О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОДПИСАНИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА 1998-2007 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 5 сентября 1998 г. N 1042 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленный Министерством экономики Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предварительно проработанный с Казахстанской Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы (прилагается ). Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора. И. о. Председателя Правительства Российской Федерации В.Черномырдин Проект ДОГОВОР между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы Российская Федерация и Республика Казахстан, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года, Декларацией между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие, и Совместным заявлением Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан от 6 июля 1998 года, учитывая, что межгосударственная интеграция является одним из важнейших элементов экономического развития, используя преимущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства, взаимовыгодной торговли для достижения целей социально-экономического развития своих стран, исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений, придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов, придавая важное значение гармонизации осуществления экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, учитывая практическое взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств и Таможенного союза, договорились о нижеследующем: Статья 1 Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют Программу экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1998 - 2007 годы (далее именуется - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Договора. Статья 2 Экономическое сотрудничество Высоких Договаривающихся Сторон осуществляется путем взаимовыгодного взаимодействия между хозяйствующими субъектами обоих государств независимо от форм собственности и подчиненности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, в которых участвуют Российская Федерация и Республика Казахстан, и положениями национального законодательства. Признавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства, Высокие Договаривающиеся Стороны будут создавать благоприятные условия для согласования основных направлений социально-экономических преобразований, сближения нормативно-правовой базы в области экономики, оказания содействия развитию кооперации и инвесторам в осуществлении инвестиционных проектов на территории обоих государств, созданию совместных производственных структур, взаимному участию в приватизации в соответствии с национальным законодательством Высоких Договаривающихся Сторон. Статья 3 Правительства Высоких Договаривающихся Сторон будут координировать выполнение Программы, осуществлять поэтапный контроль ее реализации и в случае необходимости вносить в нее коррективы. Статья 4 Ход выполнения Программы не реже одного раза в год рассматривается на уровне Глав Правительств Высоких Договаривающихся Сторон. Статья 5 Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров. Статья 6 В Программу могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются межправительственными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Программы и вступающими в силу в том же порядке, что и настоящий Договор. Статья 7 Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств, вытекающих из иных международных договоров Высоких Договаривающихся Сторон. Статья 8 Настоящий Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Высокими Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу, и действует до 31 декабря 2007 года. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может прекратить действие настоящего Договора путем письменного уведомления другой Высокой Договаривающейся Стороны. В этом случае Договор прекращает свое действие через шесть месяцев с даты такого уведомления. Прекращение действия настоящего Договора не затрагивает осуществления проектов, реализуемых в соответствии с Программой. Совершено в г._______________ "____" ___________1998 г. в двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Российскую Федерацию За Республику Казахстан Проект ПРОГРАММА экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1998-2007 годы Взаимные экономические интересы Российской Федерации и Республики Казахстан обусловлены исторически сложившимися между многими отраслями экономики двух государств производственными и научно-техническими связями и объективной необходимостью их сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе. Ряд совместных экономических проблем Российской Федерации и Республики Казахстан решается государствами в рамках их участия в Таможенном союзе. Вместе с тем требуется активизировать и углубить этот процесс путем развития двусторонних экономических отношений. Основой для совместного проведения этой работы являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., Совместная Российско-Казахстанская (Алмаатинская) Декларация от 27 апреля 1996 г., Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие, от 6 июля 1998 г. и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан от 6 июля 1998 г. Исходя из положений указанных документов и разработана настоящая Программа. I. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В последние годы радикальные изменения в экономике Российской Федерации и Республики Казахстан сопровождались ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов производства и глубоким сокращением взаимного товарооборота. В условиях финансового кризиса, охватившего многие предприятия, несовершенства системы взаиморасчетов, несимметричности систем налогообложения ухудшилась структура товарооборота и возросло применение бартера при осуществлении экспортно-импортных операций. В двустороннем экономическом сотрудничестве слабо используется сложившаяся ранее специализация предприятий в области топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, машиностроения и химической промышленности, а также мобилизация финансовых и инвестиционных ресурсов, возможности создания совместных производственных структур. Не получает развития при проявлении взаимного интереса участие российских и казахстанских хозяйствующих субъектов в акционировании предприятий, расположенных на территориях обоих государств, и прежде всего в таких областях, как нефтепереработка, энергетика, черная и цветная металлургия. Не используются возможности, связанные с разработкой и реализацией межгосударственных целевых программ, направленных на решение представляющих взаимный интерес проблем в области производства различных видов продукции, в том числе технически сложной и наукоемкой, в проведении фундаментальных исследований. Не полностью урегулированы проблемы, связанные с согласованием транзитных режимов, системы взимания налогов, сборов. Недостаточно используются возможности взаимовыгодного сотрудничества в области трубопроводного транспорта и межсистемных линий электропередач. Проблемы, существующие в экономических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, требуют своего решения, выработки долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического сотрудничества, на что направлена настоящая Программа. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Настоящая Программа разработана в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией и Республикой Казахстан на долгосрочной основе согласованного комплекса мер по развитию взаимовыгодных экономических связей, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве предприятий ведущих отраслей экономики двух стран и роста на этой основе взаимного товарооборота. Основными целями настоящей Программы являются повышение уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Казахстан и удовлетворение культурных потребностей народов обоих государств. Для реализации этих целей предстоит решать следующие задачи: обеспечение стабильного развития экономического сотрудничества, направленного на подъем экономики обоих государств; взаимодействие в осуществлении институциональных преобразований, обеспечении равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, создании условий для добросовестной конкуренции, регулировании деятельности естественных монополий; сближение концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики обоих государств, создание стимулов для роста производства, вложения инвестиций в его развитие, внедрения новейших достижений науки и передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; создание системы государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного и межрегионального сотрудничества, решение проблемы неплатежей и обеспечение сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами; формирование целевых межгосударственных проектов и программ экономического сотрудничества, создание совместных интегрированных структур, межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп; сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциала; создание систем поддержки взаимовыгодного и эффективного использования имеющейся инфраструктуры в области транспортных коммуникаций и связи и дальнейшее ее развитие; взаимодействие по вопросам развития фондовых рынков и рынка страховых услуг; формирование и совершенствование общего информационного пространства. III. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Реализация настоящей Программы позволит обеспечить дальнейшее развитие экономической интеграции государств, что будет способствовать также повышению эффективности деятельности Таможенного союза и Содружества Независимых Государств в целом. Программные мероприятия предлагается осуществлять по следующим направлениям: общие вопросы экономического сотрудничества и сотрудничество в отдельных областях деятельности. К общим вопросам экономического сотрудничества, по которым предусматривается координировать действия Сторон, относятся: гармонизация и унификация нормативно-правовой базы в области создания совместных хозяйствующих структур, проведения согласованной ценовой политики; углубление взаимодействия в вопросах денежно-кредитной политики, инвестиций, фондового рынка, защиты прав потребителей; сближение концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики обоих государств. Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской Федерации и Республике Казахстан в рамках проведения согласованной структурной политики, связаны с глубокой качественной перестройкой имеющегося производственного потенциала и затрагивают интересы обоих государств. В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о совместном создании и развитии структурообразующих производств, о путях и формах долевого участия в обеспечении этих производств необходимыми ресурсами и развитии взаимовыгодных производственных прямых связей между предприятиями Российской Федерации и Республики Казахстан. Для практического осуществления согласованной структурной политики предполагается вести разработку и реализацию межгосударственных (совместных) проектов и программ. Основными направлениями сотрудничества в отдельных областях деятельности являются межотраслевое сотрудничество в области топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, металлургии, машиностроения, транспорта. Предусматривается военно-экономическое сотрудничество, взаимодействие в области исследования космического пространства, а также использования космодрома Байконур и военно-испытательных полигонов. Важным направлением является осуществление координации деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических организаций с целью эффективного использования научного потенциала Российской Федерации и Республики Казахстан. Будет осуществляться координация усилий в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники. Осуществление торгово-экономического сотрудничества предполагает активный обмен необходимой статистической информацией. Предусматривается обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами, согласование принципов формирования статистики внешней торговли. Планируется подготовить предложения по созданию совместной информационной системы Российской Федерации и Республики Казахстан о состоянии спроса и предложений на рынках товаров и услуг. Предусматривается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы для решения совместных проблем в области социального обеспечения граждан, занятости, условий труда, подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей, обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами, а также взаимодействия в сфере культуры и искусства, физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма. Дальнейшее развитие получит сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования. Развитие должно получить межрегиональное сотрудничество, в том числе приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан, важнейшим направлением которого станет создание благоприятных условий для социально-экономического подъема этих территорий с учетом сложившихся межрегиональных хозяйственных связей, обычаев и духовных ценностей проживающего в них населения. IV. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ С целью координации реализации настоящей Программы в рамках Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан создаются координационный совет по реализации Программы (далее именуется - координационный совет) и рабочие группы по реализации основных разделов Программы. Координационный совет состоит из Российской и Казахстанской частей, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым главой правительства соответствующей Стороны. В состав координационного совета входят руководители рабочих групп от Российской и Казахстанской Сторон. Заседания координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в Российской Федерации и Республике Казахстан. Председательствует на заседании координационного совета председатель от принимающей Стороны. Основными функциями координационного совета являются: координация деятельности по реализации настоящей Программы в рамках национальных частей; организация подготовки ежегодного плана мероприятий по реализации настоящей Программы и докладов о ходе выполнения Программы, которые выносятся на заседания Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан; организация подготовки проектов межправительственных соглашений по вопросам, связанным с реализацией и координацией выполнения настоящей Программы; подготовка для рассмотрения на заседаниях Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отдельных проблем, связанных с реализацией настоящей Программы; иные функции, определяемые регламентом координационного совета. Регламент координационного совета рассматривается и утверждается на заседании координационного совета не позднее 60 дней с даты вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы. |