РЕШЕНИЕ О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ РЕШЕНИЕ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 11 сентября 1998 г. (НЦПИ) Президиум Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, руководствуясь Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о делегировании полномочий на принятие окончательных решений по отдельным проектам документов от имени Совета глав правительств Содружества Независимых Государств Президиуму Межгосударственного экономического комитета Экономического союза и Совету министров иностранных дел государств - членов Содружества Независимых Государств от 6 марта 1998 г., решил: 1. Принять Концепцию создания Геоинформационной системы Содружества Независимых Государств (ГИС СНГ) (прилагается). 2. Поручить Межгосударственному совету по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли государств - участников Содружества Независимых Государств разработать и представить для рассмотрения на заседании Совета глав правительств Содружества проект Программы сотрудничества геодезических служб государств - участников Содружества Независимых Государств в области создания и освоения ГИС СНГ. 3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания. Совершено в городе Москве 11 сентября 1998 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. (Подписи) Приложение КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ГИС СНГ) Общие положения Новые технологии в области картографии, т.е. появившаяся в последние десятилетия техническая возможность создания цифровых топографических и тематических карт, позволяют строить информационные системы нового поколения - геоинформационные системы. Концепция создания Геоинформационной системы (ГИС) Содружества Независимых Государств (СНГ) (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов и подходов геодезических и военно-топографических служб государств - участников Содружества Независимых Государств, направленных на осуществление общей стратегии создания названной системы. ГИС является сложной (большой) системой и в отличие от простой не может рассматриваться как сумма составляющих ее частей. ГИС - это множество структурных элементов, находящихся между собой в многосвязевых отношениях и реализующих достижения в области сбора, хранения, анализа и распространения информации о процессах и явлениях, имеющих пространственное распространение. ГИС предназначена для решения задач, связанных с использованием формализованной геоинформации различной степени детализации в разных сферах деятельности (политической, экономической, демографической, общегеографической, оборонной и т.д.) и для представления результатов в удобной для визуального восприятия форме при подготовке и принятии оптимизированных управленческих решений. Структура ГИС включает технические средства, программное обеспечение, базы данных и каналы информационного обмена, трудовые ресурсы, необходимые для получения, обработки, хранения, анализа, распространения и улучшения использования геопространственных данных. Важное место в структуре ГИС занимают геоинформационные технологии и геоинформационные ресурсы. Геоинформационные технологии (ГИС - технологии) - совокупность программных и технических средств для решения задач ГИС. Геоинформационные ресурсы - совокупность банков (баз) данных картографической и тематической информации. Геоинформация - пространственные данные о Земле и окружающей действительности, представленные в среде компьютерной техники. При создании ГИС ее структура трансформируется и как категория имеет более емкое понятие - ГИС-инфраструктура. ГИС-инфраструктура включает все компоненты структуры ГИС, политические и правовые аспекты, институционные нормы и правила, стандарты межгосударственного обмена информацией, построение (создание) национальных ГИС. ГИС СНГ предназначена для обеспечения органов власти государств - участников Содружества актуальной, достоверной и комплексной геоинформацией для оперативного принятия научно обоснованных управленческих решений, для обмена информацией между этими органами власти и доведения ее до индивидуальных пользователей. Наиболее удобно и наглядно та или иная ситуация для принятия решений с использованием ГИС СНГ представляется с помощью коллективных средств отображения информации (табло, специальные экраны). В последние десятилетия высокие темпы роста применения ГИС-технологий отмечены в Северной Америке и Западной Европе. Начинает развиваться новый мощный и перспективный рынок геоинформационных технологий, продуктов и услуг в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Создание и гарантии эффективности ГИС СНГ базируются на результатах научных разработок, проводившихся еще во время существования СССР. Это прежде всего - опыт разработки автоматизированных системы управления, методы, алгоритмы и программное обеспечение, разработанные и используемые в интересах различных систем управлений, огромные фонды тематической информации, технологии преобразования в цифровую форму картографической и тематической информации, технологии создания специальных цифровых и электронных карт. ГИС-инфраструктура должна формироваться с учетом новых разработок, имеющихся в настоящее время в государствах - участниках СНГ. В Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации, Республике Узбекистан и Украине проводятся работы в области создания цифровых карт. В Российской Федерации разработаны и внедрены современные технологии создания цифровых топографических, тематических и электронных карт и банков данных этих карт (банки данных цифровых карт масштабов 1:1000000 и 1:2000000 созданы на всю территорию Российской Федерации). Разработана и утверждена Концепция создания ГИС для органов государственной власти (ОГВ) Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утвержден "Перечень приоритетных задач, решаемых в ГИС ОГВ". Разрабатывается ГИС для субъектов Российской Федерации и т.п. Необходимо провести инвентаризацию информации, имеющейся в министерствах, ведомствах и в регионах государств - участников СНГ, разработать регламенты взаимодействия и интеграции разнородных по составу и структурам баз данных, решить вопросы стандартизации, развития инфраструктуры и правового регулирования отношений между субъектами рынка геоинформационных продуктов. Реализация положений Концепции увязывается с рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, геологическими прогнозами, поисками полезных ископаемых, развитием промышленности, сельского, лесного, водного хозяйства и др. Определенная роль в создании ГИС-инфраструктуры государств - участников Содружества и вхождении их в мировое сообщество на геоинформационном уровне может принадлежать ООН. Цели и задачи Основной целью реализации Концепции является формирование основных форм взаимодействия, регулирующих сотрудничество государств - участников СНГ в области создания и освоения ГИС-инфраструктуры. Главной задачей создания ГИС-инфраструктуры должна стать реализация преимуществ геоинформационного сотрудничества для получения максимальных выгод в области экономического, социального и природного развития государств - участников Содружества. К основным направлениям решаемых в ГИС СНГ задач относятся: экономика, финансы, бюджет; социально-политические задачи; общественный порядок; собственность; геополитика; экология, природные и другие ресурсы, природопользование; целевые программы; сельское хозяйство и потребительский рынок; транспорт и связь; оборона и безопасность; промышленность; местное самоуправление; комплексная социально-экономическая ситуация; государственная служба; чрезвычайные ситуации. Основные принципы взаимодействия Процесс взаимодействия государств - участников Содружества при создании ГИС СНГ предполагает соблюдение следующих принципов их отношений: добровольность участия в совместных работах по конкретным программам и подпрограммам; равноправие участников совместной деятельности и взаимовыгодность их сотрудничества в использовании полученных результатов; сохранение суверенных прав государств на информацию, принадлежащее им программное обеспечение, технологии и техническое оборудование; соблюдение положений международных нормативно-правовых актов (документов) и ранее принятых обязательств; свобода выбора организационной формы сотрудничества; солидарная ответственность за возможный ущерб, если таковой возникнет в результате совместной деятельности; совместное формирование критериев, определяющих права государств - участников СНГ на информацию ГИС; сохранение на основе взаимности конфиденциальной информации. Выработка согласованной геоинформационной политики При осуществлении согласованной геоинформационной политики должны предусматриваться: разработка и согласование стандартов в области ГИС-технологий, а также формирование единой нормативной базы; разработка нормативно-правовых актов о вопросах создания и функционирования геоинформационной инфраструктуры; выработка и проведение согласованной политики в области технического, программного и информационного обеспечения, оптимизированного использования человеческих и природных ресурсов, обеспечения различных потребителей геоинформацией, а также политики обмена геоинформацией на межгосударственном уровне; разработка и согласование требований к содержанию и качеству геоинформации, ее контролю и обеспечению необходимых гарантий; создание межнациональной сети пространственных данных, базирующихся на едином информационном обеспечении, для обмена; создание системы сертификации и поддержания в актуальном состоянии государственных цифровых картографических и тематических баз данных; создание информационно-справочной системы пространственных баз данных; выработка согласованной политики в вопросах лицензирования видов деятельности в области ГИС-технологий и в вопросах привлечения инвестиций; обеспечение защиты информации в ГИС-инфраструктуре; совместная организация и финансирование международных и межгосударственных проектов по созданию и использованию ГИС-технологий; организация и проведение межгосударственных конференций по проблемам ГИС с участием представителей соответствующих программ ООН. Реализация сотрудничества осуществляется в основном по межгосударственным программам и проектам комплексного характера. Правовое и финансовое обеспечение Правовое обеспечение СНГ должно осуществляться путем подготовки пакета межгосударственных соглашений, регламентирующих совместную деятельность геодезических и военно-топографических служб государств - участников Содружества и определяющих порядок обмена и обработки совместных информационных данных. Финансирование совместных геодезических, топографических, картографических и других работ, в том числе по подготовке и обработке данных, может осуществляться: за счет государственного бюджета (по договоренности Сторон работы могут выполняться на основе заказа или на коммерческих условиях); за счет привлечения средств инвестиционных институтов и учреждений; за счет внебюджетных фондов научно-технического развития, включая средства инновационных фондов и коммерческих банков. Затраты на реализацию Концепции распределяются по таким основным направлениям, как организационно-методическая и нормотворческая деятельность, создание телекоммуникационной среды, аппаратного и программного обеспечения, сервисное обслуживание, создание и ведение баз данных, содержание персонала. Эти затраты покрываются по соглашению государств - участников Содружества пропорционально объемам их участия. Система программных мероприятий Основу программы создания и освоения ГИС СНГ будут составлять мероприятия, которые условно разделены на четыре группы, включенные в отдельные подпрограммы: 1. Организационно-методические мероприятия создания и освоения ГИС СНГ. 2. Картографическое обеспечение ГИС СНГ. 3. Мероприятия по дистанционному зондированию Земли. 4. Геоинформационное обеспечение экологической безопасности и комплексного территориального кадастра. В первую подпрограмму входят следующие мероприятия: проведение форума (международной конференции) геодезических и военно-топографических служб государств - участников СНГ по вопросам ГИС-инфраструктуры на территориях этих государств; разработка предложений по развитию ГИС-инфраструктуры и принципов правового регулирования отношений между субъектами рынка геоинформационных продуктов и услуг на территориях государств - участников Содружества; разработка правил и процедур межгосударственного информационного взаимодействия; формирование единой технической политики в области программно-технических средств, средств телекоммуникаций, средств защиты от несанкционированного доступа к геоинформации, включая средства контроля достоверности данных при их передаче, вводе, хранении и выводе потребителям; создание регламента информационного взаимодействия гео- и других информационных систем государств - участников СНГ с учетом потоков информации. Во вторую подпрограмму включены следующие мероприятия: разработка требований к номенклатуре, содержанию (объектовому составу), масштабам и другим параметрам топографических и тематических карт, используемых в ГИС СНГ; разработка с учетом особенностей территорий государств - участников Содружества Единой системы классификации и кодирования картографической и тематической информации, используемой в ГИС СНГ; создание банка цифровых топографических и тематических карт территорий государств - участников СНГ по согласованию Сторон; создание региональных центров цифровой топографии на базе существующих научно-производственных подразделений национальных служб геодезии и картографии; разработка технологий создания и обновления топографических и тематических карт и планов городов в графической и цифровой формах; разработка (адаптация) программного обеспечения по управлению банками цифровых топографических и тематических карт; разработка концепции и бизнес-плана создания и тиражирования Атласа государств - участников Содружества в графической и цифровой формах. В третью подпрограмму входят следующие мероприятия: формирование программ космических съемок; разработка соглашений о создании перспективных средств дистанционного зондирования Земли; подготовка соглашений об использовании существующих типов самолетов и их модификаций для крупномасштабных аэрофотосъемок в интересах государств - участников СНГ. В четвертую подпрограмму входят следующие мероприятия: разработка концепции создания комплексного территориального кадастра(КТК); определение зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций с обоснованием необходимости создания и освоения для них специальных ГИС; разработка нормативно-правовых актов о вопросах обеспечения ГИС СНГ экологической информацией соответствующими национальными и межгосударственными органами; разработка методов и программного обеспечения для решения прикладных, расчетных и прогнозных задач в интересах экологической безопасности и комплексных кадастров; разработка методов и программно-технических средств визуализации топографической и экологической информации с ее отображением на экране; разработка технологий обработки аэро- и космических снимков для использования в ГИС. Сроки, конкретное содержание, исполнители и стоимость работ по реализации подпрограмм определяются на этапе согласования и утверждения программы создания и освоения ГИС СНГ. Организационные основы Организационное обеспечение взаимодействия сотрудничества по созданию ГИС СНГ осуществляется Межгосударственным советом по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли и его рабочими органами. Задача создания ГИС СНГ решается названным Советом во взаимодействии с соответствующими межгосударственными органами Содружества. Свою работу Межгосударственный совет по геодезии, картографии кадастру и дистанционному зондированию Земли проводит, руководствуясь принятыми государствами - участниками СНГ соглашениями (решениями), в том числе данной Концепцией. |