ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В ЦСО И ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ. Приказ. Комитет социальной защиты населения правительства Москвы. 26.10.98 206

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕНИИ
         СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В ЦСО И ДОЛЖНОСТНЫХ
                       ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ

                                ПРИКАЗ
 
       КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
 
                          26 октября 1998 г.
                                N 206

                                 (Д)


     В целях  реализации  постановления  Правительства  Москвы  от  14
апреля  1998  г.  N  306  "О городских целевых программах по улучшению
положения детей в Москве на 1998-2000 годы" и создания сети  отделений
социальной  помощи  семье  и  детям в центрах социального обслуживания
приказываю:
     1. Утвердить  Примерное  положение об Отделении социальной помощи
семье и детям  в  Центре  социального  обслуживания  в  городе  Москве
(приложение 1).
     2. Утвердить   Примерные   должностные   обязанности   работников
Отделения социальной помощи семье и детям в ЦСО (приложение 2).
     3. Начальникам    управлений    социальной    защиты    населения
административных  округов,  директорам  центров,  заведующим отделений
социальной помощи семье и детям при разработке Положения об  Отделении
и    распределении    должностных    обязанностей    руководствоваться
документами, утвержденными настоящим приказом.
     4. Начальникам и главным бухгалтерам управлений социальной защиты
населения  административных  округов  в  соответствии  с  утвержденной
городской  целевой программой "Развитие социального обслуживания семьи
и детей" на 1998-2000 годы (постановление Правительства Москвы  от  14
апреля 1998 г.  N 306) при ежегодном формировании бюджета (1999,  2000
годы) предусматривать необходимые на  реализацию  указанной  программы
расходы и своевременно представлять данные на рассмотрение в планово -
экономический отдел Комитета социальной защиты населения.
     5. Управлению  организации социального обслуживания и материально
-  бытового  устройства   оказывать   необходимую   организационно   -
методическую    помощь   управлениям   социальной   защиты   населения
административных округов.
     6. Контроль   за   исполнением   приказа   возложить  на  первого
заместителя  председателя  Комитета   Грачеву   О.Е.   и   начальников
управлений социальной защиты населения Москвы.

Председатель Комитета социальной
защиты населения Москвы
                                                         И.К. Сырников
26 октября 1998 г.
N 206

                                                          Приложение 1

                                                    к приказу Комитета
                                    социальной защиты населения Москвы
                                           от 26 октября 1998 г. N 206

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             ОБ ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
                  В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

     Отделение социальной помощи семье и  детям  является  структурным
подразделением   Центра   социального  обслуживания  (приказ  Комитета
социальной защиты населения Москвы от 04.09.97 N 158  "Об  утверждении
примерного   положения   о   ЦСО,   номенклатуры   дел  и  должностных
обязанностей работников") и предназначается  для  оказания  социальной
помощи семье и детям, нуждающимся в социальной поддержке.
     Отделение создается приказом  директора  ЦСО  по  согласованию  с
Управлением социальной защиты населения административного округа.
     Отделение предназначается    для     оказания     социально     -
психологической, социально - экономической адресной помощи и поддержки
семье и детям.  Деятельность отделения  направлена  на  предоставление
семье  и детям конкретных социальных услуг для удовлетворения жизненно
необходимых потребностей.

                     1. Основные задачи отделения

     1.1. Выявление  совместно  с   государственными,   общественными,
благотворительными  и  другими  организациями (органами и учреждениями
образования,  здравоохранения,  внутренних дел,  занятости,  миграции,
ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей - инвалидов,
детей - сирот - бывших воспитанников детских домов и школ - интернатов
учреждений   системы   образования  и  соцзащиты)  причин  и  факторов
социального неблагополучия конкретных семей и детей,  их потребности в
социальной помощи.
     1.2. Определение  и  предоставление  конкретных  видов   и   форм
социально   -   экономических,   медико   -  социальных,  социально  -
психологических,  социально  -  педагогических,  юридических  и   иных
социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке.
     1.3. Помощь   гражданам   в   создании    в    семье    атмосферы
взаимопонимания  и  взаимного  уважения,  благоприятного микроклимата,
преодоление  конфликтов  и  иных  нарушений  супружеских  и   семейных
отношений.
     1.4. Социальный патронаж семей с детьми - инвалидами, нуждающихся
в социальной помощи и реабилитации.
     1.5. Участие   в   работе    по    профилактике    безнадзорности
несовершеннолетних, защите их прав.
     1.6. Бытовое, медицинское, культурное обслуживание семей и детей,
организация отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности.
     1.7. Привлечение   различных   государственных   и   общественных
организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
     1.8. Реализация мер по социальной защите детей - сирот  -  бывших
воспитанников детских домов - интернатов и школ - интернатов.

        2. Отделение социальной помощи семье и детям оказывает
      социальные услуги следующим категориям и группам населения

     2.1. Семьям:
     - многодетным, неполным, бездетным;
     с детьми - инвалидами;
     - разводящимся, молодым с детьми - инвалидами, несовершеннолетних
родителей, малообеспеченным, бездомным;
     - с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально -
конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей,
жестоким обращением с детьми;
     - имеющим  в  составе  лиц,  ведущих аморальный,  паразитический,
асоциальный образ жизни,  осужденных или вернувшихся из  мест  лишения
свободы, специальных учебно - воспитательных учреждений.
     2.2. Детям и подросткам:
     - оказавшимся в неблагоприятных семейных условиях,  угрожающих их
здоровью и развитию;
     - лицам   с   асоциальным  поведением,  беспризорным,  испытавшим
негативное воздействие по месту жительства,  учебы,  работы  (жестокое
обращение,  насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение
к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность);
     - переживающим   острые   конфликтные   ситуации   с  родителями,
учителями, соседями, знакомыми;
     - проживающим с родителями,  оформляющими развод или находящимися
в состоянии развода.
     - детям - инвалидам.
     2.3. Взрослым гражданам:
     - матерям - одиночкам,  имеющим на  иждивении  несовершеннолетних
детей;
     - родителям - пенсионерам с несовершеннолетними детьми;
     - пенсионерам - опекунам над несовершеннолетними детьми;
     - беременным женщинам и кормящим матерям;
     - матерям,  желающим найти временную работу, работу с сокращенным
рабочим днем, на дому или другими благоприятными условиями;
     - имеющим   на   иждивении   несовершеннолетних  детей;  частично
трудоспособным,  желающим получить доступную работу с учетом состояния
здоровья;
     - проживающим в одной квартире бывшим супругам;
     - испытывающим  сложности в отношениях с детьми,  родственниками,
коллегами и другими людьми.
     - временно  не способным заботиться о детях в результате болезни,
нетрудоспособности,  длительных командировок,  привлечения к  судебной
ответственности или пренебрегающим своими родительскими обязанностями,
ведущим аморальный и паразитический образ жизни.
     2.4. Детям - сиротам:
     - осиротевшим или оставшимся без попечения родителей, нуждающимся
в   обустройстве   и   помощи   в   связи  с  отменой  или  признанием
недействительным усыновления, опеки;
     - бывшим   воспитанникам  детских  домов  и  школ  -  интернатов,
нуждающимся в социальной поддержке.
     Указанные в  пункте  2  лица  имеют  право обратиться в отделение
лично,  по  телефону,  а  также  направить  письменное  заявление  или
просьбу.
     Допускается анонимное обращение лиц для получения отдельных видов
помощи.

            3. Основные направления деятельности отделения

     3.1. Первичный   прием   граждан,   выявление   имеющихся  у  них
потребностей в социальных услугах.
     3.2. Организация  комплексного  социального обслуживания и помощи
семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
     3.3. Содействие в получении льгот,  пособий, компенсаций и других
выплат,  материальной  и  натуральной  помощи,  кредитов,   алиментов,
улучшении    жилищных    условий    в   соответствии   с   действующим
законодательством, в оформлении жилищных субсидий.
     3.4. Социально  -  экономическая поддержка многодетных,  неполных
семей,  социальная  поддержка  выпускников  детских  домов  и  школ  -
интернатов  на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими
23 летнего возраста.
     3.5. Содействие в решении вопросов занятости, устройства на курсы
подготовки и переподготовки кадров нуждающимся в этом лицам.
     3.6. Оказание  семьям  и  детям юридической помощи по социально -
правовым вопросам (жилищное, семейно - брачное, трудовое, гражданское,
пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов, сирот).
     3.7. Оказание семьям и детям психологической и юридической помощи
по  вопросам  взаимоотношений  между родителями и детьми,  по вопросам
развития и возрастных особенностей детей и подростков.
     3.8. Психологическая  и  педагогическая помощь в обучении детей и
родителей здоровому образу жизни,  разрешении  семейных  конфликтов  и
других вопросах, поддержка психического и физического здоровья детей и
подростков.
     3.9. Профессиональная  ориентация  детей  - инвалидов с учетом их
индивидуальных возможностей.
     3.10. Организация мероприятий по привлечению средств для оказания
помощи  нуждающимся  семьям   (распределение   одежды   second   hand,
благотворительных аукционов, лотерей и т.п.).
     3.11. Содействие  в  организации  широкого  спектра  социально  -
бытовых услуг по сниженным ценам.
     3.12. Организация  (совместно  с  местными  органами  управления,
учреждениями образования,  здравоохранения, культуры и др.) семейных и
детских праздников, соревнований и конкурсов.
     3.13. Создание   интегрированных   игровых  групп  и  кружков  по
интересам.

              4. Организация обслуживания семей и детей

     4.1. Зачисление  детей  на  обслуживание  производится   приказом
директора Центра (по соответствующему отделению). Противопоказаниями к
зачислению являются:  наличие психических заболеваний,  активных  форм
туберкулеза,  бактерионосительства,  а также иных тяжелых заболеваний,
требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
     Снятие с  обслуживания  производится  приказом директора Центра в
следующих случаях: по заявлению, по истечении сроков обслуживания, при
выявлении медицинских противопоказаний, при наличии других объективных
причин.
     4.2. Социальное    обслуживание    семей   и   детей   отделением
осуществляется на разовой, временной и постоянной основе.
     4.3. Материальная, натуральная, продуктовая и гуманитарная помощь
оказывается на основании  заявлений  лиц,  обратившихся  в  отделение.
Заявления  рассматриваются  комиссией,  созданной  приказом  директора
Центра.
     4.4. Социальные  услуги  оказываются  отделением в соответствии с
Территориальным  перечнем  гарантированных   государством   социальных
услуг,   предоставляемых   гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам
учреждениями  социального   обслуживания   г.   Москвы,   утвержденным
постановлением  Правительства  Москвы от 11.06.96 N 502,  как правило,
бесплатно.
     По решению  руководства Центра и местной администрации отдельные,
дополнительные,  не предусмотренные  настоящим  Положением  социальные
услуги могут предоставляться за плату.
     Наряду с  Отделением  социальной  помощи   семье   и   детям   по
согласованию  с окружным управлением социальной защиты населения и при
наличии финансовых средств Центр  может  открывать  такие  структурные
подразделения,  как  отделение дневного пребывания детей и подростков,
кризисное  отделение  для  женщин,  подвергшихся  насилию,   отделение
реабилитации для детей с ограниченными возможностями и другие.
     Изменения и дополнения в настоящее  Положение  вносятся  приказом
Комитета социальной защиты населения.


                                                          Приложение 2

                                                    к приказу Комитета
                                    социальной защиты населения Москвы
                                           от 26 октября 1998 г. N 206

        ПРИМЕРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ
               СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В ЦЕНТРЕ
                       СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

            Должностные обязанности заведующего отделением
                   социальной помощи семье и детям

     11 - 14 разряды.
     Осуществляет общее   руководство   работой  Отделения,  подбор  и
обучение сотрудников, обеспечивает надлежащие условия труда и контроль
над   их   деятельностью;  несет  ответственность  за  результаты  его
деятельности.
     Отвечает за ведение документации, учета и отчетности деятельности
Отделения.
     Организует сохранность    материальных    ценностей.   Организует
выявление и учет семей и детей,  проживающих  на  территории  действия
Центра  и  нуждающихся  в  социальном  обслуживании.  Определяет объем
работы Отделения с учетом характера предоставляемых услуг.
     Осуществляет конкретные  мероприятия по предоставлению социальной
помощи нуждающимся семьям, детям и подросткам.
     Проводит регулярный  контроль  за  качеством  оказания социальной
помощи.  Проводит анализ и прогнозирование работы Отделения.  Внедряет
новые виды помощи, формы и методы ее оказания.
     Координирует деятельность     различных     государственных     и
негосударственных  организаций  и  учреждений  по оказанию поддержки и
помощи нуждающимся.
     Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию
форм и методов обслуживания.
     Содействует привлечению  внебюджетных  материальных  средств  для
оказания помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке.
     Осуществляет взаимодействие    в    вопросах    обслуживания    с
территориальными органами и  учреждениями  здравоохранения;  культуры,
образования, благотворительными, религиозными объединениями.
     Осуществляет мероприятия   по   привлечению   сил    и    средств
предприятий,  организаций,  общественных  объединений  и частных лиц к
оказанию   социальной   поддержки   обслуживаемых,   координирует   их
деятельность.
     Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия
торговли,  общественного  питания,  коммунального хозяйства,  бытового
обслуживания предоставление обслуживаемым  необходимых  видов  и  форм
помощи.
     Организует прием, сохранность и распределение гуманитарной помощи
среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи.
     Рассматривает заявления и  предложения  по  вопросам  социального
обслуживания и принимает меры по их реализации.
     Должен знать:  Конституцию  Российской  Федерации,   законы   РФ,
Конвенцию   о  правах  ребенка,  основы  социальной  политики,  права,
трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику,
педагогическую,  социальную  и  возрастную детскую психологию;  основы
социальной  гигиены;  социально  -  педагогические  и  диагностические
методики;  правила  и  нормы  охраны  труда,  техники  безопасности  и
противопожарной защиты;  теорию и методику социальной работы, законы и
постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, основные
направления  в  проводимой  политике  социальной   защиты   населения,
отечественный  и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания,
теорию и практику управления персоналом.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     11 - 12  разряды:  профессиональное  высшее  образование  и  стаж
работы  по  профилю  не  менее  3  лет  или  среднее  профессиональное
образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.
     13 -  14  разряды:  профессиональное  высшее  образование  и стаж
работы в должности  заведующего  отделением  (социальной  службой)  не
менее 5 лет.

       Должностные обязанности специалиста по социальной работе

     8 - 13 разряды.
     Выявляет и ставит  на  учет  на  территории  обслуживания  семьи,
несовершеннолетних  детей  и  подростков,  нуждающихся  в  социально -
медицинской,  юридической,  психолого - педагогической, материальной и
иной помощи; осуществляет их патронаж.
     Устанавливает причины возникающих у  граждан  трудностей,  в  том
числе  в  семье,  по  месту жительства,  работы или учебы.  Определяет
характер и объем необходимой им социальной помощи.
     Содействует активизации   потенциала   собственных   возможностей
отдельного человека, семьи. Содействует в организации малого семейного
бизнеса,   в   направлении  на  курсы  профессиональной  подготовки  и
переподготовки.  Способствует улучшению взаимоотношений между  членами
семьи  и  их  окружением.  Дает  необходимые консультации по различным
вопросам социальной защиты, направляет на консультации к специалистам.
Помогает   в   оформлении   документов  для  принятия  нуждающихся  на
постоянное  или  временное  социальное  обслуживание,  для   опеки   и
попечительства.  Содействует  в направлении нуждающихся в стационарные
учреждения органов здравоохранения, образования и социальной защиты.
     Направляет в  соответствующие  органы  и  учреждения  материалы и
документы  для  предъявления  иска  о   лишении   родительских   прав,
оформления   усыновления   и   т.д.   Организует  общественную  защиту
несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в
качестве их общественного защитника в суде.
     Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.
     Должен знать:   особенности   психологии   личности  и  отдельных
категорий населения,  быта и семейного воспитания;  народные традиции,
теорию  и  практику  социальной  работы,  социальной защиты населения,
законы,  постановления  на  региональном  и  местном  уровнях,  другие
нормативно - правовые акты в сфере социальной защиты населения, работу
органов  и  учреждений  социального  обслуживания,   отечественный   и
зарубежный опыт практической социальной работы.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     8 разряд:  высшее  профессиональное  (по профилю) образование без
предъявления требований к стажу  работы  или  профессиональное  высшее
образование  и  индивидуальная  подготовка  и  стаж работы в должности
социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по
профилю)  образование  и стаж работы в должности социального работника
не менее 3 лет.
     9 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж
работы в должности специалиста по социальной работе не менее  1  года,
или  профессиональное  высшее  образование  и  стаж работы в должности
специалиста  по  социальной  работе  не  менее  2  лет,  или   среднее
профессиональное  (по  профилю)  образование и стаж работы в должности
специалиста по социальной работе не менее 3 лет.
     10 разряд:  высшее  профессиональное  (по  профилю) образование и
стаж работы в должности специалиста по работе  не  менее  2  лет,  или
профессиональное   высшее   образование  и  стаж  работы  в  должности
специалиста  по  социальной  работе  не  менее  4  лет,  или   среднее
профессиональное  (по  профилю)  образование и стаж работы в должности
специалиста по социальной работе не менее 5 лет.
     11 разряд:  высшее  профессиональное  (по  профилю) образование и
стаж работы в должности специалиста по социальной работе  не  менее  3
лет, или профессиональное высшее образование и стаж работы в должности
специалиста по социальной работе не менее 5 лет.
     12 разряд:  высшее  профессиональное  (по  профилю) образование и
стаж работы в должности специалиста по социальной работе  не  менее  5
лет, или профессиональное высшее образование и стаж работы в должности
специалиста по социальной работе не менее 7 лет.
     13 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж
работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5  лет  и
наличие научно - методических разработок по профилю работы.

             Должностные обязанности социального педагога

     7 - 14 разряды.
     Осуществляет комплекс - мероприятий по  воспитанию  и  социальной
защите детей и подростков в учреждениях и по месту жительства. Изучает
медико - психологические особенности ребенка,  условия жизни. Выявляет
интересы  и потребности,  трудности и проблемы,  конфликтные ситуации,
отклонения в поведении детей и подростков и своевременно оказывает  им
социальную помощь и поддержку.  Выступает посредником между ребенком и
учреждением,  семьей,  средой,  специалистами  различных  ведомств   и
административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально -
педагогической работы,  способы решения личных и  социальных  проблем,
принимает  меры  по социальной защите и социальной помощи,  реализации
прав и свобод детей.
     Организует мероприятия,   направленные   на  развитие  социальных
инициатив,  реализацию социальных проектов и программ,  участвует в их
разработке и утверждении.
     Осуществляет работу по  трудоустройству,  патронажу,  обеспечению
жильем, пособиями, пенсиями, оформлением сберегательных вкладов.
     Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими),
специалистами  служб  занятости,  с благотворительными организациями и
др.  в оказании помощи детям  и  подросткам,  нуждающимся  в  опеке  и
попечительстве,  с  ограниченными  возможностями,  а  также попавшим в
экстремальные ситуации.
     Должен знать:   Конституцию   Российской  Федерации,  законы  РФ,
Конвенцию  о  правах  ребенка,  основы  социальной  политики,   права,
трудового и семейного законодательства, общую и социальную педагогику,
педагогическую,  социальную и возрастную  детскую  психологию,  основы
социальной  гигиены,  социально  -  педагогические  и  диагностические
методики,  правила  и  нормы  охраны  труда,  техники  безопасности  и
противопожарной защиты.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     7 разряд:  среднее  профессиональное образование без предъявления
требований к стажу работы.
     8 разряд:  профессиональное  высшее  образование без предъявления
требований к стажу работы или среднее профессиональное  образование  и
стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
     9 разряд:   профессиональное   высшее    образование    и    стаж
педагогической  работы  от  2  до  5  лет или среднее профессиональное
образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет.
     10 разряд:    профессиональное    высшее   образование   и   стаж
педагогической работы свыше 10 лет.
     11 разряд:    профессиональное    высшее   образование   и   стаж
педагогической работы от 10 до 20 лет.
     12 разряд:  11  квалификационная  категория  или профессиональное
высшее образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет.
     13 разряд: 2 квалификационная категория.
     14 разряд: высшая квалификационная категория.

                  Должностные обязанности психолога

     7 - 14 разряды.
     Осуществляет личный  прием  детей,  подростков  и других граждан,
нуждающихся в психологической помощи,  и оказывает ее в  установленном
порядке:  дает  по  телефону  необходимые консультации;  в специальном
журнале регистрирует граждан,  нуждающихся в психологической помощи  и
обратившихся на личный прием или по телефону.
     Проводит тестирование в плане психологического анализа  состояния
граждан  с  использованием  современных методов исследования личности,
оказывает  помощь  в  профессиональной  ориентации  и  психологической
реабилитации.
     При необходимости проводит консультации на дому обратившихся  лиц
в  службу  (дети  -  инвалиды,  имеющие  ограничения в передвижении) с
оформлением акта обследования.
     Консультирует детей,  подростков,  взрослых по различным вопросам
психологической реабилитации (взаимопонимание в  семье,  межличностные
отношения, возрастные особенности развития личности и др.).
     Поддерживает постоянные рабочие контакты с  комиссиями  по  делам
несовершеннолетних,     приютами,    психолого    -    педагогическими
диагностическими центрами и другими организациями, оказывающими помощь
в психологической реабилитации населения.
     Участвует в подборе кадров  Центра  в  плане  психологической  их
пригодности,  осуществляет  индивидуальное консультирование работников
Центра с целью оказания им помощи в решении производственных и  личных
проблем. Повышает свою квалификацию.
     Должен знать:  Конституцию  Российской  Федерации,   законы   РФ,
Конвенцию   о  правах  ребенка,  основы  социальной  политики,  права,
трудового и семейного законодательства, общую и социальную педагогику,
педагогическую,  социальную  и  возрастную детскую психологию,  основы
психотерапии,   сексологии,   психологического   консультирования    и
социально - психологического тренинга общения.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     7 разряд:  среднее  психологическое  или  среднее  педагогическое
образование   с   дополнительной   специальностью   "Психология"   без
предъявления требований к стажу работы.
     8 разряд:  высшее  психологическое  или   высшее   педагогическое
образование   с   дополнительной   специальностью   "Психология"   без
предъявления требований к стажу  работы  или  среднее  психологическое
либо    среднее    педагогическое    образование    с   дополнительной
специальностью "Психология" и стаж педагогической  работы  (работы  по
специальности) от 2 до 4 лет.
     9 разряд:  высшее  психологическое  или   высшее   педагогическое
образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж работы
от 2 до 4 лет или среднее психологическое либо среднее  педагогическое
образование   с  дополнительной  специальностью  "Психология"  и  стаж
педагогической работы (работы по специальности) от 4 до 6 лет.
     10 разряд:   высшее  психологическое  или  высшее  педагогическое
образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж работы
от  4 до 6 лет или среднее психологическое либо среднее педагогическое
образование  с  дополнительной  специальностью  "Психология"  и   стаж
педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет.
     11 разряд:  высшее  психологическое  или  высшее   педагогическое
образование   с  дополнительной  специальностью  "Психология"  и  стаж
педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет.
     12 разряд:   высшее  психологическое  или  высшее  педагогическое
образование  с  дополнительной  специальностью  "Психология"  и   стаж
педагогической  работы  (работы  по специальности) свыше 10 лет или 11
квалификационная категория.
     13 разряд: 1 квалификационная категория.
     14 разряд: высшая квалификационная категория.

                Должностные обязанности культработника

     7 - 13 разряды.
     Организует досуг детей,  подростков и других граждан, находящихся
на обслуживании в Центре.  Планирует культурно -  массовую  работу,  а
также  разрабатывает методические рекомендации по проведению различных
мероприятий.  Выявляет возможности детей,  подростков,  пенсионеров  и
инвалидов и вовлекает их в активный досуг.
     Организует встречи,  вечера отдыха,  тематические вечера, лекции,
выступления художественной самодеятельности. Оформляет "уголки отдыха"
в Центре.  Организует посещения выставок,  музеев и т.д.  Организует и
направляет работу клубов общения,  кружков по интересам,  привлекает к
участию в  них  интересных  людей  (местных  художников,  литераторов,
краеведов и т.д.).
     Проводит местные лотереи,  ярмарки,  коллективные  путешествия  -
экскурсии.
     Обеспечивает детей,  подростков,  пенсионеров, инвалидов книгами,
знакомит с новинками печати, газетами и журналами, участвует совместно
с библиотекой в формировании библиотечного фонда.
     Повышает свою  квалификацию  для  обеспечения необходимого уровня
организации досуга детей,  подростков, пенсионеров, инвалидов и других
категорий граждан.
     Должен знать:  Конституцию  Российской  Федерации,   законы   РФ,
Конвенцию  о  правах  ребенка.  Основы социальной педагогики,  общую и
социальную педагогику, педагогическую, социальную и возрастную детскую
психологию.  Возрастную  физиологию,  анатомию,  санитарию  и гигиену,
индивидуальные  особенности  развития  личности  детей,   музыкального
восприятия,  эмоций,  музыкальных возможностей детей разного возраста.
Правила и нормы охраны труда,  техники безопасности и  противопожарной
защиты  при  работе с детьми,  имеющими отклонения в развитии,  основы
дефектологии и соответствующие методики.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     7 разряд:  среднее профессиональное образование без  предъявления
требований к стажу работы.
     8 разряд:  профессиональное высшее образование  без  предъявления
требований  к  стажу работы или среднее профессиональное образование и
стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
     9 разряд:    профессиональное    высшее    образование   и   стаж
педагогической работы от 2  до  5  лет  или  среднее  профессиональное
образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет.
     10 разряд:   профессиональное   высшее   образование    и    стаж
педагогической  работы  от  5  до  10 лет или среднее профессиональное
образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет.
     11 разряд:    профессиональное    высшее   образование   и   стаж
педагогической работы свыше 10 лет или 11 квалификационная категория.
     12 разряд: 1 квалификационная категория.
     13 разряд: высшая квалификационная категория.

       Должностные обязанности инструктора по трудовой терапии

     5 - 6 разряды.
     Проводит работу   с   пациентами   в  соответствии  с  врачебными
назначениями по трудовой терапии. Готовит рабочее место и обеспечивает
его сырьем, материалами, исправными инструментами и оборудованием.
     Осуществляет контроль над обеспечением безопасных условий труда и
правильным  выполнением  больными  методов и приемов труда.  Переводит
больных от простых трудовых процессов к более сложным процессам. Ведет
по установленным формам ежедневный учет хранения и использования сырья
и  материалов,  инструментов  и   готовой   продукции.   Разрабатывает
ежемесячно  план  работы по трудотерапии.  Организует выставки изделий
детей и взрослых.
     Должен знать:   основы  физиологии  и  патофизиологии  организма;
основы трудовой терапии,  ее роль в медицинской реабилитации  больных;
организацию работы по трудовой терапии;  принципы подбора рациональных
приемов труда.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     5 разряд:  среднее специальное образование по профилю работы  без
предъявления требований к стажу работы.
     6 разряд:  среднее специальное образование по  профилю  работы  и
стаж работы по профилю не менее 2 лет.

     Должностные обязанности инструктора по лечебной физкультуре

     6 - 10 разряды.
     Подготавливает помещение,  гимнастические предметы и снаряды  для
проведения занятий по лечебной физкультуре,  контролирует самочувствие
детей и подростков до и после проведения занятий,  проводит занятия  в
бассейне.  По  назначению  врача  проводит  отдельные  виды  лечебного
массажа.  Совместно  с  рекомендациями  врачей   разрабатывает   схемы
лечебной  гимнастики  и  комплексы физических упражнений к ним,  ведет
учетно - отчетную документацию.
     Должен знать:   основы  физиологии  и  патофизиологии  организма,
методики проведения лечебной  физкультуры  для  больных  с  различными
заболеваниями,  показания  и  противопоказания  к  проведению лечебной
физкультуры,  основы  проведения  лечебного  массажа,  правила  личной
гигиены,  санитарно  -  гигиенические  нормы  при проведении занятий и
правила техники безопасности и охраны труда.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     6 - 7 разряды:  среднее медицинское или физкультурное образование
(инструктор  по  лечебной  физкультуре,  не  имеющий  квалификационной
категории).
     7 - 8 разряды:  среднее медицинское или физкультурное образование
(инструктор  по  лечебной  физкультуре,  имеющий  2   квалификационную
категорию).
     8 - 9 разряды:  среднее медицинское или физкультурное образование
(инструктор   по  лечебной  физкультуре,  имеющий  1  квалификационную
категорию).
     9 - 10 разряды: среднее медицинское или физкультурное образование
(инструктор по лечебной физкультуре,  имеющий высшую  квалификационную
категорию).

                 Должностные обязанности воспитателя

     7 - 14 разряды.
     Проводит повседневную работу по созданию условий для социально  -
психологической реабилитации и трудовой адаптации обслуживаемых детей.
Использует разнообразные приемы,  методы и средства обучения с детьми,
ведет коррекционно - развивающую работу (с группой или индивидуально).
     Обеспечивает сохранение и  укрепление  здоровья  детей,  проводит
мероприятия,  способствующие их психофизическому развитию, отвечает за
их жизнь и здоровье. Оказывает помощь в организации досуга и получении
дополнительного образования,  вовлекая детей в художественное и научно
-  техническое  творчество,  спортивные  секции,   кружки   и   другие
объединения по интересам.
     Организует с учетом возраста детей  работу  по  самообслуживанию,
соблюдение ими требований охраны труда,  техники безопасности, участие
в общественно полезном труде.
     Способствует проявлению  интереса  у  детей  к определенному роду
деятельности,   к   сознательному   выбору   профессии,    содействует
трудоустройству   и   дальнейшему   обучению.   Проводит   работу   по
профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
     Оказывает помощь  детям  в организации самоуправленческих начал в
деятельности коллектива.  Изучает индивидуальные способности, интересы
и  склонности у детей,  их семейные обстоятельства и жилищно - бытовые
условия.
     Взаимодействует с   родителями   или   лицами,   их  заменяющими.
Организует и проводит реабилитационно - коррекционную  и  культурно  -
массовую   работу   с   детьми,   максимально  использует  возможности
микрорайона   для   развития   разносторонней   общественно   полезной
деятельности   детей   и   привлекает  к  этой  работе  представителей
общественных организаций, спонсоров.
     Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской
Федерации,  решения Правительства РФ и органов управления образованием
по  вопросам  образования.  Конвенцию  о  правах ребенка,  педагогику,
психологию,  возрастную  физиологию  и  гигиену,  основы   доврачебной
медицинской  помощи,  теорию и методику воспитательной работы,  основы
государственной  молодежной   политики,   гражданского   и   трудового
законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.

             Требования к квалификации по разрядам оплаты

     1 разряд:  среднее профессиональное образование без  предъявления
требований к стажу работы.
     8 разряд:  высшее профессиональное образование  без  предъявления
требований  к  стажу работы или среднее профессиональное образование и
стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
     9 -   12  разряд:  профессиональное  высшее  образование  и  стаж
педагогической работы от 2  до  5  лет  или  среднее  профессиональное
образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет.
     13 разряд - 1 квалификационная категория.
     14 разряд - высшая квалификационная категория.