ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ. Постановление. Правительство Москвы. 03.11.98 859-ПП

     ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ
            КУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
  
                           3 ноября 1998 г.
                                N 859

                                (ПРМ)


     В Центральном  административном  округе  расположено  более  1300
культурных учреждений,  что  составляет  более  40%  всех  организаций
культуры  Москвы.  Наряду  с  особо  ценными  объектами  национального
достояния  страны  в  округе  сосредоточено  67%  высших   и   средних
специальных  учебных  заведений культуры,  86%  домов творчества,  87%
национально-культурных центров, 80% концертных залов, 75% театров, 70%
галерей   и  выставочных  залов,  80%  музеев  и  т.д.  Они  оказывают
определяющее  влияние  на  формирование  и  удовлетворение  культурных
потребностей    населения   города   в   целом.   Это   обстоятельство
обусловливает особую  ответственность  органов  исполнительной  власти
Центрального    административного    округа    за   направленность   и
эффективность культурной политики.
     В целях реализации постановления Правительства Москвы от 02.08.94
N 638 "Об утверждении Программы развития культуры Москвы",  сохранения
и   развития   культурного  потенциала  округа,  а  также  определения
дальнейших     приоритетов     отрасли     префектом      Центрального
административного округа совместно с Комитетом по культуре разработано
8 долгосрочных окружных программ.
     Проанализировав существующую   ситуацию,   Правительство   Москвы
отмечает,  что в условиях неустойчивого состояния  экономики,  резкого
уменьшения   возможности   финансирования  социальной  сферы  успешное
решение задач в области культуры возможно  лишь  на  основе  целевого,
научно  обоснованного и адресного подхода.  Администрацией округа были
четко определены основные приоритеты в развитии  отрасли  -  улучшение
материально-технического состояния библиотек, парков, музыкальных школ
и школ искусств, создание новых и реорганизация действующих учреждений
культуры, совершенствование библиотечного дела и законодательной базы.
     Основным инструментом создания четко  функционирующего  механизма
целенаправленной  деятельности  по  реализации  поставленных  задач  и
организации контроля за их выполнением и  стали  долгосрочные  целевые
комплексные  программы.  Разрабатывавшиеся  с  активным использованием
научного и творческого потенциала  округа,  они  позволили  планомерно
осуществить  комплекс  мер,  направленных  на  сохранение  и  развитие
культурного достояния в период  реформ,  совершенствование  управления
культурой,  дали возможность радикально пересмотреть сложившуюся ,  во
многом  стихийно-субъективную,  практику   финансирования   учреждений
культуры.
     Анализ результатов работы органов  исполнительной  власти  округа
показал,  что  именно  благодаря программному целевому подходу удалось
решить ряд серьезных проблем в культурной сфере.
     Осуществлены такие  крупные  проекты,  как  создание Библиотеки -
фонда  "Русское  зарубежье",   Информационно-консультативного   центра
библиотек,   Музея   истории   библиотек   Москвы,   Центра   изучения
библиотечного   дела   Москвы,   реорганизация   Библиотеки   искусств
им.А.П.Боголюбова.   Подготовлены   проект  закона  города  Москвы  "О
государственных общедоступных (публичных)  библиотеках",  Положение  о
правилах  пользования  библиотечными фондами государственных публичных
библиотек Москвы,  нормативный документ "Объемные показатели библиотек
Москвы".     Благодаря     привлечению    дополнительных    источников
финансирования и  активному  участию  предприятий  округа  существенно
улучшено состояние материально-технической базы паркового хозяйства.
     Долгосрочные целевые  программы  стали  основой  для  составления
ежегодных   планов  работы  префектуры  и  районных  Управ.  Успешному
выполнению программ способствует заключение договоров о сотрудничестве
префектуры   Центрального  административного  округа  с  Комитетом  по
культуре в вопросах обеспечения  деятельности  учреждений  культуры  и
дополнительного образования.
     Следует отметить, что деятельность на основе долгосрочных целевых
программ требует дальнейшего совершенствования.  Нуждается в улучшении
механизм разработки и организации их выполнения.  Более активно должны
создаваться  временные  творческие  коллективы  для решения конкретных
задач.  Первостепенное значение имеет активизация процесса привлечения
спонсорских   и   других   внебюджетных   средств.   Особого  внимания
заслуживает расширение экономических методов в организации  управления
развитием   сферы  культуры.  Недостаточный  контроль  за  исполнением
программ привел к невыполнению некоторых важных позиций.
     Не удалось  завершить  в  срок оснащение оборудованием Библиотеки
имени И.С.Тургенева,  что отодвинуло сроки ее ввода в строй. Не решены
вопросы  улучшения  материально-технической  базы  парка "Таганский" в
части закрепления имущественных  прав  по  кинотеатру  "Зенит".  Слабо
осуществляется  замена  устаревших  инструментов,  большая половина из
которых имеет 100% износ, в детских музыкальных школах.
     Правительство Москвы постановляет:
     1. Отметить   эффективность  планомерной,  хорошо  организованной
работы администрации Центрального административного округа  в  области
реализации задач в сфере культуры.
     2. Префектам  административных  округов,  Комитету  по  культуре,
территориальным органам управления культурой активно использовать опыт
Центрального  административного  округа  по  сохранению   и   развитию
культурного потенциала и духовного пространства города.
     3. Префекту Центрального административного округа:
     3.1. Обеспечить выполнение  задач,  определенных  действующими  в
округе  программами  развития  культуры,  в  том  числе по вопросам их
финансирования.
     3.2. Добиться  повышения  эффективности  координации деятельности
учреждений и организаций -  участников  реализации  программ  развития
культуры округа.
     3.3. Создать в Центральном административном округе Фонд поддержки
и развития культуры.  Совместно с Комитетом по культуре в трехмесячный
срок  подготовить  проект  положения  о  Фонде  и  другие  необходимые
документы и внести их на рассмотрение в установленном порядке.
     3.4. Подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы  в
I  квартале  1999 г.  предложения по созданию при Правительстве Москвы
общественного совета по защите и пропаганде русского языка.
     3.5. Совместно  с  Комитетом  по  телекоммуникациям  и  средствам
массовой информации внести в первом полугодии 1999 г.  на рассмотрение
Правительства  Москвы  предложения  о  конкретных  мерах  по повышению
нравственного   содержания   телепередач   на   телеканалах,   включая
"ТВ-Центр", в целях защиты русской национальной культуры и языка.
     4. Префектам административных округов:
     4.1. Разработать  целевые   долгосрочные   программы   в   рамках
реализации    Программы   развития   культуры   Москвы,   утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 02.08.94 N 638.
     4.2. Ввести с 1999 г. в практику работы заключение с Комитетом по
культуре ежегодных договоров о сотрудничестве по вопросам  финансового
обеспечения деятельности учреждений культуры.
     5. Комитету по культуре:
     5.1. Разработать  до  15  декабря   т.г.   целевую   долгосрочную
программу   по  повышению  эффективности  деятельности  кинотеатров  и
обеспечить   выполнение постановления Правительства Москвы от 26.05.98
N 410  "О совершенствовании управления развитием кинофикации г.Москвы"
в строгом соответствии сроков и поручений, предусмотренных в нем.
     5.2. Совместно  с Департаментом государственного и муниципального
имущества города  Москвы  при  содействии  префектов  административных
округов  разработать  и  внести на рассмотрение Правительства Москвы в
первом  полугодии  1999  г.  предложения  о   передаче   в   городскую
собственность  перепрофилированных  учреждений культуры (дворцы,  дома
культуры,  клубы)   в   целях   восстановления   в   их   деятельности
культурно-просветительных функций.
     5.3. Совместно с префектами административных округов  провести  в
1998-2000      гг.     необходимые     мероприятия     по     развитию
материально-технической базы муниципальных парков культуры и отдыха  и
улучшению  содержания  их  культурно-просветительной  деятельности  на
основе целевых долгосрочных программ.
     5.4. Совместно  с префектом Центрального административного округа
разработать  и  представить  во  втором   полугодии   1999   года   на
рассмотрение  Правительства  Москвы  проект  закона  города  Москвы  о
сохранении и развитии культуры Москвы.
     6. Департаменту  экономической  политики  и  развития г.Москвы по
предложениям  Управления  бюджетного  планирования  городского  заказа
начиная  с  1999 года при формировании годовых инвестиционных программ
включать расходы по строительству объектов культуры в  соответствии  с
целевыми  программами в области культуры за счет и в пределах средств,
предусмотренных Комплексу социальной сферы.
     7. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер Правительства Москвы
                                                            Ю.М.Лужков