МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (РАЗМЕЩЕНИЯ) КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ВОЗВРАТА (ПОГАШЕНИЯ)" ОТ 31 АВГУСТА 1998 ГОДА N 54-П. Рекомендации. Центральный банк РФ (ЦБР). 05.10.98 273-Т

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          5 октября 1998 г.
                               N 273-Т

                           (ВБР 98-72 1410)


                                                  Главным управлениям,
                                                   Национальным банкам
                                                          Банка России

     1. До принятия банком решения о  целесообразности  предоставления
денежных средств клиенту банку-кредитору следует тщательно изучить все
представленные заемщиком документы  (копии  учредительных  документов,
бухгалтерскую,   статистическую  и  финансовую  отчетность  (баланс  и
приложения к нему,  расшифровки  отдельных  показателей  деятельности)
(1); бизнес-план, планы маркетинга, производства и управления, прогноз
денежных потоков заемщика с  его  контрагентами  на  период  погашения
предоставленных   денежных  средств  (график  поступлений  и  платежей
клиента-заемщика);  технико-экономическое обоснование, характеризующее
сроки  окупаемости  и  уровень  рентабельности кредитуемой сделки),  а
также провести  проверку  достоверности  кредитуемых  сделок,  изучить
кредитную историю клиента-заемщика,  проанализировать вопрос о наличии
или отсутствии задолженности по обязательствам клиента-заемщика, в том
числе    просроченной,    проверить    полномочия    должностных   лиц
клиента-заемщика, подписывающих  договор  на  предоставление  денежных
средств,  проверить наличие и качество обеспечения (залога, банковской
гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценить полученную
информацию.
------------------------------
     (1) Банком-кредитором    запрашиваются   у   клиентов   указанные
документы, составленные по итогам работы клиента за прошедший год и на
последнюю  отчетную  дату,  банк-кредитор вправе запросить отчетность,
составленную и за более ранний период времени,  а также  и  на  другие
отчетные даты.

     2. От  клиентов-заемщиков,  не  обслуживающихся  в  потенциальном
банке-кредиторе (т.е.  не  имеющих   корреспондентского,   расчетного,
текущего счета), кроме указанных выше документов и информации, следует
запросить карточку образцов подписей лиц,  уполномоченных  подписывать
соответствующие договоры/соглашения с банком и распоряжаться денежными
средствами организации-заемщика.
     3. До принятия решения о целесообразности предоставления денежных
средств   следует   организовывать   и  проводить  встречи-интервью  с
потенциальным заемщиком банка.  Такие  интервью  с  клиентом-заемщиком
следует  проводить на регулярной основе и в дальнейшем в течение срока
действия договора/соглашения.
     4. Решение   о   предоставлении  денежных  средств  рекомендуется
принимать на основе анализа финансового состояния заемщика; уровня его
кредито-  и  платежеспособности;  качества и ликвидности предлагаемого
заемщиком   обеспечения;   расчета   достаточности    предоставленного
обеспечения  по  размещаемым денежным средствам с учетом причитающихся
процентов  и   возможных   издержек   банка-кредитора   по   получении
исполнения;  оценки  рисков,  связанных  с  кредитованием  конкретного
клиента (особенно при предоставлении бланковых кредитов),  в том числе
анализа кредитного риска, валютного риска (при предоставлении денежных
средств  в  иностранной  валюте),  отраслевого  риска   (анализируется
состояние отрасли, к которой относится заемщик) и других рисков.
     5. После  принятия  решения  о  предоставлении  денежных  средств
уполномоченными специалистами банка-кредитора производится  подготовка
текста договора/соглашения.
     Оформление сделки    по    предоставлению    денежных     средств
осуществляется   путем   заключения  между  банком  и  клиентом  банка
соответствующего       договора        (генерального        кредитного
договора/соглашения,   кредитного   договора/соглашения,   депозитного
договора, договора займа, договора банковского счета, другого договора
на размещение средств,  составленного с учетом требований Гражданского
кодекса  Российской  Федерации).  В  договоре/соглашении  определяются
основные  условия  предоставления  и  возврата (погашения) размещаемых
банком денежных средств.  При этом в  кредитном  договоре  могут  быть
определены цели, на которые предоставляется кредит.
     6. Договор/соглашение рекомендуется подписывать:
     1) с  одной  стороны  - руководителем банка и главным бухгалтером
банка  либо  лицами,  которые  уполномочены  на  заключение  указанных
договоров/соглашений;
     2) с  другой  стороны  -  руководителем  и  главным   бухгалтером
юридического  лица (либо лицами,  уполномоченными на заключение такого
рода договоров/соглашений)/физическим лицом (при заключении договора с
клиентом - физическим лицом).
     Договор/соглашение следует     скрепить     оттисками     печатей
банка-кредитора и заемщика - юридического лица.
     Оформление договоров   со    стороны    малых    предприятий    и
предпринимателей,  осуществляющих  свою  деятельность  без образования
юридического   лица,   производится   с    учетом    законодательства,
регулирующего их деятельность.
     Изменять условия    договора    имеют     право     вышеназванные
уполномоченные   лица.   Все   изменения   и  дополнения  к  договорам
оформляются в установленном порядке в письменной форме.
     7. Все документы,  представленные клиентом-заемщиком,  получаемые
банком-кредитором  ответы  на   запросы   банка-кредитора,   а   также
документы,  подтверждающие  факт  размещения (предоставления) денежных
средств,  в том числе договор/соглашение,  дополнительные соглашения к
нему, договоры залога и другие договоры и копии распоряжений, хранятся
в досье клиента-заемщика, ведущемся банком-кредитором.
     Документом, свидетельствующим  о  факте  предоставления  денежных
средств клиенту,  является выписка по корреспондентскому,  расчетному,
текущему   счету   клиента,   а   также  ссудному  или  межбанковскому
депозитному счету либо счету по учету прочих размещенных средств.
     8. Банк  определяет порядок формирования досье клиентов-заемщиков
и организовывает их хранение в течение не менее 5 лет,  а по истечении
установленных сроков хранения передает их в архив,  где досье клиентов
хранятся в установленном порядке.  Указанная работа осуществляется под
руководством   главного  бухгалтера  и  руководителя  соответствующего
подразделения банка,  в компетенцию которого входит размещение средств
у клиентов.
     9. В качестве  одного  из  условий  кредитного  договора  следует
предусматривать  право  банка расторгнуть кредитный договор досрочно в
случае   нарушения   клиентом-заемщиком   предусмотренных    кредитным
договором  обязательств.  Клиенту-заемщику  также может быть договором
предоставлено право в силу обоснованных причин не использовать  кредит
(кредитную линию) полностью или частично.  Первоначально согласованная
величина кредита (кредитной линии)  в  последующем  может  быть  также
скорректирована сторонами (указанное условие следует предусматривать в
кредитном договоре).
     10. В  соответствии  с условиями заключенного договора/соглашения
банк производит размещение денежных средств у клиентов банка. При этом
открытие  соответствующих  ссудных  и межбанковских депозитных счетов,
счетов по учету прочих размещенных средств сопровождается уведомлением
налоговых органов в установленном порядке.
     11. В качестве одного  из  примеров  размещения  (предоставления)
денежных  средств  на  синдицированной  (консорциальной)  основе может
рассматриваться участие банка в объединении  (консорциуме)  нескольких
банков  для предоставления крупного кредита одному клиенту-заемщику на
основании  соглашения  между  банками-кредиторами   о   предоставлении
кредита  на синдицированной (консорциальной) основе клиенту-заемщику и
соответствующих  кредитных  договоров,  заключаемых  каждым  из   этих
банковкредиторов с клиентом-заемщиком.
   12.   Уполномоченному  подразделению  банка  следует   организовать
ежедневный   контроль  за  сроками  погашения  (возврата)   клиентами-
заемщиками предоставленных им денежных средств и уплатой процентов  по
ним,  в том числе за состоянием просроченной задолженности по кредитам
клиентов-заемщиков, и предпринимать необходимые меры к ее погашению.
     13. Настоящие  Методические  рекомендации  доведите  до  сведения
кредитных организаций.
   
Первый заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации                                       А.А. Козлов
5 октября 1998 г.
N 273-Т