О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Приказ. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. 17.01.97 12

         О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ
        НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
                 ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                                ПРИКАЗ
     
        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                           17 января 1997 г.
                                 N 12
     
                                 (Д)


     В соответствии    с   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации "О  государственной  регистрации  ведомственных  нормативных
актов" от 8 мая 1992 г. N 305 и в целях обеспечения четкой организации
работы по государственной регистрации ведомственных нормативных  актов
Госкомэкологии России приказываю:
     1. Установить,   что   государственной    регистрации    подлежат
нормативные акты Госкомэкологии России (приказы, инструкции, указания,
положения,   постановления,   разъяснения,   методики    и    прочие),
затрагивающие   законные   права   и   интересы  граждан  или  носящие
межведомственный характер независимо от  срока  действия  и  характера
содержащихся в них сведений.
     2. Определить,   что   оформление   и   направление   нормативных
документов   Госкомэкологии   России  на  государственную  регистрацию
осуществляется Управлением правового обеспечения и кадров.
     3. Руководителям структурных подразделений:
     проводить в  соответствии  с   пунктом   1   настоящего   Приказа
предварительный  отбор проектов нормативных документов,  разработчиком
которых является структурное  подразделение,  и  направлять  указанные
документы   в   Управление   правового   обеспечения   и   кадров  для
представления на государственную регистрацию;
     осуществлять контроль      за      комплектностью     материалов,
предоставляемых в Управление правового обеспечения и кадров,  согласно
Приложению к настоящему Приказу;
     не допускать  рассылки  нормативных   документов   Госкомэкологии
России,   подлежащих   государственной   регистрации,   до   получения
регистрационного номера Минюста России.
     4. Управлению правового обеспечения и кадров:
     осуществлять контроль   за   соблюдением    порядка    оформления
документов, направляемых на государственную регистрацию;
     незамедлительно передавать      подготовленные       структурными
подразделениями    Госкомэкологии    России    нормативные    акты   и
сопроводительные документы в Минюст России и осуществлять контроль  за
сроками их рассмотрения;
     осуществлять организационную  работу  и  методическую  работу  со
структурными   подразделениями  Госкомэкологии  России  по  подготовке
нормативных актов для государственной регистрации.
     5. Приказ Минэкологии России от 22.06.92 N 122 "О государственной
регистрации ведомственных нормативных актов" считать утратившим силу.
     6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
     

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды                        В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
     
     


                                                            Приложение
                                                  к Приказу "О порядке
                                           государственной регистрации
                                       ведомственных нормативных актов
                                             Государственного комитета
                                                  Российской Федерации
                                           по охране окружающей среды"
                                                      N 12 от 17.01.97
     

                              ТРЕБОВАНИЯ
           К ОФОРМЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ
     В УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КАДРОВ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ
           ИХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ В МИНИСТЕРСТВО
                     ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
     Структурные подразделения  Госкомэкологии  России  самостоятельно
осуществляют    отбор    нормативных    актов   для   направления   на
государственную регистрацию.
     При передаче  в  Управление правового обеспечения и кадров должны
быть представлены:
     - оригинал нормативного документа;
     - четыре копии;
     - копия на магнитном носителе;
     - справка,  содержащая   основания   для   издания   нормативного
документа.
     Копии представляемых нормативных актов  должны  быть  заверены  в
установленном порядке.
     Справка, прилагаемая к нормативному акту,  должна быть  подписана
руководителем юридической службы Комитета.
     Справка, прилагаемая    к    совместному    нормативному    акту,
подписывается   руководителями   юридических   служб   всех  ведомств,
подписавших нормативный акт.
     В справке отражаются:
     - основания  принятия  как  нормативного  акта  в  целом,  так  и
отдельных его норм;
     - сведения обо всех действующих ведомственных  нормативных  актах
по  данному вопросу и информация о сроках приведения их в соответствие
с принятым актом;
     - сведения  об  официальном  согласовании  акта заинтересованными
органами, если такое согласование является обязательным в соответствии
с законодательством, а также если в нормативном акте содержатся записи
в адрес других министерств и ведомств.
     

Начальник
Управления правового
обеспечения и кадров                                         Д.Е.ДЫМОВ
     

                             ОБОСНОВАНИЕ
                К ПОРЯДКУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
           ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
               КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ
                           ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
     

     Государственная регистрация   Министерством   юстиции  Российской
Федерации  нормативных  актов  федеральных  министерств  и   ведомств,
затрагивающих   права   и   законные   интересы  граждан  или  носящих
межведомственный  характер,  введена  Указом   Президента   Российской
Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 и практически осуществляется с 15
мая 1992 г.  В соответствии с  Положением  о  порядке  государственной
регистрации  ведомственных  нормативных  актов  и Правилами подготовки
ведомственных   нормативных    актов,    которые    были    утверждены
соответствующими решениями Правительства Российской Федерации от 8 мая
1992 г.  N 305 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 23 июля 1993 г. N 722.
     Следует выделить    четыре    критерия,    на    которые    нужно
ориентироваться  при  решении  вопроса  о необходимости направления на
государственную регистрацию нормативного акта:
     1. Нормативный   акт   должен   быть  принят  (утвержден)  только
федеральным  органом  исполнительной  власти  (структура   федеральных
органов  исполнительной власти определена Указом Президента Российской
Федерации N 1177 от 14 августа 1996 г.).
     2. Акт должен содержать правовые нормы,  т.е.  правила поведения,
рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
     3. Акт   затрагивает   гражданские,   политические,  социально  -
экономические,  культурные и иные права,  свободы и законные  интересы
граждан,   гарантии   их  осуществления,  закрепленные  в  Конституции
Российской Федерации и иных федеральных законах.
     4. Акт    носит    межведомственный   характер,   т.е.   является
обязательным для других министерств и ведомств,  иных органов, а также
для  организаций,  не  входящих  в систему министерства или ведомства,
утвердившего (принявшего) акт. Необходимо отметить, что акт может быть
утвержден  федеральным  органом исполнительной власти,  но при этом не
содержать правовых  норм,  затрагивающих  права,  свободы  и  законные
интересы  граждан  или  не носящих межведомственный характер.  К таким
актам можно отнести акты методического и рекомендательного  характера;
акты    нормативно    -    технического   характера   (ГОСТы,   СНиПы,
тарифно-квалификационные справочники,  формы отчетности и  др.);  акты
оперативно   -   распорядительного   характера,   акты   персонального
характера,   акты,   действие   которых   исчерпывается    однократным
применением;  акты,  которыми решения вышестоящих органов доводятся до
сведения органов и организаций,  входящих в систему  министерства  или
ведомства, утвердившего акт.
     Основная задача и смысл  государственной  регистрации  состоит  в
усилении   роли   ведомственных  нормативных  актов  и  одновременного
контроля  за   нормотворческой   деятельностью   федеральных   органов
исполнительной  власти,  в  проведении  квалифицированной  юридической
экспертизы ведомственных нормативных актов,  что подтверждается Указом
Президента  Российской  Федерации  от 23 мая 1996 г.  N 763 "О порядке
опубликования  и  вступления  в  силу  актов   Президента   Российской
Федерации,  Правительства  Российской Федерации и нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти", которым установлено,
что  нормативные  правовые  акты  федеральных  органов  исполнительной
власти,  кроме актов и отдельных их  положений,  содержащих  сведения,
составляющие  государственную  тайну,  или  сведения конфиденциального
характера,  не  прошедшие   государственную   регистрацию,   а   также
зарегистрированные,  но не опубликованные в установленном порядке,  не
влекут правовых последствий как  не  вступившие  в  силу  и  не  могут
служить  основанием  для регулирования соответствующих правоотношений,
применения санкций к гражданам,  должностным лицам и  организациям  за
невыполнение содержащихся в них предписаний;  на указанные акты нельзя
ссылаться при разрешении споров.
     Оценке с  точки  зрения  соответствия закону подлежат нормативные
акты любого  государственного  или  иного  органа  (нормативные  указы
Президента  Российской  Федерации,  постановления  палат  Федерального
Собрания   Российской   Федерации,   постановления   и    распоряжения
Правительства    Российской    Федерации,    акты   органов   местного
самоуправления,  приказы  и   инструкции   министерств   и   ведомств,
руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
     Федеральные органы  исполнительной   власти,   в   частности   их
департаменты   и   управления,  в  некоторых  случаях  превышают  свои
полномочия и пытаются решать  в  своих  актах  вопросы,  регулирование
которых  отнесено  к  компетенции  Правительства  Российской Федерации
(например,  вопросы  лицензирования  отдельных   видов   деятельности,
вопросы лизинга).  Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что
Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
N  174-ФЗ  введена  обязательная  государственная  экспертиза проектов
правовых актов нормативного и ненормативного характера.  Статьями 11 и
12  этого  Закона  определены  объекты такой экспертизы на федеральном
уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
     Принятый недавно  Указ  Президента Российской Федерации от 6 июля
1996  г.  N  810  "О  мерах  по  укреплению   дисциплины   в   системе
государственной   службы"   установил,  что  неисполнение  федеральных
законов,  указов Президента Российской Федерации и  решений  судов  не
только  дискредитирует  государственную  власть,  создает  условия для
злоупотребления, но и нарушает права и свободы граждан. Этим же Указом
установлено,  что  нарушение  федеральных  законов,  указов Президента
Российской  Федерации,  а  также  их  неисполнение  или   ненадлежащее
исполнение является однократным грубым нарушением дисциплины в системе
государственной службы,  влекущим применение  к  виновным  должностным
лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной   власти    субъектов    Российской    Федерации    мер
дисциплинарной  ответственности,  вплоть до освобождения от занимаемой
должности.
     Указом Президента  Российской  Федерации от 23 мая 1996 г.  N 763
установлено,  что  нормативные  правовые  акты   федеральных   органов
исполнительной  власти  подлежат  официальному  опубликованию в газете
"Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также
в  Бюллетене  нормативных  актов  федеральных  органов  исполнительной
власти издательства "Юридическая литература" Администрации  Президента
Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным Указом Президента
Российской Федерации нормативные  правовые  акты  федеральных  органов
исполнительной  власти вступают в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении 10 дней после  дня  их  официального
опубликования,   если  самими  актами  не  установлен  другой  порядок
вступления их в силу.
     Как показала практика, структурные подразделения Государственного
комитета Российской  Федерации  по  охране  окружающей  среды  нередко
нарушают   порядок   представления   документов   на   государственную
регистрацию,  определенный  Постановлением  Правительства   Российской
Федерации от 8 мая 1992 г. N 305.
     

Начальник
Управления правового
обеспечения и кадров                                         Д.Е.ДЫМОВ