О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА. Указание. Министерство внутренних дел РФ (МВД России). 03.11.98 3

              О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ
          ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА

                               УКАЗАНИЕ

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                           3 ноября 1998 г.
                                 N 3

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          10 ноября 1998 г.
                                N 76/7

                                (НЦПИ)


     Обобщение практики    прокурорского    надзора   за   исполнением
Федеральных законов "О праве граждан Российской Федерации  на  свободу
передвижения,   выбор   места   пребывания  и  жительства  в  пределах
Российской Федерации",  "О  беженцах",  "О  вынужденных  переселенцах"
свидетельствует  о  распространенности  грубых  нарушений федерального
законодательства, регулирующего миграцию населения.
     По сообщениям  прокуроров  права граждан,  в том числе беженцев и
вынужденных переселенцев,  ущемляются отдельными  должностными  лицами
представительных  и исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации,  паспортно-визовых подразделений  органов  внутренних  дел,
жилищных органов, органов социальной защиты, служб занятости.
     Факты принятия органами  власти  субъектов  Российской  Федерации
правовых  актов,  не  соответствующих  федеральному  законодательству,
вскрыты в республиках Адыгея  и  Кабардино-Балкария,  Краснодарском  и
Ставропольском   краях,   Ростовской   области,  г.Санкт-Петербурге  и
некоторых других регионах.
     Одновременно в  ряде  субъектов  Российской Федерации имели место
случаи  произвольного   изменения   установленного   законодательством
порядка  регистрации  вынужденных  переселенцев  и  беженцев  по месту
пребывания и по месту жительства.
     Органы региональной   и   местной  власти  неправомерно  наделяли
подразделения   милиции    не    предусмотренными    законодательством
полномочиями,   что   выражалось  в  искусственном  воспрепятствовании
гражданам в прибытии в определенные местности,  а также  в  незаконном
применении   к   ним  мер  административного  принуждения  и  взимании
различных сборов (Республика Северная Осетия - Алания,  Астраханская и
Московская области, г.Москва и др.).
     В Кабардино-Балкарии отдельные сотрудники милиции непосредственно
принимали  участие  в  массовых  акциях  протеста  против  поселения в
республике лиц других национальностей.
     Несмотря на   постановление   Конституционного   Суда  Российской
Федерации  от  2   февраля   1998   года   N   4-П,   признавшего   не
соответствующими  Конституции Российской Федерации пункты 10,  12 и 21
Правил  регистрации  и   снятия   граждан   Российской   Федерации   с
регистрационного  учета  по  месту  пребывания и по месту жительства в
пределах    Российской    Федерации,    утвержденных    постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  17 июля 1995 года N 713,  не
принималось мер по отмене незаконных решений в отношении мигрантов,  а
регистрация  граждан  ставилась  в зависимость от нормы жилой площади,
фактического состояния  жилья,  сроков  проживания  граждан  по  месту
пребывания и наличия родственных отношений.
     Не отвечает  требованиям,  предъявляемым  к  решению   затронутой
проблемы,  прокурорский  надзор,  который  в  отдельных регионах имеет
больше созерцательный характер. Органы прокуратуры порой примиренчески
относятся  к  ущемлению  прав  и  свобод граждан.  Принимаемые по этим
вопросам  меры   прокурорского   реагирования   зачастую   неадекватны
сложившейся   обстановке,   носят  запоздалый  характер  и  не  всегда
сопровождаются фактическим устранением выявленных нарушений.
     Не достигнуто     должное    взаимодействие    с    общественными
правозащитными  организациями  по  защите  законных  прав  беженцев  и
вынужденных переселенцев.
     С учетом изложенного предлагаем:
     1. Рассмотреть   в   IV   квартале  1998  г.  на  координационных
совещаниях правоохранительных органов субъектов  Российской  Федерации
складывающуюся  практику соблюдения законодательства в области свободы
передвижения  граждан,  выбора  ими  места  пребывания  и  жительства,
выработать согласованные меры по пресечению нарушений прав мигрантов.
     2. Установить  постоянные  деловые   контакты   с   общественными
правозащитными  организациями и обеспечить оперативное реагирование на
поступающую от них информацию о нарушении прав и свобод граждан.
     3. Прокурорам  субъектов Российской Федерации проанализировать (в
срок до  20  декабря  1998  г.)  принятые  органами  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органами местного самоуправления нормативные
акты,  определяющие порядок  въезда  граждан  в  отдельные  регионы  и
постановки  их  на  регистрационный  учет  (снятия  с регистрационного
учета).  Принять исчерпывающие меры  к  отмене  актов,  противоречащих
Конституции Российской
     Федерации, федеральному   законодательству    и    постановлениям
Конституционного Суда Российской Федерации.
     4. Министрам внутренних  дел,  начальникам  ГУВД,  УВД  субъектов
Российской Федерации, 8 ГУ МВД России:
     4.1. Обеспечить в  деятельности  паспортно-визовых  подразделений
строгое  соблюдение  действующего  законодательства о праве граждан на
свободу передвижения,  выбор места пребывания и  жительства,  а  также
правил регистрационного учета населения.
     4.2. Активизировать работу по профилактике правонарушений в жилом
секторе,  розыску преступников, лиц, скрывающихся от следствия и суда,
без вести пропавших,  граждан,  утративших связь с  родственниками,  а
также лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам.
     4.3. Практиковать совместно  с  органами  прокуратуры  проведение
проверок  по  соблюдению физическими и юридическими лицами нормативных
правовых актов,  касающихся регистрации граждан по месту пребывания  и
по   месту   жительства.  Принимать  эффективные  меры  по  устранению
выявленных недостатков.
     5. О  проделанной работе доложить к 1 февраля 1999 года в порядке
ведомственной  подчиненности  в  Генеральную  прокуратуру   Российской
Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
     6. Контроль  за  исполнением  настоящего  указания  возложить  на
первого  заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку
Ю.Я.  и  заместителя  Министра  внутренних  дел  Российской  Федерации
Латышева П.М.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
                                                         Ю.И. Скуратов
3 ноября 1998 г.
N 3

Министр внутренних дел
Российской Федерации
                                                         С.В. Степашин
10 ноября 1998 г.
N 76/7