Страницы: 1 2 деятельность общества согласуется с требованиями законов и положений, которые могут значительным образом влиять на приобретение, сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; 5) Подтверждение соответствия деятельности общества целям, поставленным при его учреждении. 4. Текущее наблюдение Целью текущего наблюдения за финансово-хозяйственным положением общества является проведение анализа финансового состояния предприятия в поквартальном режиме для возможности оперативного решения собственником вопросов распоряжения акциями и долями. Текущее наблюдение осуществляется путем анализа представленных обществом дополнительных форм статистической отчетности и расчетных показателей финансового анализа. Виды и содержание показателей финансового анализа и дополнительных форм статистической отчетности приводятся в Приложениях N 1 и N 2 к Постановлению Правительства Москвы от___________ N___. Выбор режима подготовки дополнительных форм статистической отчетности и расчетных показателей финансового анализа (поквартально или по итогам года) определяется акционерами (участниками) и зависит от уровня финансовой устойчивости общества. Заполнение дополнительных форм статистической отчетности и расчетных показателей финансового анализа производится обществом самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. по усмотрению руководителя организации. 5. Содержание аудиторской проверки В процессе аудиторской проверки аудитор рассматривает: 1. Соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Российской Федерации по совершаемым обществом операциям; 2. Соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым обществом операциям; 3. Систему управления общества, в том числе состояние внутреннего контроля: - адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых обществом операций (участие органов управления в принятии решений, распределение обязанностей между руководителями, наличие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций); - организацию контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; - соблюдение и направления использования полномочий руководством (с точки зрения достижения наилучших показателей работы обществом); - состояние управленческого учета и контроля; - наличие и качество финансового (в том числе налогового) планирования и контроля за исполнением бюджета; - организацию работы по проведению внутренних проверок и ревизий; - организацию контроля за деятельностью филиалов и прочих обособленных подразделений; 4. Контроль сохранности активов. 5. Выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки. В случае наличия специфических требований к содержанию аудиторских проверок обществ, осуществляющих особые виды деятельности (кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, биржи, внебюджетные, пенсионные и инвестиционные фонды), такие требования также должны учитываться аудитором при проведении аудиторских проверок обществ. 6. Аудиторское заключение В аудиторском заключении должны быть изложены все существенные обстоятельства, установленные при проведении аудита. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности общества. В случаях непредставления обществом подлежащих проверке документов, оказания давления на проверяющих (проверяющего) или возникновения иных обстоятельств, препятствующих подготовке всестороннего и объективного аудиторского заключения, аудитор должен отказаться от составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и незамедлительно уведомить об этом заказчика. 6.1. Виды аудиторского заключения Заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудитором соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность общества. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может быть выражено в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения. В случаях, предусмотренных настоящим Положением, аудитор может отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Безусловно положительное аудиторское заключение дается в том случае, когда бухгалтерская отчетность, составленная обществом, достоверно во всех существенных аспектах отражает активы и пассивы на отчетную дату и финансовые результаты его деятельности, соответствует нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, и на ее основе подготовлена достоверная публикуемая отчетность, а также в ходе проверки не установлены другие существенные нарушения. Условно положительное аудиторское заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, в связи с которыми внесены изменения в текущем году в бухгалтерский учет, или иных существенных обстоятельств, выявленных в ходе проверки, бухгалтерская отчетность, составленная обществом, во всех существенных аспектах достоверно отражает активы и пассивы на отчетную дату и финансовые результаты ее деятельности, соответствует нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, и на ее основе с учетом внесенных изменений подготовлена достоверная публикуемая отчетность. Отрицательное аудиторское заключение означает, что бухгалтерская отчетность, составленная обществом, не обеспечивает во всех существенных аспектах достоверное отражение его активов и пассивов на отчетную дату и финансовые результаты его деятельности, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности общества - это выражаемое в письменном виде в аудиторском заключении мнение аудитора о том, что организация учета или иные обстоятельства ограничивают объем аудита и это является настолько существенным, что аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки заключения в виде безусловно положительного заключения, условно положительного заключения, отрицательного заключения. 6.2. Состав и содержание аудиторского заключения В общем виде структура аудиторского заключения соответствует положениям Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Аудиторское заключение должно быть озаглавлено и состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой. Вводная часть при проведении проверки аудиторской организацией должна включать: - название документа в целом - "Аудиторское заключение"; - полное наименование аудиторской организации; - юридический и почтовый адрес, номера телефонов и факсимильной связи; - номер свидетельства о государственной регистрации; - номер лицензии, дата принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, срок ее действия; - в каких кредитных организациях открыты расчетные счета и их номера, коды (БИК и ИНН); - фамилию, имя, отчество руководителя аудиторской организации и аттестованных специалистов, имеющих квалификационные аттестаты на право осуществления аудиторской деятельности, принимавших участие в данной проверке, в том числе привлекаемых на договорной основе (с указанием номеров их квалификационных аттестатов); - фамилию, имя, отчество других работников аудиторской организации (штатных и не состоящих в штате), принимавших участие в данной аудиторской проверке; - фамилию, имя, отчество лица, уполномоченного подписывать данное аудиторское заключение (с указанием наименования, номера и даты документа, подтверждающего это право); - дату подписания договора; - даты начала и окончания аудиторской проверки и дату выдачи аудиторского заключения. Вводная часть при проведении проверки аудитором - индивидуальным предпринимателем должна включать: - фамилию, имя, отчество; - фамилию, имя, отчество аттестованных специалистов, привлекаемых на договорной основе с указанием номера их квалификационных аттестатов; - фамилию, имя, отчество других работников, принимающих участие на договорной основе в данной аудиторской проверке; - почтовый адрес, номер телефона; - стаж работы в качестве аудитора; - номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; - номер квалификационного аттестата, дата принятия лицензирующим органом решения о выдаче аттестата, срок начала и окончания его действия; - номер лицензии, дата принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, срок ее действия; - в каких кредитных организациях открыты счета и их номера, коды (БИК и ИНН); - дату подписания договора; - даты начала и окончания аудиторской проверки и дату выдачи аудиторского заключения. Аналитическая часть состоит из трех основных разделов: Первый раздел должен включать в себя: 1) Общие сведения о проверяемом обществе: - полное и сокращенное наименование общества, соответствующее вынесенному на титульный лист устава и указанному в лицензии; - дата регистрации в качестве юридического лица и регистрационный номер; - виды лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности, действующих в проверяемом периоде, с указанием номера и даты выдачи; - дата и номер протокола общего собрания акционеров, на котором было принято решение об утверждении аудитора для осуществления проверки деятельности общества по итогам за год, и ее наименование. 2) Перечень филиалов, проверенных аудитором самостоятельно, другими аудиторами (с указанием номеров и дат договоров, заключенных с этими аудиторами), а также проверенных службой внутреннего контроля. Второй раздел имеет жесткую структуру, представленную в таблицах, и должен включать в себя: - Изложение существенных аспектов (в соответствии с изложенным в разделе "Цели аудита"); - Анализ финансового состояния проверяемого общества по результатам годового непрерывного наблюдения, представленный в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы от ___________ N____; Ответы на вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности и управленческого учета в соответствии с приложенной таблицей. Третий раздел представляет собой любые другие пояснения, комментарии и рекомендации, которые аудитор считает необходимым или полезным довести до сведения руководства и собственников общества. В случае, если по требованию аудитора для подтверждения достоверности публикуемой отчетности вносятся изменения в текущем году в бухгалтерский учет (готовится условно положительное заключение), в аналитической части указываются эти обстоятельства, а перечень внесенных по требованию аудитора изменений в бухгалтерский учет прикладывается к аудиторскому заключению по следующей примерной форме: Таблица корректировок ________________________________________________________________ Вид |Сумма| Дата |Исправительная проводка |Сумма нарушения с | | внесения | | указанием | | изменений в |________________________|______ проводки | | бухучет |Д-т счета | К-т счета | ____________|_____|_____________|___________|____________|______ ____________|_____|_____________|___________|____________|______ Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудитора о достоверности годового отчета общества, включая бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Итоговая часть должна включать: - Констатирующее положение о том, что аудит был проведен в соответствии с общепринятыми стандартами аудита и настоящим Положением; - Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности общества и иных форм обязательной статистической отчетности, утверждаемых нормативными актами Правительства Москвы. В случае составления безусловно положительного аудиторского заключения в его итоговой части делается запись: "Проверенная бухгалтерская отчетность во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета. Достоверность баланса и Отчета о прибылях и убытках подтверждена". Аудитор заверяет своей печатью и подписью руководителя (уполномоченного лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской отчетности (баланса и Отчета о прибылях и убытках общества). В случае составления условно положительного заключения в его итоговой части делается запись: "Проверенная годовая бухгалтерская отчетность с учетом внесенных изменений во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета". Запись должна содержать также изложение установленных в ходе проверки других существенных нарушений. Аудитор заверяет своей печатью и подписью руководителя (уполномоченного лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской отчетности (баланса и Отчета о прибылях и убытках общества). При наличии существенных нарушений по любому вопросу, входящему в состав аудиторской проверки, не позволяющих дать ни безусловно положительное, ни условно положительное заключение, аудитор готовит отрицательное заключение. Отсутствие печати и подписи аудитора свидетельствует о неподтверждении достоверности представленной аудитору отчетности. По завершении аудиторской проверки аудиторское заключение в целом подписывается руководителем аудитора или уполномоченным им лицом, заверяется печатью аудитора и датируется. Аудиторское заключение вместе с приложенными к нему балансом и Отчетом о прибылях и убытках в обязательном порядке должно быть сброшюровано. На обратной стороне последней страницы делается запись "прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ... страниц". Запись заверяется подписью руководителя аудитора или уполномоченного лица и печатью аудитора. 7. Представление аудиторского заключения 7.1. По обязательной аудиторской проверке годовой отчетности Не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, общество представляет Совету директоров общества два экземпляра копии аудиторского заключения в полном объеме, оформленного в соответствии с настоящим Положением и Приложениями NN 1 и 3 к Постановлению Правительства Москвы от ____________ N___ и заверенных обществом. 7.2. По инициативной аудиторской проверке Порядок и сроки предоставления обществом в Правительство Москвы аудиторского заключения определяются в соответствии с условиями договора. 8. Информация, не подлежащая разглашению, и конфиденциальная информация Если определенная информация запрещена для публичного раскрытия, итоговый отчет о результатах управленческого аудита должен определять сущность закрытой информации и требования, вследствие которых неразглашение информации было необходимо. Определенная информация может быть запрещена для публичного раскрытия по нормативным актам Москвы. Такая информация может быть предоставлена только в случае особой необходимости лицам, имеющим право в установленном порядке на ее получение. Если такие требования запрещают аудиторам включать относящиеся к делу данные в отчет, им следует устанавливать сущность невключенной в отчет информации и требования, вследствие которых неразглашение информации было необходимо. Аудитору следует получить подтверждение того, что существуют законные требования для неразглашения и, когда это необходимо, ему следует проконсультироваться с юристами. Вопросы финансово-хозяйственной деятельности и управленческого учета Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 763 Положение о порядке проведения аттестации представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах 1. Общие положения 1.1. Аттестация представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах (далее - аттестация) - процедура проверки знаний соискателей по теоретическим основам работы на рынке ценных бумаг путем проведения аттестационного экзамена, осуществляемая Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества г.Москвы. 1.2. Соискатель - физическое лицо, направленное для прохождения обучения и аттестации отраслевым департаментом Правительства Москвы. 1.3. Аттестационный экзамен - форма проведения аттестации. Аттестационный экзамен (далее - экзамен) проводится в виде теста, состоящего из 40 - 80 вопросов. Количество вопросов и время, отводимое на конкретный экзамен, зависят от вида аттестации и устанавливаются аттестационной комиссией. Экзамен проводится на персональных компьютерах. 1.4. Аттестационная комиссия - орган, уполномоченный Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Департаментом государственного и муниципального имущества г.Москвы на проведение аттестации представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах. Аттестационная комиссия (далее - Комиссия) состоит из 5 человек и обеспечивает проведение аттестации, оценивает ее результаты и выдает удостоверение, подтверждающее успешное прохождение аттестации. 1.5. Виды аттестаций: - Базовая аттестация для получения удостоверения; - Подтверждающая аттестация - проводится каждый год для продления действия удостоверения. В удостоверении делается отметка о продлении срока его действия. 1.6. Типовые вопросы аттестационных экзаменов - утверждаемый Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Департаментом государственного и муниципального имущества г.Москвы перечень тем, основных понятий и вопросов, которые могут быть включены в качестве заданий при сдаче экзамена. 1.7. Экзаменационный билет - тест, состоящий из 40 - 80 вопросов. Вопросы экзаменационного билета формируются Комиссией таким образом, чтобы обеспечить уникальность каждого экзаменационного билета и исключить возможность недобросовестного прохождения аттестации соискателями. Любые разночтения, неточности, опечатки, обнаруженные в билетах при проведении аттестации, должны толковаться Комиссией при оценивании результатов экзаменов в пользу соискателя. 1.8. Экзаменационная форма - компьютерная распечатка результатов экзамена, включающая данные о соискателе и набранные им баллы. При прохождении подтверждающей аттестации, для единообразия оценки результатов экзамена, применяется коэффициент пересчета баллов, определяемый Комиссией. Максимальное значение суммарного балла равно 100 (сто). 1.9. Удостоверение - документ, подтверждающий факт успешной сдачи экзамена соискателем. 2. Место и время проведения аттестации 2.1. Проведение экзаменов и выдача удостоверений осуществляется в специально оборудованных помещениях, адреса которых устанавливает Комиссия. 2.2. Число соискателей, допущенных к очередному экзамену, определяется Комиссией. 2.3. Дата проведения экзаменов определяется Комиссией, исходя из числа соискателей, готовых к сдаче экзамена. 3. Порядок допуска к аттестации 3.1. К аттестации допускаются соискатели, прошедшие курс обучения по утвержденной программе, проводимый Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 3.2. Соискатели, не сдавшие экзамен, допускаются к аттестации, проводимой для следующих групп. 4. Порядок проведения аттестации 4.1. В день проведения экзамена до его начала проводится регистрация всех прибывших и допущенных к экзамену соискателей. Регистрация проводится уполномоченными Комиссией лицами. Регистрация начинается не позднее, чем за 30 минут до начала экзамена. При регистрации соискатели должны предъявить паспорт или документ, его заменяющий. Соискатели, не прошедшие регистрацию до начала проведения экзамена (опоздавшие, не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность), на этот экзамен не допускаются и могут быть допущены только на следующий экзамен. 4.2. После завершения регистрации и размещения всех соискателей им объясняют порядок работы с компьютером, затем в присутствии членов Комиссии запускают экзаменационные программы. 4.3. На протяжении всего экзамена в экзаменационном помещении должен находится как минимум один член Комиссии. 4.4. В процессе сдачи экзамена соискателям запрещается: - иметь при себе книги, записи, таблицы или любые иные письменные или печатные материалы, а также компьютеры, электронные записные книжки, органайзеры, копировальные устройства, электронные средства связи, фото -, видео-, аудиотехнику или любые другие устройства, кроме выданных соискателям Комиссией для проведения экзамена; - разговаривать или письменно общаться с другими соискателями; - выходить из помещения с черновиками как во время проведения, так и после экзамена. Соискатель, нарушивший любой из перечисленных выше запретов, подлежит удалению с экзамена и считается не сдавшим экзамен. Этот факт фиксируется членом Комиссии в экзаменационной ведомости. 4.5. Временный выход из помещения соискателей во время экзамена допускается по одному и только с соблюдением пункта 4.4. 4.6. При возникновении у соискателей каких-либо вопросов члены Комиссии дают необходимые разъяснения. 4.7. Закончивший сдачу экзамена соискатель обязан: - сдать члену Комиссии выданные для проведения экзамена материалы, вычислительную технику, а также все листы для черновиков, как использованные, так и неиспользованные; - покинуть помещение, в котором проводился экзамен. 4.8. Соискатель, успешно прошедший аттестацию, получает удостоверение Московского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Департамента государственного и муниципального имущества г.Москвы. 5. Порядок проверки результатов и подведения итогов аттестации 5.1. Члены Комиссии ставят свои подписи на полученных экзаменационных формах. 5.2. Соискатель считается успешно сдавшим экзамен (аттестованным) в том случае, если он набрал не менее 80 (восьмидесяти) баллов, в противном случае соискатель считается не сдавшим экзамен. 5.3. Комиссия составляет Протокол заседания Комиссии. Неотъемлемым приложением к Протоколу является список соискателей, допущенных к аттестации, с результатами сдачи экзамена. 5.4. По завершении проверки экзаменационные формы хранятся в установленном Комиссией порядке. 5.5. К информации об итогах аттестации должен быть обеспечен доступ соискателям, сдававшим экзамен. Форма доведения такой информации до соискателей определяется Комиссией. 6. Порядок апелляционного обжалования результатов экзамена 6.1. В течение семи календарных дней с даты объявления итогов аттестации соискатели, набравшие не менее 74 баллов и не согласные с результатами сданного ими экзамена, вправе направить в Комиссию заявление на апелляцию. Заявления на апелляцию соискателей, набравших менее 74 баллов, или поданные по истечении семи календарных дней с даты объявления итогов аттестации, не рассматриваются. 6.2. Заявление на апелляцию регистрируется в журнале апелляций ответственным секретарем Комиссии. Каждое принятое заявление рассматривается Комиссией в течение двух недель с даты его получения. Порядок рассмотрения заявлений определяется Комиссией самостоятельно. 6.3. Лицу, подавшему заявление, Комиссия направляет уведомление, в котором перечисляет номера вопросов в соответствии с "Типовыми вопросами аттестационных экзаменов", на которые были даны неверные ответы. 6.4. Если в процессе рассмотрения заявления будет обнаружено, что при проверке работы была допущена ошибка, исправление которой изменяет общий результат экзамена, Комиссия вносит исправления в соответствующие документы. 6.5. Повторное апелляционное обжалование результатов одного и того же экзамена не допускается. 7. Порядок рассмотрения заявления на выдачу дубликата удостоверения взамен утерянного 7.1. Лицо, утерявшее удостоверение (далее - заявитель), может обратиться в Комиссию с заявлением о выдаче дубликата удостоверения. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество заявителя, дата сдачи экзамена и дата направления заявления на апелляцию (если оно направлялось). 7.2. Срок рассмотрения заявления устанавливается Комиссией, но не может превышать тридцать календарных дней. 7.3. Комиссия принимает решение о выдаче дубликата удостоверения на основании протокола Комиссии по результатам экзамена и апелляции. Порядок принятия такого решения определяется Комиссией. На документе, выданном в качестве дубликата удостоверения, обязательно присутствует запись "Дубликат взамен утерянного удостоверения", дата выдачи утерянного удостоверения и дата выдачи дубликата удостоверения. 8. Содержание документов комиссии 8.1. Экзаменационная ведомость Экзаменационная ведомость содержит: - дату, время и место проведения аттестационного экзамена; - фамилии, имена, отчества соискателей, допущенных к данному экзамену, данные паспорта или документа, его заменяющего; - номер полученного варианта электронного билета; - отметку об удалении с экзамена и причину удаления; - собственноручную подпись соискателя. Впоследствии в экзаменационную ведомость заносятся результаты проверки работ соискателей. Экзаменационная ведомость подписывается Председателем Комиссии. 8.2. Экзаменационная форма Экзаменационная форма содержит: - дату проведения экзамена; - анкетные данные(фамилия, имя, отчество, данные паспорта или документа, его заменяющего, рабочий телефон); - номер электронного билета; - номер рабочего места; - номера вопросов электронного билета и результаты ответов на вопросы; - суммарный балл. Экзаменационная форма подписывается членом Комиссии, присутствующим на данном экзамене. 8.3. Решение Комиссии о результатах экзамена Решение Комиссии о результатах экзамена оформляется на основании экзаменационной ведомости на заседании Комиссии. К решению прикладывается протокол заседания Комиссии, который содержит дату заседания, повестку дня, фамилии членов Комиссии, участвовавших в заседании Комиссии, формулировки принятых решений. Решение содержит список соискателей, признанных аттестованными по результатам экзамена, и соискателей, признанных неаттестованными. Решение подписывается Председателем Комиссии и ответственным секретарем Комиссии. 8.4. Протокол разногласий Протокол разногласий оформляется в случае наличия особого мнения хотя бы у одного присутствующего на заседании члена Комиссии. Протокол разногласий содержит дату заседания, описание вопроса, вызвавшего разногласия, предложения членов Комиссии, результат голосования и особые мнения членов Комиссии, не согласных с ним. Протокол подписывается Председателем Комиссии, ее ответственным секретарем и членами Комиссии, высказавшими особое мнение. 8.5. Заявление на апелляцию. Заявление на апелляцию - письменное заявление соискателя, не аттестованного по результатам сдачи экзамена и желающего получить информацию о том, на какие экзаменационные вопросы им были даны неправильные ответы. 8.6. Журнал апелляций Журнал апелляций является документом, в котором в хронологическом порядке регистрируются все заявления соискателей на апелляцию и ответы на них. 9. Срок действия квалификационного удостоверения 9.1. Срок действия квалификационного удостоверения не может превышать одного года с даты выдачи. Для продления срока действия квалификационного удостоверения его владелец должен проходить подтверждающую аттестацию. &l0O Приложение N 5 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 763 Городская программа массового просвещения населения в области инвестиций и рынка ценных бумаг на период до 2000 года (Рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы) 1. Основные проблемы на рынке частных инвестиций в г.Москве. Официальная статистика, а также результаты социологических исследований показывают, что Москва относится к числу сравнительно благоприятных регионов России как по возможностям самофинансирования хозяйственной деятельности и социальной сферы, так и в отношении жизненного уровня населения. Однако сложившаяся структура сбережений населения г.Москвы имеет высокий уровень валютной составляющей. Корпоративные же ценные бумаги, и в первую очередь, акции российских предприятий довольно слабо интересуют население. Последняя тенденция заметно усилилась на фоне происходящего в России финансового кризиса. Доллар США вызывает у российских граждан устойчивый интерес. В качестве основной движущей силы этого процесса выступает отношение населения к валюте как к одному из самых надежных и доступных инструментов сбережения и накопления. Таким образом, население, в большей своей части, готово идти на снижение ожидаемого дохода от вложенных средств ради повышения надежности. Это означает, что вклады москвичей определенной доли своих доходов в иностранную валюту являются главным резервом увеличения частных инвестиций в отечественный сектор экономики. Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию рынка частных инвестиций, являются правонарушения на рынке ценных бумаг. Опрос фонда "Общественное мнение", проведенный осенью прошлого года среди жителей разных населенных пунктов России, показал, что 30% из 1500 респондентов считают себя жертвами мошенничества, обмана или вымогательства, причем 11% - пострадали от финансовых пирамид. В Москве этот показатель значительно выше - 49% жертв преступлений за последние пять лет - это обманутые вкладчики и потерпевшие от иных финансовых афер. У российских ценных бумаг и фондового рынка в целом пока нет системной просветительской и имиджевой поддержки, адресованной к населению. Без этого существующие уже формы работы с населением на рынке ценных бумаг будут все время сталкиваться с трудностями в развитии, а само население может быть легкой добычей финансовых аферистов. При проведении активной рекламно-имиджевой политики Московское Правительство может эффективно влиять на направления реструктуризации сбережений. Сложившееся доверие жителей столицы к Московской городской администрации должно быть использовано для повышения привлекательности российских финансовых инструментов, прежде всего муниципальных займов и акций московских предприятий. Для этого необходимо реализовать целый комплекс мероприятий, позволяющих гармонизировать этот процесс. 2. Цели рекламно-имиджевой стратегии С учетом изложенных проблем, целями рекламно-имиджевой стратегии Правительства Москвы в области инвестиций и рынка ценных бумаг являются: - улучшение инвестиционного климата в городе Москве; - формирование образа Москвы как одного из ведущих финансовых центров мира; - укрепление имиджа Правительства Москвы как эффективного собственника и надежного гаранта инвестиционных проектов; - привлечение временно свободных денежных средств москвичей и институциональных инвесторов, в том числе иностранных, на рынок ценных бумаг; - поддержка деятельности крупнейших московских предприятий, имеющих в уставном капитале существенную (20% и более) долю города или стратегическое значение; - повышение профессионального и образовательного уровня специалистов, занятых в сфере управления долями г.Москвы в хозяйствующих субъектах; - повышение профессионального и образовательного уровня специалистов, деятельность которых связана с регулированием и контролем рынка ценных бумаг; - реструктуризация сбережений населения в сторону национальных финансовых инструментов; - пропаганда правовых знаний о рынке ценных бумаг; - защита населения от любых форм финансового мошенничества, создание среды осознанного общественного неприятия сомнительных финансовых схем и предложений; - формирование и пропаганда среди различных слоев населения основ грамотного инвестиционного поведения; - пропаганда развития межрегиональных связей и программ по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг. 3. Методы и средства рекламно-имиджевого воздействия Для эффективного проведения рекламно-имиджевой стратегии Правительства Москвы в области инвестиций и рынка ценных бумаг необходимо точно сбалансированное сочетание информационно-смыслового и образно-эмоционального методов воздействия. При этом должен использоваться широкий набор средств и каналов воздействия, а именно: - средства массовой информации, как печатные, так и электронные; - средства визуальной уличной и транспортной информации; - средства компьютерной информации, включая CD-носители и Интернет; - средства видеоинформации; - публичные мероприятия и выступления; - совершенствование существующих и создание новых образовательных программ, курсов и учебных заведений; - полиграфическая продукция, включая издание учебников и популярной литературы для различных слоев населения, а также продукты имиджевой направленности (календари, плакаты, открытки, марки, конверты, постеры); - разнообразная сувенирная продукция. 4. Основные направления программы реализации рекламно-имиджевой стратегии 4.1. В области печатных средств массовой информации Одним из основных средств информационного воздействия на профессиональных участников рынка, эмитентов и инвесторов являются печатные издания. Анализ публикаций по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг в периодической печати выявил два крайних направления с точки зрения массового читателя: с одной стороны - сложные для восприятия материалы профессионалов рынка ценных бумаг, с другой - отпугивающие криминальные сюжеты с обязательным разделением участников описываемых историй на жуликов и пострадавших. Такая поляризация в информационном воздействии не только искажает реальную действительность, но и препятствует зарождению здорового интереса той части населения, которая по своим материальным возможностям могла бы включиться в реальный инвестиционный процесс. В связи с изложенным необходимо: 1) проводить информационно-просветительскую работу с акцентом на объективно существующие положительные стороны инвестиционного процесса в Москве через печатные периодические издания более широкого спектра воздействия; 2) при сохранении существующих налаженных связей с периодическими печатными изданиями деловой направленности существенно расширить спектр сотрудничества, включая издания для подростков и домашнего чтения; 3) проводить широкую разъяснительную информационную работу о правилах грамотного инвестиционного поведения населения, критериях самостоятельной оценки благонадежности тех или иных финансовых компаний. При этом информацию, исходящую из органов регулирования и контроля рынка ценных бумаг, следует максимально адаптировать и приближать к стилистике каждого из изданий; 4) рассказывать о ведущих московских акционерных обществах, о том, каким образом они преодолевают трудности микро- и макроэкономической ситуации; 5) рассказывать об эффективном управлении компаниями, в уставных капиталах которых есть существенная доля Москвы, формировать имидж Правительства Москвы как эффективного собственника; 6) разъяснять особенности инвестиционной стратегии Правительства Москвы, показывать и пропагандировать конкретные результаты этой стратегии, информационно поддерживать наиболее значимые проекты, которые находятся в стадии реализации; 7) пропагандировать широчайшее историческое наследие Москвы в сфере индивидуального и корпоративного фондодержательства и предпринимательства, укреплять фондовое самосознание на основе существовавших в нашем городе уникальных деловых традиций. 4.2. В области телевидения и видеоинформации На сегодняшний день на телевидении не существует передачи, популярно рассказывающей о рынке ценных бумаг. Создатели подобных программ не смогли преодолеть проблем, связанных со сложностью освещения фондового рынка. Анализ зарубежного опыта в данной области показывает высокий рейтинг популярности среди населения телепередач, освещающих вопросы инвестиций на рынке ценных бумаг. Организация подобной передачи на российском телевидении будет способствовать привлечению финансовых ресурсов населения в реальный экономический процесс, позволит оградить наиболее неподготовленную часть потенциальных инвесторов от грубых ошибок и неоправданного риска, научит подростков основам грамотного поведения на финансовом рынке. Помимо телепередач значимыми и актуальными являются имиджевые видеоролики, посвященные инвестиционной стратегии Правительства Москвы и рынку ценных бумаг. Информация, встроенная в определенной последовательности в контекст образно-эмоционального видеоряда, позволит укрепить в общественном мнении положительное восприятие инвестиционного процесса в столице, создаст у населения ощущение хорошо слаженного и регулируемого финансово-хозяйственного механизма в Москве. Основными направлениями в данной области являются: 1) создание на канале "ТВ Центр" ежедневной просветительской передачи для населения по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг. В телепередаче необходимо подробно освещать реализацию наиболее важных для города инвестиционных программ и проектов, деятельность крупнейших или социально значимых московских предприятий, а также фондовых центров по работе с населением. Современное состояние инвестиционных проектов Москвы должно дополнятся сюжетами об истории акционерных компаний, паевых обществ и предпринимательства нашего города. В телепередачу целесообразно включать выступления профессиональных участников рынка ценных бумаг, специалистов, занимающихся регулированием и контролем, представителей правоохранительных органов, а также известных людей. 2) производство презентационных видеокассет об истории рынка ценных бумаг в Москве, современных инвестиционных проектах столицы, развитии крупнейших или социально значимых предприятий города; 3) производство и размещение на канале "ТВ Центр" и городском кабельном телевидении социально-имиджевых роликов, посвященных стратегии Правительства Москвы в сфере инвестиций и рынка ценных бумаг. Видеоролики необходимо создавать по модульному принципу, где каждая секция в любой момент заменяется новой в зависимости от оперативной ситуации. Таким образом, 3 - 4 базовых ролика в течение года могут полностью трансформироваться параллельно развитию тех или иных проектов или изменению задач. 4.3. В области школьного образования Основные элементы инвестиционного образования должны начинаться со школы. Наряду с усилением контроля и укреплением законодательной базы на рынке ценных бумаг необходимо формировать у потенциальных инвесторов представление об устройстве, механизме функционирования и правилах инвестиционного поведения на рынке ценных бумаг. В 1998 году на базе одной из школ г.Москвы осуществлена пилотная программа для старшеклассников "Введение в рынок ценных бумаг", в рамках которой проводились лекции по основным понятиям рынка ценных бумаг с ответами на вопросы школьников, были организованы посещения Московской фондовой биржи и других компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг; были разработаны модель, сценарий и проведена ролевая игра для старшеклассников "Фондовый рынок". Основными направлениями в области школьного образования являются: 1) продолжение работы со школами по реализации программы, включающей лекционную работу, посещение ведущих профессиональных участников рынка ценных бумаг - банков, брокерских и инвестиционных компаний, паевых фондов, тестирование учащихся, а также организация возможности для наиболее подготовленных старшеклассников совершения реальных сделок купли-продажи ценных бумаг в системе московских фондовых центров; 2) усовершенствование существующего учебного курса "Основы экономических знаний", разработка методических и дидактических материалов для преподавателей экономических дисциплин общеобразовательных школ, проведение для них цикла лекций; 3) создание специализированного учебного курса "Введение в рынок ценных бумаг и основы грамотного инвестиционного поведения" для средних учебных заведений г.Москвы с углубленным изучением экономических дисциплин. Реализацию перечисленных задач возложить на Комитет образования при сотрудничестве с Московским институтом повышения квалификации работников образования и Московским РО ФКЦБ России. 4.4.В области высшего профессионального образования Инвестиционный портфель г.Москвы включает сегодня доли почти 500 хозяйствующих обществ, абсолютное большинство которых - акционерные компании. Необходимость проведения целенаправленной работы по повышению эффективности управления городской собственностью в форме пакетов акций не является разовой или эпизодической. В зависимости от ситуации в экономике страны и города, а также на фондовом рынке необходимо постоянно принимать управленческие решения и оперативно проводить их в жизнь. Для этого требуются управленческие кадры, профессионально разбирающиеся в вопросах фондового рынка и инвестиционного консалтинга, включая проблемы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, предэмиссионной подготовки компаний, выпуска и размещения дополнительных эмиссий, грамотной дивидендной политики, поддержки и управления вторичного рынка корпоративных ценных бумаг. В России не существует высшего учебного заведения, которое готовило бы выпускников по специальностям, связанным с рынком ценных бумаг. По оценкам экспертов, количество зарубежных специалистов, привлеченных для работы на отечественном фондовом рынке, возросло за последний год в три раза. Очевидно, что в Москве созрела необходимость для зарождения новой отечественной школы высшего профессионального образования в области ценных бумаг. Основы этой школы должны базироваться не только на знаниях истории развития зарубежных рынков, но и на богатых традициях отечественного рынка ценных бумаг дореволюционной России. Для отработки пилотного проекта создания на базе Международного Университета Высшей Школы фондового рынка разработан учебный план, в котором совмещены общеобразовательные и общеэкономические дисциплины, а также профессиональные спецкурсы, максимально приближенные к практике российского фондового рынка. Основными направлениями в области высшего образования являются: 1) дальнейшее развитие высших учебных заведений со специальностями фондового рынка, которые могут стать базовыми для повышения квалификации работников государственных органов власти, регулирования и контроля инвестиционного процесса и рынка ценных бумаг г.Москвы; 2) подготовка управленческих кадров среднего звена с углубленным изучением рынков инвестиций и ценных бумаг для органов управления собственностью г.Москвы. 4.5. В области дополнительного образования специалистов, деятельность которых связана с регулированием и контролем рынка ценных бумаг Разнообразные формы дополнительного фондового образования необходимы сегодня государственным служащим, сотрудникам налоговых органов, органов дознания, судьям, юристам. Специальные знания требуются также работникам предприятий - акционерных обществ для привлечения дополнительных средств с помощью механизмов фондового рынка. Для решения перечисленных задач необходимо: 1) проведение учебного курса "Рынок ценных бумаг - экономические и правовые аспекты" для работников правовых и судебных органов, сотрудников органов дознания, налоговых служб и налоговой полиции; 2) проведение цикла семинаров для руководителей и специалистов предприятий -эмитентов по темам: "Ведение реестров владельцев именных ценных бумаг", "Подготовка и регистрация выпусков ценных бумаг акционерных обществ", "Проведение общих собраний акционеров, вывод акций предприятий на фондовый рынок"; 3) организация зарубежных стажировок для ознакомления с опытом регулирования, управления и контроля цивилизованных рынков ценных бумаг и защиты на них прав инвесторов. 4.6. В области исторических исследований и выставочной деятельности При оценке инвестиционной привлекательности предприятий одним из основных показателей является история финансового развития компании. Ведущие западные рейтинговые агентства, работая в России, подходят к оценке компании с момента приватизации предприятия и не учитывают историю его создания и развития. Например, мало кому известно, что история развития компании "Мосэнерго" уходит корнями в дореволюционное прошлое и начинается в 1896 году с создания "Центрального электрического общества в Москве". Очевидно, что существует необходимость в проведении исследовательской работы в области рынка ценных бумаг и популяризации полученных материалов не только среди профессионалов рынка ценных бумаг, но и среди широких слоев населения. В связи с этим очень важной является работа по организации выставочных проектов, поскольку они позволяют наглядно демонстрировать исторические корни, способствуют возрождению и становлению массовой финансовой культуры, основанной на отечественных фондовых традициях. Москва уже имеет некоторый опыт проведения подобных выставок. В июне 1998 года в Московском государственном выставочном зале "Малый Манеж" была проведена выставка "Москва на фондовом рынке России XIX - начала ХХ вв." Основными направлениями в области исторических исследований и выставочной деятельности являются: 1) продолжение научно-исследовательской работы совместно с историками, коллекционерами, специалистами в области истории экономики, музейного дела и архивов, издателями; 2) отражение результатов исследований в различных выставочных экспозициях и изданиях - книгах, брошюрах, справочниках и т.д.; 3) систематизация информации, документов и ценных бумаг, хранящихся на территории г.Москвы; 4) координация работы ученых и специалистов в области музейного дела для дальнейшей пропаганды исторического опыта Москвы по регулированию рынка ценных бумаг; 5) проведение выставок, посвященных истории рынка ценных бумаг; 6) организации просветительской работы в широких слоях населения, в том числе проведение публичные лекций и семинаров для частных инвесторов на базе Учебного центра общества "Знание" в Политехническом музее. 4.7. В области распространения компьютерной информации, включая Интернет и CD-носители. Доступ потенциальных инвесторов к информации по вопросам организации и функционирования рынка ценных бумаг возможен с использованием электронных средств связи. В целях пропаганды правил грамотного инвестиционного поведения, а также для популяризации рынка ценных бумаг необходимо: 1) создать в сети Интернет страницу, раскрывающую нормативные и регулирующие документы для профессиональных участников, эмитентов и специалистов рынка ценных бумаг. На указанной странице открыть специальный раздел для частных инвесторов, где в популярной форме будут даны советы и рекомендации по различным проблемам организации, регулирования и функционирования рынка ценных бумаг в Москве. Здесь же можно оперативно предупреждать инвесторов о правонарушениях и незаконных схемах работы тех или иных компаний с физическими лицами; 2) создать перекрестные ссылки между серверами структурных подразделений Мэрии и Правительства Москвы для организации единого информационного пространства по вопросам фондового рынка; 3) разработать электронные справочники, обучающие программы и компьютерные игры на CD-носителях с включением тематики и сюжетов фондового рынка. 4.8. В области издательского дела В настоящее время в России практически отсутствуют популярные издания о рынке ценных бумаг и основах грамотного инвестиционного поведения для населения. Различными коммерческими структурами издано всего несколько книг и учебных пособий для школьников, основанных на опыте зарубежных стран. В связи с этим назрела необходимость подготовки и издания учебной и просветительской литературы. Основными направлениями в данной области являются: 1) разработка и выпуск серии популярных изданий по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг, рассчитанных на различные слои населения; 2) издание серии методических пособий для специалистов акционерных обществ, эмитирующих ценные бумаги, а также для работников судебных и правоохранительных органов; 3) выпуск экспериментального курса лекций для старшеклассников "Введение в рынок ценных бумаг"; 4) издание научно-популярной литературы по истории рынка ценных бумаг. 4.9. В области развития сети московских фондовых центров для населения Одной из наиболее важных задач развития фондового рынка является создание реальных возможностей для населения совершать операции с ценными бумагами. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем предоставления консультационных и информационных услуг по широкому спектру вопросов в области рынка ценных бумаг. Основные направления в этой области: 1) расширение сети фондовых центров; 2) использование возможностей фондовых центров для организации практического обучения школьников; 3) освещение деятельности фондовых центров в средствах массовой информации; 4) подготовка и проведение на базе фондовых центров просветительских мероприятий. 5. Ответственность и сроки исполнения программы Срок исполнения Программы - до января 2000 года. Ответственность за исполнение Программы возложить на Московское региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Страницы: 1 2 |