Без названия. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 20.10.98 ВП-6-11/749


                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          20 октября 1998 г.
                            N ВП-6-11/749

                              (ЭЖ 98-44)


     Госналогслужба России  в  связи с принятием Конституционным Судом
Российской  Федерации  постановления  от  12.10.98  N  24-П   сообщает
следующее.
     Указанным постановлением признано не соответствующим  Конституции
Российской  Федерации  положение  пункта 3 статьи 11 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации"  с
учетом   смысла,   придаваемого  ему  сложившейся  правоприменительной
практикой,    как    предусматривающее     прекращение     обязанности
налогоплательщика  - юридического лица по уплате налога лишь с момента
поступления сумм налогов в бюджет и тем самым допускающее  возможность
повторного  взыскания  с  налогоплательщика  не  поступивших  в бюджет
налогов.
     При этом положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы  в  Российской  Федерации"  о  том,  что
обязанность   юридического   лица   прекращается  уплатой  им  налога,
предусматривающее   с   учетом   конституционных   норм    прекращение
обязанности  налогоплательщика  -  юридического  лица  со дня списания
кредитной  организацией  платежа  с  расчетного   счета   плательщика,
независимо   от  зачисления  сумм  на  соответствующий  бюджетный  или
внебюджетный счет,  согласно указанному постановлению Конституционного
Суда   Российской   Федерации   признано  соответствующим  Конституции
Российской  Федерации.  С  учетом  названных  положений  постановления
Конституционного  Суда Российской Федерации налоговые органы не вправе
взыскивать с налогоплательщиков суммы налогов,  списанных с  расчетных
счетов  налогоплательщиков  на  основании  их платежных поручений и не
перечисленных по вине кредитной организации в бюджет.
     В этой  связи  выставленные  и неисполненные инкассовые поручения
налоговых органов по состоянию  на  12.10.98  подлежат  отзыву  в  том
случае,  когда  с  расчетных счетов налогоплательщиков суммы налогов и
сборов  уже  списаны  кредитными   организациями   по   их   платежным
поручениям.
     Налогоплательщик, являясь   клиентом    кредитной    организации,
связанной  с  ним  договором  банковского  счета,  вправе требовать от
кредитной организации исполнения своих платежных  поручений,  а  также
получать информацию об осуществленных кредитной организацией операциях
по расчетному счету и контролировать их осуществление.
     В связи  с этим,  а также с учетом постановления Конституционного
Суда  Российской  Федерации   налоговые   органы   вправе   предложить
налогоплательщикам  представлять  в  налоговый  орган  копии платежных
поручений,  с отметками кредитных организаций об исполнении указанного
поручения, и выписки кредитных организаций об осуществленных операциях
по  расчетному  счету,  свидетельствующих  о   надлежащем   исполнении
налогоплательщиком    налоговой    обязанности.    В   случае   отказа
налогоплательщика представить указанные  документы  налоговым  органам
надлежит  направлять соответствующие запросы в кредитные организации и
при установлении следующих и нижеперечисленных фактов принять  меры  к
бесспорному  взысканию  с  налогоплательщика  недоимки  по  налогам  и
сборам:
     - непредъявление   налогоплательщиком   в  кредитные  организации
платежных поручений на перечисление денежных средств в бюджет;
     - отсутствие  на  расчетных счетах денежных средств,  необходимых
для исполнения кредитной организацией платежных  поручений  на  уплату
налогов и сборов;
     - отсутствие списания кредитной организацией денежных  средств  с
расчетного   счета   по   платежным  поручениям  налогоплательщика  на
перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд.
     При наличии  информации  о  неисполнении кредитными организациями
платежных поручений налогоплательщиков на перечисление в  бюджет  сумм
налогов  и  сборов  налоговым  органам  надлежит осуществлять проверки
указанных   кредитных   организаций,   в   ходе    которых    провести
инвентаризацию  платежных поручений налогоплательщиков на перечисление
сумм налогов  и  сборов  в  бюджет  или  внебюджетный  фонд,  денежные
средства по которым фактически не поступили в бюджет по вине кредитной
организации,  определить сумму налогов и сборов, списанных с расчетных
счетов  налогоплательщиков,  и  не  перечисленную  в  бюджет  по  вине
кредитной организации,  и составить списки предприятий и  организаций,
направивших в проверяемую кредитную организацию платежные поручения на
перечисление в бюджет сумм налогов и сборов, которые не были исполнены
этой кредитной организацией на момент проверки.
     Начальникам госналогинспекций по субъектам  Российской  Федерации
по   согласованию  с  территориальными  управлениями  Банка  России  и
органами  федеральной  службы  налоговой  полиции  составить   реестры
кредитных  организаций,  не  обеспечивающих своевременность исполнения
поручений  налогоплательщиков  на  перечисление  налогов  и  сборов  в
бюджеты всех уровней и других клиентских платежей.
     Выдачу налогоплательщикам  документов  (справок),  подтверждающих
постановку  на  учет,  следует  осуществлять  для  открытия расчетных,
текущих и иных счетов только в кредитных организациях, не включенных в
реестр.
     В случае изменения финансового  состояния  кредитной  организации
или    выявления    случаев   нарушения   банковского   и   налогового
законодательства оперативно вносить изменения в реестр.
     Информацию об   исполнении  настоящего  поручения  представить  в
Госналогслужбу России до 30.10.98.

     Заместитель руководителя Госналогслужбы России -
     Государственный советник налоговой службы I ранга
                                                             В. Павлов