О КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 7 октября 1998 г. N 3042-II ГД (НТЦС) В настоящее время подавляющее большинство органов судебной власти Российской Федерации находится в катастрофическом состоянии. Основной причиной такого положения является неисполнение Правительством Российской Федерации статьи 124 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 594-II ГД "О состоянии финансирования судов общей юрисдикции" и постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 765-II ГД "О критической ситуации в финансовом обеспечении судебной системы в Российской Федерации". Общая задолженность федерального бюджета судам общей юрисдикции за период с 1995 года по 1 сентября 1998 года составляет 1 590,9 млн. рублей, а задолженность федерального бюджета на 1 сентября 1998 года судам общей юрисдикции составляет 621,1 млн. рублей, арбитражным судам - 79,4 млн. рублей, Верховному Суду Российской Федерации - 8,7 млн. рублей. Большая часть этой задолженности предназначена для финансирования текущих расходов судов общей юрисдикции. В результате этого рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции большинства субъектов Российской Федерации оказалось на грани полной остановки. Однако Правительство Российской Федерации не только не приняло меры по погашению образовавшейся задолженности федерального бюджета судебной системе Российской Федерации, но и сократило в апреле 1998 года расходы федерального бюджета на содержание судебной системы Российской Федерации на 26,2 процента, не согласовав это сокращение с Советом судей Российской Федерации, как это предусмотрено статьей 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 23-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части первой статьи 102 указанного Федерального закона. Кроме того, пунктом 2 указанного выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации Правительству Российской Федерации предложено обеспечить финансирование судов общей юрисдикции из федерального бюджета на 1998 год в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации и статьей 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Однако Правительство Российской Федерации не исполнило и не собирается исполнять это судебное решение, как это видно из письма Министра финансов Российской Федерации М.М.Задорнова от 24 июля 1998 года N 14-04-01, направленного в Совет судей Российской Федерации. Такое отношение Правительства Российской Федерации к обеспечению деятельности судебной системы Российской Федерации влечет ликвидацию самостоятельности судов общей юрисдикции и независимости судей и угрожает основам конституционного строя Российской Федерации. Учитывая критическую ситуацию в финансовом обеспечении судебной системы Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Довести до сведения Президента Российской Федерации, что неудовлетворительное финансирование судов общей юрисдикции в настоящее время угрожает существованию судебной системы Российской Федерации. 2. Предложить Правительству Российской Федерации: обеспечить безусловное исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 23-П, восстановив бюджетное финансирование судебной системы Российской Федерации в объемах, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год"; немедленно погасить задолженность федерального бюджета перед органами судебной системы Российской Федерации; неукоснительно соблюдать при разработке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" статью 124 Конституции Российской Федерации. 3. Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе ускорить подготовку проекта федерального закона "О нормативном финансировании органов судебной власти Российской Федерации". 4. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Государственной Думы по экономической политике при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации включить в перечень защищенных статей расходов федерального бюджета на 1999 год расходы на содержание судебной системы Российской Федерации в полном объеме. 5. Предложить Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок со дня принятия настоящего Постановления проинформировать Государственную Думу об исполнении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 23-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год". 6. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев |