О СИСТЕМЕ РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 25.09.98 440

        О СИСТЕМЕ РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
           ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
         ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

                         25 сентября 1998 г.
                                N 440

                                (МОБ)


     В целях создания эффективной системы  работы  должностных  лиц  и
органов  управления  по  сохранению и укреплению психического здоровья
военнослужащих,  изменения стиля и методов их  деятельности  с  учетом
современных требований приказываю:
     1. Заместителям   Министра    обороны    Российской    Федерации,
главнокомандующим   видами   Вооруженных   Сил  Российской  Федерации,
командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно -
десантными  войсками,  начальникам  главных  и  центральных управлений
Министерства обороны Российской  Федерации,  командирам  соединений  и
воинских  частей,  начальникам учреждений,  военно - учебных заведений
Министерства обороны Российской Федерации:
     считать работу  по  сохранению и укреплению психического здоровья
военнослужащих  важной  составляющей  в   деле   укрепления   воинской
дисциплины и правопорядка,  предупреждения преступлений, происшествий,
гибели  и  травматизма   в   войсках   (силах),   фактором   повышения
боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации;
     в каждом  периоде  обучения   анализировать   процесс   адаптации
военнослужащих    к    военной    службе,    состояние   социально   -
психологического климата в  подразделениях,  влияющие  на  психическое
здоровье  военнослужащих,  вскрывать причины низкой эффективности этой
работы в подчиненных войсках (силах). Руководствоваться в повседневной
деятельности  Методикой  работы  командиров по сохранению психического
здоровья военнослужащих, изложенной в Приложении к настоящему Приказу;
     установить наряду  с  командирами  (начальниками)  всех  степеней
персональную  ответственность  должностных   лиц   за   сохранение   и
укрепление психического здоровья военнослужащих:
     а) за   выявление   суицидальных   намерений,    организацию    и
осуществление мероприятий по недопущению самоубийств, создание условий
для их  профилактики  -  органов  воспитательной  работы,  медицинской
службы, органов службы войск и безопасности военной службы;
     б) за противодействие распространению  алкоголя  и  наркотиков  -
органов   службы   войск   и   безопасности  военной  службы,  органов
воспитательной работы, медицинской службы;
     в) за выявление лиц,  предрасположенных к расстройствам личности,
алкоголизму,  наркомании, - органов воспитательной работы, медицинской
службы;
     г) за выявление лиц с психическими  заболеваниями  -  медицинской
службы;
     организовать действенную систему раннего  и  активного  выявления
военнослужащих   с  признаками  психических  заболеваний,  расстройств
личности,   алкогольного   и   наркотического   опьянения,   а   также
суицидальными   намерениями.  Лиц  с  признаками  указанных  состояний
направлять в установленном порядке на медицинское  освидетельствование
к психиатру;
     обеспечить обязательное  участие   медицинских   специалистов   и
военных   психологов  в  обследовании  военнослужащих,  заступающих  в
караул,  на боевое дежурство и в суточный наряд,  в целях выявления  и
недопущения к службе больных,  военнослужащих с нарушенной социально -
психологической адаптацией,  участников межличностных  конфликтов.  Не
допускать  к  несению  боевого  дежурства  и  караульной  службы  лиц,
замеченных в употреблении наркотических веществ;
     постоянно изучать   обстановку   в  воинских  коллективах,  знать
запросы  и  настроения  личного   состава.   Внимательно   отслеживать
психологию микрогрупп,  персонально работать с ее лидерами.  Взять под
контроль выполнение командирами (начальниками) рекомендаций психологов
и  врачей  в  отношении  военнослужащих  с низким уровнем психического
здоровья,  организовать каждодневную профилактическую работу  с  ними.
Полнее   использовать   потенциал   органов  местного  самоуправления,
общественных  и  религиозных  организаций  (объединений)   в   решении
указанной проблемы;
     изменить подходы к работе с  семьями  военнослужащих,  проходящих
военную  службу  по  контракту.  Знать  реальную  обстановку в семьях,
оказывать  всестороннюю  помощь  в  разрешении  бытовых,   финансовых,
психологических и других проблем, а также семейных конфликтов;
     разъяснять военнослужащим      недопустимость       использования
наркотических  средств  в  немедицинских  целях.  Приоритет  в  работе
отдавать профилактическим мерам  и  антинаркотической  пропаганде.  Не
привлекать    к    дисциплинарной    ответственности   военнослужащих,
сознательно и добровольно обратившихся за наркологической помощью;
     проанализировать состояние   работы  по  предупреждению  суицидов
среди военнослужащих в строгом соответствии с  требованиями  директивы
Министра  обороны  Российской  Федерации 1996 г.  N Д-18.  Внимательно
разбираться по каждому факту суицидальной попытки,  вскрывать истинные
причины ее возникновения и принимать адекватные профилактические меры.
Подключать к работе  офицеров  службы  войск  и  безопасности  военной
службы,  инструкторов  по  работе  с  семьями военнослужащих,  женский
актив;
     возложить на  комиссии по безопасности военной службы контроль за
организацией работы должностных лиц и органов военного  управления  по
сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих,  а также
координацию их действий.
     2. Главному    организационно   -   мобилизационному   управлению
Генерального штаба Вооруженных Сил  Российской  Федерации,  начальнику
Тыла  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  -  заместителю Министра
обороны  Российской  Федерации   (Главному   военно   -   медицинскому
управлению  Министерства  обороны  Российской Федерации),  командующим
войсками военных округов, Балтийским флотом, военным комиссарам:
     предусмотреть реализацию мер по изучению граждан в ходе получения
ими начальных знаний в области обороны,  подготовки по основам военной
службы  и  военно  -  учетным специальностям в целях заблаговременного
выявления через  должностных  лиц  соответствующих  образовательных  и
общественных  учреждений  (организаций)  граждан,  предрасположенных к
алкоголизму, наркомании, суицидам;
     обеспечить обязательное использование данных по профессиональному
психологическому  отбору  врачами   -   психиатрами,   осуществляющими
медицинское  освидетельствование граждан при первоначальной постановке
их на воинский учет,  призыве или добровольном поступлении на  военную
службу;
     в ходе   призывной   кампании   выявлять    факты    и    причины
необоснованного призыва на военную службу граждан,  имеющих отклонения
в состоянии здоровья.
     3. Главному  управлению  воспитательной  работы  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации,  начальнику  Тыла  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации   -   заместителю   Министра  обороны  Российской  Федерации
(Главному  военно  -  медицинскому  управлению  Министерства   обороны
Российской  Федерации)  до  15  ноября 1998 г.  подготовить совместную
инструкцию по координации усилий и организации взаимодействия  центров
(пунктов)    психологической    помощи    и    реабилитации,    комнат
психологической разгрузки органов воспитательной работы и  создаваемых
групп   психического  здоровья,  кабинетов  медико  -  психологической
коррекции, подчиненных медицинской службе.
     4. Главнокомандующим     Ракетными    войсками    стратегического
назначения и Военно - Морским Флотом,  Главному управлению  Сухопутных
войск,  Главному военно - медицинскому управлению Министерства обороны
Российской Федерации до 15 декабря 1998 г. подготовить и представить в
Главное организационно - мобилизационное управление Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации предложения о включении в  состав
соединений  постоянной  готовности,  отдельных  объединений,  флотов и
учебных  центров  групп  психического  здоровья  в  составе  психиатра
(психоневролога)  и  психофизиолога за счет численности Ракетных войск
стратегического назначения,  Сухопутных  войск  и  Военно  -  Морского
Флота.  Возложить  на  группы  психофизиологическое  и психиатрическое
обследование    военнослужащих,    изучение     процесса     адаптации
военнослужащих  первого  года  службы,  выявление  лиц  с психическими
заболеваниями,  склонных к расстройствам личности, предрасположенных к
пьянству,  алкоголизму,  наркомании,  суицидам,  проведение  лечебно -
оздоровительных мероприятий нуждающимся.
     5. Начальнику   Тыла   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  -
заместителю Министра обороны Российской Федерации (Главному  военно  -
медицинскому управлению Министерства обороны Российской Федерации):
     представить в Главное организационно - мобилизационное управление
Генерального    штаба   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации   в
установленном порядке предложения по включению в пределах существующей
штатной  численности и коечной емкости госпиталей в состав центральных
военных  госпиталей  видов  Вооруженных   Сил   Российской   Федерации
психиатрических   отделений   для   лечения   больных  с  пограничными
психическими  состояниями  и  кабинетов   медико   -   психологической
коррекции;   в   состав   окружных  (флотских)  военных  госпиталей  -
психиатрических  отделений  для   лечения   больных   с   пограничными
психическими  состояниями,  а также в пределах численности медицинской
службы Вооруженных Сил Российской  Федерации  -  должностей  врачей  -
психиатров   -  наркологов  в  действующие  психиатрические  отделения
(кабинеты)  военных  госпиталей  и   поликлиник;   психиатрических   и
психотерапевтических    кабинетов    -    в   состав   амбулаторно   -
поликлинических учреждений;
     обеспечить постоянный контроль за соблюдением уставных требований
в организации службы и быта  военнослужащих,  добиваться  оперативного
устранения выявленных недостатков, улучшить методическое руководство и
помощь командирам (начальникам) по вопросам  сохранения  и  укрепления
психического здоровья личного состава. Пересмотреть подходы к оказанию
психиатрической помощи,  ориентировав ее на  профилактику  психических
заболеваний, особенно пограничных;
     совместно с Главным управлением военного бюджета и финансирования
Министерства   обороны   Российской  Федерации  планировать  ежегодное
целевое  выделение  финансовых  средств   для   закупки   экспресс   -
диагностикумов на алкоголь и наркотики.
     6. Считать  не  действующим  в   Вооруженных   Силах   Российской
Федерации Приказ Министра обороны СССР 1980 г. N 0242.
     7. Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
Главное  управление  воспитательной  работы Вооруженных Сил Российской
Федерации  в  части,  касающейся  вопросов   психологической   помощи,
начальника  Тыла  Вооруженных  Сил  Российской Федерации - заместителя
Министра обороны Российской Федерации (Главное  военно  -  медицинское
управление   Министерства   обороны  Российской  Федерации)  в  части,
касающейся психиатрической помощи.

Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации,
генерал армии
                                                            А. КВАШНИН
25 сентября 1998 г.
N 440


                                                            Приложение

                                            к Приказу Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                              от 25 сентября 1998 года
                                                                 N 440

                               МЕТОДИКА

                    РАБОТЫ КОМАНДИРА ПО СОХРАНЕНИЮ
                 ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

     1 .  Психическое здоровье военнослужащих и факторы,  влияющие  на
его состояние.
     Психически здоровым считается военнослужащий умственно  развитый,
достаточно   внутренне  уравновешенный,  способный  овладеть  воинской
специальностью,  находиться в  организованном  воинском  коллективе  и
переносить   повышенные   психические   и   физические   нагрузки  без
последствий для своего здоровья.
     Состояние психического   здоровья   непрерывно   изменяется   под
влиянием многочисленных внешних факторов:  социально -  экономических,
экологических,  физических,  психотравмирующих,  токсических и др.  Не
существует людей,  абсолютно  невосприимчивых  к  стрессу.  У  каждого
имеется  строго индивидуальный предел сопротивляемости,  по достижении
которого психоэмоциональное напряжение,  переутомление  или  нарушение
функций  организма приводит к срыву психической деятельности.  У лиц с
гармоничным складом характера и высоким уровнем  здоровья  психическое
или  личностное  расстройство  может  развиться только при чрезвычайно
интенсивном  или  весьма   продолжительном   неблагоприятном   внешнем
воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события
для   конкретной   личности,   эмоционально   -   смысловой   контекст
переживаний,  способность  находить  конструктивный способ преодоления
стрессовой ситуации.  Не менее важное значение имеет  общее  состояние
организма, степень истощения его функциональных систем.
     Военная служба     неизбежно     сопровождается     значительными
психическими и физическими нагрузками.  Изменение ритма жизни, разлука
с домом и семьей,  уставной распорядок дня,  регламентированный  режим
поведения,   необходимость   подчиняться,   невозможность  уединиться,
повышенная   ответственность,   определенные    бытовые    неудобства,
непривычные    климато    -    географические    условия,    различные
профессиональные вредности,  сопровождающие тот или иной вид  военного
труда   (ограниченное   пространство,   шум,  вибрация,  температурные
нагрузки,  электромагнитное излучение,  компоненты ракетного  топлива,
операторская  деятельность,  аварийные  ситуации  и  т.п.)  -  все это
предъявляет  повышенные  требования   к   состоянию   психического   и
физического здоровья военнослужащих.
     Еще более  мощные  предпосылки   для   формирования   психической
патологии   у  военнослужащих  возникают  в  условиях  ведения  боевых
действий.  Необходимость выжить в  обстановке  смертей  и  разрушений,
отрицательные      впечатления,     морально     -     психологическая
неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины
перед  погибшими,  неопределенность  и  дефицит информации,  нарушение
режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в
прежнем  опыте  запаса  возможных  ответных реакций являются основными
факторами воздействия на психику военнослужащих в  современной  войне.
При  ведении  боевых  действий у 75%  военнослужащих могут развиваться
кратковременные  психологические  стрессовые  реакции,  сопровождаемые
частичной или полной утратой боеспособности.
     На состояние психического здоровья военнослужащих  деморализующее
влияние  оказывает  антиармейская  пропаганда,  плохие  условия быта и
питания личного состава,  задержки в обеспечении  денежным  и  вещевым
довольствием.   Бездуховность,   жестокость,  культ  силы  и  насилия,
ориентация на достижение личных корыстных целей в  ущерб  общественным
интересам,  отсутствие  веры  в  высоконравственные  идеалы и что-либо
более  ценное,  нежели  удовлетворение  сиюминутных   потребностей   и
инстинктов,  характерные  для  многих  современных  молодежных  групп,
нередко переносятся в армейскую среду и в  относительно  изолированных
воинских коллективах зачастую приобретают особенно уродливые формы, за
которыми   закрепились   названия   "неуставные   взаимоотношения"   и
"дедовщина".
     Таким образом,  главными  факторами,  влияющими  на   психическое
здоровье    военнослужащих,    являются   политическая   стабильность,
экономическое  благосостояние  и  нравственное  здоровье  общества.  В
современных   условиях   командиры  всех  степеней  должны  и  обязаны
активизировать работу  по  сохранению  психического  здоровья  личного
состава,   рассматривать   ее   как  основу  укрепления  дисциплины  и
правопорядка в  подчиненных  подразделениях.  Командиры  любого  ранга
должны помнить, что человек способен перенести самые тяжелые страдания
и лишения лишь в том случае,  если он способен придать им смысл,  если
он  ощущает свою нужность и защищенность,  находит внимание и уважение
со стороны окружающих, их понимание и моральную поддержку.
     2. Методы    определения    состояния    психического    здоровья
военнослужащих.
     Чтобы всесторонне  знать  деловые  и  морально  - психологические
качества подчиненных,  как этого требуют общевоинские уставы, командир
подразделения  должен  располагать  необходимыми  сведениями  о  жизни
каждого военнослужащего до его призыва на  военную  службу,  постоянно
быть  в курсе его проблем,  проявлять наблюдательность и деликатность.
Важной задачей  является  установление  спокойно  -  доброжелательного
контакта и атмосферы доверия со своим подчиненным.
     Одним из  методов  изучения  психического  здоровья   подчиненных
является проведение с ними бесед. Задавая вопросы, необходимо плавно и
непринужденно переходить от одной сферы проблем к другой и  уже  затем
сосредоточиться  на  деталях.  Следует  избегать  моральных  оценок  и
нравоучений,  а также записей во время  беседы.  Если  при  обсуждении
каких-либо   проблем   военнослужащий   раздражается   или  становится
подавленным, нужно тактично прокомментировать это ("Я заметил, что это
Вас расстраивает") и снять эмоциональное напряжение.
     В ходе  беседы  в  обязательном  порядке  должны  быть  затронуты
следующие темы.
     1. Семья - ее состав,  жилищные условия,  материальное положение,
возраст родителей, братьев и сестер (если умерли - какова была причина
смерти),  их профессии, черты характера, кто из членов семьи занимался
воспитанием  и  с  кем  наиболее близок,  конфликтные отношения внутри
семьи,  их причины и отношение  к  ним.  В  случае  распавшейся  семьи
необходимо   выяснить,   сколько  было  лет  подчиненному,  когда  это
случилось,  его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт
с родителем,  ушедшим из семьи.  Как относится он сам и его родители к
его призыву в армию  и  как,  по  его  мнению,  отразится  прохождение
военной службы на положении дел в семье?
     2. Учеба и трудовой путь - успеваемость,  отношения со  школьными
товарищами  и  учителями,  участие  в  общественной работе,  интерес к
неформальной социальной активности,  имевшиеся  нарушения  дисциплины,
прогулы или страх перед школой,  чем они были вызваны. Сколько окончил
классов,  с какими оценками,  где и как продолжал образование? В каком
возрасте начал работать,  имеет ли специальность, какие были отношения
с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много,
каковы  причины  смены  мест  работы?  Планы  на  будущее  в отношении
приобретения профессии,  способность  учитывать  возможные  трудности,
соотносить  желаемое  и  возможное.  Как настроен на освоение воинской
специальности, нравится ли вид или род войск, в который попал служить.
     3. Отношения со сверстниками - предпочтение одного близкого друга
или компании приятелей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый
изгой,  независимый  одиночка  и т.п.),  причины выбора приятелей - по
общности увлечений,  для компании в  увеселениях  и  т.п.  Являлся  ли
членом  какой-нибудь  подростковой или молодежной группы,  какая в ней
была ориентация,  иерархия власти?  Каковы отношения с противоположным
полом,  есть  ли  девушка  (жена,  дети),  как переносит разлуку?  Как
складываются отношения  с  сослуживцами,  с  другими  командирами?  Не
приходилось ли подвергаться насмешкам или физическому оскорблению?
     4. Увлечения  в  настоящем  и  прошлом   -   занятия,   требующие
кропотливой   аккуратности,  силовые  виды  спорта,  азартные  игры  и
поверхностное общение  со  сверстниками,  религия,  философия,  особые
пищевые   привычки   и  т.п.  Под  чьим  влиянием  был  сделан  выбор,
препятствовали или поощряли то или  иное  увлечение  родители,  каковы
были  достигнутые  результаты,  почему  были  оставлены,  нет ли к ним
необычного, сверхценного интереса?
     5. Нарушения  поведения в прошлом - прогулы,  мелкое хулиганство,
курение,  выпивки и знакомство с  другими  дурманящими  веществами  (в
каком количестве,  как часто,  на протяжении какого времени,  с какими
последствиями,  имеется ли зависимость),  побеги из дома; задерживался
ли милицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних и почему.  Если на этот счет имеется дополнительная
информация,    следует    предложить   объяснить   ее,   опровергнуть,
прокомментировать.
     6. Наиболее  неприятные события в прошлой жизни и реакция на них.
Наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельства,  при которых
они   возникали,   совершались  ли  суицидные  попытки,  когда,  каким
способом,  кому они были  адресованы?  При  затруднениях  ответить  на
вопрос  о  наиболее  тяжких  событиях  в  жизни  следует  прибегнуть к
наводящим вопросам: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как
переносит разлуку с теми,  к кому привязан,  когда и кто несправедливо
наказал,  где, в каком обществе, при контактах с кем почувствовал себя
невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался? Как переносит и ищет
выход из подобных ситуаций?  Не  находится  ли  в  настоящее  время  в
какой-то психотравмирующей ситуации?
     7. Перенесенные заболевания и  травмы  -  как  они  сказались  на
самочувствии,  на  учебе  и на положении среди сверстников.  Наличие в
настоящем и  прошлом  жалоб  на  здоровье,  нарушений  сна,  аппетита,
настроения. Даже   если   при   затрагивании  этой  темы  складывается
впечатление о том,  что данный  военнослужащий  симулирует,  стремится
изображать наличие у себя несуществующей болезни, необходимо помнить о
том,  что такое поведение нередко наблюдается у лиц,  имеющих  те  или
иные психические отклонения,  и в этом случае следует направить его на
консультацию к врачу.
     8. Особенности  характера.  Можно  начать с вопроса:  "Я хотел бы
узнать, каким  Вы  видите  самого  себя.  Расскажите  мне,  какой   Вы
человек".  Дальнейшие  вопросы  должны  коснуться социальных навыков и
отношений:   открытость   или   сдержанность,    количество    друзей,
самокритичность,  уровень самооценки. Легко или с трудом устанавливает
контакты?  Справляется ли с одиночеством без особых проблем? Находится
ли  в  сильной  зависимости  от  других лиц?  Является ли застенчивым,
замкнутым,  бойким,  жизнерадостным, способен без труда выразить себя?
Настроение: быстрые перепады или незначительные колебания? Озабоченный
или веселый? Обидчивый или уравновешенный? Злопамятный или отходчивый?
Является   педантичным   или   беспечным,  импульсивным,  имеет  живую
фантазию,  раздражителен,  агрессивен,  склонен  ли  к  насилию?   Как
реагирует  на  неприятности  и на перемены в жизни?  Полученные в ходе
беседы сведения от военнослужащего нужно  дополнить  и  сопоставить  с
собственными  наблюдениями и с данными из других источников информации
о нем.
     9. Отношение  к  военной  службе - относится ли к призыву в армию
положительно,   с   желанием,   с   инфантильно    -    романтическими
представлениями,  безразлично  или с негативизмом;  подобные установки
сложились еще до призыва или уже в  период  службы;  как  воспринимает
условия   и  характер  службы,  быта,  питания,  взаимоотношений,  как
адаптируется к новой обстановке,  какие испытывает  проблемы,  к  чему
труднее  всего привыкнуть.  Если военнослужащий высказывает негативные
установки на  прохождение  службы,  недовольство  теми  или  иными  ее
условиями  или  по  каким-то  причинам  считает себя несостоятельным к
службе, не следует открыто осуждать его за это мнение либо оценивать с
позиции  "чем  он  лучше  (хуже)  других".  Нужно,  установив причины,
постараться  отыскать  конструктивный  способ  решения  проблемы   или
изменить его отношение к этой проблеме. Необходимо также иметь в виду,
что затрудненная адаптация к военной службе чаще всего  наблюдается  у
военнослужащих  с низким уровнем психического здоровья и поэтому может
потребоваться  вмешательство  военного  психолога   или   консультация
психиатра.
     С момента  первой  беседы   с   военнослужащим   начинается   его
всестороннее изучение.  Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить
общительность или замкнутость,  живой веселый нрав  или  склонность  к
унынию,  тревожная  озабоченность или нарочитая бравада,  подчеркнутая
деликатность или быстро утрачиваемое чувство  дистанции,  неторопливая
обстоятельность  или  суетливость  и поспешность в мыслях и действиях,
болтливость или осторожная осмотрительность в ответах,  сдержанность в
проявлении чувств или эмоциональная неуравновешенность.
     Значительный объем информации может быть получен  от  сослуживцев
военнослужащих,  которым он нередко раскрывает стороны своей личности,
остающиеся  незаметными,  пока  он  находится  в   присутствии   своих
командиров, к кому он тянется, с кем группируется, к кому обнаруживает
неприязнь.  Анализируя информацию,  можно увидеть, кто в подразделении
неформальный лидер,  кто в положении изгоя, кто стремится доминировать
над остальными,  кто  стал  объектом  эмоционального  отвержения,  кто
постоянно уединяется.
     При ближайшей  помывке  личного  состава  в  бане  и   во   время
медицинского обследования (осмотра) необходимо, соблюдая деликатность,
обратить  внимание  на  особенности  строения  тела  и  внешнего  вида
военнослужащих.
     Предметом насмешек  сослуживцев  и  тягостных  переживаний  может
служить  избыточная  полнота  или  чрезмерная  худоба,  а также мелкие
физические недостатки (большой нос,  кривые ноги, небольшой по размеру
половой  член  и  т.п.).  Татуировки  на теле могут отражать символику
приобщения к криминальной  среде,  к  "свободной  жизни",  примитивное
стремление  к  самоутверждению,  к  неподчинению  или  же инфантильную
влюбленность.  Следы порезов (чаще на  левом  предплечье)  могут  быть
следами  суицидных попыток,  следами "разрядок" внутреннего напряжения
("чтобы успокоиться,  увидев собственную кровь") или  следами  "обряда
братания"  в  полукриминальной  подростковой среде.  Следы инъекций на
предплечьях,  между пальцев, в подмышечных впадинах, на половом члене,
бедрах,  особенно  по  ходу  вен,  часто  указывают  на  использование
внутривенных вливаний наркотических веществ. Признаком злоупотребления
наркотиками   могут   также  быть  бледность  или  желтушность  кожных
покровов,  покраснение лица,  характерные алые губы  на  бледном  лице
("маска   клоуна"),   широкие   или  узкие  зрачки,  дрожание  кистей,
потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки.
Следы  повреждений (кровоподтеки,  ссадины) должны привлечь внимание к
фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими
в подразделении.
     Все вышеперечисленное   дает   немало   сведений    для    оценки
психического   состояния   военнослужащего.   Их   следует   дополнять
сведениями  из  других  источников  информации.  Необходимо  постоянно
интересоваться  мнением сослуживцев и других командиров,  результатами
обследований   (осмотров)   у   военного   психолога   и   медицинских
специалистов.  Командир  обязан  лично  присутствовать  при проведении
психологического и медицинского обследования и  привлекать  для  этого
всех   офицеров   и   прапорщиков   роты.   Изучается   имеющаяся   на
военнослужащего документация:  военный билет, карточка учета взысканий
и поощрений,  карта профессионального психологического отбора,  прочие
документы. На военнослужащих с подозрением на наличие психического или
личностного  расстройства запрашиваются дополнительные характеризующие
сведения:   личное   дело   призывника   из   военного   комиссариата,
характеристики  с  мест  учебы,  работы,  сведения  от  родителей,  из
правоохранительных органов (если имел приводы в милицию или состоял  в
ней  на  учете),  учреждений  здравоохранения и т.п.  Эти данные могут
оказаться  необходимыми   и   в   случае   углубленного   обследования
военнослужащего у врача - психиатра.
     3. Методика  работы  с  военнослужащими,  имеющими  отклонения  в
психическом здоровье.
     При установлении в ходе первичной беседы, последующего наблюдения
в   период   прохождения   военной  службы  или  по  данным  имеющейся
документации  подозрения  о  наличии  у   военнослужащего   каких-либо
психических отклонений командир в установленном порядке направляет его
к врачу  воинской  части,  который  после  всестороннего  обследования
организует   консультацию   врача  -  психиатра  (психоневролога)  для
установления  диагноза,  назначения  лечения  и,  при   необходимости,
освидетельствования на предмет определения годности к военной службе.
     Обязательному направлению на  медицинское  освидетельствование  к
врачу  -  психиатру  подлежат  военнослужащие  с  неудовлетворительной
нервно  -  психической  устойчивостью,  отнесенные  к   IV   категории
профессиональной  пригодности  по всем классам воинских должностей или
по решению военного психолога при наличии других показаний.
     При направлении   военнослужащего  на  консультацию  к  психиатру
представляется  служебная  характеристика,  в  которой   должны   быть
подробно,  причем в виде фактов, а не рассуждений, изложены результаты
изучения  командиром  подразделения   его   деловых   и   морально   -
психологических    качеств,    особенностей    характера,   поведения,
взаимоотношений,  нарушений  дисциплины,   конфликтов,   их   причины,
принимавшиеся меры,  наблюдавшиеся отклонения в психическом состоянии,
мнение командира об их влиянии на исполнение служебных обязанностей  и
о целесообразности продолжения военной службы.
     Только врач - психиатр способен установить  диагноз  психического
заболевания.
     Основаниями для  госпитализации   в   психиатрический   стационар
являются   наличие   у  военнослужащего  психического  расстройства  и
заключение врача - психиатра о необходимости  проведения  обследования
или  лечения  в стационарных условиях либо постановление прокурора или
определение суда.  Недопустимо  угрожать  военнослужащим  отправкой  в
психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.
     В случае отсутствия у военнослужащего  психического  заболевания,
но  при  предрасположенности  к  личностным  расстройствам  дальнейшую
работу  с  военнослужащим  осуществляет  психолог  или   психоневролог
совместно  с  врачом  воинской  части.  На него составляется программа
психологической коррекции,  назначаются индивидуальные  воспитательные
меры.  После  их  окончания  проводится  повторное психологическое или
психофизиологическое  исследование.   При   отсутствии   положительных
результатов  военнослужащий  направляется  на повторное обследование к
врачу - психиатру, который может рекомендовать обследование в условиях
психиатрического  стационара с последующим решением вопроса о годности
к военной службе.  В случае положительных результатов  психологической
коррекции   военнослужащий   продолжает   выполнение  своих  служебных
обязанностей.  При  выявлении   в   подразделении   военнослужащих   с
подозрением на употребление алкоголя или наркотиков они направляются в
установленном порядке в медицинский пункт (роту)  воинской  части  для
подтверждения   факта  наличия  алкоголя  и  наркотических  веществ  в
биологических жидкостях военнослужащего.
     Решающее значение     в    сохранении    психического    здоровья
военнослужащих,   в   предупреждении   психических    расстройств    и
чрезвычайных  происшествий  имеют  высокая  морально - психологическая
подготовка,  четкая организация службы,  твердая воинская дисциплина и
уставные  взаимоотношения  в  коллективе.  Успех этой работы обеспечит
тесное взаимодействие командиров,  воспитателей,  военных  психологов,
психофизиологов, психиатров, юристов и войсковых врачей.

Начальник Главного военно -
медицинского управления
Министерства обороны Российской
Федерации, генерал - полковник
медицинской службы
                                                                И. ЧИЖ