Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ ОФЕРТ И ВЫБОРА ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСОВ СРЕДИ ЗАКАЗЧИКОВ, ПРОЕКТНЫХ И ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ГОРОДСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 6 октября 1998 г. N 762 (Д) Во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 25.09.97 N 767-РМ "О новой редакции инструкций, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 23.12.96 N 617/1-РМ "Об организации конкурсов при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников", в целях упорядочения работы по оценке предложений, представляемых на инвестиционные конкурсы по выбору заказчика, проектной организации и на подрядные торги (конкурсы) по реализации московской городской программы капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить и ввести в действие Порядок оценки оферт и выбора победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников (приложение). 2. Городским инвесторам, осуществляющим организацию проведения конкурсов, при подготовке конкурсной (тендерной) документации, рассмотрении и оценке предложений претендентов, а также при принятии решения о победителе конкурса (торга) руководствоваться рекомендациями, изложенными в Порядке оценки оферт и выбора победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников (п. 1). 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 6 октября 1998 г. N 762 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 года N 762 ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ГОРОДСКИХ ИСТОЧНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ГОССТРОЯ РОССИИ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "ГЕКТОР" ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ОФЕРТ И ВЫБОРА ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСОВ СРЕДИ ЗАКАЗЧИКОВ, ПРОЕКТНЫХ И ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ГОРОДСКИХ ИСТОЧНИКОВ 1. Введение Проводимые в строительном комплексе Москвы инвестиционные конкурсы и подрядные торги уже стали основным инструментом оптимизации цены и качества строительной продукции. Однако, несмотря на значительное количество имеющихся пособий и методических рекомендаций по различным этапам организации и проведения конкурсов (торгов), выбор системы показателей (критериев) для оценки предложений претендентов и подведение итогов конкурса с выбором победителя часто встречает у организаторов конкурсов значительные затруднения. Настоящий порядок (в дальнейшем по тексту - методика) определяет общий методический подход к установлению в составе конкурсной (тендерной) документации системы показателей (критериев) для оферт и выбору победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников. Основной целью проводимых конкурсов (торгов) является выявление участника (претендента), представившего наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям конкурсное (тендерное) предложение. Достижению этой цели и должны способствовать излагаемые ниже в настоящей методике рекомендации. Настоящий порядок (методика) разработан на основе распоряжения Мэра Москвы от 25.09.97 N 767-РМ "О новой редакции инструкций, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 23.12.96 N 617/1-РМ "Об организации конкурсов при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников" и в развитие инструкций, утвержденных указанным распоряжением, а именно: - Инструкции о порядке проведения инвестиционных конкурсов при выборе заказчика по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников; - Инструкции о порядке проведения подрядных торгов (конкурсов) по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников. Данная инструкция содержит описание функций, прав, обязанностей и ответственности организаторов конкурсов (торгов), претендентов, членов конкурсной комиссии, порядок проведения предварительной квалификации претендентов торга и критерии отбора, требования к разработке и оформлению тендерной документации, оценке результатов торга. В утвержденных инструкциях выделяются следующие основные критерии для оценки предложений претендентов: стоимость заказа, условия финансирования, сроки выполнения заказа, технические параметры (энергосбережение, экономное расходование материалов, организация строительного производства, чистота и порядок на строительной площадке), отдельные экономические характеристики, показатели качества, безопасность производства работ, охрана окружающей среды, комплекс услуг, выполняемых при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта, влияние на развитие прилагаемой территории, технические и имущественные гарантии и т.д. Настоящая методика разработана в развитие основных положений утвержденных инструкций. Методика призвана помочь всем участникам конкурсов. Она будет способствовать более качественной организации конкурсов, объективному подведению их итогов, недопущению возможных конфликтных ситуаций. Методика разработана Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с Центральным Научно - исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России и Научно - техническим центром компьютерных и информационных технологий "Гектор". На основе методики создана автоматизированная система "Подрядные торги", которая на основе применения компьютерных технологий обеспечивает комплексное решение задач оценки предложений претендентов. 2. Общие положения Специфика проведения подрядных конкурсов (торгов) в строительстве, их нацеленность на реализацию проектирования и строительства конкретного объекта подразумевает использование системы разнотипных показателей. Эти показатели могут отражать сроки, цены, физические характеристики объектов торгов, возможные финансово - экономические показатели, данные об организациях - претендентах и т.д. Система показателей для оценки оферт должна обеспечивать учет всех основных факторов, характеризующих данный конкурс, в том числе уровень капитальных и текущих затрат инвестора, качество продукции, работ и услуг, гарантию выполнения контракта в установленные сроки, экономические, экологические, социальные и другие последствия реализации оцениваемого предложения, технические решения и т.д. Победитель должен быть выявлен на основе обработки всей совокупности показателей. Показатели, используемые при проведении подрядных инвестиционных конкурсов и торгов в строительстве, можно условно разбить на следующие группы: - показатели безразмерные, получаемые от претендентов или экспертным путем. К ним могут относиться: наличие тех или иных документов (лицензий, сертификатов), организационные и производственные возможности претендента, соответствие техническим требованиям, обоснования предложений, способы реализации условий проводимого конкурса и т.д. К этой группе относятся и показатели, принимающие логические значения "да", "нет", например показатели, характеризующие наличие заключений, справок, аудиторских проверок и т.п.; - показатели размерные, представляемые претендентом, получаемые в ходе независимых испытаний или выявляемые иным путем. Это могут быть сроки строительства, цена продукции, технические характеристики; - показатели размерные, расчетные, вычисляемые алгоритмически на основании данных претендента или получаемые любым иным путем. К этой группе относятся различные экономические показатели: приведенные затраты, дисконтированные значения цен и т.д. Обработка такого рода разнотипных и разноразмерных показателей требует организации продуманного перехода от значений показателя к его оценке, которая, как правило, должна быть безразмерной, балльной. Для итоговой оценки предложенных оферт по системе разнородных показателей должны использоваться квалиметрические методы. В отдельных случаях, когда принятая для оценки данного конкурса система показателей представляет собой однородную группу, оценка предложенных оферт может проводиться иными способами. Так, для случая, когда принимаются во внимание только стоимостные показатели и при этом можно достоверно рассчитать величину прибыли, выбор победителя может быть осуществлен по критерию минимума приведенных затрат. Для случая, когда играют роль только сроки строительства, должны учитываться технологические решения по производству работ, производительность ресурсов и т.д. Выполнение всех необходимых расчетов может осуществляться как на основе применения компьютерных технологий, так и традиционными инженерными методами. Организацию работ по оценке оферт и определению победителя конкурса осуществляет конкурсная комиссия (тендерный комитет). Перечень показателей, по которым производится оценка, методический подход к оценкам оферт в целом также разрабатывается конкурсной комиссией с учетом особенностей объекта, специфики предмета, задач и целей, поставленных организатором конкурса. Для выполнения расчетов значений показателей и получения их оценок тендерный комитет может привлекать экспертов по соответствующим вопросам. При привлечении экспертов к оценке предложений целесообразно обеспечивать анонимность материалов, передаваемых экспертам для подготовки заключений. Анонимность обеспечивается путем передачи на экспертизу копий оферт, из которых устранена информация о наименовании предприятия претендента, его адресе, телефонах и т.д. Прямые переговоры экспертов с оферентами не допускаются. В случае необходимости дополнительной информации, уточнения терминов или каких-либо разъяснений эксперт ставит свои вопросы перед конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия обеспечивает привлекаемых экспертов исходными формами, соответствующими разделами документов конкурсного (тендерного) предложения и другой необходимой информацией. На основании проведения анализа эксперт заполняет представленные формы, подписывает их и передает под расписку ответственному представителю конкурсной комиссии. Одновременно эксперт возвращает все полученные исходные материалы. Оценка оферт производится в течение срока, установленного регламентом конкурсной комиссии. Выбор победителя определяется системой показателей (критериями), содержащимися в тендерной документации. Конкурсная комиссия извещает участников о результатах конкурса, в установленном порядке на условиях оферты заключается контракт с победителем. 3. Система показателей оценки оферт Номенклатура и важность основных показателей оценки оферт могут существенно отличаться для различных конкурсов; они приводятся в тендерной документации в разделе "Условия и порядок проведения конкурса". Если конкурс проводится на этапе, когда основные технологические, архитектурные, объемно - планировочные и конструктивные решения уже приняты и речь идет лишь о практической реализации решений, то в этом случае на первый план выдвигаются такие основные показатели, как предложенная цена предмета конкурса (торга), возможности участника по выполнению работ в установленные или в более короткие сроки с требуемым качеством. При размещении заказов на комплекс работ по исполнению функций заказчика по проектированию, материально - техническому обеспечению и строительству предприятий, зданий и сооружений в качестве показателей оферт наряду с показателями предлагаемого уровня стоимости работ заказчика, его опыта, квалификации, технической вооруженности и финансового состояния могут рассматриваться также показатели экономической эффективности проектируемого объекта, его технического уровня, сроки ввода объекта в эксплуатацию, степень воздействия объекта на окружающую среду и др. При размещении подрядов на проектирование и строительство непроизводственных объектов "под ключ" могут также рассматриваться такие показатели, как архитектурная выразительность градостроительного комплекса, стоимость строительства и затраты на эксплуатацию возводимых зданий и сооружений и др. При проведении международных торгов кроме указанных показателей в перечень основных показателей может включаться степень использования местных материальных и трудовых ресурсов. 3.1. Номенклатура показателей В перечень показателей для оценки оферт могут входить показатели оценки коммерческой части предложений, показатели оценки технической части предложений, показатели, характеризующие квалификацию претендентов и их финансово - хозяйственную надежность, и т.д. В перечень показателей для оценки коммерческой части предложений участников конкурса, торга, которые целесообразно учитывать в стоимостном выражении, могут входить: - предложение оферента (претендента) по цене предмета конкурса (торга), представляемое в полном соответствии с условиями конкурса, с указанием, на что относится предлагаемый показатель (на единицу измерения предмета конкурса, торга; на объект в целом); - предложения по графику оплаты за выполненные работы (размер аванса, даты и объемы промежуточных и окончательного платежей); - изменение текущих расходов и доходов инвестора на этапе использования создаваемого предмета конкурса, торга вследствие принятия альтернативных предложений, снижающих затраты на техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерного оборудования, на отопление, холодное и горячее водоснабжение, освещение и т.п.; - чистый доход инвестора вследствие принятия альтернативного предложения претендента по сокращению продолжительности исполнения контракта; - сопутствующие издержки инвестора в ходе проектирования и строительства в случае принятия предложения данного оферента; - стоимостная оценка отдельных составляющих предлагаемой цены (этот показатель, характеризующий надежность цены предложения, рассматривается в случае, когда условиями конкурса предусмотрено представление цены предложения с разбивкой ее по составным элементам); - финансовое состояние участника и его соответствие предстоящему объему работ. В перечень показателей для оценки технической части оферты могут входить: - показатели качества продукции или услуг, предоставляемых оферентом (качество решений генерального плана, градостроительных, архитектурных, объемно - планировочных, конструктивных проектных решений основных и вспомогательных объектов, качество выполнения инженерно - изыскательских, проектных, конструкторских работ, качество поставляемого технологического и инженерного оборудования, другой промышленной продукции, качество строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных работ и др.); - показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с соблюдением мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды (меры по охране здоровья и труда, по соблюдению пожарной безопасности, по предотвращению загрязнения воздуха, поверхности земли и подземных вод и др.); - показатели, характеризующие технический уровень средств производства, используемых оферентом при исполнении контракта (качественный уровень машин, механизмов, технологических процессов, средств контроля за качеством и степень оснащенности оферента этими средствами); - показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов иностранными подрядчиками, а также подрядчиками из других регионов Российской Федерации (местной рабочей силы по тем профессиям, по которым в регионе имеется неполная занятость; материалов, изделий и полуфабрикатов местного производства, когда в регионе имеются избыточные мощности по их изготовлению, отходов местного промышленного производства и др. ресурсов); - показатели, характеризующие обязательства оферентов по бесплатному устранению обнаруженных дефектов и недоделок в течение гарантийного срока, по компенсации возможного ущерба заказчика и т.п.; - другие показатели технической части предложений, определяемые заказчиком для каждого конкретного случая. В перечень показателей, характеризующих квалификацию претендентов, могут входить: - показатели, характеризующие уровень организации оферентом управления процессами подготовки и реализации проектирования, материально - технического обеспечения строительства или выполнения комплексов работ "под ключ", уровень квалификации рабочих и административно - управленческого персонала (использование современных методов управления проектами, автоматизированных систем обработки информации, обеспечение сбалансированности графиков производства работ, применение прогрессивной структуры руководства предприятием, привлечение высококвалифицированных специалистов и др.); - срок деятельности организации, наличие лицензий на выполнение необходимых работ, наличие собственной производственной базы; отзывы заказчиков; численность работающих. В перечень показателей, характеризующих финансово-хозяйственную надежность претендентов, могут входить данные баланса предприятия, показатели объемов работ в качестве генподрядчика и субподрядчика и т.д. 3.2. Структура показателей Показатели, используемые при проведении торгов в строительстве, имеют достаточно сложную структуру. Так, при проведении различных торгов с целью ранжирования претендентов часто использовать показатель "финансово - хозяйственная надежность организации". Этот показатель, в свою очередь, состоит из ряда показателей, характеризующих годовые объемы работ, кредиторскую и дебиторскую задолженность, наличие основных средств и т.д. Таким образом, система показателей в общем случае должна иметь сложную иерархическую древовидную структуру. Как показывает предварительный анализ проведенных подрядных торгов в строительстве, практически можно ограничиться тремя уровнями. Самый высокий, обобщающий уровень целесообразно назвать разделом, уровни внутри раздела - подразделами, включающими в себя собственно показатели - наиболее детальный уровень. При такой системе каждый показатель имеет код, состоящий из трех частей: номера раздела, номера подраздела и номера самого показателя. Необходимо отметить, что показатель высшего уровня не обязательно является разделом - он может быть и простым показателем, не имеющим составляющих. В этом случае не может быть показателей второго (подразделы) и третьего уровня (простые показатели), которые имеют тот же номер раздела. Пример возможной структуры показателей с соответствующими кодами: показатель 1 - показатель показатель 2 - раздел показатель 2.1 - показатель показатель 2.2 - подраздел показатель 2.2.1 - показатель показатель 2.2.2 - показатель Пример возможной структуры показателей с тремя выделяемыми уровнями приводится в табл. 1. Таблица 1 ПРИМЕР СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ ---------------------------------------------------------------------- | Уровень и код показателя | Наименование показателя | |------------------------------|-------------------------------------| | | 1. | | | Цена предложения | | | | | | | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 1.1. | | Предложенная участником цена | | | | | | в базисном уровне цен | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 1.2. | | Распределение цены по | | | | | | составляющим | | | | | | (комплексам, видам работ и т.п.) | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 1.3. | | Экономия по графику оплаты | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 1.4. | | Снижение эксплуатационных | | | | | | затрат объекта | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | 2. | | | Сроки строительства | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 2.1. | | График производства работ с | | | | | | вводом мощностей | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 2.2. | | Экономический эффект от | | | | | | досрочного ввода | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 2.3. | | Срок контракта | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | 3. | | | Квалификация претендентов | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.1. | | Наличие документов, в т.ч. | | | | | | лицензий | | | | | | на выполнение необходимых работ | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.2. | | Срок деятельности организации | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.3. | | Численность работающих | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.4. | | Наличие собственной | | | | | | производственной | | | | | | базы (машины, механизмы, | | | | | | транспорт) | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.5. | | Участие в строительстве | | | | | | аналогичных | | | | | | объектов | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.6. | | Отзывы заказчиков | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.7. | | Уровень организации и управления | | | | | | производством | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 3.8. | | Количество сертифицированных | | | | | | специалистов | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | 4. | | | Финансовое положение и результаты | | | | | | хозяйственной деятельности | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.1. | | Годовой оборот | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.2. | | Наличие основных средств на | | | | | | начало текущего года | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.3. | | Общий объем СМР в качестве | | | | | | генподрядчика | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.4. | | Общий объем СМР в качестве | | | | | | субподрядчика | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.5. | | Дебиторская задолженность | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.6. | | Кредиторская задолженность | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | |4.6.1. | - по налогам | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | |4.6.2. | - по зарплате | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.7. | | Прибыль | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.8. | | Убытки | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.9. | | Наличие аудиторских проверок | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 4.10. | | Участие в арбитражных процессах | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | 5. | | | Обеспечение участия в торгах | | | | | | (наличие | | | | | | банк. гарантий, залогового | | | | | | поручительства) | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | 6. | | | Техническая часть предложений | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 6.1. | | Описание методов производства | | | | | | работ | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 6.2. | | Предложения по механизации работ | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 6.3. | | Справка об управлении качеством | | | | | | строительства | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | |6.3.1. | - входной контроль качества СМР, | | | | | | конструкций и материалов | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | |6.3.2. | - операционный контроль качества | | | | | | СМР | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | |6.3.3. | - наличие комплексной системы | | | | | | управления качеством | | | | | | строительства | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 6.4. | | Мероприятия по технике | | | | | | безопасности | | | | | | и охране окружающей среды | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | | 6.5. | | График производства работ | |-----|------|-------|---------|-------------------------------------| | | 7. | | | Наличие дополнительных предложений | ---------------------------------------------------------------------- При выборе конкретного объекта торга тот или иной показатель может играть большую или меньшую роль. Так, например, при строительстве инженерного сооружения превалирующую роль могут играть сроки ввода в эксплуатацию, а стоимость объекта уже не столь важна. Для отражения относительной значимости показателя вводится понятие веса (весомости) показателя. Итак, вес показателя по существу отражает важность данного показателя при подведении итогов торгов. Вес показателей устанавливается конкурсной комиссией в соответствии с особенностями данного объекта. Абсолютное значение веса не важно, важно только соотношение весов показателей данного уровня. Вес показателя можно задавать произвольным образом: целыми числами, в долях единицы, в процентах. Если вес показателей принимать в процентах, то на каждом уровне суммарный вес показателей должен составлять 100 процентов. Проставление весов показателей - очень важный этап проведения оценки торгов. Для удобства работы конкурсная комиссия должна быть обеспечена специальной формой для проставления веса каждого показателя. Пример такой формы приводится в табл. 2. Следует подчеркнуть, что продуманный выбор системы показателей с назначенным весом и их соответствие конкретному объекту торга предопределяет объективную оценку предложений претендентов конкурсными комиссиями. Пример системы показателей с проставленными весами приводится в табл. 3. Таблица 2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ (таблица для простановки весов) ------------------------------------------------------------------------------ | | Код | Вес 1 | Вес 2 | Вес 3 | Наименование показателя | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 1. | | Х | Х | Цена предложения | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 2. | | Х | Х | Сроки строительства | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3. | | Х | Х | Квалификация претендентов | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.1. | Х | | Х | Наличие документов, в т.ч. | | | | | | | лицензий | | | | | | | на выполнение необходимых работ | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.2. | Х | | Х | Срок деятельности организации | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.3. | Х | | Х | Численность работающих | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.4. | Х | | Х | Наличие собственной | | | | | | | производственной | | | | | | | базы (машины, механизмы, | | | | | | | транспорт) | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.5. | Х | | Х | Участие в строительстве | | | | | | | аналогичных объектов | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.6. | Х | | Х | Отзывы заказчиков | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.7. | Х | | Х | Уровень организации и управления | | | | | | | производством | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 3.8. | Х | | Х | Количество сертифицированных | | | | | | | специалистов | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4. | | Х | Х | Финансовое положение и результаты | | | | | | | деятельности | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.1. | Х | | Х | Годовой оборот | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.2. | Х | | Х | Наличие основных средств на | | | | | | | начало текущего года | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.3. | Х | | Х | Общий объем СМР в качестве | | | | | | | генподрядчика | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.4. | Х | | Х | Общий объем СМР в качестве | | | | | | | субподрядчика | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.5. | Х | | Х | Дебиторская задолженность | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.6. | Х | | Х | Кредиторская задолженность | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.7. | Х | | Х | Прибыль | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.8. | Х | | Х | Убытки | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.9. | Х | | Х | Наличие аудиторских проверок | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 4.10. | Х | | Х | Участие в арбитражных процессах | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 5. | | Х | Х | Обеспечение участия в торгах | | | | | | | (наличие банк. гарантий, | | | | | | | залогового поручительства) | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6. | | Х | Х | Техническая часть предложений | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.1. | Х | | Х | Описание методов производства | | | | | | | работ | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.2. | Х | | Х | Предложения по механизации работ | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.3. | Х | | Х | Справка об управлении качеством | | | | | | | строительства | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.3.1.| Х | Х | | - входной контроль качества СМР, | | | | | | | - конструкций и материалов | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.3.2.| Х | Х | | - операционный контроль качества | | | | | | | СМР | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.3.3.| Х | Х | | - наличие комплексной системы | | | | | | | управления качеством строительства | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.4. | Х | | Х | Мероприятия по технике | | | | | | | безопасности | | | | | | | и охране окружающей среды | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 6.5. | Х | | Х | График производства работ | |-----|-------|-------|-------|-------|--------------------------------------| | | 7. | | Х | Х | Наличие дополнительных предложений | ------------------------------------------------------------------------------ Примечания: 1. Необходимо заполнить относительный вес показателей в свободных клетках таблицы. Чем выше вес показателя, тем больше его влияние на результат. Сумма весов для каждого уровня должна составлять 100 процентов 2. Значения весов показателей можно заполнять не более чем с двумя знаками после запятой. Таблица 3 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ С ПРОСТАВЛЕННЫМИ ВЕСАМИ ------------------------------------------------------------------------------ | Код | Показатель | Весомость | |-------|---------------------------------------|----------------------------| | | | Проц. 1 | Проц.2 | Проц. 3 | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 1. | Цена предложения, тыс. руб. | 50.0 | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 2. | Сроки строительства, мес. | 5.0 | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3. | Квалификация претендентов | 12.0 | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.1. | Наличие документов, в т.ч. лицензий | | 12.5 | | | | на выполнение необходимых работ | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.2. | Срок деятельности организации, лет | | 12.5 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.3. | Численность работающих, чел. | | 12.5 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.4. | Наличие собственной производственной | | 12.5 | | | | базы (машины, механизмы, транспорт), | | | | | | машин | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.5. | Участие в строительстве аналогичных | | 12.5 | | | | объектов, объект | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.6. | Отзывы заказчиков, отзыв | | 12.5 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.7. | Уровень организации и управления | | 12.5 | | | | производством | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 3.8. | Количество сертифицированных | | 12.5 | | | | специалистов | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4. | Финансовое положение и результаты | 20.0 | | | | | хоз. деятельности | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.1. | Годовой оборот, тыс. руб. | | 20.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.2. | Наличие основных средств на начало | | 10.0 | | | | текущего года, тыс. руб. | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.3. | Общий объем СМР в качестве | | 20.0 | | | | генподрядчика, тыс. руб. | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.4. | Общий объем СМР в качестве | | 20.0 | | | | субподрядчика, тыс. руб. | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.5. | Дебиторская задолженность, тыс. руб. | | 5.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.6. | Кредиторская задолженность, тыс. руб.| | 5.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.7. | Прибыль, тыс. руб. | | 5.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.8. | Убытки, тыс. руб. | | 5.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.9. | Наличие аудиторских проверок, шт. | | 5.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 4.10. | Участие в арбитражных процессах, шт. | | 5.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 5. | Обеспечение участия в торгах (наличие | 2.0 | | | | | банк. гарантий, залогового | | | | | | поручительства) | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6. | Техническая часть предложений | 10.0 | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.1. | Описание методов производства работ | | 30.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.2. | Предложения по механизации работ | | 10.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.3. | Справка об управлении качеством | | 30.0 | | | | строительства | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.3.1.| - входной контроль качества СМР, | | | 25.0 | | | конструкций и материалов | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.3.2.| - операционный контроль качества СМР | | | 25.0 | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.3.3.| - наличие комплексной системы | | | 50.0 | | | управления качеством строительства | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.4. | Мероприятия по технике безопасности | | 10.0 | | | | и охране окружающей среды | | | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 6.5. | График производства работ | | 20.0 | | |-------|---------------------------------------|---------|--------|---------| | 7. | Наличие дополнительных предложений | 1.0 | | | ------------------------------------------------------------------------------ 3.3. Основные требования к системе показателей Принимаемая при проведении конкретного торга в строительстве система показателей должна отвечать следующим основным требованиями: - отражать основные определяющие особенности проводимого конкурса; - обладать иерархической структурой, позволяющей осуществлять переход от уровня к уровню с целью более детального определения сложных составляющих показателей; - давать возможность гибко менять конкретные показатели в системе (в том числе добавлять новые, исключать ненужные, менять их иерархию) с тем, чтобы в максимальной степени отразить специфику проводимого конкурса; - допускать простые изменения значений тех или иных уже принятых показателей; - реализовывать простой способ перехода от конкретного значения показателя (размерного или безразмерного) к его оценке, причем оценка должна быть применима для всех показателей принятой системы; - давать возможность перехода от оценки отдельных показателей к итоговым оценкам по группе: подразделу, разделу и по всей системе в целом; - обладать простыми способами оперативной обработки отдельных показателей, в том числе давать возможность включения алгоритмически вычисляемых показателей. 4. Методы оценки оферт 4.1. Основные принципы получения итоговой оценки В зависимости от принимаемой при проведении данного конкурса (торга) системы показателей должна быть выбрана та или иная методика оценки его результатов. Для получения итоговой интегральной оценки для сложной системы разнотипных (имеющих разный физический смысл) показателей общепринята балльная шкала. При применении балльной методики по каждому из показателей устанавливается шкала допустимых балльных оценок, то есть максимально и минимально возможное количество баллов по каждому из показателей, обычно используется шкала от 0 до 10 баллов. В настоящей методике рекомендуется для применения балльная методика. Баллы по каким-то из показателей могут рассчитываться. Например, можно принять, что претендент, давший наилучшее предложение по каждому показателю, получает по нему максимально возможные баллы, а баллы, полученные другими участниками, рассчитываются как относительные. В то же время возможно и назначение баллов, например, экспертно. При этом, конечно, баллы должны лежать в заданных границах принятой шкалы. Рекомендуемые системы показателей для оценки торгов и методики оценки их результатов должны отражать специфику - особенности возводимого объекта, требования к условиям его последующей эксплуатации и т.д. Для получения итоговой интегральной оценки предложений претендентов целесообразно использовать методы квалиметрии, которые обеспечивают сопоставимость предложений, получивших разную оценку по разным показателям. В квалиметрии используются следующие основные понятия. Дерево свойств (показателей) - показывает взаимозависимость различных свойств (показателей) объекта , строится по иерархическому принципу, обобщенное свойство определяется свойствами более высокого уровня. Система показателей, приведенная в табл. 1, и является примером дерева свойств. Значение показателя - абсолютная размерная характеристика какого-либо свойства (сроки, стоимость и т.д.). Значение показателя может быть и логической величиной (-да-/-нет-), например наличие тех или иных документов. Оценка показателя - как правило, безразмерная величина, характеризующая данный показатель; наиболее часто употребляется балльная оценка, которая используется и в настоящей методике. Вес показателя (или весомость) - безразмерная величина, характеризующая относительную значимость данного показателя при переходе на другой, более низкий уровень. Для получения интегральной оценки предложений претендентов рекомендуется использовать следующий алгоритм, пригодный как для инженерных методов, так и для автоматизированных компьютерных систем: 1). Построение дерева свойств (системы показателей). При построении системы показателей должен соблюдаться основной принцип: свойства i-го уровня определяются соответствующими свойствами i + 1-го уровня (i = 0, 1, ..., m). Уровень 0 соответствует обобщенному комплексному показателю объекта или его интегральной оценке. 2). Назначение интервала изменений значений Р каждого показателя (индексы показывают, что рассматривается j-й ij показатель на i-м уровне). 3). Выбор (на каждом уровне рассмотрения свойств) значений базовых показателей для сравнения (Р баз ). В качестве базового показателя можно принимать наилучший ij из предложенных всеми претендентами. 4). Определение зависимости между значениями показателей Р и ij их оценками К , причем оценки должны являться функциями значений ij показателей. Само значение показателя Р не дает возможность определить его качество, в отличие от их (ij) оценки. Оценка показателя является функцией его значения ------------------------ | баз | | К = f(P ; P ), | | ij ij ij | ------------------------ обычно принимается, что: --------------------------- | | | | | | P | | | | ij | | | K = -фи- |---------|. | | ij | баз | | | | P | | | | ij | | | | | | --------------------------- Можно использовать различные функциональные зависимости между показателями и соответствующими оценками. Самыми простейшими являются следующие. Для показателей, которые качественно можно описать -чем меньше, тем лучше - (это сроки, стоимость и т.д.): -------------------- | баз | | P | | ij | | K = 10 х -----,| | ij Р | | ij | | | -------------------- баз где Р - наименьшее (следовательно, лучшее) из предложенных ij всеми претендентами значение данного показателя. Для показателей, которые качественно можно описать - чем больше, тем лучше - (основные фонды, срок деятельности организации и т.д.): --------------------- | P | | ij | | K = 10 х -----, | | ij баз | | Р | | ij | --------------------- баз где Р - наибольшее (следовательно, лучшее) из предложенных ij всеми претендентами значение данного показателя. 5). Вычисление оценок отдельных показателей или их назначение в случае, например, экспертного опроса. 6). Выбор размерности комплексной оценки К (для сопоставления единиц измерения отдельных показателей). В настоящей методике применяется безразмерная балльная оценка. 7). Определение весов (весомостей) отдельных показателей. Это чрезвычайно важный шаг, при котором определяется значимость оценки какого-либо отдельного показателя относительно других показателей. Вес показателя рекомендуется задавать в процентах (возможно в долях единицы). Каждый показатель определяется своей относительной оценкой К ij и ее весомостью М , таким образом шкала оценок неодинакова для разных показателей ij: оценка показателя включает его весомость. Необходимо отметить, что сумма всех весомостей должна быть постоянна на каждом уровне, в нашем случае это 100%: Sum M = const = 100%. j ij Увеличение весомости данного показателя может происходить только за счет уменьшения весомостей других показателей. При определении весомостей наиболее употребим экспертный способ: назначение весомостей с последующим их усреднением для группы экспертов. Весомость показателей может назначать конкурсная комиссия, как это показано в табл. 2 и 3. Необходимо, чтобы вес каждого показателя был определен однозначно. 8). Сведение воедино оценок различных показателей и получение итоговой интегральной оценки. На этом шаге рекомендуется использовать различные математические средневзвешенные величины. Следует иметь в виду, что весомость и оценка показателя i-го уровня определяются соответствующими значениями показателей (i - 1)-го уровня. Наиболее простой способ получения итоговой оценки - без учета весомостей составляющих показателей: ----------------- | n | | Sum K | | j=1 ij | | K = -------. | | i n | ----------------- Этот способ применим только для случая, когда все показатели равнозначны. При проведении конкурсов в строительстве учет весомостей необходим практически во всех случаях. Наиболее употребительны следующие математические методы получения итоговых оценок. Средневзвешенная арифметическая итоговая оценка: K = Sum M х K . i j ij ij Средневзвешенная геометрическая итоговая оценка: ----------------------------- | |--------- | | | M | | ||-| ij | | K = Sum M || | K | | i j ij \|j=1 ij | ----------------------------- Средневзвешенная гармоническая итоговая оценка: ----------------- | Sum M | | j=1 ij | | K = -------- | | i M | | ij | | Sum --- | | j=1 K | | ij | ----------------- Победителем конкурса является оферент, предложение которого по назначенной системе показателей с заданными весомостями получило наибольшее число баллов. 4.2. Расчет значений показателей Каждый показатель, используемый при проведении торгов, имеет определенное значение. Значение показателя может быть размерным (абсолютным) и характеризовать какое-либо свойство: сроки строительства, стоимость. Значение показателя может быть и логической величиной (-да-/-нет-), например, наличие лицензий на выполнение определенного вида работ. Расчет значений показателей должен, как правило, проводить претендент. Для отдельных расчетов могут привлекаться эксперты. Алгоритмы расчетов некоторых показателей могут закладываться в специализированные автоматизированные системы подведения итогов конкурсов. Некоторые стоимостные показатели оценки оферт рассчитываются по достаточно сложным алгоритмам (дисконтирование цен, текущие доходы и расходы инвестора, определение уровня цен на заданную дату и т.д.). В целях обеспечения конкурсной комиссии качественными и объективными расчетными экономическими показателями при оценках предложений претендентов, оперативного получения их значений и быстрой их корректировки приводятся основные расчетные формулы. В систему показателей для оценки финансово - коммерческой части предложений претендентов входят следующие, перечисленные ниже. Показатель учета претендентом реальных условий исполнения контракта и отсутствие пропусков при стоимостной оценке отдельных составляющих предлагаемой цены. Рекомендуемая форма представления этого показателя приведена в табл. 4. Оценка определяется экспертно, на основе анализа проектно - сметной документации. Таблица 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ ПО ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ, РАБОТАМ, ЗАТРАТАМ ---------------------------------------------------------------------- | N | Наименование элементов объекта, работ | Стоимость, | | п/п | и затрат (см. пояснения к приложению 2)| тыс. рублей | |------|----------------------------------------|--------------------| | 1. | | | | 2. | | | | ... | | | | ... | | | ---------------------------------------------------------------------- Итого ----------------------------------------------------------- В ценах ---------------------------------------------------------------------- (месяц, год) Примечания: 1. Все налоги, сборы, отчисления, пошлины и другие платежи, которые в соответствии с действующим законодательством должны оплачиваться претендентом при выполнении контракта, включены в поэлементные цены и в общую цену предложения. 2. Претендент информирован о том, что элементы, по которым в данной таблице не указаны цены, не будут оплачены заказчиком после выполнения работ и будут покрываться за счет других цен, указанных в ценовом предложении. Руководитель предприятия претендента: --------------------------- (подпись) (Ф.И.О.) Для характерных предметов конкурсов, торгов в тендерной документации рекомендуется предусматривать форму представления предложения по цене по следующим примерным перечням основных элементов, работ и затрат (приводимые ниже перечни не исключают возможность объединения отдельных элементов в более крупные группы и добавления новых элементов). Для инвестиционных конкурсов по выбору заказчика на проектирование и строительство: выбор площадки, передача и подготовка земельных участков под строительство; планирование строительства; обеспечение предпроектной документацией; обеспечение проектно - сметной документацией; организация и проведение подрядных торгов и конкурсов; заключение договоров подряда на капитальное строительство; обеспечение оборудованием и материальными ресурсами поставки заказчика; финансирование и расчеты с участниками строительства; технический надзор за строительством и качеством оборудования и материалов; организация приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию. Для конкурсов по выбору проектной организации: изыскательские работы, всего, в том числе по видам и стадиям; проектные работы, всего, в том числе по стадиям; проектные работы, всего, в том числе по частям проекта и видам работ: архитектурная часть, генеральный план и благоустройство; конструкторская часть; технологическая часть; электрооборудование, отопление, вентиляция, кондиционирование, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, водостоки, связь и сигнализация, механизация и транспорт, прочие виды инженерного оборудования зданий; инженерное оборудование территории (внутриплощадочные сети); вертикальная планировка; проект организации строительства; сметная документация, технико - экономические показатели; ведомости потребности в материалах и конструкциях; оценка состояния и мероприятия по улучшению и охране окружающей среды; городские сети, проходящие по территории отведенного участка; внеплощадочные инженерные сети и сооружения; разработка художественно - декоративных решений зданий, включая интерьеры, индивидуальную мебель, элементы дизайна и рекламы при условии включения таких работ в задание на проектирование; проектирование конструкций на стадии КМД; проектирование вспомогательных сооружений, приспособлений и устройств в связи с особой сложностью конструкций и методов производства работ; корректировка проектных решений в связи с изменением условий проектирования (введение в действие новых нормативных документов, дополнительных заданий на проектирование и др.); выполнение функций заказчика, а также дополнительных работ по поручению заказчика; командировочные расходы; оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика. Для подрядных торгов на строительство жилых зданий и объектов культурно - бытового назначения: подготовка территории строительства; полы; временные здания и сооружения; отделочные работы; земляные работы; лифты; подземная часть здания; внутренние сети и системы; каркас; стены; инженерное оборудование зданий (отопление и вентиляция; водоснабжение, канализация; электроосвещение; слаботочные устройства; газоснабжение); перегородки и сантехкабины; перекрытия и покрытия; кровля; лестницы; балконы и лоджии; благоустройство территории; окна и двери; сдача объекта в эксплуатацию. Для подрядных торгов на строительство отдельных видов зданий и сооружений внешнего водоснабжения, канализации, теплофикации, электроснабжения и транспорта рекомендуется приводить конкретный перечень основных конструктивных элементов и укрупненных видов работ. Например: Станции насосные над артезианскими скважинами: земляные работы; полы; фундаменты; заполнение проемов; стены подземной части; отделочные работы; покрытие; электроосвещение; кровля; разные работы. Компрессорная станция: общестроительные работы; подземная часть; надземная часть; санитарно - технические работы; электромонтажные работы; КИП и автоматика; монтаж технологического оборудования. Подземные железобетонные резервуары с обвалованием: земляные работы; основание бетонное; железобетонные конструкции; отделочные работы; разные работы. Хлораторная установка: земляные работы; каменные конструкции; железобетонные конструкции; деревянные конструкции; полы; кровля; отделочные работы; санитарно - технические работы и электроосвещение; разные работы. Очистные канализационные сооружения: земляные работы; отделочные работы; каменные конструкции; разные общестроительные бетонные и железобетонные работы; конструкции; санитарно - технические работы; биофильтр двухсекционный; электроосвещение; двухъярусный отстойник; загрузка фильтров; проемы; вторичный вертикальный отстойник; полы; кровля; иловые площадки; септик. Внешние сети водопровода и канализации: земляные работы, в том числе отвозка остаточного грунта и сохранение растительного слоя; устройство специальных оснований; укладка и изоляция трубопроводов; устройство колодцев и камер переключения; установка арматуры; укладка кожухов; отвод поверхностных вод; разборка и устройство дорожных Страницы: 1 2 |