О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 20 НОЯБРЯ 1999 Г. N 197-ФЗ ПИСЬМО ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 2 марта 2000 г. N КА-16-27/1630 (ФР 00-12) С 1 января 2000 года вступил в действие Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", определивший для всех плательщиков страховых взносов тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, базу для начисления и уплаты страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, включая работающих граждан из числа инвалидов. Наряду с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, внесший изменения и дополнения в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1. В 200 году вопросы начисления и уплаты страховых взносов кроме названных нормативных правовых актов регулируются также Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" (до принятия федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год) и Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 546). Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ для всех категорий плательщиков размеры тарифов страховых взносов в ПФР на 2000 год оставлены без изменений. также не претерпела изменений база (совокупность выплат в пользу работников) для начисления и уплаты страховых взносов. При этом законодатель уточнил необходимость начисления и уплаты страховых взносов с выплат работникам и физическим лицам (не состоящим в трудовых отношениях с работодателем) при заключении с ними договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Из смысла данного Закона следует, что на вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим лицам по вышеназванным договорам, страховые взносы в ПФР начисляются и уплачиваются всеми плательщиками страховых взносов. Исключением являются только индивидуальные предприниматели, если они по указанным договорам являются исполнителями работ (услуг). Предприниматели относятся к обособленной категории плательщиков страховых взносов и осуществляют расчеты с ПФР с дохода от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением, либо с доходов, определяемых из стоимости патента, либо по ставкам и в порядке, установленном Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Пунктом "в" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ родовым, семейным общинам коренных малочисленных народов Севера, занимающимся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянским (фермерским) хозяйствам установлена новая база для исчисления страховых взносов, а именно выплаты, начисленные в пользу членов общин и хозяйств. Впредь до внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" датой уплаты указанными плательщиками страховых взносов следует считать 1 апреля следующего года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и абзацев 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов. Также подлежат пересмотру в установленном порядке положения Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ как воспроизводящая нормы Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ. Вместе с тем согласно пункту 4 резолютивной части впредь до установления законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за 1999 и 2000 годы в установленном Федеральными законами от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ в размере 20,6 процента от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей. Таким образом, расчеты по страховым взносам в ПФР до принятия нового законодательного акта осуществляются перечисленными категориями плательщиков исходя из тарифа 20,6 процента. Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов некоторых категорий плательщиков страховых взносов. Однако Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов. В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона от 27 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, юридической силы означает, как определено в Постановлении, что с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его положения не должны применяться. На основании изложенного с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются общественные организации инвалидов, отвечающие требованиям статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Пункты 1 и 2 раздела II письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 в части освобождения от уплаты страховых взносов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций не применять. В соответствии с пунктом "а" статьи 6 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в размере 28% освобождаются все юридические лица, независимо от форм собственности, подчиненности и организационно-правовых форм, в части выплат, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта норма осталась неизменной по сравнению с Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, действовавшим в 1999 году. Следует иметь в виду, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П о проверке конституционности отдельных положений статей указанного Закона не содержит каких-либо указаний в части пункта "а" статьи 6 Закона, так как он не был предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации. Также не являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации вопрос о хозяйственных обществах общественных организаций инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и об организациях, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации. Следовательно, на основании пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР в 2000 году могут быть освобождены хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов только общероссийских общественных организаций (в том числе созданных как союзы), их региональных и местных организаций, а также организации, собственником имущества которых являются только общероссийские общественные организации, их региональные и местные организации. Хозяйственные общества и учреждения других общественных организаций инвалидов права на льготу не имеют, как не предусмотренные пунктом "б" статьи 6 Закона. Признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "в" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ в той части, в которой он не освобождает от уплаты страховых взносов работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости. Определено также, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П является основанием для отмены в установленном порядке отдельных положений нормативных актов, носящих дискриминационный характер в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III, получающих пенсии по инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР. Такие акты в указанной части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами. Таким образом, с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются поименованные в пункте "в" статьи 6 Федеральных законов от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ категории граждан и одновременно поименованные в пункте "д" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и в пункте "е" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, являющиеся инвалидами I, II и III групп, получающие пенсии как по инвалидности, так и по старости. С учетом изложенного раздел III письма ПФР от 16 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 применяется в части, не противоречащей настоящему письму. Первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В.Куртин |