О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 2 ноября 1998 г. N 75/13 (НЦПИ) В связи с внесением изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91 и в целях наиболее полного и оперативного восстановления справедливости в отношении жертв политических репрессий в дальнейшем в первоочередном порядке разрешать дела по заявлениям заинтересованных лиц и граждан. Для оформления единой практики определить следующий порядок исполнения некоторых положений Закона. Заявления граждан, на которых распространяется действие ст. 1.1 Закона (на детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении), разрешаются органами прокуратуры лишь в случаях, когда политические репрессии осуществлялись в порядке уголовного судопроизводства по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями. В отношении детей, находившихся на территории Российской Федерации в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении с родителями, необоснованно репрессированных по политическим мотивам на территории бывших союзных республик СССР, решения о признании подвергшимися политическим репрессиям и реабилитации принимаются в соответствии с вышеуказанной подведомственностью органами прокуратуры по месту жительства заявителя либо по месту отбывания наказания. Органы прокуратуры разрешают заявления в соответствии со статьей 2.1 Закона также лишь в тех случаях, когда репрессии осуществлялись в порядке уголовного судопроизводства по решениям судов или несудебных органов, а реабилитация производилась на основании пп. "а", "б", "г", "д", "е", статьи 3 и статьи 5 Закона и ранее действовавшего законодательства. С учетом этого пострадавшими от политических репрессий могут быть признаны дети, родители которых по политическим мотивам необоснованно помещались по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, подвергались наказаниям как социально опасные личности без предъявления конкретного обвинения, незаконно привлекались к уголовной ответственности с последующим прекращением дела по нереабилитирующим основаниям, направлялись в ссылку по решениям "Особых совещаний", а также дети лиц, реабилитированных за побег из мест лишения свободы, ссылки, спецпоселения и мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, где они находились в связи с необоснованными политическими репрессиями (пункт "д" статьи 5 Закона). Возраст детей - субъектов реабилитации согласно статье 2.1 Закона определяется на момент применения незаконной репрессии к родителям. По действующему законодательству (ст. 21 ГК Российской Федерации) и части 1 статьи 2.1 Закона несовершеннолетними следует считать лиц, не достигших 18-летнего возраста. Что касается детей, указанных в пункте 2 части 1 статьи 2.1 Закона, то признаются пострадавшими все, независимо от их возраста, в том числе и дети, достигшие совершеннолетия. Лица, перечисленные в статье 2.1 Закона, могут быть признаны пострадавшими от политических репрессий и в случае частичной реабилитации родных, если такое право возникло у них в период незаконной репрессии. Так, если лицо было осуждено по статьям 58 - 60, 182 ч. 1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, а после пересмотра дела суд признал обоснованным его осуждение только по статье 182 ч. 1 УК РСФСР на 4 года лишения свободы, то в соответствии со статьей 2.1 Закона пострадавшими от политических репрессий будут признаны дети, являвшиеся несовершеннолетними после отбытия осужденным 4 лет лишения свободы по статье 182 ч. 1 УК РСФСР. Если осужденный после отбытия 4-летнего наказания умер, то пострадавшими от политических репрессий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2.1 Закона будут признаны его дети, супруг(а), родители. Следует обратить внимание на то, что лицу, реабилитированному за контрреволюционное преступление, совершенное в период отбытия наказания за общеуголовное преступление, в справке о реабилитации необходимо указывать конец отбытия срока наказания по первому приговору. Если срок наказания за второе преступление не выходит за пределы наказания за первое преступление, то права этих лиц не подлежат восстановлению. Супруге (супругу) по основаниям части 2 статьи 2.1 Закона льготы предоставляются, если она (он) не вступил в другой брак. Заявления в порядке статьи 8.1 Закона могут подаваться в республиканские, краевые и областные органы прокуратуры, городов Москвы и Санкт - Петербурга по месту жительства заявителя, но рассматриваются по месту хранения дела. Что касается подачи заявлений, которые по распоряжению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации N 13/3-18-93 от 17.09.92 поднадзорны военным прокурорам, то они должны направляться в военные прокуратуры окружного звена по месту применения репрессий. Заявления детей по делам граждан, реабилитированных по законам республик бывшего Союза ССР, разрешаются в общем порядке, а именно, могут подаваться в республиканские, краевые и областные органы прокуратуры, городов Москвы и Санкт - Петербурга по месту жительства заявителя, за исключением случаев, требующих заключения о соответствии принятого решения российскому законодательству (ст. 11 Закона), которые направляются для разрешения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. К заявлению о признании пострадавшим от политической репрессии прилагаются справки о реабилитации или справки о пересмотре дела судом и документы, подтверждающие родственные отношения. Таковыми являются свидетельство о рождении, справки органов ЗАГСа, свидетельство о регистрации брака, судебное решение, устанавливающее факт родства, и т.д. Прокуратура, принявшая заявление, проверяет полноту представленных документов. В случае отсутствия всех необходимых документов принимает меры к их получению от заявителя или соответствующих организаций. Определив место хранения дела, направляет заявление со всеми собранными документами в органы прокуратуры по месту хранения дела для разрешения по существу, сообщив об этом заявителю. Прокуратура, получившая заявление с документами, по материалам дела проверяет достоверность реабилитации и родственных связей заявителя с репрессированным, наличие оснований для признания пострадавшим от политической репрессии, предусмотренных статьей 2.1 Закона, после чего составляет заключение о признании пострадавшим от политических репрессий или об отказе. В заключении должны быть указаны установочные данные заявителя на момент подачи заявления, установочные данные репрессированного - когда, кем, за что и какой мере наказания он осужден и когда, кем реабилитирован, номер и дата справки о реабилитации или справки о пересмотре дела, сведения о родственных отношениях с заявителем со ссылкой на представленные документы и материалы дела, основание для признания пострадавшим от политической репрессии или обстоятельная мотивировка отказа. Заключения утверждаются прокурорами республик, краев и областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, военными прокурорами окружного звена или их заместителями и приобщаются вместе с заявлением к материалам уголовных дел, а их копии хранятся в надзорных производствах по данным делам. По результатам рассмотрения заявителю выдается справка о признании пострадавшим от политических репрессий либо дается мотивированный ответ об отказе в удовлетворении просьбы. Согласно статье 8.1 Закона это решение может быть обжаловано заявителем в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", т.е. непосредственно в суд, либо в вышестоящую прокуратуру. Согласно статьям 11 и 12 Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами России, а также признанных пострадавшими по этой категории дел, производится органами социальной защиты тогда, когда принятое решение о реабилитации не противоречит законодательству Российской Федерации. Заключения о соответствии реабилитации российскому законодательству даются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по запросам Министерства труда и социального развития Российской Федерации в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, перечисленных в статье 4 Закона Российской Федерации. Такие заявления, поступающие в органы социальной защиты по месту жительства заявителя, направляются через Министерство труда и социального развития Российской Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В остальных случаях органами социальной защиты заявления разрешаются самостоятельно. Например, без заключения прокуратуры по этому вопросу разрешаются заявления лиц, реабилитированных за политические преступления по законодательству бывшего Союза ССР, а также за преступления, аналогичные перечню, приведенному в статье 5 Закона Российской Федерации. Без привлечения органов прокуратуры рассматриваются вопросы об отказе в выплате компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в государствах - бывших союзных республиках не за политические преступления. Считать утратившим силу указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 15.12.93 N 40/13 "О порядке исполнения некоторых положений Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Государственный советник юстиции 1 класса В.В. КОЛМОГОРОВ 2 ноября 1998 г. N 75/13 |