О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ РАДИАЦИОННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ, ВЫЗВАННОЙ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 11 декабря 1998 г. N 3369-II ГД (НТЦС) Чрезвычайная радиационная и экологическая ситуация в Уральском регионе, вызванная последствиями деятельности производственного объединения "Маяк", не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в мире. Это подтвердили материалы проверки Челябинской, Свердловской и Курганской областей, осуществленной Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации в 1998 году. Проблема заключается в хранении радиоактивных отходов, образовавшихся в процессе многолетней работы производственного объединения "Маяк". Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации приняты две федеральные целевые программы - "Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года" и "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года", не решены задачи, связанные с обеспечением безопасной формы хранения радиоактивных отходов и со снижением риска возникновения радиационных аварий: Причина - в практически полном отсутствии финансирования указанных программ: первая профинансирована в целом на 6 процентов от утвержденных объемов, вторая - на 10,4 процента. Вследствие этого, а также несвоевременного и неполного финансирования работ по выполнению государственного оборонного заказа, переработке и хранению отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок производственное объединение "Маяк" сегодня не в состоянии обеспечить выполнение поставленных перед ним государственных задач с достаточной гарантией безопасности. Особую тревогу вызывает положение дел с переработкой и хранением жидких высокоактивных отходов. Их за истекший период накоплено около 400 млн. кюри. Они хранятся в емкостях - аналогах емкостей, взрыв одной из которых привел к печально известной аварии 1957 года. Остеклование жидких радиоактивных отходов в настоящее время является единственным методом их безопасного хранения. Однако действовавшая до января 1997 года печь остеклования после выработки двойного ресурса остановлена. В ближайшее время это может привести к остановке радиохимического производства, прекращению переработки всех видов отработавшего ядерного топлива и значительному возрастанию радиационной опасности. Такая ситуация усугубляет социальную напряженность среди населения, проживающего в зоне, прилегающей к производственному объединению "Маяк". В целях снижения риска возникновения радиационных аварий и катастрофы в Уральском регионе, создания условий для безопасного-проживания населения в зоне, прилегающей к производственному объединению "Маяк", обеспечения социальной реабилитации и социальной защиты населения, пострадавшего от радиационного воздействия вследствие деятельности указанного производственного объединения, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: провести заседание Правительства Российской Федерации с участием представителей законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Челябинской, Свердловской и Курганской областей, посвященное решению вопросов, связанных с чрезвычайной радиационной и экологической ситуацией в Уральском регионе, вызванной последствиями деятельности производственного объединения "Маяк"; разработать федеральную целевую программу по вопросам социальной реабилитации и радиационной безопасности Уральского региона на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, основное внимание уделив завершению неотложных работ по снижению риска возникновения радиационных аварий и катастрофы в Уральском регионе; рассмотреть вопрос о возможности выделения дополнительных средств производственному объединению "Маяк" на реализацию запланированных мероприятий в соответствии с федеральной целевой программой "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года". 2. Рекомендовать Совету Безопасности Российской Федерации обратить внимание на чрезвычайную радиационную и экологическую ситуацию в Уральском регионе, вызванную последствиями деятельности производственного объединения "Маяк". 3. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, Комитету Государственной Думы по безопасности, Комитету Государственной Думы по обороне, Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике при предварительном рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" уделить особое внимание обеспечению в полном объеме финансирования федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года". 4. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 5. Направить настоящее Постановление для опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете". 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 11 декабря 1998 г. N 3369-II ГД |