Страницы: 1 2 акционерных обществ. 5. Ввести нормативную базу, необходимую для реструктуризации и оборота долгов предприятий. 6. Подготовить и реализовать соглашения Правительства с субъектами Российской Федерации в части управления предприятиями и пакетами акций, остающимися в государственной собственности. 3. ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ Переход к активной политике развития, включающей научно-техническую, промышленную, внешнеторговую, инвестиционную, образовательную составляющие, - необходимое условие устойчивого экономического роста в сложившихся макроэкономических условиях. Эта политика должна включать в себя: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления инвестиционных и научно-технических программ, конверсии оборонной промышленности, активизации научно-промышленного и интеллектуального потенциала, подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, целенаправленной внешнеторговой политики, реформирования предприятий и становления национальных лидеров, способных к самостоятельному развитию в условиях жесткой международной конкуренции. Ниже характеризуются основные составляющие политики развития: промышленная и научно-техническая, внешнеторговая, аграрная, инвестиционная. 3.1. Промышленная и научно-техническая политика. Промышленная и научно-техническая политика составляет стержень политики развития, задает ее цели и содержание. Первичным звеном этой политики является целеполагание и выбор приоритетов. 3.1.1. Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития: определение приоритетов технико-экономического развития по основным направлениям научно-технического прогресса исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста и национальных конкурентных преимуществ; обеспечение их реализации посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства; выработка концепции единой научно-технической политики стран СНГ, ориентированной на освоение ключевых факторов нового технологического уклада, совместную разработку комплексных целевых программ, конкретизирующих проведение единой научно-технической политики. С экономической точки зрения государственная поддержка деятельности в осуществлении приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом народного благосостояния. К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет указанным критериям, можно отнести, в частности, следующие: освоение современных информационных технологий, составляющих ключевой фактор развития нового технологического уклада; развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность АПК, фармакологической и других отраслей промышленности; развитие новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения; обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины и для замены которого имеются соответствующие возможности освоения производства авиалайнеров нового поколения; обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация атомных станций; производство современных средств гибкой автоматизации и механизации сельскохозяйственного производства; развитие современных транспортных узлов, позволяющее существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок, обеспечить условия для внедрения современных систем управления снабжением по принципу "точно вовремя"; развитие жилищного строительства с использованием современных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптико-волоконной связи, сотовой связи в городах; модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы для медицины, вычислительная техника для системы образования и т. д.); оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий. Перечень приоритетных направлений государственной структурной, промышленной, научно-технической политики не может навязываться исходя из чьих-то субъективных представлений. Он должен вырабатываться и постоянно корректироваться общими силами научных и деловых кругов, органов государственной власти, на которых лежит ответственность за принятие обоснованных решений. 3.1.2. Стимулирование конечного спроса на отечественные товары: увеличение государственных закупок в целях обеспечения общественных нужд, модернизации жилищно-коммунального сектора, учреждений здравоохранения и образования с их ограничением исключительно приобретением отечественных товаров; введение контроля Правительства за закупками оборудования для государственных нужд, а также для контролируемых государством предприятий, прежде всего - естественных монополий, с целью их ориентации на закупки отечественного оборудования; установление требований по закупкам отечественного оборудования инвесторами, осваивающими месторождения природных ресурсов на условиях соглашений о разделе продукции или концессий; осуществление установленного законом восстановления сбережений граждан в форме товаров и услуг отечественного производства; осуществление политики им портозамещения при наличии простаивающих производственных мощностей посредством протекционистских мер внешнеторговой политики, государственных закупок и инвестиций на модернизацию и повышение конкурентоспособности производства. 3.1.3. Развитие технологического и научно-технического потенциала промышленности: повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования по статье Федерального закона о бюджете "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в размере не менее 4% от расходной части бюджета, как это предусмотрено в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике"; обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством; принятие концепции структурной перестройки экономики на основе нового технологического уклада с выделением конкретных приоритетных направлений, разработка и реализация федеральных программ по ее осуществлению; принятие согласованной с субъектами Федерации федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы с целевым выделением необходимых средств в проектах федерального бюджета; приостановка приватизации предприятий оборонной промышленности до принятия концепции реструктуризации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации; формирование механизма передачи технологий из военного в гражданское производство; распространение опыта ряда субъектов Федерации по предоставлению льгот на энергоносители, водоснабжение и железнодорожные перевозки для оборонных предприятий; выявление и поддержка развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке; обеспечение государственной защиты отечественных производителей космической и авиационной техники, другой наукоемкой продукции, реализация принятых нормативных актов и программ приоритетных направлений государственной структурной политики, выполнение принятых обязательств России в рамках СНГ; стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки путем предоставления льгот по налогообложению и другие формы государственной поддержки; установление требований обновления и модернизации производства как одного из условий приватизации государственных предприятий; разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов); повышение эффективности системы экспортного контроля, активная государственная политика по пресечению промышленного шпионажа, несанкционированного вывоза перспективных технологий за рубеж; создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР. 3.1.4. Стимулирование инновационной активности: государственная поддержка рискованных проектов освоения перспективных нововведений посредством создания инновационных центров; учет затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения; субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки на внутреннем рынке и за рубежом; сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы; поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств; активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ; защита интеллектуальной собственности, обеспечение необходимой инфраструктуры поддержания прав на нее. 3.2. Активизация внешнеэкономической политики Осуществление активной внешнеэкономической политики должно быть тесно увязано с промышленной политикой, содействовать реализации ее приоритетов и включать: использование таможенных тарифов для защиты перспективных и значимых для общества и государства производств и видов деятельности, приведение их в соответствие с приоритетами промышленной политики; активизацию системы предоставления государственных гарантий по экспортным кредитам и других форм поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (предоставление субсидий на работы по стандартизации, контролю и повышению качества продукции, проведение маркетинговой работы, активная дипломатическая поддержка и пр.); прекращение взимания налога на добавленную стоимость на продукцию, экспортируемую в государства СНГ, отмену уплаты налога на добавленную стоимость с валютных авансов по экспорту машиностроительной продукции; восстановление управляемости и эффективности системы военно-технического сотрудничества, расширение прав предприятий - изготовителей военной техники; введение ограничений на иностранные инвестиции в уязвимых для национальной безопасности отраслях и сферах деятельности, принятие соответствующего федерального закона; завершение формирования Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, обеспечение общей системы таможенного контроля и единой торговой политики на наднациональном уровне с распределением таможенных сборов пропорционально емкости рынка стран - участников Союза; координацию внешнеэкономических действий стран СНГ в отношении третьих государств и международных организаций; заключение межправительственных соглашений по согласованию транспортных тарифов и упрощению таможенных процедур при перевозках скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. 3.3. Активизация аграрной политики 1. Развитие земельной реформы и стабилизация земельных отношений: переход к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством создания эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, вовлечения земельных участков в регулируемый оборот, предусматривающий перераспределение земель в пользу эффективно хозяйствующих субъектов; создание эффективной системы земельного законодательства и его последующая кодификация; создание автоматизированной системы государственной регистрации прав и сделок с землей; осуществление мер по поддержанию плодородия и охране земель. 2. Выравнивание ценовых диспропорций посредством государственной бюджетной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса, усиления государственного контроля цен и тарифов естественных монополий. 3. Осуществление мер государственного регулирования внутреннего продовольственного рынка путем проведения интервенционистских операций с отечественной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, квотирования и лицензирования производства отдельных видов продовольственных товаров, создания сети оптовых продовольственных рынков. 4. Обеспечение защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства, внутреннего рынка продовольствия путем введения квотирования и лицензирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, составляющих конкуренцию аналогичным отечественным товарам; повышения ввозных таможенных пошлин на продовольствие, готовое к потреблению; применения компенсационных и иных мер в отношении импорта продовольственных товаров, производство и экспорт которых субсидируются за рубежом; направления части средств от взимания таможенных платежей на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, импортируемые в Российскую Федерацию, для реконструкции, переоснащения и государственной поддержки соответствующих отечественных производств. 5. Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации должно предусматривать наличие переходного периода, необходимого для адаптации отечественного агропромышленного производства к интеграции в мировой рынок, и сохранение уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других мер, обеспечивающих конкурентоспособность производимой ими продукции. 6. Корректировка федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы с целью совершенствования финансово-кредитного механизма в АПК, системы государственной поддержки предприятий и организаций аграрной сферы, дальнейших институциональных преобразований. 7. Разработка и реализация федеральной целевой программы стабилизации и развития инженерно-технической сферы АПК "Техника для продовольствия России" на 1999-2005 годы. 8. Стимулирование организационно-хозяйственной интеграции и кооперации в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, совершенствование внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях. 9. Разработка мер по стимулированию экспорта продукции агропромышленного комплекса и привлечению иностранных инвестиций в сферу АПК, формирование согласованной аграрной политики государств-участников СНГ. 4. Принятие комплекса мер по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера и других регионов с трудными климатическими условиями, депрессивной экономикой и массовой безработицей: введение особого порядка налогообложения предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в северных и других районах с неблагоприятными условиями, который обеспечивал бы сокращение налоговой базы на величину затрат, связанных с действием объективных факторов, вызывающих повышенные издержки производства; разработка и реализация специальных программ активизации факторов экономического роста в депрессивных регионах, стимулирования занятости и повышения конкурентоспособности расположенных в них предприятий; определение нормативов государственного резерва для арктических и других северных районов Российской Федерации, обеспечивающих в зимний период хранение запасов продукции в объемах не менее трехмесячной потребности; введение льготных тарифов на железнодорожные, водные и авиационные перевозки грузов и пассажиров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также на электроэнергию, используемую на производственные нужды и жизнеобеспечение населения этих районов; развитие сотрудничества стран Содружества Независимых Государств, стран Арктического региона, направленного на интеграцию усилий по взаимовыгодному освоению природных ресурсов Севера России, эффективной эксплуатации Северного морского пути. 3.5. Стимулирование инвестиционной активности Стимулирование инвестиционной активности является ключевым направлением не только политики развития, но и рассмотренных выше мер макроэкономической и микроэкономической политики. Эти меры (переориентация денежно-кредитной политики с поддержки финансовых спекуляций на решение задач нормализации денежного обращения и платежно-расчетных отношений в производственной сфере, создание необходимых условий для подъема инвестиционной активности; выравнивание ценовых пропорций и экономических оценок в целях обеспечения прибыльности инвестиций в развитие производства; преодоление долгового и бюджетного кризисов с применением бюджета развития и других мер государственного регулирования по переориентации денежных потоков в развитие производственной сферы; активизация валютного контроля и дедолларизация экономики в целях пресечения вывоза капитала; приведение обменного курса рубля в соответствие с требованиями поддержания конкурентоспособности отечественного производства; меры по преодолению платежного кризиса и улучшению финансового положения производственных предприятий; ограничение государственных закупок отечественными товарами, расширение сферы их применения путем приобретения капиталоемкого оборудования коллективного потребления и передачи в лизинг эксплуатирующим организациям; проведение активной промышленной, научно-технической и внешнеторговой политики, создание условий для развития финансово-производственной интеграции, меры по активизации имеющегося научно-промышленного потенциала и др.), примененные в комплексе, должны обеспечить резкую активизацию внутренних капиталовложений (вслед за которой можно ожидать и приток прямых иностранных инвестиций) до достижения программных ориентиров: ежегодного роста производственных капиталовложений не менее чем на 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии до 20% в год при обеспечении их должного качественного уровня, ориентации на модернизацию национальной экономики на основе современных технологий нового технологического уклада. Инвестиционная направленность всей программы делает излишним дополнительное перечисление всех упомянутых в ней мер стимулирования инвестиционной активности в отдельном разделе. Среди специальных мер государственного стимулирования инвестиционной активности, не упомянутых в других разделах программы, необходимо отметить: а) ужесточение государственного контроля и ответственности за целевое использование амортизационных отчислений; б) создание необходимых условий для эффективной работы институтов развития, образованных государством; в) целевое регулирование планируемой в рамках денежной политики эмиссии через специально создаваемые каналы притока капиталовложений в развитие производства; г) широкое применение налоговых инвестиционных кредитов. Организационное и нормативное обеспечение 1. Разработка с участием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации прогноза развития промышленности страны на период до 2005 года с определением приоритетов структурной, промышленной и научно-технической политики. Формирование механизма и процедур выбора и реализации приоритетов промышленной и научно-технической политики с участием ученых и представителей деловых кругов. Приведение структуры бюджетных ассигнований на цели развития экономики, в том числе структуры гарантий Бюджета развития, в соответствие с выбранными приоритетами структурной, промышленной и научно-технической политики. 2. Образование совместной рабочей группы для подготовки пакета нормативно-правовых документов, определяющих политику государства в области стимулирования научно-технического прогресса и инновационной деятельности. Безусловное выполнение установленных законами нормативов финансирования научных исследований и стимулирования НТП в федеральном бюджете. 3. Восстановление Министерства оборонной промышленности и других оборонных управленческих структур с возложением на них ответственности за организацию государственного регулирования, координацию разработки и производства вооружений и военной техники, управление казенными предприятиями, контроль за реорганизацией предприятий оборонного комплекса. 4. Создание при Межведомственной комиссии по структурной перестройке оборонно-промышленного комплекса рабочей группы по региональным проблемам реструктуризации оборонной промышленности с включением в ее состав представителей субъектов Федерации для продолжения работы над проектом концепции реструктуризации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. 5. Принятие законопроекта "О военно-техническом сотрудничестве", а также внесение изменений и дополнений в федеральные законы "О финансово-промышленных группах", "О государственном оборонном заказе", "О конверсии оборонной промышленности". 6. Решение вопроса о представительстве членов Совета Федерации в Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, активизация работы этой комиссии. 7. Согласование с Советом Федерации позиции российской делегации на переговорах о присоединении к Всемирной торговой организации, включение представителей палаты в Комиссию по ВТО. 8. Образование координирующих органов проведения внешнеторговой политики и таможенного контроля государствами членами Таможенного союза с установлением процедур распределения таможенных сборов и разрешения спорных вопросов. 9. Принятие федеральных законов, необходимых для эффективного функционирования агропромышленного комплекса: "Об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сельском хозяйстве", "Об обществах с ограниченной ответственностью в сфере сельскохозяйственного производства", "О сельских кредитных кооперативах", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве граждан", "О машинно-тракторных станциях", "Об оптовых продовольственных рынках", "О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги)", "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "О социальном развитии села", "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания", "О едином сельскохозяйственном налоге", "О государственной политике по обеспечению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "Об инженерно-технической сфере АПК". 10. Принятие законов "О районировании Севера Российской Федерации" и "О государственной финансовой поддержке завоза нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности". 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Основные проблемы в социальной сфере связаны с повышением уровня жизни населения, рационализацией социальной политики, обеспечением социальных гарантий, необходимостью перелома тенденции к деградации населения и обесценению человеческого капитала. Совет Федерации исходит из того, что падение уровня и качества жизни населения не только результат кризиса, но и причина его затяжного характера. Активизация социальной политики должна предусматривать поддержку экономически эффективных групп населения, повышение общего уровня благосостояния за счет сокращения масштабов бедности и причин, ее порождающих. 4.1. Регулирование оплаты труда и занятости населения 4.1.1. Увеличение доли оплаты труда в совокупных доходах, принятие мер по повышению фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте: повышение уровня оплаты труда за счет интенсификации использования производственных мощностей и снижения вынужденной незанятости, а в дальнейшем - повышения эффективности производства; проведение реформы оплаты труда - установление нового порядка индексации минимального размера оплаты труда, постепенное приближение его к прожиточному минимуму; повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы одновременно с повышением минимального размера оплаты труда. 4.1.2. Обеспечение занятости населения: совершенствование отраслевой и профессионально квалификационной структуры работающих в увязке с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; налоговое стимулирование создания новых рабочих мест на предприятиях всех форм собственности; осуществление региональных программ создания и сохранения рабочих мест; создание эффективных механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в трудоустройстве, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с руководителями предприятий и организаций; поддержка самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда. 4.2. Выполнение государством социальных гарантий, определенных Конституцией Российской Федерации В социальной сфере необходимо соблюдение разумного соотношения между темпами отхода государства от традиций патернализма и темпами повышения экономической и деловой активности людей. Это возможно при условии правильного определения объема обязательств государства перед гражданами через систему государственных минимальных социальных стандартов. 4.2.1. Установление государственных минимальных социальных стандартов и их обеспечение на всей территории России (по заработной плате, пенсиям, пособиям, в сфере образования и медицинского обслуживания): постепенный перевод всех отраслей социальной сферы на нормативное финансирование; устранение зависимости размеров социальных и компенсационных выплат от минимальной оплаты труда, переход к отдельному порядку их индексации; упорядочение и повышение эффективности системы социальных льгот, строгое соблюдение принципа адресности предоставления льгот нуждающимся группам населения; разграничение финансовых обязательств центра и регионов в социальной сфере (субъекты Федерации берут на себя финансирование социальных потребностей граждан, превышающих государственные минимальные стандарты, а также социальных расходов, отнесенных к их компетенции), осуществление совместных социальных программ федерального центра и регионов; безусловное финансирование федеральных целевых программ социальной направленности, ужесточение ответственности Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. 4.2.2. Борьба с бедностью: разработка и осуществление национальной программы выживания бедных слоев населения, создание механизмов поддержки индивидуальных усилий бедных людей по повышению своего благосостояния, поддержание минимальных стандартов, гарантирующих жизнеобеспечение семей и воспроизводство населения; развертывание системы общественных работ с натуральной формой оплаты; развертывание системы натуральной помощи нуждающимся слоям населения, прежде всего - продуктами питания; сохранение и развитие для бедных семей системы бесплатного обеспечения малолетних детей детским питанием, детей школьного возраста - бесплатными обедами и завтраками, детей всех возрастных групп - бесплатным медицинским обслуживанием; принятие системы мер по пресечению детской беспризорности, искоренению практики эксплуатации беспризорных детей, втягивания их в преступную среду. 4.2.3. Сохранение и развитие социальной сферы села В целях поддержания паритета уровня и качества жизни городского и сельского населения необходимо осуществить комплексную федеральную целевую программу улучшения условий жизни сельского населения, включающую меры по государственной поддержке строительства объектов жилищного и культурно-бытового назначения, газификации, электрификации, водоснабжения. 4.2.4. Развитие социальной сферы Севера: концентрация имеющихся ресурсов поддержки населения на улучшении среды обитания; оптимизация половозрастной структуры приезжего населения путем предоставления дополнительных гарантий по трудоустройству и социальным пособиям желаемым категориям приезжающего населения и предоставления адресных субсидий и жилищных сертификатов нетрудоспособным гражданам для переезда в другие районы страны; разработка и осуществление совместно с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации эффективного механизма социальных гарантий и государственной поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. 4.2.5. Повышение эффективности системы общего и массового высшего образования Государственная политика должна рассматривать образование как основу развития экономики, научно-технического и социального прогресса. Согласованные действия федерального центра и регионов должны закрепить основы единого образовательного пространства страны путем установления государственных стандартов и соответствующих нормативов финансирования. Для этого необходимо: обеспечение ритмичного и полного поступления бюджетных ассигнований на нужды образования в 1998 г.; увеличение в проекте федерального бюджета на 1999 г. объема финансирования высшего профессионального образования до 3% расходной части федерального бюджета; создание и обеспечение работы единой государственной аттестационной службы в системе образования; исключение из практики не предусмотренной законодательством передачи финансирования учреждений профессионального образования на региональные бюджеты, а также несогласованной с регионами приватизации образовательных учреждений. 4.2.6. Защита здоровья населения В сфере защиты здоровья населения необходимо усиление роли государства в регулировании рынка медицинских услуг путем формирования в кратчайшие сроки системы минимальных государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а также системы контроля за качеством и ценообразованием на рынке коммерческих медицинских услуг. При этом необходимо установить разграничение ответственности бюджетов разных уровней за обеспечение гарантированного законом перечня бесплатных услуг по охране здоровья в сочетании с восстановлением на новой правовой основе общего планирующего начала и управления финансированием медицинских учреждений. Защита здоровья населения должна осуществляться в сочетании с мероприятиями по рациональному использованию природных ресурсов, экологизации производства и потребления, по борьбе с загрязнением окружающей среды. Исходя из этих положений, на федеральном уровне необходимо: сформировать систему минимальных государственных гарантий бесплатной медицинской помощи; принять меры по регулированию и снижению цен на часть товаров и услуг медицинского назначения, особенно лекарств, которые определяют доступность медицинской помощи; принять комплекс мер по ограничению социально опасных тенденций деградации в молодежной среде (рост молодежной и детской наркомании, алкоголизма, заболеваемости венерическими болезнями, распространения особо опасных инфекций). 4.2.7. Социальные аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства В целях улучшения жилищно-бытового обслуживания населения и обеспечения права граждан на жилье в действующую Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства должны быть внесены коррективы, предусматривающие: увязку темпов проведения реформы системы оплаты жилья и коммунальных платежей с повышением зарплаты и денежных доходов населения; формирование механизма регулирования цен на коммунальные услуги на приемлемом для населения уровне, в том числе за счет развития конкурентной среды, предоставления потребителям возможности влиять на объемы и качество коммунальных услуг; усовершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом дифференциации оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья. Организационное и нормативное обеспечение: принятие Трудового кодекса Российской Федерации; совершенствование законодательства в системе страхования рисков в сфере занятости; создание правовых гарантий для эффективного формирования и функционирования регулируемой государством и обществом сферы занятости (обучение и переобучение работников в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка; профессиональная ориентация молодежи, впервые вступающей в трудовую деятельность, и прочие формы обучения; организация общественных работ); совершенствование законодательства по обеспечению равноправного взаимодействия работников и работодателей в сфере занятости, внесение поправок в закон об акционерных обществах, предусматривающий представительство трудовых коллективов в советах директоров компаний; ускорение принятия переработанного варианта Федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах" и поэтапного введения этих стандартов на всей территории страны; принятие пакета правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона, "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; принятие нормативных актов по упорядочению "чернобыльского" законодательства; принятие Федерального закона "О социальном развитии села"; принятие законопроектов "О федеральных нормативах финансирования образовательных учреждений", "О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования", "О дополнительном образовании", "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", "Об общем образовании", "О среднем профессиональном образовании", а также Национальной доктрины развития образования; проведение социально-экономической и финансовой экспертизы эффективности деятельности фондов обязательного медицинского страхования; принятие федеральных законов "О национальной системе здравоохранения Российской Федерации", "О правах пациента", "О статусе медицинского работника", "О лекарственных средствах", "Об охране атмосферного воздуха", "О питьевой воде", "Об экологической безопасности", "Об обращении с радиоактивными отходами", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по социальной политике и правам человека подготовить и рассмотреть в 1998-1999 годах проекты модельных законодательных актов: о занятости населения, о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы, об административной ответственности за нарушение порядка пребывания или жительства трудовых мигрантов, об административной ответственности за нарушение порядка привлечения и использования рабочей силы на территории стран - участниц СНГ. 4.3. Регулирование миграции Повышение эффективности миграционной политики, ее приведение в соответствие с национальными интересами страны требует осуществления следующих мер: установления жестких барьеров на пути незаконной иммиграции, усиления государственного контроля за внешней трудовой миграцией, минимизации криминальной составляющей этих процессов, вплоть до депортации нежелательных лиц; активизации политики по облегчению условий для вынужденных мигрантов из стран СНГ и Балтии для их адаптации и обустройства в России, увязывания политики России с положением русских и других национальных меньшинств в этих странах; определения реальных возможностей по выполнению международных соглашений в миграционной политике, введения переходного периода до нормализации миграционной ситуации в СНГ; принятия особого статуса России в Международной организации по миграции, учитывающего особую ситуацию в нашей стране; создания в каждом принимающем мигрантов регионе переселенческих производственных центров; создания на постсоветском пространстве третейского суда по миграционным спорам; регулирования количественного и качественного состава иммигрантов. Нормативное и организационное обеспечение В целях пресечения незаконной иммиграции необходимо внесение поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятие федеральных законов "Об иммиграции в Российскую Федерацию", "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации", в которых был бы предусмотрен широкий спектр мер, включая обязательные сроки определения своего правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории России. Необходимо внести поправки в федеральные законы "О вынужденных переселенцах", "О беженцах". 4.4. Восстановление традиционных ценностей национальной культуры и духовности Традиционные ценности национальной культуры и духовности в сложившихся социально-экономических условиях способны максимально и эффективно задействовать реальный духовный потенциал нации в решении экономических и социальных проблем. Это возможно при условии выработки целостной культурной стратегии страны, основными направлениями которой являются: сохранение культурных традиций народа России; обеспечение преемственности развития российской культуры; формирование системы созидательных ценностей, объединяющей общество для реализации тактических и стратегических целей социально-экономического развития страны; обеспечение равенства возможностей и всеобщей доступности культуры. Для реализации национальных интересов в сфере культуры необходимо: установить контроль за исполнением принятых законов о поддержке культуры со стороны государства; создать механизмы интеграции средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для выполнения культурных программ и финансирования организаций культуры; сформировать многоканальный механизм финансирования культуры, отвечающий условиям рыночной экономики; стимулировать негосударственное финансирование деятельности учреждений культуры путем установления льгот, исключающих налогообложение средств, направляемых в благотворительных целях; ввести механизм контроля чистоты культурно-информационной среды, пресекающий распространение антикультурной продукции, деморализующей общество, развращающей молодежь, подрывающей устои государства, оскорбляющей религиозные чувства верующих, пропагандирующей национальную рознь, провоцирующей насилие и рост социальной напряженности; восстановить систему государственного заказа на производство и распространение кинофильмов и книг, пропагандирующих созидательные и патриотические ценности, способствующих консолидации общества, его духовному оздоровлению. Для решения общих задач национальной культурной и социальной политики важно создать необходимые условия для усиления влияния традиционных конфессий на духовно-нравственное состояние общества, в том числе детей и молодежи, семьи, осуществления ими благотворительной деятельности и поддержки социально незащищенных слоев населения, сохранения и развития ценностей национальной культуры. Важно организовать совместную работу религиозных объединений и государственных органов социальной защиты, учреждений культуры, здравоохранения и образования. Нормативное и организационное обеспечение: доработать и принять законопроекты "О телевизионном вещании и радиовещании", "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и др; внести поправки в действующее законодательство о деятельности СМИ в целях повышения их ответственности за качество распространяемой информации; в целях защиты нравственности и отечественных культурных ценностей создать "Высший совет по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания", наделив его необходимыми функциями и правами; внести изменения в налоговое законодательство с целью создания благоприятных условий для участия в культурном строительстве частных и некоммерческих организаций, а также стимулирования благотворительности в сфере культуры; принять федеральный закон "О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России". 5. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА 5.1. Бюджетная реформа Преодоление бюджетного кризиса требует кардинального изменения бюджетного устройства государства, коренной реформы отношений между федеральным бюджетом и бюджетами регионов (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) за период с 1999 до 2001 г. Бюджетная реформа должна проводиться одновременно с налоговой, обеспечивая рост финансовой самостоятельности субъектов Федерации при расширении их налоговых полномочий, и включать следующие основные элементы. 5.1.1. Закрепление прав и ответственности органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в области бюджетных и межбюджетных отношений на основе: конституционного "разграничения предметов ведения и полномочий" центра и регионов, устанавливающего ответственность каждого из них за свою сферу; определения размеров потребности органов государственной власти разного уровня в соответствующих расходах с использованием объективно дифференцированных нормативов расходов по укрупненным видам бюджетных обязательств; создания современной системы бюджетного учета, включающей представление бюджета как совокупности счетов государства, описывающих все его постоянные источники, расходы на выполнение его функций, включая учет внебюджетных фондов как счетов в составе "расширенных бюджетов", утверждаемых законодателями. 5.1.2 Установление финансовых принципов для определения структур бюджетов всех уровней, оценки их сбалансированности, норм покрытия бюджетных дефицитов, оценки эффективности бюджетных расходов, принципов бюджетного аудита. 5.1.3. Согласование налоговой и бюджетной реформ, недопущение смешения налоговых и бюджетных полномочий: введение полного учета в составе доходов расширенного бюджета всех устанавливаемых налогов разного уровня, учет передачи налоговых доходов с одного уровня бюджетной системы на другой как особых <налоговых трансфертов> в составе бюджета; снижение значения регулирующих федеральных налогов с их заменой на региональные налоги в виде добавок к федеральным налогам с постепенной отменой регулирования предельного размера этих добавок центром. 5.1.4. Упорядочение федерального бюджетного процесса в целях обеспечения реалистичности и исполнимости бюджета, создания четких правовых и процедурных рамок для ведения регионами самостоятельной бюджетной политики на основе согласованной общефедеральной. Для этого следует: утверждать расширенный федеральный бюджет двумя законами: а) сначала "Об основных федеральных бюджетных показателях года" (как сейчас в первом чтении, но с одобрения Совета Федерации); б) затем "О федеральном бюджете года", содержащим показатели расширенного бюджета, связанные с ними нормативные положения; обеспечить соучастие субъектов Федерации (как входящих в единую систему исполнительной власти России по предметам федерального и совместного ведения) в разработке федерального закона "Об основных федеральных бюджетных показателях года", определяющих общефедеральную бюджетную, денежную и кредитную политику; ввести нормы по аудиту исполнения бюджетов, нормы политической, административной и уголовной ответственности за неисполнение бюджета или нарушение бюджетного законодательства. 5.1.5. Реформа межбюджетных отношений должна быть реализована на основе принципов права и максимальной доступности для понимания налогоплательщиком. Для этого необходимо: организовать бюджетный учет на основе проведения конституционного "разграничения предметов ведения и полномочия" органов центра и регионов, для чего: в составе федерального бюджета выделить в отдельные направления вопросы федерального и совместного ведения; в составе бюджетов субъектов Федерации выделить предметы совместного ведения (с учетом федерального финансирования) и собственно регионального; для местного самоуправления отделить вопросы самостоятельной ответственности (где допустим дефицит в размере не более размера займов на инвестиционные цели) и по выполнению переданных государственных функций (где дефицит недопустим); определение режимов ведения федеральных бюджетных расходов и порядка компенсации потерь регионам, вызванных решениями федеральных органов, нарушающих эти режимы, меры ответственности Правительства России за выполнение обязательств в сфере межбюджетных отношений, а также порядок контроля за этими обязательствами со стороны субъектов Российской Федерации; изменения механизма формирования и распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, исходя из соотношения: обоснованной потребности каждого субъекта Российской Федерации в бюджетных расходах на душу населения, необходимых для финансирования здравоохранения, образования и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, учета федеральных минимальных социальных стандартов, устанавливаемых в пределах возможностей федерального бюджета; среднедушевых бюджетных доходов, определяемых на основании бухгалтерских данных отчета об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации в базовом периоде, вычета предоставленных предприятиям льгот по налогам. Прояснение бюджетов и отношений между ними поднимет ответственность органов центра, регионов самоуправления. Прозрачность доходов и расходов бюджетов должна ликвидировать разрыв между требованиями на социальные расходы и готовностью нести налоговое бремя. 5.2. Налоговая реформа Общепризнанные недостатки действующей налоговой системы, угнетающей производственную деятельность и инвестиционную активность, провоцирующей криминализацию хозяйственных отношений и сокращение доходов, должны быть устранены в результате доработки на основе изложенных ниже подходов и принятия Налогового кодекса. Налоговая реформа должна обеспечить: значительное увеличение налоговых доходов бюджета при существенном уменьшении налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков; усиление рентной составляющей в доходах бюджета при снижении налогообложения производственной деятельности и текущих доходов; снижение налогообложения производства, освобождение от налогов расходов на инвестиции, научные исследования и разработки при увеличении налогов на потребление; реализацию принципов федерализма путем разграничения налоговых полномочий и ответственности между Федерацией и ее субъектами, передачу субъектам Российской Федерации достаточных собственных источников дохода, способных стать основой доходной части их бюджетов; создание налогового режима, благоприятного для легальной экономической деятельности, расширения инвестиций и производства; поощрение общественно-полезных видов деятельности и усиление налогообложения социально и экологически вредных видов производства и потребления; стимулирование научно-технической деятельности, а также научных организаций, неухудшение их деятельности по сравнению с действующим законодательством. С точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести налогов с производства на потребление, а также с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов. Это означает снижение роли подоходного налога, налога на прибыль, на добавленную стоимость, а также отчислений от официального фонда оплаты труда в различные социальные фонды. Возрастает значение рентных платежей, обложения крупных и ценных объектов имущества, экологических платежей, акцизов на производство и потребление социально- и экологически вредных товаров и услуг, доходов от использования государственной собственности. С учетом специфики сельскохозяйственного производства в аграрном секторе целесообразно, в целях снижения тяжести и упрощения налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, ввести единый земельный налог, учитывающий региональные факторы производства. Налоговая реформа должна снизить потребность в контроле за финансовыми показателями деятельности предприятий и за доходами граждан. Отход от налогообложения финансовых результатов хозяйственной деятельности устраняет налоговые препятствия для осуществления инвестиций и для повышения показателей финансовой эффективности предприятий, что создает предпосылки для успешной реализации иных мер экономической политики, направленных на обеспечение экономического роста, стимулирование инвестиционной и инновационной активности. Реализация в налоговой системе принципов федерализма достигается путем последовательного разделения налогов между Федерацией и ее субъектами, отказа от практики разделения одного и того же налога между уровнями власти, передачи субъектам Федерации права устанавливать и взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития регионов. В частности, патентными сбор за право заниматься определенными видами деятельности на территории региона. Целесообразно также введение наряду с федеральными региональных акцизов на отдельные виды товаров. Такое перераспределение налоговых полномочий между центром и регионами обеспечивает субъекты Федерации реальными финансовыми ресурсами и необходимой самостоятельностью в управлении ими для реализации региональных программ социально-экономического развития. В сочетании с трансфертами из федерального бюджета, которые являются непременной чертой бюджетного устройства федеративного государства, собственные налоговые поступления должны полностью обеспечить финансовые потребности регионов, компенсировать ликвидацию отчислений в их пользу от федеральных налогов и снять провокационное противопоставление регионов - "доноров" и "реципиентов". 5.3. Совершенствование федеративных отношений Первоочередной задачей в данной сфере является разработка правовой базы для формирования системы органов государственной власти разных уровней и четкого разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Необходимо принятие срочных мер, направленных на выработку, уяснение и закрепление общих принципов организации органов государственной власти, а также на упорядочение договорного процесса о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для решения этих задач необходимо осуществление следующих мер. 5.3.1. Выработка и законодательное закрепление общих принципов организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Наряду с общепризнанными и закрепленными в Конституции к ним относятся следующие принципы: выборность органов законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации и выборность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; взаимодополняемость и взаимоконтроль в деятельности органов государственной власти (система сдержек и противовесов); приоритет федерального законодательства по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 5.3.2. Обобщение опыта заключения и исполнения договоров и соглашений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации за период с 1993 по 1997 год с целью выявления и решения имеющихся здесь проблем: выявление противоречий Конституции Российской Федерации федеративному законодательству, и устранение таких противоречий в рамках указанного договорного процесса; выявление пробелов и недостатков федерального законодательства в данной сфере; формирование договорной практики, направленной на привлечение средств и возможностей Федерации к решению таких проблем на территории субъектов Российской Федерации, которые они вправе решать самостоятельно, но для решения которых у субъектов Федерации не хватает собственных средств; установление контроля законодательных (представительных) органов государственной власти за договорным процессом. 5.4. Обеспечение необходимых правовых и административных условий для регулирования рыночной экономики Необходимым условием эффективного функционирования рыночной экономики является надежная защита прав собственности, обеспечение добросовестной свободной конкуренции, строгое выполнение хозяйствующими субъектами своих имущественных обязательств. Это требует соответствующего законодательства, а также действия надежного механизма обеспечения его исполнения, принуждения субъектов хозяйственных отношений к выполнению своих обязательств. Для этого должна работать эффективная судебная система, действовать надежный механизм исполнения судебных решений, гарантироваться наказание за нарушение законодательства. Создание этих условий требует: декриминализации хозяйственной деятельности путем усиления государственной защиты прав собственности, ответственности за соблюдение договорной дисциплины, повышения эффективности системы судебного разрешения хозяйственных споров, ужесточения ответственности за соблюдение контрактных обязательств, погашение кредитов; кардинального повышения эффективности работы судебной системы, преодоление разъедающей ее коррупции; пресечения работы государственных органов на коммерческие и криминальные структуры; усиления ответственности как в системе государственной власти, так и должностными лицами хозяйствующих субъектов за должное исполнение своих обязанностей; проведения реформы административного аппарата в целях повышения его эффективности и пресечения коррупции, приведения его работы в соответствие с задачами антикризисного регулирования экономики, предусматривающими: усиление ответственности Правительства перед Федеральным Собранием, использование современных информационных технологий управляемости и "прозрачности" вертикали управления для руководства страны, существенное повышение требований к компетентности руководящих кадров в системе государственной службы, организации научного обеспечения процедур принятия решений. Нормативное и организационное обеспечение 1. Принятие Налогового кодекса. 2. Принятие Бюджетного кодекса. 3. Принятие федеральных законов, определяющих общие принципы организации органов государственной власти в Российской Федерации и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации"; "Об общих принципах разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации"; "О порядке реализации статьи 72 Конституции Российской Федерации" (закон призван более подробно урегулировать процедурные вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации по различным видам договоров и соглашений, в том числе, по вопросам взаимной передачи полномочий между органами государственной власти). 4. Принятие законов, направленных на декриминализацию экономики и системы государственного регулирования: "О борьбе с коррупцией"; "О предупреждении легализации (отмывания) доходов, полученных в результате совершения преступлений"; "Об ответственности за незаконные трансфертные операции"; "Об основах профилактики преступлений"; "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". 5. Ратификация подписанных Россией Европейских соглашений "Об экстрадиции" и "Об оказании правовой помощи по уголовным делам". К ДУХОВНОМУ ПОДЪЕМУ РОССИИ Деморализация и обнищание населения, вызванные "шоковой терапией" в реформировании экономики, разрушение научно-промышленного потенциала страны, утрата государством смысла своей деятельности, поставившие под угрозу само существование России и ее народа, требует постановки национальной идеи выживания и развития России, способной вдохновить и консолидировать общество, поднять духовную энергию народа на решение сложных задач преодоления системного кризиса и перехода к устойчивому развитию. Социокультурная ситуация в стране демонстрирует явную недостаточность узкоэкономического подхода к проводимым преобразованиям. Накануне ХХI века развитие человеческого потенциала становится определяющим фактором самого экономического роста. Научно-технические и чисто экономические показатели, взятые сами по себе, утрачивают доминирующее значение, на их место приходит комплексная оценка качества жизни, учитывающая состояние природной и социально-экономической среды, здоровье населения и продолжительность жизни, уровень развития культуры и возможность приобщения к ее достижениям, доступность образования. Ведущая мировая тенденция - переход к новой, постиндустриальной цивилизации, в основе которой - непрерывный научно-технический прогресс, ставший главным источником экономического роста. В наступающей исторической эпохе главными ценностями становятся человек и природа. Интеллектуальная революция диктует поворот всего общества и государственной политики в сторону образования, культуры и науки. Качественно меняется структура экономики, происходит ее переориентация на современные наукоемкие отрасли. В сфере производства получают признание экологические приоритеты, в общественной жизни - информационные. Происходит синтез технологии и культуры. Совершается "человеческая революция" с утверждением новой нравственности, соединяющей рационализм, дух свободы и раскрепощенности с традиционными ценностями высокой культуры, религиозной духовности и социальной ответственности. Это кардинальным образом меняет культуру управления, принципы формирования и функционирования микроэкономической среды. Ключ к решению задачи вхождения России в новую историческую эпоху - в соединении мирового опыта демократии, рынка и социальной жизни с уникальными особенностями нашей страны, национальными культурными и духовными традициями. Русский характер и российская духовность должны сыграть решающую роль не только в становлении демократии, рыночных отношений и гражданского общества в нашей стране, но и способствовать достойному вхождению России в будущую мировую цивилизацию. Традиционные черты духовной культуры России, базирующейся на принципах взаимопомощи, сотрудничества и доверия - коллективизм, бескорыстие, стремление помочь ближнему, "всемирная отзывчивость", жертвенность - составляют ключевые элементы новой нравственности, лишенной "экономического эгоизма" и ориентированной на социально-ответственную деятельность. С опорой на эти ценности мы и должны решать глобальную проблему вхождения России в новую эпоху развития человечества как великой державы, объединяющей ценности экономического и духовного прогресса, сохраняющей высокий потенциал роста и сочетающей внутреннюю гармонию общественных отношений с ответственностью за поддержание глобальной стабильности и устойчивое развитие общечеловеческой цивилизации. Для реализации вышеуказанных положений необходимо тесно увязать стратегию экономических и политических действий с нравственными установками, на которых основано согласие общества. Социально-экономическая и информационная политика государства должна соответствовать коренным духовным ценностям и этическим нормам, принятым в обществе. Необходимо обеспечить соединение курса экономической модернизации страны с консерватизмом в области духовных ценностей и национальной культуры, добиться актуализации в общественном сознании традиционных для России ценностей, благодаря которым возможно возрождение и развитие культурных, национальных и исторических традиций России, создание атмосферы духовного подъема. Страницы: 1 2 |