РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НОТАРИАТА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 1 января 1997 г. (Д) В связи с поступающими запросами по формированию системы нотариата, Министерство юстиции Российской Федерации считает необходимым разъяснить следующее. 1. В соответствии со ст.12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате орган юстиции совместно с нотариальной палатой должен определить количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе. По имеющимся в Министерстве юстиции Российской Федерации сведениям в большинстве регионов численность нотариусов не установлена до настоящего времени. Отсутствие определенности в этом вопросе порождает конфликтные ситуации между органами юстиции и нотариальными палатами, что препятствует достижению взаимопонимания в разрешении проблем, отнесенных законодательством к совместной компетенции. Во исполнение требования закона органам юстиции предлагается совместно с нотариальными палатами до 01.12.94 г. установить численность нотариусов в каждом нотариальном округе. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число частнопрактикующих нотариусов и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Такое четкое разграничение необходимо для обеспечения финансирования государственных нотариальных контор с определенной штатной численностью, средства на содержание которых должны быть предусмотрены при составлении бюджета. При определении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечивать надлежащее нотариальное обслуживание. В связи с этим представляется нецелесообразным при значительном количестве частнопрактикующих нотариусов сохранять штатную численность нотариусов в государственных нотариальных конторах, установленную до принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Решение должно быть оформлено протоколом совместного заседания органа юстиции и правления нотариальной палаты, на основании которого органом юстиции издается приказ об определении штатной численности. Количество должностей нотариусов и их соотношение (государственных и частнопрактикующих) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавливаться новые цифры. 2. Штатная численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.е. количество нотариусов, как минимум, не может быть меньше, чем количество нотариальных контор), в противном случае вопрос должен быть решен только в совокупности с решением Министерства юстиции Российской Федерации об упразднении соответствующих нотариальных контор в установленном порядке. Если в регионе все нотариусы перешли на частную практику, т.е. фактически осуществлен полный переход от государственных нотариальных контор к частным, и практика показала, что необходимости в пополнении государственных нотариальных контор нет, то органу юстиции совместно с нотариальной палатой надлежит подготовить мотивированное представление в Министерство юстиции Российской Федерации об упразднении государственных нотариальных контор. В представление, в частности, должны быть включены данные об удовлетворении в полном объеме физических и юридических лиц нотариальными услугами, о механизме освобождения от уплаты тарифов (частично или полностью) той категории граждан, на которых распространяются льготы по уплате государственной пошлины. Представление должно быть согласновано с администрацией субъекта Федерации. 3. Замещение вакантных должностей нотариусов, как в государственных конторах, так и в частнопрактикующих должно производиться в соответствии с со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на основании рекомендации нотариальной палаты, на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензиии. В тех же случаях, когда число претендентов на замещение вакантных должностей не превышает количества вакантных должностей, т.е. не возникает необходимого условия конкурса - отбор лучших участников, палата, исходя из того, что каждый претендент имеет документальное подтверждение о его соответствии замещаемой должности в виде лицензии, вправе отклонить кандидатуру только в том случае, если располагает достоверными сведениями, не позволяющими претенденту занять вакантную должность. К таким обстоятельствам можно отнести сведения об осуждении претендента за совершение умышленного преступления, нахождение его под следствием, ограничение его дееспособности или признание недееспособным в установленном законом порядке, а также наличие сведений о том, что ранее данное лицо было лишено полномочий на совершение нотариальных действий. При отсутствии конкурса на замещение вакантных должностей рекомендацию (согласие) или отказ в рекомендации нотариальная палата должна в письменном виде дать орган юстиции и сообщить об этом лицу, подавшему заявление не позднее 10 дней после подачи заявления о замещении вакантной должности нотариуса. При отказе в рекомендации нотариальная палата сообщает органу юстиции основания, по которым было принято решение об отказе. Для органа юстиции решение нотариальной палаты носит рекомендательный характер, поэтому при наличии негативной информации о предложенной кандидатуре, орган юстиции информирует нотариальную палату в письменном виде не позднее 10 дней после внесения рекомендации с указанием причин, послуживших основанием для принятого решения. 4. Назначение производится органом юстиции на конкретную должность, либо нотариуса в конкретной государственной конторе, либо нотариуса частнопрактикующего в определенном нотариальном округе. В дальнейшем переход с одной должности на другую - из государственной нотариальной конторы на частную практику или с частной практики в государственную нотариальную контору, может быть произведен только на общих основаниях - через участие в конкурсе. Подпункт "6" пункта 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" не может быть применен к лицам, принятым на должность нотариуса после принятия Основ, поскольку постановление о порядке введения в действие нормативного акта распространяется только на лиц, являющихся на момент принятия закона субъектами правоотношений, регулируемых этим нормативным актом. 5. В целях упорядочения деятельности частнопрактикующих нотариусов, а также в целях обеспечения нотариальными палатами осуществлять контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, профессиональных обязанностей предлагается лицам, назначаемым на должность частнопрактикующего нотариуса, в заявлении о назначении указывать режим их работы по приему граждан и юридических лиц. Указанный в заявлении режим работы должен быть согласован с нотариальной палатой и отражен в приказе органа юстиции о назначении на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. В исполнение данного письма органам юстиции подлежит до 01.0.95 г. представить в Министерство юстиции Российской Федерации информацию о количестве должностей нотариусов (отдельно частнопрактикующих и в государственных нотариальных конторах), установленном совместным решением органа юстиции и нотариальной палатой. Заместитель министра юстиции РФ А.М. Степанов |