О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 ноября 1998 г. N 1391 (НТЦС) В целях обеспечения внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить на 1999-2007 годы прилагаемую федеральную целевую программу "Медицина высоких технологий" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации начиная с 1999 года при разработке комплексных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и предусматривать выделение средств на реализацию Программы. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия, направленные на повышение качества медицинской помощи населению на основе широкомасштабного использования в практике здравоохранения высоких медицинских технологий. Председатель Правительства Российской Федерации Е.Примаков УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1391 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА " МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ " ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий" Основание для разработки - распоряжение Президента Российской Программы Федерации от 29 декабря 1997 г. N 536-рп, постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1998 г. N 53 "О разработке федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" и создании Института хирургии высоких технологий" Государственный заказчик - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации Основные разработчики - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Институт хирургии высоких технологий Цели и задачи Программы - повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями (сердечно-сосудистые заболевания, сочетанные поражения различных органов, политравма); обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий; внедрение в повседневную практику головных лечебно-профилактических учреждений, расположенных в регионах, высокотехнологичных методов лечения с использованием последних достижений медицинской науки и техники; увеличение объема и эффективности методов оперативного и неоперативного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов лечения Сроки и этапы реализации - 1999-2007 годы: Программы первый этап (1999-2001 годы) - создание Института хирургии высоких технологий; дооснащение медицинским оборудованием существующих научно-практических центров федерального подчинения; подготовка кадров; второй этап (2002-2007 годы) - реализация основных мероприятий, широкомасштабное применение высоких медицинских технологий в медицинской практике Перечень основных - материально-техническое обеспечение мероприятий деятельности научно-практических Программы учреждений медицины высоких технологий; создание Института хирургии высоких технологий на базе действующего учреждения федерального подчинения; подготовка кадров для обеспечения деятельности научно-практических учреждений медицины высоких технологий; разработка новых высоких медицинских технологий; информационное обеспечение деятельности участников программных мероприятий Основные исполнители - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Институт хирургии высоких технологий Объемы и источники - для реализации Программы потребуются финансирования финансовые ресурсы в объеме 3107,66 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3105,86 млн. рублей, внебюджетных источников - 1,8 млн. рублей Ожидаемые конечные - повсеместное внедрение высоких результаты медицинских технологий в практику; реализации улучшение качества жизни и увеличение Программы ее продолжительности Система организации - контроль за реализацией Программы контроля осуществляют Министерство за исполнением Программы здравоохранения Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в установленном порядке 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. N 536-рп и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1998 г. N 53 "О разработке федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" и создании Института хирургии высоких технологий" в целях обеспечения внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий. Общеизвестно, что здоровье населения является зримым показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Среди основных демографических показателей в Российской Федерации в последнее десятилетие ХХ века особенно негативные изменения претерпели показатели смертности и рождаемости. Если в 1980 году в России рождалось 2,2 млн. человек, то в 1996 году - только 1,25 млн. человек. Естественная убыль населения приблизилась к 1 млн. человек в год. Такая статистическая картина отражает процесс депопуляции со скоростью и интенсивностью, характерной для периодов войн. Превышение смертности над рождаемостью характерно для 77 субъектов Российской Федерации, где проживает свыше 90 процентов населения страны. Наибольшие потери наше общество несет в результате распространения болезней сердечно-сосудистой системы, новообразований, травматизма и отравлений, детской патологии, болезней дыхательной системы, инфекционных заболеваний. Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний за последние 4 года увеличилась на 13 процентов (из расчета на 100 тыс. населения всех возрастов). Выросло число больных с врожденными аномалиями сердца и сосудов, особенно среди детей и подростков. Сердечно-сосудистой хирургии отводится важная роль в борьбе с болезнями сердца и сосудов. Однако количество операций при патологии сердца и сосудов в общем объеме хирургической помощи в стране составляет соответственно только 0,4 и 1,8 процента. Потери от травматизма и ортопедических заболеваний еще более значительны. Так, в 1997-1998 годах от травм пострадало более 12 млн. человек, от ортопедических заболеваний свыше 10 млн. человек. В общей структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности травматизм и заболевания опорно-двигательного аппарата занимают соответственно второе и третье места. В настоящее время развитие медицины высоких технологий тесно связано с деятельностью федеральных научно-исследовательских учреждений. Медицинская наука призвана повлиять на основные показатели здоровья нации путем разработки и внедрения в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний. За последние годы в результате экспериментальных исследований ученые Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения Российской Федерации получили новые данные о структуре и функциях центральной нервной системы и ее интегративной деятельности, молекулярных механизмах узнавания, клеточных мембранах, действии ионизирующих излучений на организм человека, причинах возникновения злокачественных новообразований. Наряду с фундаментальными исследованиями важнейшей задачей, стоящей перед федеральными научно-исследовательскими учреждениями, является разработка новых медицинских технологий. Помимо сердечно-сосудистой хирургии, трансплантологии, травматологии, ортопедии и нейрохирургии новые методы диагностики и лечения разрабатываются также в других областях медицины. Огромное значение для будущего отечественной медицины имеет развитие молекулярной биологии и генетики, поскольку именно эти отрасли медицины будут определять медицину XXI века. От успехов ученых-медиков в этих областях в значительной мере зависит будущее человечества. Генная терапия предполагает разработку безопасных и высокотехнологичных способов введения в клетки пациентов недостающих генов или замену дефектных генов. Разработаны подходы для коррекции молекулярных нарушений как методами генной инженерии, так и путем восстановления структуры и функции поврежденных биологических мембран при иммунодефицитах, заболеваниях печени, нервной системы. На примере лечения больных с тяжелым заболеванием легких - муковисцидозом создается первая в стране модель генно-терапевтического лечения, которое в дальнейшем будет внедрено в практику медицины. В области гематологии и трансфузиологии наибольшее значение имеют завершение разработки и выпуск искусственной крови на основе модифицированного человеческого гемоглобина, а также выпуск кровезаменителей, антистафилококкового, противостолбнячного и антимоноцитарного иммуноглобулинов. Широкое применение в стоматологии получили разработанные отечественными учеными комплекты биоактивных имплантатов из композиционной керамики для устранения дефектов нижней челюсти и лицевого скелета при костно-реконструктивных и костно-пластических операциях. Преимуществами данных имплантатов является их высокая прочность, легкость крепления мини-пластинками или проволочными швами. При сложных дефектах или повреждениях лицевого скелета возможны индивидуальное изготовление имплантатов, моделирование их во время операции. Планируется разработать и внедрить в практику новые медицинские технологии в области диагностики. Предполагается разработка наиболее информативного и точного метода - ДНК-диагностики с применением полимеразной цепной реакции (ПЦР). Планируется организация лабораторной службы с применением ПЦР во всех основных регионах России, а также распространение технологий неинвазивной (бескровной) биохимической диагностики. Другой важной задачей федеральных научно-исследовательских учреждений является разработка научно обоснованных стандартов на определенные виды специализированной медицинской помощи и механизма передачи научной продукции в региональные центры. Для успешного решения задач, стоящих перед федеральными научно-исследовательскими учреждениями, развития медицины высоких технологий необходимо осуществить мероприятия по укреплению и переоснащению ведущих федеральных научных центров - основных производителей высоких медицинских технологий и созданию оптимального механизма реализации высоких медицинских технологий. Для разработки и широкого внедрения в практику новых современных технологий в области сердечно-сосудистой хирургии, трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, педиатрии и детской хирургии, акушерства и гинекологии необходимо создать новое поколение аппаратов, приборов, инструментов для диагностики, лечения и профилактики болезней, подготовить и обучить квалифицированные кадры, создать в стране телекоммуникационную систему. Сегодня в России есть все предпосылки для повсеместного внедрения высокотехнологичных средств и методов в практику здравоохранения. Учеными Российской академии наук и Российской академии медицинских наук разработаны приборы и инструменты, позволяющие производить тончайшие операции на всех органах и тканях, независимо от природы заболевания (атеросклероз, опухоли, политравма, болезни уха, горла и носа, эндокринные заболевания и т.д.). Однако осуществление этих операций остается малодоступным для широких слоев населения. Поэтому отдельные успехи ученых-медиков практически не отражаются на показателях качества жизни и ее продолжительности в масштабах всей страны. Мероприятия Программы предполагается осуществить под руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, силами и средствами отдельных научно-исследовательских учреждений, различных министерств, ведомств, творческими научными коллективами на конкурсной основе (в том числе по грантам). 2. Основные цели и задачи Программы Конечной целью Программы является улучшение основных показателей здоровья населения, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями, обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий. Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач: разработка и внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий; внедрение в повседневную практику головных лечебно-профилактических учреждений регионов высокотехнологичных методов диагностики и лечения; увеличение объема и повышение эффективности применения методов оперативного и неоперативного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов лечения. При этом осуществляются: разработка и внедрение высоких медицинских технологий в практическое здравоохранение; создание и сохранение материальной, научной, лечебно-профилактической базы вновь создаваемых и функционирующих учреждений и организаций; подготовка высококвалифицированных кадров по основным клиническим специальностям, предусмотренным Программой, включая организацию кафедры и курсов на базе Института хирургии высоких технологий и других ведущих научных и учебных учреждений здравоохранения; разработка современных нормативов и стандартов специализированной медицинской помощи; обеспечение потребности населения в специализированной медицинской помощи. Решение этих задач уже в ближайшем будущем приведет к значительному снижению заболеваемости и смертности населения Российской Федерации. 3. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться в 1999-2007 годах в два этапа. На первом этапе (1999-2001 годы) предусматривается создание Института хирургии высоких технологий - головного учреждения по проблеме; развитие и укрепление материально-технической базы научных и практических учреждений здравоохранения, подготовка медицинского и технического персонала, научная разработка новых медицинских технологий и их стандартизация, разработка основных мероприятий по информационному обеспечению учреждений, участвующих в реализации Программы. На втором этапе (2002-2007 годы) планируется реализация мероприятий по внедрению высоких медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях, расположенных в субъектах Российской Федерации, их дооснащение современным медицинским оборудованием, в том числе телекоммуникационными системами. 4. Система программных мероприятий Система мероприятий Программы (см.приложение) предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития здравоохранения, требований нормативных документов, реальной экономической ситуации в стране и состояния здоровья населения. Программа предполагает поэтапное решение проблемы внедрения высоких медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях страны, при этом имеется в виду создание организационной структуры, совершенствование материально-технической базы, научное и кадровое обеспечение в основном на федеральном уровне на первом этапе, с тем чтобы на втором этапе добиться повсеместного распространения высоких медицинских технологий. 5. Ресурсное обеспечение Программы Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены собственные средства федерального государственного унитарного предприятия - Института хирургии высоких технологий. Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с созданием Института хирургии высоких технологий, подготовкой кадров, информационным и научным обеспечением Программы, составит 3107,66 млн. рублей, в том числе 3105,86 рублей за счет средств федерального бюджета и 1,8 млн. рублей за счет внебюджетных источников. В 1999 году финансирование программных мероприятий предусмотрено в объеме 835,95 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке. 6. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий на конкурсной основе. Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы. Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями. Исполнители отдельных мероприятий Программы - предприятия, учреждения, организации, общественные объединения определяются на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". В ходе реализации Программы Министерством здравоохранения Российской Федерации будут предприниматься меры по заключению договоров с международными организациями в целях привлечения финансовых средств для осуществления совместных проектов по укреплению материально-технической базы учреждений, осуществляющих высокоспециализированную медицинскую помощь, внедрению новых технологий профилактики и лечения заболеваний, а также по развитию сотрудничества и кооперации на взаимовыгодной (паритетной) основе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. 7. Организация управления Программой, контроль за ходом ее реализации Структура управления реализацией Программы включает три уровня: управление выполнением основных мероприятий Программы в целом, координация и научно-методическое руководство; координация реализации входящих в состав Программы проектов, согласование с сопряженными аналогичными федеральными программами; управление выполнением проектов как основного звена Программы, согласование с сопряженными проектами. Управление реализацией Программы осуществляют заказчик, определяющий требования к содержанию Программы и проектов, оказывающий содействие в ресурсном обеспечении и контролирующий ход их выполнения, и научный руководитель, который несет ответственность за содержание и научно-технический уровень Программы и проектов. Государственный заказчик Программы - Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук создает дирекцию по реализации Программы. Непосредственное руководство дирекцией возлагается на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации. Заместитель Министра здравоохранения осуществляет координацию и контроль деятельности по выполнению Программы, определяет источники финансирования, координирует деятельность исполнителей. Научным руководителем Программы является вице-президент Российской академии медицинских наук, который обеспечивает разработку концепции Программы, ее структуры, методических документов, координирует деятельность научных руководителей по подпрограммам, организует подготовку научно-практических конференций и научных совещаний по тематике Программы. Министерство здравоохранения Российской Федерации и Российская академия медицинских наук ежегодно в установленном порядке направляют информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. 8. Оценка эффективности реализации Программы Эффективность Программы оценивается по прогнозируемому улучшению ряда показателей здоровья населения России, полученных в результате широкомасштабного применения высоких медицинских технологий в практике здравоохранения. Ожидается, что современная диагностика, профилактика и лечение основных хирургических и нехирургических болезней, указанных в Программе, сократят потери от временной утраты трудоспособности, снизят показатели по первичной инвалидности и смертности населения. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения, в том числе: увеличить продолжительность жизни больных, страдающих особо сложными и сочетанными заболеваниями, за счет радикального расширения применения медицины высоких технологий в регионах России; улучшить основные показатели здоровья населения Российской Федерации; снизить количество случаев инвалидности, полученной в результате осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, сочетанных поражений различных органов, политравмы; ликвидировать острую нехватку высококвалифицированных специалистов международного уровня, одновременно устранив потерю специалистов, невостребованных вследствие крайне низкой эффективности работы ряда специализированных учреждений здравоохранения; определить потребность в производстве оборудования, инструментов, необходимых для современного обеспечения лечебного процесса; довести объем кардиохирургической и нейрохирургической помощи, а также оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата до уровня современных европейских стандартов. ПРИЛОЖЕНИЕ к федеральной целевой программе "Медицина высоких технологий" Мероприятия федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" и объемы финансирования (млн. рублей) __________________________________________________________________________________________ |Объем | В том числе |ассигнований |____________________________________ Мероприятия |на 1999-2007 |1999 год|2000 год|2001 год|2002- |годы всего | | | |2007 годы |______________| | | | |в том числе из| | | | |федерального | | | | |бюджета | | | | ______________________________________|______________|________|________|________|_________ 1. Материально-техническое обеспечение деятельности научно-практических учреждений медицины высоких технологий 1. Создание Института хирургии высоких 240* 100* 100 40 - технологий на базе действующего ---- ---- --- -- учреждения федерального подчинения 240 100 100 40 2. Материально-техническое обеспечение 2206** 600** 613** 300** 693** деятельности научных и ------ ----- ----- ----- ----- лечебно-профилактических учреждений 2206 600 613 300 693 2. Подготовка кадров 3. Организация подготовки специалистов 12 2 2 1 7 по направлениям медицины высоких -- - - - - технологий и повышение их 12 2 2 1 7 квалификации. Создание кафедры медицины высоких технологий 4. Подготовка специалистов за рубежом 10 1 1 1 7 -- - - - - 10 1 1 1 7 3. Разработка новых высоких медицинских технологий 5. Разработка и создание новых 180 36 22 22 100 медицинских технологий для --- -- -- -- --- инвазивного вмешательства в целях 180 36 22 22 100 диагностики, лечения и профилактики для применения в области сердечно-сосудистой и грудной хирургии, нейрохирургии, трансплантации органов, микрохирургии, травматологии и ортопедии, хирургии органов брюшной полости, стоматологии, гематологии и трансфузиологии, анестезиологии, реаниматологии (включая искусственное кровообращение), акушерстве и гинекологии, а также в экстремальных условиях 6. Разработка и создание новых 150 30 20 20 80 медицинских технологий для --- -- -- -- -- неинвазивной диагностики, лечения и 150 30 20 20 80 профилактики болезней на основании использования ионизирующих излучений (в том числе радионуклидных), рентген-излучений и ангиографии, неионизирующих излучений (лазерные, электромагнитные, ультразвук, фотодинамическая терапия, магнитно-резонансные и др.), компьютерных систем получения, обработки и предоставления информации; микропроцессоров, математического моделирования; телекоммуникационных систем, методов традиционной медицины, методов спектрометрии и др. 7. Разработка с помощью биотехнологии 124 24 20 20 60 новых методов диагностики, лечения --- -- -- -- -- (в том числе генной терапии) и 124 24 20 20 60 профилактики инфекционных, паразитарных, неинфекционных и наследственных болезней 8. Разработка высоких технологий 62 12 10 10 30 комплексного лечения и --- -- -- -- -- реабилитации: 62 12 10 10 30 маловесных детей, детей с перинатальной патологией; лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам, техногенным и экологическим воздействиям; послеоперационных больных и др. 9. Разработка и создание новых 90 18 15 15 42 медицинских технологий для --- -- -- -- -- фундаментальных 90 18 15 15 42 медико-биологических исследований (приборов, автоматизированных лабораторных комплексов, компьютерных систем; математического моделирования, биологических моделей) 4. Информационное обеспечение 10. Создание на базе Государственной 28,4 10,69 2,17 2,22 13,32 центральной научной медицинской ---- ----- ---- ---- ----- библиотеки центра информационного 28,4 10,69 2,17 2,22 13,32 обеспечения Программы 11. Создание классов доступа для 2,22 1,5 0,09 0,09 0,54 участников Программы к ---- --- ---- ---- ----- международным информационным 2,22 1,5 0,09 0,09 0,54 ресурсам и центру информационного обеспечения Программы посредством подключения к сети Интернет 12. Создание баз данных участников 1,24 0,76 0,06 0,06 0,36 Программы и представление их ---- ----- ---- ---- ----- пользователям через федеральный 1,24 0,76 0,06 0,06 0,36 центр в режиме удаленного доступа, а также на CD-ROM 13. Создание федерального центра 0,9 0,7 0,1 0,1 0,3 дистанционного обучения высоким ---- ----- ---- ---- ----- медицинским технологиям - - - - - 14. Создание федерального центра 0,9 0,5 0,1 0,1 0,2 дистанционного консультирования и ---- ----- ---- ---- ----- диагностики с использованием - - - - - высоких медицинских технологий Всего 3107,66 836,85 805,52 431,57 1033,72 ------- ------ ------ ------ ------- 3105,86 835,95 805,32 431,37 1033,22 __________________________________________________________________________________________ ________________________ * В том числе 100 млн. рублей за счет действующих кредитных линий. ** В том числе 1213 млн. рублей за счет действующих кредитных линий. |