ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 28 января 1997 г. N 07-11/1582 (Д) В целях обеспечения единого методического подхода при расчете показателей, характеризующих работу таможенных органов по контролю таможенной стоимости, а также для сопоставимости и преемственности отчетных и аналитических сведений по таможенной стоимости, разъясняю: Для контрольно-аналитических и технологических целей выделяются три этапа контроля таможенной стоимости (ТС): Первый этап - контроль ТС при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств (контроль при таможенном оформлении). Второй этап - контроль ТС, осуществляемый при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами по таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств (последующий документальный контроль). Третий этап - контроль ТС, осуществляемый при проведении целевых и комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) участника ВЭД (внешняя проверка). К первому этапу - контроль при таможенном оформлении - относятся все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, по контролю ТС (включая процедуру корректировки ТС и ТП в связи с окончательным оформлением ТС и процедуру корректировки ТС и ТП в связи с временной (условной) оценкой; запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений по таможенной стоимости таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров и транспортных средств), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом ТС в соответствии с их компетенцией, определенной нормативными актами ГТК России. Ко второму этапу - последующий документальный контроль - относятся все действия по контролю ТС после выпуска товара с окончательной ТС в соответствии с заявленным таможенным режимом, осуществляемые специализированными подразделениями таможни или вышестоящими таможенными органами по вопросам проверки правильности определения ТС. Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при производстве таможенного оформления. На данном этапе контроля ТС могут быть затребованы дополнительные документы или информация от организаций и ведомств (например, от перевозчика, банка, страховых организаций, налоговых органов, органов статистики и др.). Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении ТС, то в установленном порядке осуществляется корректировка ТС и ТП, а в предусмотренных действующими нормативными документами случаях составляется акт (рапорт) о нарушении таможенных правил; при этом данный участник ВЭД ставится на специальный учет с одновременным представлением сведений в РТУ по подчиненности и ТТУ ГТК России (Приказ ГТК России от 5 января 1994 года N 1). К третьему этапу - внешняя проверка - относятся все действия таможенных органов, к компетенции которых в соответствии с установленным порядком относится проведение проверок ФХД участников ВЭД (как целевых, так и комплексных), направленные на проверку правильности определения ТС товаров и осуществленные в ходе проверки ФХД участника ВЭД. При этом к проверке ФХД (проводимой как по инициативе таможенного органа, осуществляющего проверку, так и по указанию вышестоящего таможенного органа) относить только такие проверки, которые осуществляются на основании решения руководства соответствующего таможенного органа, оформленного приказом (предписанием). К третьему этапу, т.е. к внешней проверке, следует относить проверки ФХД, участие в которых специалистов по ТС оформлено соответствующим приказом (предписанием), либо служебной запиской (рапортом, докладной) на имя руководителя таможенного органа, а также сопровождается подписью данного сотрудника на акте по результатам проверки, либо на заключении, подготовленном им по вопросам ТС или использованном при составлении акта проверки. Выводы в отношении правильности определения ТС делаются на основании документации (бухгалтерской, коммерческой, учетной и др.), являвшейся предметом проверки, а также с учетом имевшихся и дополнительно полученных сведений из других источников информации. По результатам внешней проверки в установленном порядке оформляется корректировка ТС и ТП. Прошу учесть вышеизложенное при подготовке отчета в соответствии с Указанием ГТК России от 21.08.95 N 01-12/1047 и довести настоящее разъяснение до подведомственных таможенных органов. Заместитель начальника Таможенно-тарифного управления Л.А. Бондарь |