О НЕДОПУЩЕНИИ ПЕРЕХОДА В СОБСТВЕННОСТЬ НЕРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКЦИЙ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ИМЕЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 04.12.98 3331-II ГД

                О НЕДОПУЩЕНИИ ПЕРЕХОДА В СОБСТВЕННОСТЬ
     НЕРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКЦИЙ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ,
     ИМЕЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
                       БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          4 декабря 1998 г.
                             N 3331-II ГД                                                   

                                (НТЦС)


     16 ноября   1998   года   истек   срок   действия   моратория  на
осуществление  российскими  коммерческими  банками  выплат   страховых
платежей  по кредитам,  обеспеченным залогом ценных бумаг,  по срочным
валютным  контрактам  и  по  возврату   полученных   от   нерезидентов
Российской   Федерации  финансовых  кредитов.  В  результате  возникла
реальная угроза обращения взыскания нерезидентами Российской Федерации
на активы ряда крупнейших российских коммерческих банков,  в частности
ОНЭКСИМ  Банка,  Банка  "МЕНАТЕП",  Альфа-Банка,   Инкомбанка,   Банка
"СБС-Агро".  В  составе  активов указанных банков находятся акции ряда
промышленных  предприятий,   имеющих   стратегическое   значение   для
обеспечения  национальной  безопасности  государства,  таких,  как РАО
"Норильский никель",  АО "СИДАНКО",  АО "ЮКОС", АО "Тюменская нефтяная
компания",  АО "Сибнефть", ОКБ "Сухой" и других. Результатом обращения
взыскания на данные активы станет  установление  полного  контроля  за
деятельностью   предприятий,   имеющих   стратегическое  значение  для
обеспечения  национальной   безопасности   государства,   со   стороны
нерезидентов  Российской  Федерации,  что  повлечет за собой нанесение
невосполнимого ущерба национальной безопасности Российской Федерации.
     Акции большей   части   указанных  предприятий  были  приобретены
российскими коммерческими банками в  результате  проведения  залоговых
аукционов,  законность  которых неоднократно подвергалась сомнению,  в
частности со стороны  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и
Счетной   палаты  Российской  Федерации.  Однако  действенных  мер  по
исправлению  допущенных  нарушений   ни   со   стороны   Правительства
Российской   Федерации,   ни  со  стороны  правоохранительных  органов
предпринято не было.
     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
выражает серьезную озабоченность в связи с реальной угрозой  нанесения
ущерба национальной безопасности Российской Федерации.  При отсутствии
реальных  экономических  механизмов   предотвращения   перехода   прав
собственности  на стратегические предприятия к нерезидентам Российской
Федерации  единственным  правовым  выходом  из  создавшейся   ситуации
является  признание  в  судебном порядке сделок,  совершенных по схеме
"залоговых аукционов", ничтожными по следующим основаниям:
     согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 августа 1995
года N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций,  находящихся
в  федеральной  собственности"  кредиты,  полученные  от  коммерческих
банков  при  передаче  акций  в  залог,  включались  в  счет   доходов
федерального  бюджета  от продажи федеральной собственности.  Однако в
соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год"
поступления   в   федеральный   бюджет,  связанные  с  находящимися  в
федеральной собственности акциями,  формируются только  из  дивидендов
или доходов от их продажи;
     упомянутый Указ Президента Российской Федерации не предусматривал
никакого  иного  механизма  возврата  кредитов,  кроме как посредством
реализации заложенных акции,  а также не устанавливал конкретные сроки
возврата кредитов;
     положения Указа Президента Российской  Федерации  от  31  августа
1995  года  N  889  "О  порядке  передачи  в  1995 году в залог акций,
находящихся  в  федеральной  собственности"  об   определении   сроков
действия   кредитных   договоров   устанавливали,   что  при  возврате
Правительством Российской Федерации  средств  кредиторам  прекращается
действие  договоров  кредита,  что  фактически  означало  освобождение
кредиторов от обязанности возврата залога;
     в соответствии  с  Указом  Президента  Российской Федерации от 31
августа 1995 года N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций,
находящихся  в  федеральной собственности" залогодержатель практически
получал   все   права   собственника   акций,   тогда   как   согласно
законодательству  Российской  Федерации  переход  права  собственности
возможен только после  совершения  сделки  купли-продажи,  но  не  при
залоге;
     участниками всех залоговых аукционов  и  их  гарантами  выступали
попеременно   одни   и  те  же  юридические  лица,  что  позволяло  им
предварительно согласовывать и координировать свои  действия  в  целях
приобретения пакетов акций по заниженной стоимости;
     согласно Гражданскому  кодексу  Российской  Федерации  реализация
заложенного  имущества  возможна  только  по решению суда,  а не путем
заключения договора комиссии.
     Все вышеназванные  аргументы  указывают  на то,  что все договоры
кредита,  заключенные  между  Правительством  Российской  Федерации  и
коммерческими  банками в рамках схемы "залоговых аукционов",  по своей
сути должны быть признаны притворными сделками,  совершенными в  целях
отчуждения   государственной   собственности   -  акций  стратегически
значимых  предприятий.  Согласно  статье  170   Гражданского   кодекса
Российской  Федерации притворная сделка,  совершенная с целью прикрыть
другую сделку, является ничтожной.
     Исходя из   вышеизложенного,  Государственная  Дума  Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Предложить   Президенту  Российской  Федерации  отменить  Указ
Президента Российской Федерации от 31  августа  1995  года  N  889  "О
порядке передачи в 1995 году в залог акций,  находящихся в федеральной
собственности" и Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1995
года  N  1067  "О  сроках реализации акций,  находящихся в федеральной
собственности и передаваемых в залог в 1995 году".
     2. Предложить Правительству  Российской  Федерации  обратиться  с
исковыми  заявлениями в суд о признании недействительными всех сделок,
вытекающих  из  договоров  кредита,  договоров  залога  находящихся  в
федеральной  собственности  акций  и договоров комиссии по результатам
залоговых аукционов.
     3. Предложить   Правительству   Российской   Федерации   в  целях
предотвращения  отчуждения  в  собственность  нерезидентов  Российской
Федерации  оспариваемого  имущества  -  акций  стратегически  значимых
предприятий - инициировать в  судебном  порядке  наложение  ареста  на
указанное имущество.
     4. Направить   настоящее   Постановление   Президенту  Российской
Федерации,  в  Совет  Федерации   Федерального   Собрания   Российской
Федерации,  Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору
Российской Федерации.
     5. Опубликовать  настоящее  Постановление в "Российской газете" и
"Парламентской газете".
     6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                         Г.Н. Селезнев
4 декабря 1998 г.
N 3331-II ГД