовки и аттестации научных и
научно-педагогических кадров.
образования;