О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 17 января 1997 г. N 12 (Д) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" от 8 мая 1992 г. N 305 и в целях обеспечения четкой организации работы по государственной регистрации ведомственных нормативных актов Госкомэкологии России приказываю: 1. Установить, что государственной регистрации подлежат нормативные акты Госкомэкологии России (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения, методики и прочие), затрагивающие законные права и интересы граждан или носящие межведомственный характер независимо от срока действия и характера содержащихся в них сведений. 2. Определить, что оформление и направление нормативных документов Госкомэкологии России на государственную регистрацию осуществляется Управлением правового обеспечения и кадров. 3. Руководителям структурных подразделений: проводить в соответствии с пунктом 1 настоящего Приказа предварительный отбор проектов нормативных документов, разработчиком которых является структурное подразделение, и направлять указанные документы в Управление правового обеспечения и кадров для представления на государственную регистрацию; осуществлять контроль за комплектностью материалов, предоставляемых в Управление правового обеспечения и кадров, согласно Приложению к настоящему Приказу; не допускать рассылки нормативных документов Госкомэкологии России, подлежащих государственной регистрации, до получения регистрационного номера Минюста России. 4. Управлению правового обеспечения и кадров: осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления документов, направляемых на государственную регистрацию; незамедлительно передавать подготовленные структурными подразделениями Госкомэкологии России нормативные акты и сопроводительные документы в Минюст России и осуществлять контроль за сроками их рассмотрения; осуществлять организационную работу и методическую работу со структурными подразделениями Госкомэкологии России по подготовке нормативных актов для государственной регистрации. 5. Приказ Минэкологии России от 22.06.92 N 122 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" считать утратившим силу. 6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН Приложение к Приказу "О порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды" N 12 от 17.01.97 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КАДРОВ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ В МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Структурные подразделения Госкомэкологии России самостоятельно осуществляют отбор нормативных актов для направления на государственную регистрацию. При передаче в Управление правового обеспечения и кадров должны быть представлены: - оригинал нормативного документа; - четыре копии; - копия на магнитном носителе; - справка, содержащая основания для издания нормативного документа. Копии представляемых нормативных актов должны быть заверены в установленном порядке. Справка, прилагаемая к нормативному акту, должна быть подписана руководителем юридической службы Комитета. Справка, прилагаемая к совместному нормативному акту, подписывается руководителями юридических служб всех ведомств, подписавших нормативный акт. В справке отражаются: - основания принятия как нормативного акта в целом, так и отдельных его норм; - сведения обо всех действующих ведомственных нормативных актах по данному вопросу и информация о сроках приведения их в соответствие с принятым актом; - сведения об официальном согласовании акта заинтересованными органами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также если в нормативном акте содержатся записи в адрес других министерств и ведомств. Начальник Управления правового обеспечения и кадров Д.Е.ДЫМОВ ОБОСНОВАНИЕ К ПОРЯДКУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Государственная регистрация Министерством юстиции Российской Федерации нормативных актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, введена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 и практически осуществляется с 15 мая 1992 г. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов и Правилами подготовки ведомственных нормативных актов, которые были утверждены соответствующими решениями Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 722. Следует выделить четыре критерия, на которые нужно ориентироваться при решении вопроса о необходимости направления на государственную регистрацию нормативного акта: 1. Нормативный акт должен быть принят (утвержден) только федеральным органом исполнительной власти (структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации N 1177 от 14 августа 1996 г.). 2. Акт должен содержать правовые нормы, т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. 3. Акт затрагивает гражданские, политические, социально - экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах. 4. Акт носит межведомственный характер, т.е. является обязательным для других министерств и ведомств, иных органов, а также для организаций, не входящих в систему министерства или ведомства, утвердившего (принявшего) акт. Необходимо отметить, что акт может быть утвержден федеральным органом исполнительной власти, но при этом не содержать правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или не носящих межведомственный характер. К таким актам можно отнести акты методического и рекомендательного характера; акты нормативно - технического характера (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и др.); акты оперативно - распорядительного характера, акты персонального характера, акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, которыми решения вышестоящих органов доводятся до сведения органов и организаций, входящих в систему министерства или ведомства, утвердившего акт. Основная задача и смысл государственной регистрации состоит в усилении роли ведомственных нормативных актов и одновременного контроля за нормотворческой деятельностью федеральных органов исполнительной власти, в проведении квалифицированной юридической экспертизы ведомственных нормативных актов, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", которым установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). Федеральные органы исполнительной власти, в частности их департаменты и управления, в некоторых случаях превышают свои полномочия и пытаются решать в своих актах вопросы, регулирование которых отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (например, вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, вопросы лизинга). Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ введена обязательная государственная экспертиза проектов правовых актов нормативного и ненормативного характера. Статьями 11 и 12 этого Закона определены объекты такой экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Принятый недавно Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" установил, что неисполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для злоупотребления, но и нарушает права и свободы граждан. Этим же Указом установлено, что нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, а также их неисполнение или ненадлежащее исполнение является однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Как показала практика, структурные подразделения Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды нередко нарушают порядок представления документов на государственную регистрацию, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305. Начальник Управления правового обеспечения и кадров Д.Е.ДЫМОВ |