О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГУВД Г. МОСКВЫ НА ПЕРИОД 1998-2005 ГГ.. Распоряжение. Правительство Москвы. 23.10.98 1179-РП

          О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЕДИНОЙ
   ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
     ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГУВД Г. МОСКВЫ НА
                         ПЕРИОД 1998-2005 ГГ.

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          23 октября 1998 г.
                              N 1179-РП

                                (ПРМ)


     Во исполнение  постановления  Правительства  Москвы от 30 декабря
1997 года N 940 "О  работе  Управления  Государственной  автомобильной
инспекции  ГУВД г.Москвы" и распоряжения Премьера Правительства Москвы
от 28 мая 1998 года N 569-РП "О Порядке обращения средств и  структуре
расходов,       осуществляемых       с       внебюджетного       счета
материально-технического обеспечения безопасности дорожного  движения"
и   в  целях  создания  единой  информационно-технологической  системы
Управления Государственной инспекции безопасности  дорожного  движения
(далее ГИ БДД) ГУВД г.Москвы:
     1. Одобрить     концепцию      целевой      программы      Единой
информационно-технологической  системы  ГИ БДД ГУВД г.Москвы на период
1998- 2005 гг., представленную ОАО "МКНТ" (приложение).
     2. Определить  ОАО  "Московский  комитет  по науке и технологиям"
(ОАО "МКНТ")  Городским  заказчиком  разработки  и  внедрения  целевой
программы  Единой  информационно-технологической  системы  ГИ БДД ГУВД
г.Москвы на период 1998-2005 гг. (далее - Единая ИТС ГИ БДД).
     3. Определить  УГИ  БДД ГУВД г.Москвы пользователем Единой ИТС ГИ
БДД.
     4. Поручить  ОАО  "Московский  комитет  по науке и технологиям" в
месячный срок провести конкурс для определения  головного  исполнителя
по  разработке  и  внедрению  целевой  программы  Единой  ИТС ГИ БДД и
заключить  договора  с  пользователем  и  головным   исполнителем   на
разработку и внедрение целевой программы Единой ИТС ГИ БДД, разработку
технорабочих  проектов  поэтапного  внедрения  Единой  ИТС  ГИ  БДД  и
создание испытательного технологического комплекса Единой ИТС ГИ БДД.
     5. Управлению Государственной  инспекции  безопасности  дорожного
движения  ГУВД  г.Москвы  обеспечить,  начиная  с IV квартала 1998 г.,
ежеквартальное включение в смету и финансирование работ,  указанных  в
п.4   настоящего   распоряжения,   из   средств   внебюджетного  счета
материально-технического обеспечения безопасности дорожного движения в
соответствии   с   разделом   3  приложения  к  распоряжению  Премьера
Правительства Москвы от 28 мая 1998 года N 569-РП.
     6. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

     И.о. Премьера Правительства
          Москвы                                    Б.В.Никольский
  
                                                            Приложение
                                               к распоряжению Премьера
                                                  Правительства Москвы
                                       от 23 октября 1998 г. N 1179-РП

                     Концепция целевой программы

                 ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
                    СИСТЕМЫ ГИ БДД  ГУВД г.Москвы
                           (шифр "Беркут")

                             I. Введение

     Обстановка с  обеспечением  безопасности  дорожного  движения   в
г.Москве остается сложной. В 1997 г. в Москве произошло 7133 серьезных
и 62080 мелких дорожно-транспортных происшествий,  в  которых  погибло
925 и пострадало 7664 человека. Превышение скорости было зафиксировано
около 809000 раз,  нарушений правил обгона - 167000,  нарушений правил
проезда  перекрестков - 568000.  За различные нарушения в течение года
было наказано 3964347 водителей и 1196095 пешеходов.  При  этом  21043
лишены   прав   на   длительный   срок,   в   том   числе   893  -  за
дорожно-транспортные происшествия, а остальные - за пьянство за рулем.
Правительство Москвы приняло постановление от 30.12.97 N 940 "О работе
Управления Государственной автомобильной инспекции ГУВД  г.Москвы",  в
котором  предусмотрен  ряд  мер  по улучшению организации и управления
дорожным движением,  снижению уровня аварийности  и  травматизма.  Для
реализации   этого   постановления   ЗАО   "РосИнформ"  разработало  и
предлагает       концепцию       целевой       программы        Единой
информационно-технологической  системы  ГИ  БДД  ГУВД  г.Москвы  (шифр
"Беркут") на период 1998-2005 гг.

                    II. Основные цели и задачи

     Основная цель  концепции  -  обеспечение  более  высокого  уровня
управления   дорожным  движением  и  защищенности  его  участников  от
дорожно-транспортных  происшествий.  Основной   технической   задачей,
решаемой   в  рамках  предлагаемой  концепции,  является  создание  на
современной  основе  единой   информационно-технологической   системы,
позволяющей  подразделениям  ГИ  БДД  успешно решать задачи выявления,
фиксации,  контроля и профилактики нарушений правил дорожного движения
в г.Москве.

             III. Функциональная схема Единой ИТС ГИ БДД

     Единая ИТС   ГИ   БДД   будет   состоять  из  следующих  основных
функциональных блоков:
     - блок  идентификации  движущихся в потоке транспортных средств и
определения скорости их движения;
     - блок   проверки   идентифицированных  транспортных  средств  на
предмет наличия информации о них в различных базах данных ГИ БДД;
     - блок учета административных взысканий, наложенных на участников
дорожного движения, и контроля оплаты штрафов;
     - блок   размещения  и  хранения  информации  для  оперативных  и
долгосрочных целей в информационном хранилище;
     - коммуникационный блок;
     - блок интеграции баз данных ГИ БДД с базами данных ГУВД и МВД, а
также с другими информационными системами ГИ БДД и ГУВД по городским и
федеральным программам.
     Рассмотрим более подробно назначение и принципы  функционирования
каждого из этих блоков.

     3.1. Блок идентификации движущихся в потоке транспортных  средств
          и определение скорости их движения

     Техническую основу этого блока составляют два различных прибора -
прибор дистанционной идентификации номерных знаков движущихся в потоке
транспортных средств (прибор "Кобра-ГАИ") и прибор контроля  нарушения
скоростного  режима  движения  транспортных  средств (прибор "ПКС-4").
Сейчас оба прибора существуют и работают независимо.  К 1999 году  эти
приборы  будут  функционально  объединены  в  один  прибор,  который в
дальнейшем будем условно называть Универсальным прибором.

     3.2. Блок  проверки  идентифицированных  транспортных  средств на
          предмет наличия информации о них в различных базах данных ГИ
          БДД

     Видеоизображение движущегося   в  потоке  транспортного  средства
передается в персональный  компьютер,  расположенный  на  стационарном
посту-пикете или в патрульном автомобиле ГИ БДД.  Там в автоматическом
режиме за время порядка 0,04 с. распознается номер этого транспортного
средства,  который  сверяется  с  номерами,  содержащимися в различных
базах  данных  ГИ  БДД  (таких,  как  "Техосмотр",  "Угон",  "Розыск",
"Штрафы",  "Запрет  на  въезд"  и  др.).  При  нахождении соответствия
выдается команда на остановку транспортного средства и  основание  для
этого действия.  Естественно, что время, затраченное на такую проверку
существенно меньше, чем время подъезда транспортного средства к посту.
Современные  технические  средства  и  компьютерные  технологии вполне
удовлетворяют   этому   временному   промежутку.    При    определении
Универсальным прибором превышения скорости, сначала выдается сигнал об
остановке транспортного средства, а затем происходит проверка по базам
данных ГИ БДД.

     3.3. Блок учета административных взысканий, наложенных на
          участников дорожного движения, и контроля оплаты штрафов

     Работа этого блока основывается на выдаче:
     1) талона   "прохождение   технического   осмотра"   на   чиповой
пластиковой  карте на все транспортные средства,  зарегистрированные в
г.Москве во время прохождения ими очередного  технического  осмотра  в
1999 г.;
     2) талона "Временное разрешение на право управления транспортными
средствами", также на чиповой пластиковой карте.
     На эти    карты    помещается    зашифрованная    информация    о
регистрационных  данных  транспортного  средства,  дате  и результатах
технического осмотра и зашифрованная  информация  о  водителе  из  его
водительского  удостоверения.  Одновременно  с  выдачей карт создаются
полномасштабные базы данных по всем транспортным средствам,  прошедшим
технический  осмотр  в Москве,  и водителям транспортных средств.  Эти
базы  данных  можно  использовать  как  для  оперативных,  так  и  для
долговременных целей.
     Выдача таких карт и создание баз данных решает проблему  подделки
талонов прохождения технического осмотра и водительских удостоверений,
так как вся информация о них находится на картах в зашифрованном виде.
     Персонализация всех  карт  происходит  в  центральном эмиссионном
центре ГИ БДД.  Это устраняет  возможные  злоупотребления  при  выдаче
карт.  После остановки транспортного средства на посту-пикете или ином
месте  инспектор  ГИ  БДД  просит  водителя  предъявить  документы  и,
используя  автономный  считывающий  терминал  для  пластиковых  карт с
чипом,  просматривает информацию о водителе и  транспортном  средстве.
При  необходимости  наложения  административного взыскания (штрафа) на
водителя,  сотрудник ГИ  БДД  вставляет  карту  водителя  в  терминал,
набирает  код  штрафа,  дату,  время  и сумму штрафа и нажимает кнопку
"ШТРАФ".  Терминал записывает  наложение  взыскания  на  чип  карточки
"Временное  разрешение на право управления транспортными средствами" и
в собственную внутреннюю память.  После окончания смены все наложенные
взыскания  переписываются  в  компьютер  поста-пикета,  а  оттуда  - в
центральную базу данных (информационное хранилище).
     При оплате   штрафа   в  Московском  банке  Сбербанка  Российской
Федерации водитель предъявляет свою карточку "Временное разрешение  на
право управления транспортными средствами" и штраф "гасится" с помощью
терминала кассира,  а информация о  погашении  в  конце  рабочего  дня
направляется  в  базу  данных ГИ БДД.  При просмотре карточек водителя
остановленного  транспортного  средства  инспектор  ГИ  БДД   получает
информацию  о  наложенных и непогашенных административных взысканиях у
водителя,  которые были ранее внесены в карту "Временное разрешение на
право   управления   транспортными   средствами".   После  прохождения
определенного  срока  (например,  двух  недель)  с  момента  наложения
административного взыскания, данные о водителе (если нет информации из
отделения Сбербанка об уплате штрафа)  поступают  в  оперативную  базу
"Штрафы".  Все  водители,  находящиеся  в  оперативной  базе "Штрафы",
разыскиваются:  автоматически  по  номерам  тех  машин,  которыми  они
управляли  в момент наложения административного взыскания;  при каждой
проверке  временного  разрешения  на  право  управления   транспортным
средством   всех   водителей   в  автономных  считывающих  терминалах.
Информацию о  наложенных  административных  взысканиях  можно  хранить
сколь угодно долго.

     3.4. Блок размещения и хранения информации для оперативных и
          долгосрочных целей в информационном хранилище

     Для предварительной подготовки информации для загрузки  данных  в
информационное  хранилище  необходимо  создать  интерфейсы  для каждой
независимо  построенной  базы  данных  ГИ  БДД,  что  при  сегодняшнем
состоянии   развития   программного  обеспечения  представляет  вполне
реальную  задачу  по  времени  исполнения  и  существующим   ресурсам.
Предварительно  подготовленная  информация от каждой используемой базы
данных поступает  по  каналам  связи  в  Центральный  узел  (ЦУ),  где
происходит  ее  окончательная  "укладка"  в  автоматическом  режиме  в
информационное хранилище.  Примерно аналогичную работу нужно проделать
и для подготовки информации к выдаче ее на стационарные посты-пикеты и
патрульные  машины.  Сотрудники  Центрального  узла,   кроме   функций
административного     управления     и     поддержания    актуальности
информационного хранилища,  должны обеспечивать эксплуатацию локальной
сети ЦУ, коммуникационной системы, систем безопасности хранилища.

     3.5. Коммуникационный блок

     Этот блок   обеспечивает  как  доставку  собранной  информации  в
хранилище,  так  и  доставку  обработанной  информации  из   хранилища
стационарным постам-пикетам и патрульным машинам.  Физическое создание
сети получения и дистрибуции информации (прокладка "последней мили"  и
др.)  и  эксплуатация  ее может производиться специально созданной для
этого группой,  что значительно  сократит  очень  весомые  затраты  на
прокладку  коммуникаций  и  оплату  ежемесячного трафика информации от
исходных баз до ЦУ и от ЦУ до оконечных устройств.

     3.6. Блок  интеграции  баз  данных  ГИ БДД с базами данных ГУВД и
          МВД,  а также с другими информационными системами ГИ  БДД  и
          ГУВД по городским и федеральным программам

     В настоящее время на стадии  реализации  находится  ряд  программ
Управления   ГИ   БДД,   ГУВД   и  Правительства  Москвы,  позволяющих
использовать определенные их части в структуре Единой ИТС ГИ  БДД  как
для  снижения  стоимости  создания  ее  отдельных  блоков,  так  и для
расширения  ее  функциональных   возможностей   (например,   программа
"СТАРТ",    программа    "Карта    москвича",    программа    развития
межрегионального информационного центра Правительства Москвы и др.)

                     IV. Этапность внедрения

     Предполагается два  основных  технологических   этапа   внедрения
Единой ИТС ГИ БДД:
     - установка и опытная эксплуатация Универсальных приборов на МКАД
- 1998-1999 гг.;
     - установка  и  эксплуатация  Единой  ИТС  ГИ  БДД  на   основных
городских магистралях - 1999-2005 гг.

                       V. Схема финансирования

     В финансовом     плане     программа    строится    из    расчета
самофинансирования.  При этом предполагается, что средства от штрафов,
собранные      с     помощью     Универсальных     приборов     Единой
информационно-технологической системы  ГИ  БДД  ГУВД  г.Москвы,  будут
поступать  на  внебюджетный  счет материально-технического обеспечения
безопасности  дорожного  движения  и  направляться  на  дальнейшее  ее
развитие.