О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 07.09.98 30-14/27215

            О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                          7 сентября 1998 г.
                            N 30-14/27215

                            (ФГ(Р) 98-42)


     В связи   с   многочисленными   запросами   налогоплательщиков  и
налоговых органов Государственная налоговая  инспекция  по  г.  Москве
сообщает следующее.
     1. О новых формах к Инструкции Госналогслужбы России от  16.06.95
г. N 34.
     В соответствии с пунктом 8.2 инструкции Госналогслужбы России  от
16.06.95  г.  N  34  "О  налогообложении прибыли и доходов иностранных
юридических лиц" новые формы и разъяснения по их  заполнению  издаются
Госналогслужбой  России  до  1  января  года,  с которого они начинают
применяться.   При   этом   ни   формы,    утвержденные    Инструкцией
Госналогслужбы   России   N  34,  ни  их  новые  образцы  не  являются
нормативными актами, поскольку не устанавливают новых правовых норм, а
являются   способами   представления   в  налоговые  органы  сведений,
необходимых для контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов,
т.  е.  носят "технический", а не нормативный характер. В этой связи в
отличие от самой Инструкции Госналогслужбы России N  34  формы  к  ней
никогда   не   регистрировались  в  Минюсте  России  и  официально  не
публиковались.
     Обращаем внимание,  что  письма Госналогслужбы России от 29.12.95
г. N ВЗ-6-06/672 и от 31.12.97 г. N ВГ-6-06/928, вводящие новые формы,
не  отменяли действие предыдущих документов,  а лишь говорили о начале
применения одних форм вместо других. Таким образом, хотя новые формы к
Инструкции  Госналогслужбы  России N 34 начинают применяться с момента
доведения их до налоговых органов и  налогоплательщиков,  одновременно
возможно    применение    старых    форм.    Документы,    заполненные
налогоплательщиками на бланках образца 1996 г.,  должны приниматься  в
1998 г. налоговыми инспекциями для рассмотрения по существу.
     Вместе с тем  в  целях  обеспечения  эффективного  взаимодействия
налоговых  органов  и  налогоплательщиков следует в максимально сжатые
сроки переходить на использование новых  форм,  приняв  все  возможные
меры по доведению их до налогоплательщиков.
     2. О  возможности  неудержания  у  источника  выплаты  налога   с
активных доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.
     С выходом   письма   Госналогслужбы   России   от   31.12.97   г.
N ВГ-6-06/928  предварительное освобождение от налогообложения доходов
иностранных  юридических  лиц   путем   направления   Уведомлений   об
источниках доходов в Российской Федерации не допускается.
     Вместе с   тем   в   отношении   иностранных   юридических   лиц,
осуществляющих   деятельность   в   Российской  Федерации  через  свои
отделения,  состоящих  на  учете  в  налоговом  органе  с  присвоением
идентификационного   номера   налогоплательщика   (ИНН),   обязанности
производить удержание налогов у источника выплаты по активным  доходам
не  устанавливалось.  Такие  иностранные лица в соответствии с письмом
Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России соответственно от
16.06.95 г.  N ВГ-4-12/25,  от 5.06.95 г.  N 47 и от 16.06.95 г. N 174
обязаны начиная с 1 января 1996 г.  указывать свой ИНН при  оформлении
любых    расчетно-платежных    документов.    Проставление    ИНН    в
расчетно-платежных документах, (например, в инвойсах (счетах-фактурах)
указывает  на  то,  что  иностранная компания является самостоятельным
плательщиком налогов в Российской Федерации и таким образом  служит  в
этих случаях основанием для неудержания налогов у источника выплаты.
     Любые пассивные доходы,  выплачиваемые иностранному  юридическому
лицу  вне  зависимости от наличия ИНН в расчетно-платежных документах,
облагаются налогом на доходы у источника  выплаты  в  соответствии  со
статьей  10  Закона  РФ  от 27.12.91 г.  N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий  и  организаций"  в  редакции  последующих   изменений   и
дополнений.
     3. О возможности предварительного освобождения от налогообложения
у   источника   выплаты   пассивных  и  активных  доходов  иностранных
юридических лиц в связи с действием межправительственных соглашений об
избежании двойного налогообложения.
     В пункте 6.4 Инструкции Госналогслужбы России N  34  установлено,
что   если   доходы,   получаемые  иностранным  юридическим  лицом  от
источников в  Российской  Федерации,  имеют  регулярный  и  однотипный
характер  и  эти  доходы в соответствии с международным соглашением об
избежании двойного налогообложения не  подлежат  обложению  налогом  в
Российской   Федерации,   то  иностранное  юридическое  лицо,  имеющее
фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в
местный налоговый орган о неудержании налога у источника.
     Такими доходами,  о которых можно заранее  сказать,  что  они  не
должны    подлежать    налогообложению   у   источника   выплаты,   и,
следовательно,  по которым можно подать заявление  на  предварительное
освобождение  от  удержания  налога у источника выплаты,  могут быть в
основном  только  "пассивные"  доходы,  т.  е.  доходы,  вид  которых,
источник  выплаты,  а  зачастую и приблизительная сумма дохода заранее
известны,  и  их  получение  не  связано   с   активной   коммерческой
деятельностью  нерезидента в России.  При получении подобных пассивных
доходов возможно предварительное  освобождение  иностранного  лица  от
удержания  налогов  у  источников  выплаты  в Российской Федерации.  К
пассивным  доходам,  имеющим   однотипный   и   регулярный   характер,
относятся,   например,   периодически   (неоднократно)   выплачиваемые
проценты   по   кредитным   соглашениям    и    депозитным    вкладам,
корреспондентским или текущим счетам,  дивиденды по акциям, платежи за
использование авторских прав (роялти) или по лизинговым контрактам.
     Что касается   активных  доходов,  т.  е.  доходов,  связанных  с
осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или  через
третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации, то сделать
предварительный вывод  о  том,  приведет  ли  конкретная  деятельность
иностранного лица к возникновению налоговых обязательств в России,  т.
е.  к образованию постоянного представительства, или о том, что доходы
от  такой  деятельности  подпадают  под  освобождение в соответствии с
конкретным соглашением, можно лишь в ограниченных случаях.
     В связи с вышеизложенным предварительное освобождение иностранной
компании,  не имеющей российского ИНН, от налогообложения по доходам в
связи  с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может
быть предоставлено в случае,  если такая деятельность прямо указана  в
конкретном  соглашении  об  избежании  двойного налогообложения как не
приводящая  к  образованию  постоянного  представительства  (например,
строительная  площадка,  существующая  менее одного месяца) или как не
подлежащая  налогообложению  в   Российской   Федерации   деятельность
(например,  международные  перевозки).  В  таких  случаях  иностранное
юридическое лицо должно  направить  в  налоговый  орган  заявление  на
предварительное   освобождение   по   старой   форме   1013DT  (1996),
приведенной в   письме   Госналогслужбы   России   от   29.12.95    г.
N ВЗ-6-06/672.
     Любые другие   активные   доходы,   выплачиваемые    иностранному
юридическому лицу,  не имеющему российского ИНН, облагаются налогом на
доходы у источника выплаты в соответствии со статьей 10 Закона  РФ  от
27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в
редакции последующих изменений и дополнений.  Если  в  соответствии  с
международным  соглашением об избежании двойного налогообложения такие
доходы могут быть освобождены от налога (например, на основании статьи
"Другие  доходы"),  то  после удержания налога у источника иностранное
юридическое лицо,  имеющее  фактическое  право  на  получение  дохода,
представляет  в  налоговые органы заявление на возврат по форме 1011DT
(1997), приведенной в письме  Госналогслужбы  России  от  31.12.97  г.
N ВГ-6-06/928.
     Основание: письмо ГНС РФ от 26.06.98 г. N 06-1-14/745.

Заместитель начальника инспекции
- государственный советник
налоговой службы III ранга                                  А. Глинкин
7 сентября 1998 г.
N 30-14/27215