О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТА) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 22 сентября 1998 г. N 152/1059-II (НЦПИ) Обобщив практику работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по организации Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, на основании статьи 17 и пункта 8 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что работа по организации регистрации (учета) избирателей, участников референдума в субъектах Российской Федерации в основном проводится в соответствии с Федеральным законом, Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-II "О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" (далее - Положение), а также Временным регламентом работы функционального комплекса задач "Избиратель" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - Временный регламент), утвержденным распоряжением Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 ноября 1997 г. N 215-р. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Федеральному центру информатизации при ЦИК России (И.С. Горшков), Территориальному управлению (С.Ю. Нестеров), Правовому управлению (Р.В. Нарбутов): продолжить работу по оказанию методической и организационной помощи избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и главам муниципальных образований (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицам, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командирам воинских частей в период подготовки и проведения регистрации (учета) избирателей, участников референдума по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года; подготовить в срок до 15 октября 1998 года предложения по внесению изменений во Временный регламент в части порядка изготовления Единой формы сведений об избирателях, участниках референдума, использования программных средств и персональных данных об избирателях, участниках референдума. 2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения в субъектах Российской Федерации Положения и Временного регламента в строгом соответствии со сроками представления в избирательные комиссии сведений об избирателях, участниках референдума, необходимых для подготовки предложений по образованию избирательных округов и избирательных участков, составлению списков избирателей; использовать при проведении работ по регистрации (учету) избирателей, участников референдума функциональный комплекс задач "Избиратель" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", прошедший аттестацию в Федеральном центре информатизации при ЦИК России. 3. Обратить внимание председателей избирательных комиссий Республики Бурятия, Республики Ингушетия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Иркутской области и Корякского автономного округа на необходимость своевременного представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведений об избирателях, участниках референдума. 4. Администрации Корякского автономного округа ускорить принятие нормативных документов, регулирующих вопросы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. 5. Просить исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказать содействие органам местного самоуправления в организации работы по регистрации (учету) избирателей, участников референдума по состоянию на 1 января 1999 года и подготовке сведений об избирателях в машиночитаемом виде. 6. Федеральному центру информатизации при ЦИК России (И.С. Горшков) рассмотреть в срок до 15 октября вопрос и представить предложения об информационном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, использующими в работе с персональными данными граждан Российской Федерации автоматизированные системы. 7. Члену Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.Н. Волковой, Правовому управлению (Р.В. Нарбутов), Территориальному управлению (С.Ю. Нестеров), Федеральному центру информатизации при ЦИК России (И.С. Горшков) в срок до 1 ноября 1998 года совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации подготовить предложения по устранению противоречий и пробелов в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок представления и использования сведений об избирателях, участниках референдума. 8. Опубликовать настоящее Постановление и информацию о работе по организации регистрации (учета) избирателей, участников референдума в субъектах Российской Федерации в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.В. ИВАНЧЕНКО 22 сентября 1998 г. N 152/1059-II Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ 22 сентября 1998 г. N 152/1059-II Приложение ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТА) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях реализации статьи 17 и пункта 8 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также изучения хода выполнения Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-II "О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" (далее - Положение) и Временного регламента работы функционального комплекса задач "Избиратель" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - Временный регламент), утвержденного распоряжением Председателя ЦИК России от 14 ноября 1997 г. N 215-р, обобщена практика работы избирательных комиссий, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Практически во всех регионах ведется целенаправленная работа по организации учета избирателей с использованием Государственной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), что позволяет обеспечить автоматизированную обработку данных об избирателях, участниках референдума, проживающих на соответствующих территориях. На основании предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации руководители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления приняли решения, в соответствии с которыми определены меры по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, установлены сроки, периодичность и источники получения необходимых сведений, определен порядок взаимодействия с учреждениями и организациями, осуществляющими учет населения. Для координации этой деятельности образованы рабочие группы, в состав которых вошли руководители избирательных комиссий, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Вопросы регистрации избирателей периодически рассматривались на заседаниях избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и в ходе совещаний с организаторами Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. В результате регистрация (учет) избирателей, участников референдума по состоянию на 1 января и 1 июля 1998 года была проведена в строгом соответствии с Федеральным законом, Положением и Временным регламентом. Полученные данные использовались для подготовки схем образования избирательных округов и избирательных участков, составления списков избирателей и для других избирательных действий в ходе проведения выборов на региональном и федеральном уровнях. По состоянию на 1 июля 1998 года в Российской Федерации зарегистрировано 106917968 избирателей, участников референдума, что на 0,02 процента больше, чем было зарегистрировано на 1 января 1998 года. При этом количество зарегистрированных избирателей в 30 субъектах Российской Федерации увеличилось (из них в 6 субъектах Российской Федерации - более чем на 10 тысяч, в Москве - на 142 тысячи), а в Приморском крае и Мурманской области - сократилось почти на 25 тысяч. Несмотря на конструктивное взаимодействие избирательных комиссий, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при проведении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в ряде субъектов Российской Федерации выявлены отдельные недостатки в организации этой работы. Например, в Корякском автономном округе исполнительный орган государственной власти до настоящего времени не принял нормативные документы, регламентирующие регистрацию (учет) избирателей, а избирательные комиссии не проявляют должной активности в решении этих вопросов. В связи с противоречиями и пробелами в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок представления и использования сведений об избирателях, участниках референдума, избирательные комиссии Республики Северная Осетия - Алания, Краснодарского и Приморского краев, Ростовской области и ряда других субъектов Российской Федерации испытывали затруднения в получении данных о численности избирателей - военнослужащих, проживающих на территории воинских частей. Из Республики Бурятия, Республики Ингушетия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Иркутской области и Корякского автономного округа данные о регистрации поступили в ЦИК России с нарушением сроков, установленных Положением и Временным регламентом. Важное значение в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума в субъектах Российской Федерации имеет надежная работа функционального комплекса задач "Избиратель" ГАС "Выборы". Оснащение администраций районов и городов комплексами ГАС "Выборы" позволило обеспечить компьютерную обработку данных об избирателях и автоматизировать процесс подготовки списков избирателей для проведения выборов на федеральном и местном уровнях. Практически во всех регионах сформированы базы данных об избирателях с использованием функционального комплекса задач "Избиратель", накоплен значительный опыт организации информационного взаимодействия избирательных комиссий с учреждениями и организациями, занимающимися вопросами учета населения. Вместе с тем, по информации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, указанное программное обеспечение имеет определенные недостатки. Так, ФКЗ "Избиратель" устойчиво работает только с базами, содержащими сведения о 50 - 55 тысячах избирателей, не обеспечивает создание единой базы данных в ряде субъектов Российской Федерации, а следовательно, и исключение "двойников" на территории субъекта. Это побуждает избирательные комиссии разрабатывать для выполнения поставленных задач свои программные продукты, как, например, специальная программа "Адресная справка", использованная в Новосибирской области. Создание аналогичных программных продуктов обусловлено и тем, что в субъектах Российской Федерации разворачивается работа по созданию региональных реестров населения. Например, в Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Магаданской, Томской, Тульской областях, городах Москве, Санкт - Петербурге и других регионах органы исполнительной власти проводят мероприятия по внедрению автоматизированных систем учета населения на базе управлений внутренних дел, налоговых служб, пенсионных фондов и других учреждений и организаций. Требуют дополнительной проработки вопросы хранения, использования и защиты информации об избирателях, участниках референдума. В настоящее время практически все комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" расположены в помещениях, оборудованных охранной сигнализацией. Эталонные копии баз данных об избирателях, участниках референдума хранятся на дискетах в металлических сейфах. Доступ к указанным средствам и сведениям имеет только системный администратор. Однако следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации пользователями информации об избирателях являются не только избирательные комиссии и соответствующие должностные лица администраций, но и районные суды, управления внутренних дел, райвоенкоматы, другие учреждения и организации. Отсутствие на федеральном уровне согласованной концепции создания автоматизированной системы учета населения и использования персональных данных о гражданах Российской Федерации может привести к созданию в регионах автоматизированных систем учета населения, не совместимых с Государственной автоматизированной системой Российской Федерации "Выборы". В сложившейся ситуации целесообразно срочно разработать и предложить федеральным органам исполнительной власти, использующим в работе с персональными данными граждан России автоматизированные системы, комплекс мер по информационному взаимодействию с избирательными комиссиями всех уровней с учетом практики использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Одновременно с этим установить, что при проведении работ по регистрации (учету) избирателей, участников референдума избирательные комиссии субъектов Российской Федерации используют программные средства, прошедшие аттестацию в Федеральном центре информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации |