РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НОТАРИАТА. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 01.01.97

                 РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ
                  ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НОТАРИАТА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                           1 января 1997 г.


                                 (Д)
     
     
     В связи  с  поступающими  запросами   по   формированию   системы
нотариата,   Министерство   юстиции   Российской   Федерации   считает
необходимым разъяснить следующее.
     1. В  соответствии  со  ст.12  Основ  законодательства Российской
Федерации о нотариате орган юстиции совместно с  нотариальной  палатой
должен   определить   количество   должностей   нотариусов   в  каждом
нотариальном округе.
     По имеющимся   в   Министерстве   юстиции   Российской  Федерации
сведениям в большинстве регионов численность нотариусов не установлена
до  настоящего  времени.  Отсутствие  определенности  в  этом  вопросе
порождает конфликтные ситуации между органами юстиции и  нотариальными
палатами,  что  препятствует  достижению  взаимопонимания в разрешении
проблем, отнесенных законодательством к совместной компетенции.
     Во исполнение  требования  закона  органам  юстиции  предлагается
совместно  с  нотариальными  палатами  до   01.12.94   г.   установить
численность  нотариусов в каждом нотариальном округе.  При этом должна
быть определена как общая численность  нотариусов,  так  и  конкретное
число   частнопрактикующих   нотариусов  и  нотариусов,  работающих  в
государственных  нотариальных  конторах.  Такое  четкое  разграничение
необходимо для обеспечения финансирования государственных нотариальных
контор с определенной штатной  численностью,  средства  на  содержание
которых должны   быть   предусмотрены   при  составлении  бюджета.
     При определении численности нотариусов основным критерием  должна
быть  реальная  потребность  данного региона в определенном количестве
нотариусов,    способных    обеспечивать    надлежащее    нотариальное
обслуживание.
     В связи с этим представляется нецелесообразным  при  значительном
количестве частнопрактикующих нотариусов сохранять штатную численность
нотариусов в государственных нотариальных конторах,  установленную  до
принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
     Решение должно быть оформлено  протоколом  совместного  заседания
органа юстиции и правления нотариальной палаты,  на основании которого
органом юстиции издается приказ об определении штатной численности.
     Количество должностей     нотариусов     и     их     соотношение
(государственных и частнопрактикующих) может  устанавливаться  как  на
определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в
связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и
устанавливаться новые цифры.
     2. Штатная численность нотариусов,  работающих в  государственных
нотариальных     конторах,     должна    соответствовать    количеству
государственных нотариальных контор (т.е.  количество нотариусов,  как
минимум,  не может быть меньше, чем количество нотариальных контор), в
противном случае вопрос должен быть  решен  только  в  совокупности  с
решением  Министерства  юстиции  Российской  Федерации  об упразднении
соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.
     Если в  регионе  все нотариусы перешли на частную практику,  т.е.
фактически осуществлен полный переход от государственных  нотариальных
контор к частным,  и практика показала, что необходимости в пополнении
государственных нотариальных контор нет, то органу юстиции совместно с
нотариальной палатой надлежит подготовить мотивированное представление
в   Министерство   юстиции   Российской   Федерации   об   упразднении
государственных  нотариальных  контор.  В представление,  в частности,
должны  быть  включены  данные  об  удовлетворении  в  полном   объеме
физических  и  юридических  лиц  нотариальными  услугами,  о механизме
освобождения от уплаты тарифов (частично или полностью) той  категории
граждан,  на которых распространяются льготы по уплате государственной
пошлины.  Представление  должно  быть  согласновано  с  администрацией
субъекта Федерации.
     3. Замещение   вакантных    должностей    нотариусов,    как    в
государственных   конторах,   так   и   в   частнопрактикующих  должно
производиться в  соответствии  с  со  ст.  12  Основ  законодательства
Российской   Федерации   о   нотариате   на   основании   рекомендации
нотариальной палаты,  на  конкурсной  основе  из  числа  лиц,  имеющих
лицензиии.  В  тех  же случаях,  когда число претендентов на замещение
вакантных должностей не  превышает  количества  вакантных  должностей,
т.е.  не  возникает  необходимого  условия  конкурса  -  отбор  лучших
участников,  палата,  исходя из  того,  что  каждый  претендент  имеет
документальное подтверждение о его соответствии замещаемой должности в
виде лицензии,  вправе отклонить кандидатуру только в том случае, если
располагает   достоверными  сведениями,  не  позволяющими  претенденту
занять вакантную должность.  К  таким  обстоятельствам  можно  отнести
сведения   об   осуждении   претендента   за   совершение  умышленного
преступления,  нахождение  его   под   следствием,   ограничение   его
дееспособности  или  признание  недееспособным в установленном законом
порядке,  а также наличие сведений о том,  что ранее данное лицо  было
лишено полномочий на совершение нотариальных действий.
     При отсутствии  конкурса  на   замещение   вакантных   должностей
рекомендацию  (согласие)  или отказ в рекомендации нотариальная палата
должна в письменном виде дать орган юстиции и сообщить об  этом  лицу,
подавшему  заявление  не  позднее  10  дней  после  подачи заявления о
замещении вакантной должности нотариуса.  При  отказе  в  рекомендации
нотариальная палата сообщает органу юстиции основания, по которым было
принято решение об отказе.  Для органа  юстиции  решение  нотариальной
палаты носит рекомендательный характер, поэтому при наличии негативной
информации о  предложенной  кандидатуре,  орган  юстиции   информирует
нотариальную  палату  в  письменном  виде  не  позднее  10  дней после
внесения рекомендации с указанием причин,  послуживших основанием  для
принятого решения.
     4. Назначение  производится   органом   юстиции   на   конкретную
должность,  либо нотариуса в конкретной государственной конторе,  либо
нотариуса частнопрактикующего в определенном  нотариальном  округе.  В
дальнейшем  переход  с  одной должности на другую - из государственной
нотариальной конторы на частную практику  или  с  частной  практики  в
государственную нотариальную контору,  может быть произведен только на
общих основаниях - через участие в конкурсе.  Подпункт  "6"  пункта  5
постановления   Верховного  Совета  Российской  Федерации  "О  порядке
введения в действие  Основ  законодательства  Российской  Федерации  о
нотариате"  не  может  быть  применен  к лицам,  принятым на должность
нотариуса после принятия  Основ,  поскольку  постановление  о  порядке
введения  в действие нормативного акта распространяется только на лиц,
являющихся  на  момент  принятия  закона  субъектами   правоотношений,
регулируемых этим нормативным актом.
     5. В   целях   упорядочения    деятельности    частнопрактикующих
нотариусов,   а  также  в  целях  обеспечения  нотариальными  палатами
осуществлять  контроль  за  исполнением   нотариусами,   занимающимися
частной  практикой,  профессиональных обязанностей предлагается лицам,
назначаемым на должность частнопрактикующего нотариуса,  в заявлении о
назначении  указывать  режим их работы по приему граждан и юридических
лиц.  Указанный в заявлении режим  работы  должен  быть  согласован  с
нотариальной  палатой  и отражен в приказе органа юстиции о назначении
на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.
     В исполнение  данного  письма органам юстиции подлежит до 01.0.95
г.  представить в Министерство юстиции Российской Федерации информацию
о  количестве  должностей  нотариусов (отдельно частнопрактикующих и в
государственных  нотариальных  конторах),   установленном   совместным
решением органа юстиции и нотариальной палатой.

Заместитель министра юстиции РФ                А.М. Степанов