О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 3 ноября 1998 г. N 3 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 10 ноября 1998 г. N 76/7 (НЦПИ) Обобщение практики прокурорского надзора за исполнением Федеральных законов "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" свидетельствует о распространенности грубых нарушений федерального законодательства, регулирующего миграцию населения. По сообщениям прокуроров права граждан, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, ущемляются отдельными должностными лицами представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел, жилищных органов, органов социальной защиты, служб занятости. Факты принятия органами власти субъектов Российской Федерации правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, вскрыты в республиках Адыгея и Кабардино-Балкария, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, г.Санкт-Петербурге и некоторых других регионах. Одновременно в ряде субъектов Российской Федерации имели место случаи произвольного изменения установленного законодательством порядка регистрации вынужденных переселенцев и беженцев по месту пребывания и по месту жительства. Органы региональной и местной власти неправомерно наделяли подразделения милиции не предусмотренными законодательством полномочиями, что выражалось в искусственном воспрепятствовании гражданам в прибытии в определенные местности, а также в незаконном применении к ним мер административного принуждения и взимании различных сборов (Республика Северная Осетия - Алания, Астраханская и Московская области, г.Москва и др.). В Кабардино-Балкарии отдельные сотрудники милиции непосредственно принимали участие в массовых акциях протеста против поселения в республике лиц других национальностей. Несмотря на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П, признавшего не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не принималось мер по отмене незаконных решений в отношении мигрантов, а регистрация граждан ставилась в зависимость от нормы жилой площади, фактического состояния жилья, сроков проживания граждан по месту пребывания и наличия родственных отношений. Не отвечает требованиям, предъявляемым к решению затронутой проблемы, прокурорский надзор, который в отдельных регионах имеет больше созерцательный характер. Органы прокуратуры порой примиренчески относятся к ущемлению прав и свобод граждан. Принимаемые по этим вопросам меры прокурорского реагирования зачастую неадекватны сложившейся обстановке, носят запоздалый характер и не всегда сопровождаются фактическим устранением выявленных нарушений. Не достигнуто должное взаимодействие с общественными правозащитными организациями по защите законных прав беженцев и вынужденных переселенцев. С учетом изложенного предлагаем: 1. Рассмотреть в IV квартале 1998 г. на координационных совещаниях правоохранительных органов субъектов Российской Федерации складывающуюся практику соблюдения законодательства в области свободы передвижения граждан, выбора ими места пребывания и жительства, выработать согласованные меры по пресечению нарушений прав мигрантов. 2. Установить постоянные деловые контакты с общественными правозащитными организациями и обеспечить оперативное реагирование на поступающую от них информацию о нарушении прав и свобод граждан. 3. Прокурорам субъектов Российской Федерации проанализировать (в срок до 20 декабря 1998 г.) принятые органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативные акты, определяющие порядок въезда граждан в отдельные регионы и постановки их на регистрационный учет (снятия с регистрационного учета). Принять исчерпывающие меры к отмене актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, 8 ГУ МВД России: 4.1. Обеспечить в деятельности паспортно-визовых подразделений строгое соблюдение действующего законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также правил регистрационного учета населения. 4.2. Активизировать работу по профилактике правонарушений в жилом секторе, розыску преступников, лиц, скрывающихся от следствия и суда, без вести пропавших, граждан, утративших связь с родственниками, а также лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам. 4.3. Практиковать совместно с органами прокуратуры проведение проверок по соблюдению физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов, касающихся регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. Принимать эффективные меры по устранению выявленных недостатков. 5. О проделанной работе доложить к 1 февраля 1999 года в порядке ведомственной подчиненности в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. 6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку Ю.Я. и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Латышева П.М. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И. Скуратов 3 ноября 1998 г. N 3 Министр внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашин 10 ноября 1998 г. N 76/7 |